kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению Н. Носов "Затейники"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Носова, с рассказом Носова "Затейники"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению Н. Носов "Затейники"»


Муниципальное общеобразовательное учреждение «школа №18 города Тореза»









Конспект урока литературного чтения

во 2 классе





Тема: Н. Носов «Затейники»





Учитель 2-Б класса: Филенко О. И.

















2018-2019 уч. год







Тема: Н. Носов «Затейники».

Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. Носова, с рассказом Н.Н. Носова «Затейники».

Задачи:

Обучающая:

- отрабатывать навыки беглого сознательного и выразительного чтения;

формировать умение устанавливать последовательность событий,

происходящих в рассказе; находить в тексте конкретные сведения, факты ;

умение высказывать собственное мнение.

Развивающая:

- продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником,

отрабатывать активное умение слушать выступающего, доброжелательно и

корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение

работать в парах, группах, развивать память, логическое мышление, речь

учащегося.

Воспитывающая:

- создавать условия для воспитания интереса к предмету, чувства дружбы и доброты, уважения друг к другу.

Формирование УУД:

Познавательные УУД:

- умение самостоятельно и произвольно строить

речевое высказывание в устной форме, смысловое чтение, извлечение

необходимой информации из прочитанного текста, осознание главной мысли

текста.

Личностные УУД:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из

социальных и личностных ценностей, осознание через чтение

художественного произведения основные ценности взаимоотношений

(взаимопомощь, взаимовыручка)

Регулятивные УУД:

- формировать умение постановки учебной задачи на

основе соотнесения того, что уже известно,

через приём анаграмма, пропущенная буква, оценивать результаты своих

действий и действий других учащихся.

Коммуникативные УУД:

- умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с

задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с

грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: учебник, карточки для работы в группах, карточки для работы в парах, для индивидуальной работы, портрет Н. Н. Носова, компьютер, телевизор, магнитофон, конверты с карточками-названиями частей плана, выставка книг, предметные картинки, девиз урока, карточки для разминки, кроссворд, человечки.

Формы работы учащихся: работа в группах, работа в парах, самостоятельная работа, индивидуальная.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

словесный, наглядный, исследовательский, репродуктивный, частично-поисковый, стимулирование и мотивация интереса к учению, наблюдение.




Ход урока.

1. Организационный момент

-Все расселись по местам? Никому не тесно?
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы готовы меня слушать и слышать?

- Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.

- Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром и горы сдвинем». - Как вы понимаете эти слова?

2. Речевая разминка.

- Ребята, вспомним главное правило.
Дети: Каждый день всегда, везде, 
  На занятиях, в игре, 
  Верно, четко говорим, 
  Никогда мы не спешим!


 • Работа по развитию дыхания и голоса.
«Задуйте свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).

- Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте, сколько вам лет.

  • Артикуляционная гимнастика

Ы А О У Э И

- Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо, разочарованно, задумчиво, улыбнитесь)

- Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение. Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

3. Проверка домашнего задания

4.Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности

Работа в малых группах.

- Разгадайте кроссворд. Чтобы выполнить это задание, вам нужно будет вспомнить материал прошлых уроков. Посмотрим, какая группа выполнит это задание быстрее и сможет назвать имя героя, который придёт к нам сегодня на урок.

П

У

Т

А

Н

И

Ц

А

 

 

Г

О

Р

Е

 

 

 

 

 

З

А

И

Н

Ь

К

А

 

К

О

Р

Н

Е

Й

 

 

М

И

Х

А

Л

К

О

В

 

 

 

М

О

Й

 

 

 

 

 

К

О

Т

 

 

 

 

Б

А

Р

Т

О

 

  1. Как называется стихотворение К. И. Чуковского, где встречаются такие строки: «Надоело нам мяукать…»?

  2. Федорино … .

  3. В стихотворении Чуковского, кто был паинькой?

  4. Имя Чуковского?

  5. Фамилия автора, который написал стихотворение «Дядя Степа»?

  6. Стихотворение С. В. Михалкова называется: «  щенок»?

  7. Стихотворение С. Я. Маршака «…  и лодыри»?

  8. Кто автор строк: «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу…» 

Проверка


-Совершенно верно, это НЕЗНАЙКА. Он носит яркий костюм, очень любопытный, выдумщик и фантазёр.

-  Ребята, а какие книжки про НЕЗНАЙКУ вы читали?

(Приключения Незнайки и его друзей, Незнайка в солнечном городе, Незнайка на луне, Приключения Незнайки)

- А друзей НЕЗНАЙКИ вы знаете? А сейчас, рассмотрите рисунки на стр.49. Узнали ли вы этих героев?

(Знайка, Винтик, Шпунтик, Пилюлькин, Пончик и другие)

5. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи) 


-Кто придумал НЕЗНАЙКУ и его друзей из Цветочного города? (Это писатель Николай Николаевич Носов.) (портрет писателя)

- Какую цель мы поставим перед собой на этом уроке? (Узнать о жизни и творчестве писателя, познакомиться с его произведением)

6. Знакомство с творчеством Н. Носова

- Сегодня мы поговорим с вами о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с огромным удовольствием читают и перечитывают не только дети, но и взрослые.

Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 году в Киеве. Его папа был актёром эстрады, а мама – рукодельницей и певуньей. В детстве Носов увлекался музыкой, театром, сочинительством, шахматами, фотографией. В школьные годы он мечтал стать музыкантом и играл на скрипке, но потом забросил это дело.


Прежде чем стать писателем Николай Николаевич Носов сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, (тот, кто выполняет обычно физически тяжёлую или грязную работу), землекопом, возчиком брёвен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а через 2 года перевёлся в Московский институт кинематографии.

Он работал режиссером, поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов.

Н. Носов любил смех, но никогда не смеялся над маленькими, слабыми.

Писал он с заразительной веселостью. Но за веселыми ситуациями, забавными историями и очень смешными диалогами проступает всегда какая-то умная, нужная мысль.

Книги Носова стали нашими добрыми и умными друзьями. Они расскажут нам много забавных и интересных историй. Я думаю, и вы полюбите его произведения, они вам понравятся.

-Посмотрите внимательно на выставку книг Н. Носова.

- Кто главные герои его произведений? (ребята, школьники, маленькие дети)

  • Как вы думаете, почему?

  • Носов очень любил наблюдать за играми детей, ему нравилась их непосредственность, их фантазии, выдумки, шалости. Оказывается, самый первый рассказ он написал своему сынишке. Отнёс в журнал “Мурзилка”. Рассказ напечатали. За этим рассказом последовали другие.

-Вам хочется узнать как называлось первое произведение Носова?

7. Работа в парах

- Для того, чтобы узнать какое произведение Н.Н.Носова мы будем сегодня читать на уроке, вы должны из слогов составить слово.

- Какое слово получилось? (ЗАТЕЙНИКИ)!

- Сформулируйте тему урока. Какие цели вы перед собой поставите?

(Н. Носов «Затейники». Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. Носова, с рассказом Н.Н. Носова «Затейники».)


- Ребята, а кого называют затейниками? (Ответы детей)

- Прочитайте слова на доске: фантазеры, лодыри, выдумщики).

-Какие из них являются синонимами к слову затейники, какое слово лишнее?

- А теперь посмотрим в толковый словарь, как там объясняется это слово.

Затейник. 1. Весёлый человек , склонный к забавным выдумкам, затеям.

2. Руководитель массовых игр, развлечений.



- Итак, затейник- это организатор веселья.

  1. Построение проекта выхода из затруднения (стратегия прогнозирование содержания по заголовку)

 

-Можете ли вы по названию определить, о чём пойдёт речь в произведении?

- Кто, как вам кажется, будет главным героем рассказа? (Дети )

- Как вы думаете, произведение будет грустным или весёлым?

-Почему вы так считаете?



  1. Словарная работа.

- Прежде чем познакомиться с новым произведением, попытаемся объяснить значение слов, которые встретятся в тексте.



Стащили – переместили, унесли куда - нибудь;

Починить - исправить, сделать пригодным для использования;

Подкрался на цыпочках – подойти тихонько, незаметно, на кончиках пальцев ног.


  Физкультминутка



10. Первоначальное восприятие произведения.

- Чтобы проверить наши предположения, давайте посмотрим и послушаем текст произведения Н.Носова «Затейники»



- Вы посмотрели и прослушали рассказ. Наши предположения героях рассказа были правильными?

- Грустный или веселый рассказ? (Весёлый)

- Понравилось произведение?

- Могла ли такая история произойти с вами?



11.Первичное закрепление

Вторичное восприятие текста. Прием «Чтение с остановками» (чтение с целью разделения произведения на части ).

1 часть (до слов: как у тех поросят, что в сказке)

-Кто рассказчик? (мальчик Петя)

-Какую сказку читали дети?

-Что решили построить ребята для игры?

2 часть (Я даже себя не вижу)

-Найдите в тексте, как дети строили домик?

- Почему же там было так темно?

- Кого дети больше всего боялись?

- Прочитайте, что Валя сказала про волка?

3 часть (Ты меня испугал.)

-Почему дети подумали, что это мог быть серый волк?

-Действительно ли был волк?

-Почему Валя сразу не сказала?

4 часть

-Почему мальчик боялся подойти к столу?

-Прочитайте, почему дети не стали больше играть?

- Ребята, как вы думаете, чему хотел научить нас Николай Носов?

-А вы боитесь темноты? Почему?

-Что бы вы посоветовали детям?

(Учиться справляться со своим страхом и тогда найдёшь выход из трудной ситуации)


Физкультминутка.

- Ребята, мы с вами тоже побудем в роли фантазёров. Мы отдохнем и попробуем поиграть в рифмы.

РА-РА-РА- вышла славная….

КИ-КИ-КИ- мы с тобой….

АХ-АХ-АХ- победили мы свой ….

РОК-РОК-РОК-продолжается….

- Вот мы и отдохнули, пора переходить к следующему заданию.


12. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(индивидуальная)

-На сколько частей разделили текст? (4)

-Попробуйте расставить заголовки по порядку, у вас получиться план к данному рассказу.

                План:

1.Дети читали сказку «Три поросенка».

2. Постройка домика.

3. Может быть это серый волк?

4. Так и не стали играть в «три поросенка»


- Проверяем. Оцениваем работу. (Самооценка)


13. Выборочное чтение.

- Прочитайте, как дети организовали игру. Какой дом у них получился.

- Прочитайте, что испугало детей вначале рассказа.

- Прочитайте, что увидели дети, когда открыли дверь в комнату?

- Что вы узнали о детях? (Они фантазеры, выдумщики………)


- А теперь скажите, на ваш взгляд, соответствует ли название рассказа его содержанию?


14. Работа в парах 

– Ребята, перед вами на столе карточки. На карточках записаны опорные слова и словосочетания. Будьте внимательны! Вам могут встретиться слова, которые не относятся к изучаемому тексту. Вашей паре нужно выбрать слова и словосочетания   согласно содержанию текста.

Опорные слова и словосочетания:

Затейники 
Читали сказку
Три поросёнка
Прыгали 
Кричали 
Сделаем домик
Залезли под стол
Серый волк
Схватит за ногу
Испугалась 
Выбежали 
Открыли дверь 
Подкрался 
Дёрнул одеяло
Обрадовались

Карточки – «ловушки»:

Бегемоты 
Читали стихотворение 
Играли в магазин
Злая собака
Подрались 
Помирились 
Разломали домик

Проверка

15. Прием «Толстые и тонкие вопросы»

- Ребята, как вы думаете, чему хотел научить Вас Николай Носов?

- А вы боитесь темноты? Почему?

- Откуда берутся страхи?

- Как с ними можно справиться?

- Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят? (Умеют организовать свой досуг, не будут скучать)

- За что можно их поругать? (Нельзя нагонять на себя страх, игры поспокойнее)

- Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину? (Нельзя играть с одеялом, с постелью)

Что сказали бы соседи, которые это все слышали? (Потише играть, нельзя громко кричать, невоспитанные))

16. Анализ полученной информации

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Можно ли сказать, что «Затейники» – поучительный рассказ? Почему?

-Угадайте, что бы я хотела взять из рассказов Н. Носова в наш класс?

(Улыбку! Если люди улыбаются, значит, у них всё хорошо!)

Мне хочется вам пожелать, чтобы вы 

Время даром не теряли

Книги Носова читали!



17. Рефлексия деятельности.  (Итог урока)

-Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? (Узнать о жизни и творчестве писателя Н.Носова)

-Удалось ли нам достичь этой цели? (Да)

-Каким способом? (Познакомились с биографией, прослушали рассказ, ответили на вопросы по тексту)

- А сейчас попробуйте оценить свои успехи на уроке:

– Сегодня я узнал (а)…
– Было интересно…
– Было трудно….
– Теперь я могу

- У вас на партах лежат человечки, представьте, что это вы, поставьте себя на «лесенку успеха».
Красный смайликУ меня получилось не так, как хотелось 
Желтый – У меня получилось хорошо 
Зеленый – У меня получилось отлично 


18. Домашнее задание.

-Я предлагаю вам самим выбрать карточку определённого цвета с домашним заданием, но знайте, красный цвет – самое трудное задание, жёлтый – задание полегче, а зелёный- самое лёгкое задание.

Зелёная – читать по ролям

Жёлтая – подробный пересказ

Красная –продолжить рассказ со слов «Однажды дети снова остались дома одни…»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока по литературному чтению Н. Носов "Затейники"

Автор: Филенко Оксана Ивановна

Дата: 13.03.2019

Номер свидетельства: 502791

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока литературного чтения во 2  классе по теме: Н. Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи»."
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie-po-tiemie-n-n-nosov-kak-nieznaika-sochinial-stikhi"
    ["file_id"] => string(6) "258315"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448470666"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока литературного чтения: Н. Носов «Затейники»"
    ["seo_title"] => string(55) "konspekt_uroka_literaturnogo_chteniia_n_nosov_zateiniki"
    ["file_id"] => string(6) "614600"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1665238175"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Тема урока: «Н. Носов «Фантазёры»."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_litieraturnogho_chtieniia_vo_2_klassie_tiema_uroka_n_nosov_fanta"
    ["file_id"] => string(6) "373938"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482856928"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок литературного чтения. Н.Носов. Как Незнайка сочинял стихи. "
    ["seo_title"] => string(69) "urok-litieraturnogho-chtieniia-n-nosov-kak-nieznaika-sochinial-stikhi"
    ["file_id"] => string(6) "114645"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411584338"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока по литературному чтению Н.Н.Носов "Заплатка". "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-n-n-nosov-zaplatka"
    ["file_id"] => string(6) "126850"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415216244"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства