kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения К.Г. Паустовский "Барсучий нос"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературное чтение.

К.Г. Паустовский. «Барсучий нос»"

Цели: обеспечение целостного восприятия и понимания текста; развивать умение выделять главную мысль, развивать умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга, обобщать, сравнивать, делать выводы; развивать познавательный и читательский интерес; воспитывать любовь к природе.

Слайд 1

1. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня мы проанализируем рассказ «Барсучий нос» К.Г. Паустовского и составим план этого рассказа.

Слайд 2-10

2. Подготовка к восприятию.

1) Знакомство с биографией писателя

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Детство провёл на Украине у деда и бабки.

Учился в киевской гимназии, поступил в Киевский университет, но закончить его не успел в связи с переездом в Москву.

Работал репетитором, санитаром, кондуктором трамвая, рабочим на заводе.

Много путешествовал по стране. Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями. Во второй половине 30 годов появляются рассказы и сказки, написанные для детей: «Резиновая лодка», «Золотой линь», «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», «Растрёпанный воробей», «Стальное колечко», «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос» и другие.  Всю свою любовь писатель посвятил трём темам: людям, искусству и природе.

Сегодня мы познакомимся с лесным жителем из рассказа Паустовского «Барсучий нос»

2) Сообщение о барсуке (слайд 11-12)

– По каким приметам мы можем узнать барсука?

– Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. По спине у барсука идут белые продольные полосы. Живёт в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озёр. Питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых.

3) Объяснение значения слов.

Прежде, чем работать над текстом, объясним значение следующих слов:дёготь, чёлн, вереск, пуд

3. Работа над чтением трудных слов, словарная работа: (слайд 14 – 17 )

  • Раз - брыз - ги - ва - я – разбрызгивая
  • Не - го - до - ва - ни - е – негодование
  • Вспо - ло - ши - лись – всполошились

4. Чтение и анализ рассказа

1 часть – читает ученик

– Какие литературные приёмы использует писатель в этом отрывке?

– О каких приметах осенней природы рассказывает писатель?

– С чем сравнивает воду в озере?

– Какую рыбу ловили рыбаки?

– О чём вы узнали из этой части?

– Как мы её озаглавим? (Осенняя рыбалка на озере) (слайд 18)

2 часть – чтение «по цепочке»

– Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре?

– Выборочное чтение:

– Зачитайте, как отдыхавшие у костра люди, обнаружили присутствие какого- то зверя?

– Найдите ответ в учебнике. Почему он прибежал к костру?

– Зачитайте, какими словами автор характеризует мальчика?

– Поясните слова: мальчик «лучше нас, взрослых …всё замечал и рассказывал»? Нарисуйте словесную картину к этой части

– О чём говорится во 2 части?

– Как мы её озаглавим? (Ужин у костра)(слайд 19)

Физкультминутка 

3 часть – читает учитель

– Вставить пропущенные глаголы (задание по вариантам)

– Кто первым услышал фырканье зверя?

Краткий пересказ по опорным словам. 

 Опорные слова: фырканье зверя, мокрый чёрный нос, маленький барсук, картошка.

1 вариант: зачитать отрывок о том, как было больно барсуку.

Барсук ….и с отчаянным воплем ….обратно в траву. Он ……. и …. на весь лес, ……кусты и ……от негодования и боли.

2 вариант: зачитать, как повели себя обитатели леса и реки

Без времени … испуганные лягушки, ….птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ….пудовая щука.

О чём узнали из 3 части?

Как мы её озаглавим? (Зверёк решил поужинать у людей) Слайд 20

4 часть – самостоятельное чтение

Слайд 21

– Найти отрывок к иллюстрации в учебнике

– Придумайте вопросы к этой части.

– Мальчик первым увидел, что барсук лечит свой нос. Как это характеризует мальчика?

– Из каких строк видно, что барсуку было очень больно?

– Поднимите руку, кто из вас получал ожог?

– При ожоге нужно больное место подставить под струю холодной воды. Наш барсук тоже нашёл прохладное место.

– Что мы можем сказать о барсуке?

– О чём говорится в этой части?

– Как мы её озаглавим? (Барсук лечит свой нос)

5 часть – читает учитель

– Почему автор узнал барсука?

–Как мы озаглавим эту часть? (Встреча через год) Слайд 22

План Слайд 23

5. Итог урока

– Если бы автор не пошёл за мальчиком и ограничился бы только тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай?

– Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик?

Наблюдательные люди никогда не будут разорять птичьи гнёзда, ломать ветки деревьев, обижать зверей, разрушать муравейники.

– Какова главная мысль рассказа?

Итак, красота природы завораживает и остаётся в душе человека. Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту.

 Релаксация

Слайд 24

  • Меня удивило….
  • Мне стало жалко.
  • Мне не понравилось…
  • Меня восхитило…
  • Меня поразило.

8. Домашнее задание:

Слайд 25

пересказ от лица барсука
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения К.Г. Паустовский "Барсучий нос"»

Литературное чтение.

К.Г. Паустовский. «Барсучий нос»"

Цели: обеспечение целостного восприятия и понимания текста; развивать умение выделять главную мысль, развивать умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга, обобщать, сравнивать, делать выводы; развивать познавательный и читательский интерес; воспитывать любовь к природе.

Слайд 1

1. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня мы проанализируем рассказ «Барсучий нос» К.Г. Паустовского и составим план этого рассказа.

Слайд 2-10

2. Подготовка к восприятию.

1) Знакомство с биографией писателя

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Детство провёл на Украине у деда и бабки.

Учился в киевской гимназии, поступил в Киевский университет, но закончить его не успел в связи с переездом в Москву.

Работал репетитором, санитаром, кондуктором трамвая, рабочим на заводе.

Много путешествовал по стране. Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями. Во второй половине 30 годов появляются рассказы и сказки, написанные для детей: «Резиновая лодка», «Золотой линь», «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», «Растрёпанный воробей», «Стальное колечко», «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос» и другие.  Всю свою любовь писатель посвятил трём темам: людям, искусству и природе.

Сегодня мы познакомимся с лесным жителем из рассказа Паустовского «Барсучий нос»

2) Сообщение о барсуке (слайд 11-12)

– По каким приметам мы можем узнать барсука?

– Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. По спине у барсука идут белые продольные полосы. Живёт в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озёр. Питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых.

3) Объяснение значения слов.

Прежде, чем работать над текстом, объясним значение следующих слов:дёготь, чёлн, вереск, пуд

3. Работа над чтением трудных слов, словарная работа: (слайд 14 – 17 )

  • Раз - брыз - ги - ва - я – разбрызгивая

  • Не - го - до - ва - ни - е – негодование

  • Вспо - ло - ши - лись – всполошились

4. Чтение и анализ рассказа

1 часть – читает ученик

– Какие литературные приёмы использует писатель в этом отрывке?

– О каких приметах осенней природы рассказывает писатель?

– С чем сравнивает воду в озере?

– Какую рыбу ловили рыбаки?

– О чём вы узнали из этой части?

– Как мы её озаглавим? (Осенняя рыбалка на озере) (слайд 18)

2 часть – чтение «по цепочке»

– Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре?

– Выборочное чтение:

– Зачитайте, как отдыхавшие у костра люди, обнаружили присутствие какого- то зверя?

– Найдите ответ в учебнике. Почему он прибежал к костру?

– Зачитайте, какими словами автор характеризует мальчика?

– Поясните слова: мальчик «лучше нас, взрослых …всё замечал и рассказывал»? Нарисуйте словесную картину к этой части

– О чём говорится во 2 части?

– Как мы её озаглавим? (Ужин у костра)(слайд 19)

Физкультминутка 

3 часть – читает учитель

– Вставить пропущенные глаголы (задание по вариантам)

– Кто первым услышал фырканье зверя?

Краткий пересказ по опорным словам. 

Опорные слова: фырканье зверя, мокрый чёрный нос, маленький барсук, картошка.

1 вариант: зачитать отрывок о том, как было больно барсуку.

Барсук …..и с отчаянным воплем …..обратно в траву. Он ……. и …. на весь лес, ……кусты и ……от негодования и боли.

2 вариант: зачитать, как повели себя обитатели леса и реки

Без времени … испуганные лягушки, ….птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ….пудовая щука.

О чём узнали из 3 части?

Как мы её озаглавим? (Зверёк решил поужинать у людей) Слайд 20

4 часть – самостоятельное чтение

Слайд 21

– Найти отрывок к иллюстрации в учебнике

– Придумайте вопросы к этой части.

– Мальчик первым увидел, что барсук лечит свой нос. Как это характеризует мальчика?

– Из каких строк видно, что барсуку было очень больно?

– Поднимите руку, кто из вас получал ожог?

– При ожоге нужно больное место подставить под струю холодной воды. Наш барсук тоже нашёл прохладное место.

– Что мы можем сказать о барсуке?

– О чём говорится в этой части?

– Как мы её озаглавим? (Барсук лечит свой нос)

5 часть – читает учитель

– Почему автор узнал барсука?

–Как мы озаглавим эту часть? (Встреча через год) Слайд 22

План Слайд 23

5. Итог урока

– Если бы автор не пошёл за мальчиком и ограничился бы только тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай?

– Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик?

Наблюдательные люди никогда не будут разорять птичьи гнёзда, ломать ветки деревьев, обижать зверей, разрушать муравейники.

– Какова главная мысль рассказа?

Итак, красота природы завораживает и остаётся в душе человека. Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту.

Релаксация

Слайд 24

  • Меня удивило….

  • Мне стало жалко..

  • Мне не понравилось…

  • Меня восхитило…

  • Меня поразило...

8. Домашнее задание:

Слайд 25

пересказ от лица барсука



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературного чтения К.Г. Паустовский "Барсучий нос"

Автор: Ахметова Лилия Рифгатовна

Дата: 04.10.2017

Номер свидетельства: 430816

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока по литературному чтению на тему К. Г. Паустовский "Барсучий нос" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-na-tiemu-k-g-paustovskii-barsuchii-nos"
    ["file_id"] => string(6) "111192"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407180942"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по программе "Перспектива" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-v-3-klassie-po-proghrammie-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "107376"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403242207"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Конспект урока литература"
    ["seo_title"] => string(27) "konspiekt-uroka-litieratura"
    ["file_id"] => string(6) "260319"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448943195"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Конспект урока литература"
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-litieratura-1"
    ["file_id"] => string(6) "260320"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448943202"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Конспект урока литература"
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-litieratura-2"
    ["file_id"] => string(6) "260321"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448943209"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства