kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: Н. Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения во 2  классе по теме: Н. Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи».

Тема урока. Н.Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи» (Отрывок из книги «Приключения Незнайки и его друзей») 

Цель: в игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся по произведению Н.Н.Носова «Как Незнайка сочинял стихи».  

Задачи:

1. Глубже раскрыть образ главного героя произведения, формировать умения определять причину поступков этого героя;

2. Развитие внимания к музыке стиха: ритму, рифме, звукописи;

3.  Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать;

4. Развивать познавательные интересы учащихся, чувство юмора, расширять читательский кругозор учащихся;

5. Способствовать активизации каждого ребёнка в деятельности (групповая работа), формированию умения взаимодействовать с одноклассниками;

6. Воспитывать чувство взаимопомощи на примерах героев сказки /Цветика/;

7. Создание устойчивой положительной мотивации к чтению книг на примере  произведений Н.Н.Носова.

Оборудование:  Мультимедийный проекторпрезентация к уроку, выставка книг и портрет Н. Н. Носова; «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, элементы карточки с стихами, тестами  для групповой работы.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Погружение в урок. Актуализация знаний.

1.Коротышка озорной,
В яркой шляпе голубой.
Неумейка и зазнайка,
И зовут его….   

+ Незнайка.

- Дома вы читали отрывок из сказочной повести Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

 - Как называется это произведение?

+ «Как незнайка сочинил стихи» - Кто автор?

+Николай Носов

 - Волшебники, как известно, бывают разные: добрые или злые. Почему Н.Носов - волшебник? Да потому, что владел таинственным «золотым ключиком» к сердцам миллионов маленьких граждан нашей страны и всей планеты. Жизнь Н.Носова полна творческих поисков и открытий. Почти сорок лет Носов отдал благороднейшему делу воспитания наших мальчишек и девчонок.

- Дома вы получили в творческое задание, Расскажите, какие интересные факты из жизни писателя вы нашли?

Ученица: Писателем он стал не сразу. Носов говорил: “Стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь, и у меня было много о чём порассказать людям”. Он много знал и обладал от природы разнообразными талантами, и многое в жизни ему пришлось испробовать. Ещё в юности ему случалось быть землекопом и косарем, возчиком брёвен и рабочим кирпичного завода, он увлекался химией и фотографией, учился играть на скрипке и мандолине, играл в шахматы, выпускал рукописный журнал “Икс”. А потом поступил в Московский институт кинематографии и стал работать в кино, снимать разные учебные, научные и мультипликационные фильмы, которые мы все полюбили.

Ученик: Как и многие знаменитые писатели, Н.Н.Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ “Затейники” он отнёс в журнал “Мурзилка”. Это было в 1938 году.  За этим рассказом последовали другие: «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Фантазёры».

 Работа с выставкой книг /

 - Но широкую известность принесли автору повести о школьной жизни: «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома», а также целая серия романов-  сказок о сказочных человечках «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Персонажи этих книг полюбились не только нашим, но и зарубежным ребятам.

 -Обратите внимание на нашу выставку книг. Если вы захотите их прочитать, обратитесь в библиотеку или к своим одноклассникам.

III. Постановка цели урока.

Попробуем сегодня  разгадать секрет, чем же нас так  привлекают герои произведений Носова на примере нашего отрывка. Чему мы можем научиться у этих коротышек? Но сначала, поближе познакомимся с некоторыми из них. (слайд 4, интерактивный)

4. Первичное чтение учащимися (по абзацам)

5. Физкультминутка.

6. Беседа по прочитанному.

-Кто учил Незнайку сочинять стихи?

-Правильно ли Незнайка подобрал рифмы в своих стихах?

- Перечитайте стихи, которые сочинил Незнайка про своих друзей. Они сказали, что это не стихи, а какие-то дразнилки. Согласны ли вы с друзьями Незнайки? Объясните свое мнение?

Найди и перечитай абзацы, которые начинаются словами…

Он остановился посреди комнаты…

Незнайка пришел домой…

-Что общего в их содержании и почему?

Какое настроение у вас осталось после прочтения отрывка из сказки?

+ Шутливое, задорное, веселое, юмористическое.

- Что такое юмор? Найдите объяснение этого слова в толковом словаре.

+ «Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо».

-  Чем юмор отличается от сатиры?

С.И. Ожегов: «Сатира - художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности». То есть кого-то или что-то.

+ Высказывания детей.

-  Вы правы, не  всякую правду приятно слушать, но, чтоб было приятней,  лучше говорить правду, смягчив её немножечко шуткой. Это и есть сатира.

 - А у Незнайки юмористические или сатирические стихи?

+Юмористические

Все книги Носова. наполнены весёлым, доброжелательным изображением героев в смешном виде. И вместе с тем он очень просто, доступно сообщает что-то интересное и полезное, легко, с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках.

7 Работа над личностью Незнайки.

- Незнайка всех обманывает, хвастается, не хочет учиться. Почему же он главный герой? Давайте обсудим это?

Высказывания детей.

1 ученик.  К  тому же Незнайка подвижен, любопытен, открыт, общителен и не лишён талантов. Судите сами, первый раз взяв в руки кисти и краски, он за одну ночь нарисовал портреты всех своих друзей. То, что у него получилось,  говорит лишь только о своеобразии его художественного дара.
Или его поэтические опыты. Ведь буквально накануне он ещё не знал, что такое «рифма», а решил вот посвятить себя литературному творчеству, и, можно сказать, сразу же создал стихотворные шедевры.

2 ученик. А какая у нашего героя широта интересов! Едва отложив в сторону кисти и краски, он уже сидел за рулём газированного автомобиля, который соорудили Винтик и Шпунтик. И даже не зная толком, как же этот автомобиль устроен, Незнайка с первого раза смог не только его завести, но и прокатиться с ветерком по всему городу. Да, конечно, некоторые городские сооружения немного пострадали, некоторые — были снесены, да и сам автомобиль, слетев с обрыва, утонул в реке, но ведь  все встреченные по дороге малыши и малышки остались живы, да и шофёр уцелел! И это несомненное достижение.

3 ученик. Да. Вот он какой, Незнайка! Разносторонний, любознательный, неунывающий и, главное, невероятно похожий на любого (совсем даже не сказочного, а реального) мальчишку.

8. Работа с рифмой.

- Чем стихи отличаются от прозы (рассказов)?

+Есть рифма.

 - Что такое рифма? Прочитайте, как объяснил это Цветик.

+ стр. 38,39

- Как вы думаете, легко ли сочинять стихи?

- Сейчас мы отдохнём  и поиграем в рифмы.

1.Улетел орёл домой,

Солнце скрылось под … горой.

2. Мы делили апельсин,

Много нас, а он … один.

3. Доедая с маслом булку,

Братья шли по … переулку.

4. В небе плыли облака,

/Под горой /… текла река.

- А теперь поработайте в парах и придумайте недостающие строчки в стихотворениях.

1. На полянку вышел зайка.

Видит – там синичек … стайка.

Он открыл свою шкатулку,

Дал синицам с маком… булку.

2. На болоте стоит пень,

/Обойти его мне/ … лень.

3. Шевелились у цветка,

/Все четыре/… лепестка.

+Выступления пар.

- Соберите рифму из сказки

- Я знаю, что некоторые ребята тоже пробуют писать стихотворения. Послушаем, что у них получилось.

+Выступления учеников со своими стихами.

9. Закрепление.

 - Для закрепления изученного я предлагаю вам ваполнить текст на листочках с последующей проверкой.

1.Поэт Цветик жил на улице:

  • Ромашковой
  • Одуванчиков
  • Фиалковой
  • Ландышевой

2.Укажи, о ком Незнайка сочинил эти стихи:

шел гулять на речку,

Перепрыгнул через овечку.

