3) воспитывать доброе, вежливое отношение друг к другу.
Планируемые результаты обучения:
Метапредметные:
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;
Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
Коммуникативные УУД: развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.
Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.
Предметные УУД:
соотносить содержание рассказа с пословицей; формулировать правила поведения.
Ход урока.
1. Орг. момент. Мотивация.
Чтение хором стихотворения.
-Добрый день! Придумано кем-то.
Просто и мудро при встрече здороваться!
Добрый день солнцу и птицам,
Добрый день улыбчивым лицам!
Каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть добрый день длится до вечера.
Улыбнитесь друг другу.
2. Актуализация знаний.
-Каких людей вы встречаете чаще: хороших или плохих?
-Как, по – вашему, можно отличить хорошего человека?
3. Определение темы и цели урока.
- А какой рассказ мы будем читать, вы узнаете, выполнив задание в парах.
-Возьмите карточки и зачеркните английские буквы.
- О чем сегодня мы будем читать?
- Сегодня на уроке мы будем говорить о добрых, красивых словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу. Эти слова способны творить чудеса. В этом мы сегодня убедимся, познакомившись с одним интересным рассказом.
- Кто автор произведения «Волшебное слово?» (Валентина Осеева)
- Да, сегодня мы будем работать с произведением Валентины Осеевой.
-Дома я просила вас побольше узнать об этом авторе.(показ компьютерной презентации)
-В каком году она родилась? (1902)
-В каком городе она жила? (в Киеве)
-Кем хотела стать в детстве? (Актрисой)
-Что подтолкнуло её к изданию первого рассказа? (Валентина Александровна 16 лет работала воспитателем в детской коммуне для беспризорников. На досуге она сочиняла для ребят поучительные сказки. И в 1937 году по настоянию своих воспитанников отнесла в редакцию свой первый рассказ «Гришка»)
Биография автора.
Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 году в Киеве, детство её прошло в Самаре. Отец работал инспектором на элеваторе, мать – корректором в газете.
После революции 1905 года семья оказалась в тяжёлом положении и вскоре вновь вернулась в Киев, где Валентина поступила в гимназию. Окончив гимназию, она училась на актёрском факультете Института имени Лысенко в Киеве. Но закончить институт ей не удалось, так как семья переехала в Москву. Здесь В. Осеева стала педагогом – воспитателем.
Став детской писательницей, В. Осеева в своих произведениях продолжала решать воспитательные задачи.
Произведения В. Осеевой сразу привлекли внимание читателей и критиков. В них рассказывается о благородных и смелых поступках, которые совершают ребята. Герои её живые, взяты они из жизни. Автор видит их, разговаривает и переживает вместе с ними.
Книги писательницы пользуются большим успехом у школьников. Юные читатели равняются на её героев. Ведь В. Осеева – талантливый педагог, человек большого сердца и чуткой души.
4. Работа по теме урока. Первичное восприятие.
1) Прогнозирование по заголовку.
– Как вы думаете, о чём будет это произведение? (Ответы детей).
- Это сказка или рассказ?
2) Словарная работа
Чуть не поддал хорошенько - чуть не ударил.
Стряпала - готовила пищу.
Противень - тонкий металлический лист с загнутыми краями.
Взъерошил волосы -взлохматил волосы. Засопел от обиды- стал дышать громче со звуком.
3) Чтение рассказа с остановками.
а)Чтение учителем первой части– до слов («Он вскочил побежал домой»).
б) Анализ первичного восприятия.
- Поднимите руку, кому было интересно.
- Назовите главных героев этого рассказа?
-Что случилось с Павликом? (поссорился)
-Как старик узнал, что мальчик со всеми поссорился?
(красный, сердитый)
-Почему Павлик так выглядел?
(плакал, кричал, ссорился)
– Как Павлик вёл себя при общении с сестрой? (Раздраженно).
– С бабушкой? (Он обижался на неё).
– С братом? (Был назойлив и злился на него, не слушался)
- Правда ли, что все обижали мальчика?
в) Заполнение кластера.
– Давайте подумаем, какими словами можно охарактеризовать Павлика и заполним синие ячейки.
- Нравится ли вам Павлик таким, каким мы его увидели?
- Что можете сказать о старичке?
- А как разговаривал мальчик со старичком?
- Почему же он захотел помочь Павлику? (потому, что у дедушки большой жизненный опыт, знает, как помочь маленьким)
-Предположите, какое слово мог подарить старичок Павлику?
- Давайте узнаем, правильно ли вы думаете?
- Как только вы найдете это слово, остановитесь.
г) Чтение детьми второй части– до слов(Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…)
- Какое же это слово? (Это слово «пожалуйста»).
д) Чтение рассказа до конца.
- Сразу ли мальчик поверил ему? (да) Докажите.
- Тайну, какого слова раскрыл Павлику старичок?
- Как вы думаете, это рассказ или сказка? Аргументируйте своё предположение.
- Как вы понимаете название рассказа? Действительно ли слова были «волшебные»?
-Напомните мне, как нужно говорить это волшебное слово?
(Правильно, многое зависит от того, как они сказаны: спокойно, приветливо или грубо и невежливо. Тогда они перестают быть «волшебными». Волшебное, доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение. Не только слова должны быть добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам, ни родителям вашим, ни друзьям)
Физминутка. Игра на внимание «Пожалуйста».
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста», если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.
-Встаньте, пожалуйста!
-Руки вверх!
-Пожалуйста, руки вверх!
-В стороны!
-Пожалуйста, в стороны!
-Пожалуйста вниз!
-Руки на пояс!
-Пожалуйста, руки на пояс!
-Наклоны туловища вправо и влево, начинай!
-Пожалуйста, начинай!
-Закончить упражнение!
-Пожалуйста, закончите упражнение!
-Пожалуйста, садитесь!
- Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!
5 . Первичное закрепление во внешней речи.
1) Беседа по вопросам
- Какое же волшебное слово подсказал дедушка Павлику? - "Пожалуйста".
- Как изменило Павлика это слово? (Каким он был до встречи с дедушкой и каким стал после?).
- Павлик был грубым, капризным, невежливым мальчиком. Когда стал использовать слово "пожалуйста", обращаясь к людям, его поведение изменилось. Он стал добрым, послушным, вежливым.
- Как изменилось отношение окружающих людей к Павлику после того, как он узнал волшебное слово? (Все стали к нему относиться по-доброму. Никто уже не прогонял его, не ругал его).
- Как автор показывает, что Павлик изменился, стал думать о других людях?
-Почему Павлик, узнав волшебное слово, убежал, ничего не сказав старику, а в конце рассказа возвращается в сад?
- (Павлик стал вежлив с бабушкой, с Леной, с братом, но при этом он хочет получить что – то для себя: взять краску, съесть пирожок, покататься на лодке. В сад же он бежит не за тем, чтобы получить, а за тем, чтобы «отдать»: поблагодарить старика, сделать приятное другому человеку).
2) Работа над образом героя.
- Кто главный герой рассказа?
- Каким мы его увидели вначале рассказа?
- Каким мы видим его в конце рассказа?
- Скажите, как менялось поведение Павлика, после того, как он узнал волшебное слово.
говорил тихим голосом,
смотрел в глаза,
думал о волшебном слове,
подпрыгнул от радости,
прошептал,
глядя в глаза,
прислушивался,
сидел тихо,
положил руку на плечо,
попросил тихо
-А теперь вам нравится Павлик?
- А теперь какими словами можно охарактеризовать Павлика. Заполним красные ячейки.
-Благодаря кому Павлик изменился? Эта встреча важная для мальчика? Изменился бы Павлик, если бы не встретил старичка?
7. Включение в систему знаний и повторений.
«Выбери пословицу»
На добрый привет – добрый ответ.
За добро добром и платят.
Добрый человек добру и учит.
Вежливость открывает все двери.
- Так какова главная мысль рассказа? (Добрый человек, добру и учит.)
8. Чтение по ролям.
1. Работа с памяткой (повторение норм оценивания чтения по ролям)
2. Обсуждение выбора интонации для героев рассказа.
3. Чтение по ролям.
4. Оценка чтения детьми.
9. Итог урока.
- Как действуют волшебные слова на людей? (Люди становятся добрее, улыбаются в ответ)
-С какой целью надо употреблять «волшебные» слова? (Чтобы доставить людям приятное, чтобы не огорчать людей, а радовать).
- Чему научил нас рассказ В.А. Осеевой?
- О каких человеческих качествах заставил нас задуматься автор?
- Свои книги В.А.Осеева писала очень давно, почти 100 лет назад. А как вы думаете, почему сегодня интересно читать эти книги?(Они поучительные)
- Что нового для себя открыли на уроке?
10. Рефлексия.
Игра « Волшебные слова»
- Участники по очереди будут произносить вежливые слова. За каждое слово дается лепесток цветка, который прикрепляется к доске. Слова повторять нельзя.
-Да, ребята, вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой. Правило вежливости запрещает нам шуметь, тревожить, раздражать окружающих. Я рада, что вы правильно поняли тему нашего урока. Я думаю, что волшебные слова вам очень пригодятся в вашей жизни.
11. Домашнее задание. Выразительно читать рассказ «Волшебное слово».