Конспект урока.
Урок: Литературное чтение.
Учебник: Э.Э.Кац . «Литературное чтение». 2 класс. Часть
Тема: Н.Н.Носов. Как Незнайка сочинял стихи. Из книги «Приключения Незнайки и его друзей».
Цель урока: создать условия для знакомства с жизнью и творчеством Н.Н.Носова, познакомить с его новым произведением.
Задачи урока: создать условия для развития умения вычленять реплики персонажей, верно их интонировать при чтении по ролям; создать условия для формирования умения определять причину поступков героя произведения, для развития внимания к музыке стиха: ритму, рифме, для развития внимания к причинно-следственным связям совершаемых поступков; для развития речи, мышления. Воспитывать интерес к чтению.
Учебные материалы: мультимедийный проектор, диск с презентацией, ноутбук, выставка книг Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне», «Тук-тук-тук», «Затейники» , «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша» и др., журнал «Мурзилка», словарь С.И.Ожегова, диск с песней «В траве сидел кузнечик».
Ход урока:
1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Договорились! Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи!
2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии:
Учитель (У.): Ребята, посмотрите на этот слайд. (Слайд 5.)
Кто узнал, что это за местность и как называется?
Дети (Д.): «Цветочный город».
У. А вы слышали про такой город?
Д. Да, в книге «Приключения Незнайки и его друзей»
У. Такой город на самом деле существует?
Д. Нет, он сказочный.
У. А кто-нибудь из вас читал книгу «Приключения Незнайки и его друзей»? (Дети отвечают.)
У. Молодцы! Вы будете сегодня моими главными помощниками.
Ребята, а хотите отправиться в Цветочный город и узнать о приключениях Незнайки и его друзей?
Д. Да!
У. Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?
Д. Мы познакомимся со сказкой «Приключения Незнайки и его друзей».
У. Да, мы познакомимся с отрывком из этого романа-сказки «Как Незнайка сочинял стихи».
- А кто знает, кто автор этого замечательного произведения? (У некоторых детей затруднение.)
Д. Николай Носов.
У. А что вы о нём знаете? (Затруднение.)
3. Выявление причины затруднения.
Учитель: Какое у вас затруднение?
Ученики: Не смогли рассказать о Николае Носове, его творчестве и не все знают его сказку о Незнайке и его друзьях.
Учитель: Почему?
Дети: Мы ещё не изучали произведения этого автора.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель: Так что же мы должны узнать сегодня? Какое затруднение нам нужно преодолеть?
Дети: Узнать о жизни и творчестве Николая Носова.(Слайд 9 – цель урока).
Учитель: Предложите способ узнать.
Ученики: Спросить у Вас, прочитать в учебнике.
Учитель: Давайте прочитаем в учебнике на стр. 38. Прочитайте и назовите тему урока.
Д. Н.Н.Носов. Как Незнайка сочинял стихи. Из книги «Приключения Незнайки и его друзей».(Слайд 10.)
У. Какую цель себе поставите? О чём хотите узнать, чего добиться?
Д. Узнать о Н.Носове и его творчестве, познакомиться с его сказкой.
5. Реализация построенного проекта.
У. Детский писатель, юморист Николай Николаевич Носов (Слайд 11 - показ портрета.)
родился в 1908 году 10 ноября в Киеве в актёрской семье. В этом году 105 лет со дня рождения Николая Носова. Николай, окончив семилетку (7 классов), пошёл работать на кирпичный завод простым рабочим, однако зря времени не терял – занимался самообразованием: много читал, увлекался музыкой, театром. В 19 лет поступил в Киевский художественный институт, но, проучившись там 2 года, перевёлся в Государственный институт кинематографии в Москве. Почти 20 лет он работал в области мультипликационного, учебного и научного кино кинорежиссёром. Когда Носову исполнилось 30 лет, в журнале «Мурзилка» был опубликован его первый рассказ для детей «Затейники».(Слайд 12 и показ книги «Затейники».). До сих пор этот журнал популярен среди юных читателей. В 2014 году ему исполнилось 90 лет. (Издаётся с 1924 года.) (Показ журнала «Мурзилка» и слайда 13 – 14.).Через 7 лет вышел сборник рассказов «Тук-тук-тук», включающий рассказы «Затейники», «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры» и др., а потом и другие весёлые книги.(Показ выставки книг Н.Носова.). Носов ввёл в детскую литературу нового героя — наивного и здравомыслящего, озорного и любознательного непоседу, одержимого жаждой деятельности и постоянно попадающего в необычные, зачастую комические ситуации.Наибольшую популярность получила трилогия «Приключения Незнайки и его друзей»(1957). Кто знает, как называются другие части трилогии?
Д. «Незнайка в Солнечном городе»(1959), «Незнайка на Луне»(1965).)(Показ данных книг и слайдов)
У. Я сказала: «Романа-сказки», «трилогия». А что такое «роман»?
Д.
У. Затрудняетесь? Куда мы обращаемся, когда в чём-то затрудняемся?
Д. Нужно посмотреть в толковом словаре.
(Работа со словарём С.И.Ожегова, стр.682)
Д. Роман – это повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями. Сюжет – последовательность и связь описания событий. (Слайд 17).
У. А ещё, этот роман является трилогией. Трилогия – это 3 произведения, объединённые общим замыслом и преемственностью сюжета. «Приключения Незнайки и его друзей» - первая часть трилогии.
Сейчас отправимся с вами в «Цветочный город». (Слайд 18).
- Кто жил в этом городе?
Д. Коротышки - малыши и малышки.(Слайд 19)
У. Дружили малыши и малышки между собой?
Д.
У. Вы одобряете поступки малышей?
Д. Нет.
У. А как коротышки одевались?
Д. Малыши ходили в длинных брюках навыпуск, либо в коротких штанишках на помочах. А малышки любили носить платьица из пёстренькой, яркой материи.(Смотрят по слайду 19.)
У. В одном доме жили 16 коротышек. Кто запомнил, как их звали? (Слайд 20).
Д. Знайка, Незнайка, Пилюлькин, Шпунтик, Винтик, Авоська, Небоська, Ворчун, Молчун, Пончик, Пулька, Сахарин Сахариныч Сиропчик, Тюбик, Гусля, Торопыжка, Растеряйка.
У. Вы знаете, почему Знайку малыши звали так?
Д.
У. А почему он так много знал?
Д.
У. Вы тоже можете стать Знайками! Что для этого нужно?
Д. Много читать.
У. Правильно. Итак, мы сегодня знакомимся с отрывком «Как Незнайка сочинял стихи». В какой форме написан отрывок?
Д. В виде диалога.
У. Правильно. Попросим тех, кто уже читал эту книгу, прочитать нам отрывок по ролям.
(Распределение ролей: автор, Незнайка, Цветик, Знайка, Торопыжка, Авоська, Пилюлькин.)
Но прежде чем начнём читать, проведём словарную работу. В тексте встретится слово «пакля». Кто объяснит значение этого слова? (Затруднение).
Д. Нужно посмотреть в толковом словаре.(Работа со словарём С.И.Ожегова).
Д. Пакля - это грубое короткое волокно. Волокно - это непряденая нить.(Слайд 22.)
У. Итак, начинаем читать по ролям.
Физкультминутка.
- Физминутку мы проведём под песню «В траве сидел кузнечик». Слова этой песни написал Н.Носов
6. Первичное закрепление во внешней речи.
У. Проверим, внимательно ли вы слушали . 1) А для этого проведём конкурс «Ответы на вопросы»:
- Кем, до этого случая, хотел стать Незнайка?
- А теперь кем он захотел статать?
- К кому он обратился за помощью?
- А кто такой Цветик?
- Как по-настоящему его звали?
- Почему он выбрал себе другое имя?
- А что же такое рифма? Как на это ответил Цветик?
- Ребята, кого вы хотели бы похвалить за ответы на вопросы, кто был самый активный и внимательный?
2) Выборочное чтение:
У. Найдите в учебнике, как объяснил Цветик, что такое стих?
Д. « Сочиняй так, чтобы был смысл и рифма, вот тебе и стихи». (Стр.40.)
У. Про кого Незнайка сначала сочинил стих?
Д. Про Знайку.
У. Понравились стихи Знайке?
Д.
У. Про кого ещё он сочинил стих?
Д.
У. Зачитайте из учебника.
Д. (Стр. 42)
У. Что на это ответил Торопыжка?
У. Ещё какого друга он описал в своём стихотворении?
У. Как прореагировал Авоська? Прочитайте. (Зачитывают по стр.43)
У. А что сочинил Незнайку про Пилюлькина?
У. Я рада, что вы так внимательно слушали и читали. Как заканчивается этот отрывок? Прочитайте.
Д. «С тех пор Незнайка решил больше не сочинять стихов".
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
У.Как думаете, а трудно быть поэтом? (Ответы детей.)
У. Хотите проверить?
Д. Да.
У. Тогда вот вам какое задание: продолжите стихи, подбирая подходящие рифмы. работа в парах.Откройте рабочие тетради на стр.13.
Улетел орёл домой,
Солнце скрылось под… .
Доедая с маслом булку,
Братья шли по … .
Мы делили апельсин,
Много нас, а он … .
(Слайд 24.)
Учитель: Давайте проверим друг друга.
(Взаимопроверка. Взаимооценка.)
8. Включение в систему знаний.
- А теперь задание чуть посложнее. Найдите №4 на стр. 44 учебника. Прочитайте задание. Задание дляработы в группах. (Ученики читают).
У. Какое задание нужно выполнить?
Д. Нужно вставить в двустишия несколько слов.
1) Шевелились у цветка
… лепестка.
2) В небе плыли облака,
… река.
3) На болоте стоит пень,
… лень. (Учащиеся работают в группах).
Учитель: Давайте проверим. (Слайд 26 с анимацией.)
У. Ну как, непросто стать поэтом?
Д. Да!
9. Домашнее задание.
У. Подготовьте отрывок «Как Незнайка сочинял стихи» к выразительному чтению по ролям. По желанию: сочинить четверостишие про героев нашей сказки. (Слайд 27.)
10. Итог урока, рефлексия.
Учитель: Итак, чего вы не знали в начале урока?
Д.Мы не знали о Н.Носове и его творчестве.
Учитель: Вы достигли цели урока?
Дети: Да.
Учитель: Какое задание вам показалось самым интересныМ? (Дети отвечают).
У. Что нового узнали?
Д. Что такое «роман», «трилогия», «пакля», «сюжет», «волокно», познакомились с новым произведением.
У. Кого бы вам хотелось похвалить за активную работу на уроке?
У. Я согласна с вами. Остальные ребята тоже хорошо поработали. Спасибо вам всем за урок!
(Слайд 28.)
Использованная литература:
1. Э.Э.Кац. Литературное чтение.2 класс.(УМК «Планета знаний»).
2. Рабочая тетрадь к учебнику Э.Э.Кац «Литературное чтение». 2класс.
3. Н.Н.Носов. Приключения Незнайки и его друзей.
4. Н.Н.Носов. В траве сидел кузнечик. Стихи и песенки.
5. «Начальная школа» № 22, 2008г.
6. Журнал «Мурзилка» № 6, 2009г.
7. С.И.Ожегов. Словарь русского языка.
8. О.Н.Тишурина. Писатели в начальной школе.