  • О Торопыжке       
  • О Знайке
  • Об Авоське
  • О Цветике.

3.Укажи, кому принадлежат слова:

Враки! Никакой ватрушки тут не лежит.

  • Знайке
  • Авоське
  • Цветик
  • Торопыжка.

4. Кто такой Цветик?

  • Поэт
  • Музыкант
  • Художник
  • Механик

5. Что такое рифма?

  • Два слова, связанные между собой по смыслу.
  • Звуковой повтор в конце строчек стихотворения
  • Слово или несколько слов, связанных по смыслу.
  • Два или несколько предложений, связанных по смыслу.

6. Найдите рифму к слову Коротышки.

  • Улыбка
  • Маленькие
  • Сказки
  • Малышки.

Проверка по слайдам.

10. Итог.

- Каково ваше отношение к Незнайке?

- Что бы вы посоветовали Незнайке?

+Учиться, дружить…

 - Как помочь человеку, если он ошибся?

+Поговорить, пожалеть…

11. Домашнее задание.

?А если бы вы  получили от автора такое задание: подсказать новый образ коротышек.

?Какое имя  вы бы предложили?

?Чем бы он мог заниматься? 

?Попробуйте дома сочинить небольшие стихи про нового героя или  нарисовать его.

   Стр43 вопрос №3

12. Рефлексия.

 С каким настроением заканчиваете урок? Отдайте свой голос одному из героев сказки

Кто много узнал, и ему было интересно на уроке – голос Знайке.

Кто что-то не понял – голос Ворчуну.

Кому всё равно, как прошёл урок – голос Молчуну.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: Н. Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи».»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: Н. Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи».

Тема урока. Н.Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи» (Отрывок из книги «Приключения Незнайки и его друзей»)

Цель: в игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся по произведению Н.Н.Носова «Как Незнайка сочинял стихи».

Задачи:

1. Глубже раскрыть образ главного героя произведения, формировать умения определять причину поступков этого героя;

2. Развитие внимания к музыке стиха: ритму, рифме, звукописи;

3. Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать;

4. Развивать познавательные интересы учащихся, чувство юмора, расширять читательский кругозор учащихся;

5. Способствовать активизации каждого ребёнка в деятельности (групповая работа), формированию умения взаимодействовать с одноклассниками;

6. Воспитывать чувство взаимопомощи на примерах героев сказки /Цветика/;

7. Создание устойчивой положительной мотивации к чтению книг на примере произведений Н.Н.Носова.

Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация к уроку, выставка книг и портрет Н. Н. Носова; «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, элементы карточки с стихами, тестами для групповой работы.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Погружение в урок. Актуализация знаний.

  1. Коротышка озорной,
    В яркой шляпе голубой.
    Неумейка и зазнайка,
    И зовут его….

+ Незнайка.

- Дома вы читали отрывок из сказочной повести Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

- Как называется это произведение?

+ «Как незнайка сочинил стихи» - Кто автор?

+Николай Носов

- Волшебники, как известно, бывают разные: добрые или злые. Почему Н.Носов - волшебник? Да потому, что владел таинственным «золотым ключиком» к сердцам миллионов маленьких граждан нашей страны и всей планеты. Жизнь Н.Носова полна творческих поисков и открытий. Почти сорок лет Носов отдал благороднейшему делу воспитания наших мальчишек и девчонок.

- Дома вы получили в творческое задание, Расскажите, какие интересные факты из жизни писателя вы нашли?

Ученица: Писателем он стал не сразу. Носов говорил: “Стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь, и у меня было много о чём порассказать людям”. Он много знал и обладал от природы разнообразными талантами, и многое в жизни ему пришлось испробовать. Ещё в юности ему случалось быть землекопом и косарем, возчиком брёвен и рабочим кирпичного завода, он увлекался химией и фотографией, учился играть на скрипке и мандолине, играл в шахматы, выпускал рукописный журнал “Икс”. А потом поступил в Московский институт кинематографии и стал работать в кино, снимать разные учебные, научные и мультипликационные фильмы, которые мы все полюбили.

Ученик: Как и многие знаменитые писатели, Н.Н.Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ “Затейники” он отнёс в журнал “Мурзилка”. Это было в 1938 году. За этим рассказом последовали другие: «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Фантазёры».

Работа с выставкой книг /

- Но широкую известность принесли автору повести о школьной жизни: «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома», а также целая серия романов- сказок о сказочных человечках «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Персонажи этих книг полюбились не только нашим, но и зарубежным ребятам.

-Обратите внимание на нашу выставку книг. Если вы захотите их прочитать, обратитесь в библиотеку или к своим одноклассникам.

III. Постановка цели урока.

Попробуем сегодня разгадать секрет, чем же нас так привлекают герои произведений Носова на примере нашего отрывка. Чему мы можем научиться у этих коротышек? Но сначала, поближе познакомимся с некоторыми из них. (слайд 4, интерактивный)

4. Первичное чтение учащимися (по абзацам)

5. Физкультминутка.

6. Беседа по прочитанному.

-Кто учил Незнайку сочинять стихи?

-Правильно ли Незнайка подобрал рифмы в своих стихах?

- Перечитайте стихи, которые сочинил Незнайка про своих друзей. Они сказали, что это не стихи, а какие-то дразнилки. Согласны ли вы с друзьями Незнайки? Объясните свое мнение?

Найди и перечитай абзацы, которые начинаются словами…

Он остановился посреди комнаты…

Незнайка пришел домой…

-Что общего в их содержании и почему?


- Какое настроение у вас осталось после прочтения отрывка из сказки?

+ Шутливое, задорное, веселое, юмористическое.

- Что такое юмор? Найдите объяснение этого слова в толковом словаре.

+ «Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо».

- Чем юмор отличается от сатиры?

С.И. Ожегов: «Сатира - художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности». То есть кого-то или что-то.

+ Высказывания детей.

- Вы правы, не всякую правду приятно слушать, но, чтоб было приятней, лучше говорить правду, смягчив её немножечко шуткой. Это и есть сатира.

- А у Незнайки юмористические или сатирические стихи?

+Юмористические

Все книги Носова. наполнены весёлым, доброжелательным изображением героев в смешном виде. И вместе с тем он очень просто, доступно сообщает что-то интересное и полезное, легко, с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках.

7 Работа над личностью Незнайки.

- Незнайка всех обманывает, хвастается, не хочет учиться. Почему же он главный герой? Давайте обсудим это?

Высказывания детей.


1 ученик. К тому же Незнайка подвижен, любопытен, открыт, общителен и не лишён талантов. Судите сами, первый раз взяв в руки кисти и краски, он за одну ночь нарисовал портреты всех своих друзей. То, что у него получилось, говорит лишь только о своеобразии его художественного дара.
Или его поэтические опыты. Ведь буквально накануне он ещё не знал, что такое «рифма», а решил вот посвятить себя литературному творчеству, и, можно сказать, сразу же создал стихотворные шедевры.


2 ученик. А какая у нашего героя широта интересов! Едва отложив в сторону кисти и краски, он уже сидел за рулём газированного автомобиля, который соорудили Винтик и Шпунтик. И даже не зная толком, как же этот автомобиль устроен, Незнайка с первого раза смог не только его завести, но и прокатиться с ветерком по всему городу. Да, конечно, некоторые городские сооружения немного пострадали, некоторые — были снесены, да и сам автомобиль, слетев с обрыва, утонул в реке, но ведь все встреченные по дороге малыши и малышки остались живы, да и шофёр уцелел! И это несомненное достижение.


3 ученик. Да. Вот он какой, Незнайка! Разносторонний, любознательный, неунывающий и, главное, невероятно похожий на любого (совсем даже не сказочного, а реального) мальчишку.


8. Работа с рифмой.

- Чем стихи отличаются от прозы (рассказов)?

+Есть рифма.

- Что такое рифма? Прочитайте, как объяснил это Цветик.

+ стр. 38,39

- Как вы думаете, легко ли сочинять стихи?

- Сейчас мы отдохнём и поиграем в рифмы.

1.Улетел орёл домой,

Солнце скрылось под … горой.

2. Мы делили апельсин,

Много нас, а он … один.

3. Доедая с маслом булку,

Братья шли по … переулку.

4. В небе плыли облака,

/Под горой /… текла река.

- А теперь поработайте в парах и придумайте недостающие строчки в стихотворениях.

1. На полянку вышел зайка.

Видит – там синичек … стайка.

Он открыл свою шкатулку,

Дал синицам с маком… булку.

2. На болоте стоит пень,

/Обойти его мне/ … лень.

3. Шевелились у цветка,

/Все четыре/… лепестка.


+Выступления пар.

- Соберите рифму из сказки


- Я знаю, что некоторые ребята тоже пробуют писать стихотворения. Послушаем, что у них получилось.

+Выступления учеников со своими стихами.


9. Закрепление.

- Для закрепления изученного я предлагаю вам ваполнить текст на листочках с последующей проверкой.

    1. Поэт Цветик жил на улице:

      • Ромашковой

      • Одуванчиков

      • Фиалковой

      • Ландышевой

    2. Укажи, о ком Незнайка сочинил эти стихи:

шел гулять на речку,

Перепрыгнул через овечку.

  • О Торопыжке

  • О Знайке

  • Об Авоське

  • О Цветике.

3.Укажи, кому принадлежат слова:

Враки! Никакой ватрушки тут не лежит.

  • Знайке

  • Авоське

  • Цветик

  • Торопыжка.

4. Кто такой Цветик?

  • Поэт

  • Музыкант

  • Художник

  • Механик

5. Что такое рифма?

        • Два слова, связанные между собой по смыслу.

        • Звуковой повтор в конце строчек стихотворения

        • Слово или несколько слов, связанных по смыслу.

        • Два или несколько предложений, связанных по смыслу.

6. Найдите рифму к слову Коротышки.

  • Улыбка

  • Маленькие

  • Сказки

  • Малышки.


Проверка по слайдам.


10. Итог.

- Каково ваше отношение к Незнайке?

- Что бы вы посоветовали Незнайке?

+Учиться, дружить…

- Как помочь человеку, если он ошибся?

+Поговорить, пожалеть…


11. Домашнее задание.

  • А если бы вы получили от автора такое задание: подсказать новый образ коротышек.

  • Какое имя вы бы предложили?

  • Чем бы он мог заниматься?

  • Попробуйте дома сочинить небольшие стихи про нового героя или нарисовать его.

Стр43 вопрос №3


12. Рефлексия.

С каким настроением заканчиваете урок? Отдайте свой голос одному из героев сказки

Кто много узнал, и ему было интересно на уроке – голос Знайке.

Кто что-то не понял – голос Ворчуну.

Кому всё равно, как прошёл урок – голос Молчуну.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хардина Галина Васильевна

Дата: 25.11.2015

Номер свидетельства: 258315

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок литературного чтения. Н.Носов. Как Незнайка сочинял стихи. "
    ["seo_title"] => string(69) "urok-litieraturnogho-chtieniia-n-nosov-kak-nieznaika-sochinial-stikhi"
    ["file_id"] => string(6) "114645"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411584338"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Н.Носов. Как Незнайка сочинял стихи. 2 класс. "
    ["seo_title"] => string(46) "n-nosov-kak-nieznaika-sochinial-stikhi-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "114633"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411581118"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Конспект урока по литературному чтению Э. Успенский  "Удивительное дело", Н. Носов "Приключения Незнайки". "
    ["seo_title"] => string(111) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-e-uspienskii-udivitiel-noie-dielo-n-nosov-prikliuchieniia-nieznaiki"
    ["file_id"] => string(6) "128734"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415554372"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства