происходящих в рассказе; находить в тексте конкретные сведения, факты ;
умение высказывать собственное мнение.
Развивающая:
- продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником,
отрабатывать активное умение слушать выступающего, доброжелательно и
корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение
работать в парах, группах, развивать память, логическое мышление, речь
учащегося.
Воспитывающая:
- создавать условия для воспитания интереса к предмету, чувства дружбы и доброты, уважения друг к другу.
Формирование УУД:
Познавательные УУД:
- умение самостоятельно и произвольно строить
речевое высказывание в устной форме, смысловое чтение, извлечение
необходимой информации из прочитанного текста, осознание главной мысли
текста.
Личностные УУД:
- оценивание усваиваемого содержания, исходя из
социальных и личностных ценностей, осознание через чтение
художественного произведения основные ценности взаимоотношений
(взаимопомощь, взаимовыручка)
Регулятивные УУД:
- формировать умение постановки учебной задачи на
основе соотнесения того, что уже известно,
через приём анаграмма, пропущенная буква, оценивать результаты своих
действий и действий других учащихся.
Коммуникативные УУД:
- умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: учебник, карточки для работы в группах, карточки для работы в парах, для индивидуальной работы, портрет Н. Н. Носова, компьютер, телевизор, магнитофон, конверты с карточками-названиями частей плана, выставка книг, предметные картинки, девиз урока, карточки для разминки, кроссворд, человечки.
Формы работы учащихся: работа в группах, работа в парах, самостоятельная работа, индивидуальная.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
словесный, наглядный, исследовательский, репродуктивный, частично-поисковый, стимулирование и мотивация интереса к учению, наблюдение.
Ход урока.
1. Организационный момент
-Все расселись по местам? Никому не тесно? По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы готовы меня слушать и слышать?
- Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.
- Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром и горы сдвинем». - Как вы понимаете эти слова?
2. Речевая разминка.
- Ребята, вспомним главное правило. Дети: Каждый день всегда, везде, На занятиях, в игре, Верно, четко говорим, Никогда мы не спешим!
• Работа по развитию дыхания и голоса. «Задуйте свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).
- Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте, сколько вам лет.
Артикуляционная гимнастика
Ы А О У Э И
- Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо, разочарованно, задумчиво, улыбнитесь)
- Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение. Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.
Я люблю читать книги.
Я люблю читать книги.
Я люблю читать книги.
Я люблю читать книги.
3. Проверка домашнего задания
4.Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности
Работа в малых группах.
- Разгадайте кроссворд. Чтобы выполнить это задание, вам нужно будет вспомнить материал прошлых уроков. Посмотрим, какая группа выполнит это задание быстрее и сможет назвать имя героя, который придёт к нам сегодня на урок.
П
У
Т
А
Н
И
Ц
А
Г
О
Р
Е
З
А
И
Н
Ь
К
А
К
О
Р
Н
Е
Й
М
И
Х
А
Л
К
О
В
М
О
Й
К
О
Т
Б
А
Р
Т
О
Как называется стихотворение К. И. Чуковского, где встречаются такие строки: «Надоело нам мяукать…»?
Федорино … .
В стихотворении Чуковского, кто был паинькой?
Имя Чуковского?
Фамилия автора, который написал стихотворение «Дядя Степа»?
Стихотворение С. В. Михалкова называется: « …щенок»?
Стихотворение С. Я. Маршака «… и лодыри»?
Кто автор строк: «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу…»
Проверка
-Совершенно верно, это НЕЗНАЙКА. Он носит яркий костюм, очень любопытный, выдумщик и фантазёр.
- Ребята, а какие книжки про НЕЗНАЙКУ вы читали?
(Приключения Незнайки и его друзей, Незнайка в солнечном городе, Незнайка на луне, Приключения Незнайки)
- А друзей НЕЗНАЙКИ вы знаете? А сейчас, рассмотрите рисунки на стр.49. Узнали ли вы этих героев?
(Знайка, Винтик, Шпунтик, Пилюлькин, Пончик и другие)
5. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)
-Кто придумал НЕЗНАЙКУ и его друзей из Цветочного города? (Это писатель Николай Николаевич Носов.)(портрет писателя)
- Какую цель мы поставим перед собой на этом уроке? (Узнать о жизни и творчестве писателя, познакомиться с его произведением)
6. Знакомство с творчеством Н. Носова
- Сегодня мы поговорим с вами о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с огромным удовольствием читают и перечитывают не только дети, но и взрослые.
Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 году в Киеве. Его папа был актёром эстрады, а мама – рукодельницей и певуньей. В детстве Носов увлекался музыкой, театром, сочинительством, шахматами, фотографией. В школьные годы он мечтал стать музыкантом и играл на скрипке, но потом забросил это дело.
Прежде чем стать писателем Николай Николаевич Носов сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, (тот, кто выполняет обычно физически тяжёлую или грязную работу), землекопом, возчиком брёвен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а через 2 года перевёлся в Московский институт кинематографии.
Он работал режиссером, поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов.
Н. Носов любил смех, но никогда не смеялся над маленькими, слабыми.
Писал он с заразительной веселостью. Но за веселыми ситуациями, забавными историями и очень смешными диалогами проступает всегда какая-то умная, нужная мысль.
Книги Носова стали нашими добрыми и умными друзьями. Они расскажут нам много забавных и интересных историй. Я думаю, и вы полюбите его произведения, они вам понравятся.
-Посмотрите внимательно на выставку книг Н. Носова.
- Кто главные герои его произведений? (ребята, школьники, маленькие дети)
Как вы думаете, почему?
Носов очень любил наблюдать за играми детей, ему нравилась их непосредственность, их фантазии, выдумки, шалости. Оказывается, самый первый рассказ он написал своему сынишке. Отнёс в журнал “Мурзилка”. Рассказ напечатали. За этим рассказом последовали другие.
-Вам хочется узнать как называлось первое произведение Носова?
7. Работа в парах
- Для того, чтобы узнать какое произведение Н.Н.Носова мы будем сегодня читать на уроке, вы должны из слогов составить слово.
- Какое слово получилось? (ЗАТЕЙНИКИ)!
- Сформулируйте тему урока. Какие цели вы перед собой поставите?
(Н. Носов «Затейники». Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. Носова, с рассказом Н.Н. Носова «Затейники».)
- Ребята, а кого называют затейниками? (Ответы детей)
- Прочитайте слова на доске: фантазеры, лодыри, выдумщики).
-Какие из них являются синонимами к слову затейники, какое слово лишнее?
- А теперь посмотрим в толковый словарь, как там объясняется это слово.
Затейник. 1. Весёлый человек , склонный к забавным выдумкам, затеям.
2. Руководитель массовых игр, развлечений.
- Итак, затейник- это организатор веселья.
Построение проекта выхода из затруднения (стратегия прогнозирование содержания по заголовку)
-Можете ли вы по названию определить, о чём пойдёт речь в произведении?
- Кто, как вам кажется, будет главным героем рассказа? (Дети )
- Как вы думаете, произведение будет грустным или весёлым?
-Почему вы так считаете?
Словарная работа.
- Прежде чем познакомиться с новым произведением, попытаемся объяснить значение слов, которые встретятся в тексте.
Стащили – переместили, унесли куда - нибудь;
Починить - исправить, сделать пригодным для использования;
Подкрался на цыпочках – подойти тихонько, незаметно, на кончиках пальцев ног.
Физкультминутка
10. Первоначальное восприятие произведения.
- Чтобы проверить наши предположения, давайте посмотрим и послушаем текст произведения Н.Носова «Затейники»
- Вы посмотрели и прослушали рассказ. Наши предположения героях рассказа были правильными?
- Грустный или веселый рассказ? (Весёлый)
- Понравилось произведение?
- Могла ли такая история произойти с вами?
11.Первичное закрепление
Вторичное восприятие текста. Прием «Чтение с остановками» (чтение с целью разделения произведения на части ).
1 часть (до слов: как у тех поросят, что в сказке)
-Кто рассказчик? (мальчик Петя)
-Какую сказку читали дети?
-Что решили построить ребята для игры?
2 часть (Я даже себя не вижу)
-Найдите в тексте, как дети строили домик?
- Почему же там было так темно?
- Кого дети больше всего боялись?
- Прочитайте, что Валя сказала про волка?
3 часть (Ты меня испугал.)
-Почему дети подумали, что это мог быть серый волк?
-Действительно ли был волк?
-Почему Валя сразу не сказала?
4 часть
-Почему мальчик боялся подойти к столу?
-Прочитайте, почему дети не стали больше играть?
- Ребята, как вы думаете, чему хотел научить нас Николай Носов?
-А вы боитесь темноты? Почему?
-Что бы вы посоветовали детям?
(Учиться справляться со своим страхом и тогда найдёшь выход из трудной ситуации)
Физкультминутка.
- Ребята, мы с вами тоже побудем в роли фантазёров. Мы отдохнем и попробуем поиграть в рифмы.
РА-РА-РА- вышла славная….
КИ-КИ-КИ- мы с тобой….
АХ-АХ-АХ- победили мы свой ….
РОК-РОК-РОК-продолжается….
- Вот мы и отдохнули, пора переходить к следующему заданию.
12. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(индивидуальная)
-На сколько частей разделили текст? (4)
-Попробуйте расставить заголовки по порядку, у вас получиться план к данному рассказу.
План:
1.Дети читали сказку «Три поросенка».
2. Постройка домика.
3. Может быть это серый волк?
4. Так и не стали играть в «три поросенка»
- Проверяем. Оцениваем работу. (Самооценка)
13. Выборочное чтение.
- Прочитайте, как дети организовали игру. Какой дом у них получился.
- Прочитайте, что испугало детей вначале рассказа.
- Прочитайте, что увидели дети, когда открыли дверь в комнату?
- Что вы узнали о детях? (Они фантазеры, выдумщики………)
- А теперь скажите, на ваш взгляд, соответствует ли название рассказа его содержанию?
14. Работа в парах
– Ребята, перед вами на столе карточки. На карточках записаны опорные слова и словосочетания. Будьте внимательны! Вам могут встретиться слова, которые не относятся к изучаемому тексту. Вашей паре нужно выбрать слова и словосочетания согласно содержанию текста.
Опорные слова и словосочетания:
Затейники Читали сказку Три поросёнка Прыгали Кричали Сделаем домик Залезли под стол Серый волк Схватит за ногу Испугалась Выбежали Открыли дверь Подкрался Дёрнул одеяло Обрадовались
Карточки – «ловушки»:
Бегемоты Читали стихотворение Играли в магазин Злая собака Подрались Помирились Разломали домик
Проверка
15. Прием «Толстые и тонкие вопросы»
- Ребята, как вы думаете, чему хотел научить Вас Николай Носов?
- А вы боитесь темноты? Почему?
- Откуда берутся страхи?
- Как с ними можно справиться?
- Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят? (Умеют организовать свой досуг, не будут скучать)
- За что можно их поругать? (Нельзя нагонять на себя страх, игры поспокойнее)
- Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину? (Нельзя играть с одеялом, с постелью)
Что сказали бы соседи, которые это все слышали? (Потише играть, нельзя громко кричать, невоспитанные))
16. Анализ полученной информации
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Можно ли сказать, что «Затейники» – поучительный рассказ? Почему?
-Угадайте, что бы я хотела взять из рассказов Н. Носова в наш класс?
(Улыбку! Если люди улыбаются, значит, у них всё хорошо!)
Мне хочется вам пожелать, чтобы вы
Время даром не теряли
Книги Носова читали!
17. Рефлексия деятельности. (Итог урока)
-Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? (Узнать о жизни и творчестве писателя Н.Носова)
-Удалось ли нам достичь этой цели? (Да)
-Каким способом? (Познакомились с биографией, прослушали рассказ, ответили на вопросы по тексту)
- А сейчас попробуйте оценить свои успехи на уроке:
– Сегодня я узнал (а)… – Было интересно… – Было трудно…. – Теперь я могу
- У вас на партах лежат человечки, представьте, что это вы, поставьте себя на «лесенку успеха». Красный смайлик – У меня получилось не так, как хотелось Желтый – У меня получилось хорошо Зеленый – У меня получилось отлично
18. Домашнее задание.
-Я предлагаю вам самим выбрать карточку определённого цвета с домашним заданием, но знайте, красный цвет – самое трудное задание, жёлтый – задание полегче, а зелёный- самое лёгкое задание.
Зелёная – читать по ролям
Жёлтая – подробный пересказ
Красная –продолжить рассказ со слов «Однажды дети снова остались дома одни…»