МБОУ СОШ №45
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе
Тема: Н.Н.Носов «Заплатка»
Учитель: Сазонова Н.А.
Пенза 2014г.
урока:
1. Формировать универсальные учебные действия: уметь определять и формулировать цель деятельности на уроке; уметь определять отношение автора к героям на основе анализа построения рассказа; уметь слушать и понимать речь других; учиться высказывать свою версию;
2. Способствовать формированию коммуникативно-речевых умений учащихся, развивать приемы умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, ассоциации. Развивать творческое воображение.
4. Формировать понятие ценности совместной деятельности, интерес к предмету и чтению.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, диск с презентацией, выставка книг Н. Носова.
Ход урока.
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Учитель: Долгожданный дан звонок, Слайд №1
Начинается урок. (под музыку)
У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет сосед!» Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…
Дети хором произносят текст: Слайд № 2
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтоб ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
2.Работа над пройденным материалом
а) Работа с круг-сигналом в паре. Проверка домашнего задания.
-
Учитель: Дома вы перечитали известные вам рассказы
Н.Н. Носова. Проверим, как вы хорошо знаете его рассказы
Слайд № 3 1. Мишкина каша
2. Леденец
3. Автомобиль
4. Фантазеры
Учитель читает отрывки:
- Взял он две половинки и прислонил друг к дружке. Они ничего, держатся. Даже незаметно, что сахарница разбита.
- Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел! – Так оно ведь совсем маленькое было, ведрышко! Такое бумажное, не больше стакана…
- Отошел я в сторонку, а Мишка варит, то есть не варит, а только и делает, что лишнюю крупу в тарелки перекладывает.
- Люди на тротуаре останавливаются, на нас смотрят. На перекрестке милиционер засвистел в свисток
3. Погружение в новую тему.
Учитель:- Как вы думаете чей это портрет? Слайд № 4
Рассмотрите внимательно и попробуйте понять каким был этот человек. Лицо отражает жизнь. Обратите внимание на глаза, улыбку. (Глаза – зеркало души).
Есть писатели, произведения которых намного переживают самих авторов. Книги эти хочется читать и перечитывать. К числу таких авторов относится и Николай Носов.
- К каким произведениям сделаны эти иллюстрации?
Слайд №5 (Живая шляпа) Слайд №6 (На горке)
Слайд №7 (Огурцы) Слайд № 8 (Затейники)
4. Работа над новым материалом.
ПРОБЛЕМА: Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Почему вы так решили?
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с новым произведение Н. Носова «Заплатка» Слайд № 9
Откроем учебник на стр. 45.
Прочитаем девиз нашего урока Слайд № 10
ВЕЛИКАЯ РАДОСТЬ – РАБОТА.
а) первичное прочтение текста (хорошо читающими детьми)
б) моделирование обложки
- Кому понравилось это произведение? Что хотел сказать автор?
Выдели главное.
Найдите и прочитайте фамилию автора и заголовок. Составьте
модель обложки этого произведения. (коллективно)
- проверка Слайд № 11
в) Словарная работа. Слайд 12
г) Работа с тексом 1 части
- чтение цепочкой
- ответы на вопросы:
- Почему зеленые штаны очень нравились Бобке? Прочитайте
как об этом пишет автор.
- Какое настроение было у Бобки, когда он порвал штаны?
- Как встретила его мама? Почему?
- Можно ли заменить слова «проворчал Бобка» словами «сказал Бобка». ------Изменится ли смысл?
- озаглавливание 1 части Слайд № 13
д) Физкультминутка.
Учитель: Каждый из вас сейчас побудет Бобкой. Будем пришивать заплатку. Берем иголку, вставляем нитку, завязываем узелок, возьмем лоскуток и пришьем заплатку. Повторяйте за мной.
е) Работа со 2 частью
- чтение 2 части фронтально ( по абзацам)
- Как повел себя Бобка? Что он решил сделать?
Почему Бобке стало стыдно?
Что решил сделать Бобка? Какая получилась заплатка?
Покажите мимикой.
Вывод: Как важно каждое слово в художественном тексте,
Как точно найденное сравнение помогает зримо
Представить описываемый предмет.
- озаглавливание 2 части Слайд № 14
ж) Работа с 3 частью
- чтение про себя ( 3 минуты)
- дифференцированный подход:
- Кто справился с заданием, выполняет работу по карточке.
- Почему Бобка стал переделывать работу?
- Найдите в тексте слова, которые помогают представить,что работа была нелегкая. Подчеркните карандашом.
- Как выглядела заплатка во второй раз? Прочитайте. Как надо читать эти слова? ( мимика)
- Понравилось ли Бобке самому все делать? Из каких слов это видно.
- Озаглавим 3 часть пословицей о труде. Слайд № 15
5. Закрепление. Работа с круг-сигналом. Работа в паре.
- Все ребята, конечно завидовали. Ни у кого больше таких зеленых штанов не было
- Эх, мне бы еще пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась
- Дело было это нелегкое. К тому же Бобка очень спешил и колол себе пальцы иголкой
- Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны.
6. Работа в команде.
Проверка: Слайд № 16, 17, 18
7. Итог урока:
Ценят тех людей, которые умеют делать всё самостоятельно, хорошо и красиво, а не кое- как.
Прочитаем слова С. Михалкова о творчестве Н. Носова Слайд № 19
8. Домашнее задание по выбору:
краткий пересказ текста по составленному плану или пересказ от имени Бобки.
9. Оценивание работы учащихся.
10. Рефлексия.
-Довольны ли вы своей работой на уроке? Хочется ли вам познакомиться с новыми произведениями Н. Носова? Слайд № 20