Первичный синтез | Постановка целей урока. Подведение к теме урока. Подготовить учащихся к первичному восприятию сказк | Подготовка к первичному восприятию. Речевая разминка. - Прежде, чем мы начнём урока – я предлагаю прочитать нам одно замечательное стихотворение, которое послужит нам речевой разминкой. Собака садится играть на гармошке, Ныряют в аквариум рыжие кошки, Носки начинают вязать канарейки, Цветы малышей поливают из лейки. Старик на окошке лежит, загорает, А внучкина бабушка в куклы играет, А рыбы читают весёлые книжки, Отняв потихонечку их у мальчишки. (2 слайд) - Для начала прочитаем это стихотворение как роботы. - Теперь читаем его одними губами. - А сейчас читаем стихотворение медленно, постепенно ускоряясь. - Давайте прочитаем стихотворение быстро, постепенно замедляясь. - Ну и наконец, прочитаем стихотворение выразительно. Проверка Д/З. - Молодцы, а сейчас я предлагаю проверить ваше домашнее задание. Первичное восприятие текста. - Ребята, кто мне сможет сказать, о произведении какого писателя мы сегодня будем говорить? (3 слайд) - Интересно, что Чуковский основал целую литературную династию. Его сын Николай Корнеевич Чуковский и дочь Лидия Корнеевна Чуковская также стали знаменитыми писателями. Целых 62 года посвятил Корней Иванович Чуковский литературе. На протяжении этого времени он работал без выходных, ежедневно. Вот некоторые правила, которые сам себе установил писатель, чтобы сэкономить время для работы: «…вставать в 5 утра и ложиться в 9 вечера, не играть в карты и домино, не ходить в гости и не приглашать гостей». А эту загадку Корней Чуковский не включил ни в одну из своих детских книг, поскольку ни один взрослый из тех, кому Чуковский задавал эту загадку, не смог ее отгадать. И сейчас я предлагаю попробовать нам отгадать её. Без рук, без ног голова плыла, Голова плыла, приговаривала: «Эх, ноги бы мне, я бы скок да скок, Поскакала бы я на лужок-бережок!» Ответ: Головастик. (4 слайд) - Я думаю, что многие из вас уже догадались, о чем мы будем говорить. (5 слайд) - Верно. Сегодня мы познакомимся с его стихотворением под названием: «Радость» (6 слайд). - Открываем учебник на странице 11. Сейчас мы послушаем это стихотворение, и прочитает нам его сам Корней Чуковский. Слушаем внимательно. Вы можете прикрыть глаза, чтобы лучше прочувствовать это стихотворение (7 слайд). Проверка первичного восприятия. - Что вы представляли, когда слушали это стихотворение? - Чему так радовался автор? - Какое слово в произведении повторяется несколько раз? - Какое настроение оно создаёт? - Так же, ребята, в этом стихотворении есть слова, которые, как мне, кажется, могут быть вам не совсем понятны или сложны при прочтении. Давайте посмотрим на эти слова. Предлагаю для начала прочитать их. Повторяйте за мной. (По слогам, затем полным словом) (словарная работа на слайд вывести) (8 слайд) Двухсложные слова: Радость, Растут, Коньки, Ручьи, Павы. (вывести на слайд что и кто это, спросить знают ли дети) Трёхсложные слова: Салазки, (вывести на слайд что это, перед этим спросить детей, знают ли они) Осины, Облака, Соловей, Радуга. Многосложные слова – эти слова попробуем прочитать по волнам, а теперь с правильным ударением. Апельсины, Посыпался, Вскарабкаемся. - Так что же такое павы и салазки, ребята? Кто-нибудь знает? (9 слайд) Пава — самка павлина. Вы видели самку павлина в зоопарке? Её движения всегда плавны, нет суетливости, смотрит гордо, клюв приподнят вверх. Как будто пава – королева среди птиц! (10 слайд) И ещё одно слово САЛАЗКИ. Замените синонимом (САНКИ). Правильно, САЛАЗКИ - это маленькие деревянные ручные санки. Это слово сейчас в речи уже не употребляют. (11 слайд) - Хорошо, ребята, я предлагаю вам прочитать этот стих вполголоса или про себя. Чтобы потом ответить на мои вопросы. - Что происходит в природе с деревьями от радости? Найдите подтверждение своим словам в тексте. - А что происходит с птицами? Подтвердите и это, найдя слова в тексте. - А каким автор представил себе дождь? - А как потекли ручьи? - Что случилось с мельницей? - Куда позвал автор ребят? - А где себе представил автор катание на санках и коньках? - Может такое случиться на самом деле? А вы хотели бы этого? - Какие созвучия в конце стихотворных строк вы нашли? Например: берёзы – розы. (8 вместе с розами) - А сейчас ребята, я предлагаю немного размяться и отдохнуть. Встаём со своих мест и повторяем за мной. (12 слайд) | Читают стихотворение как роботы; одними губами; медленно, затем быстро; быстро, затем медленно, выразительно. Отвечают Д/З. Отвечают. И оценивают товарищей Пытаются отгадать. О творчестве Чуковского. Дождь прошёл и появилась радуга Рады Веселое, радостное (На берёзах растут розы, На осинах – апельсины) (Вороны поют соловьями) (Посыпался из облака виноград) (Сладким мёдом потекли) Заплясала у моста (На зелёные луга) Вниз по радуге Нет. Возможно хотели бы. (Осины - апельсины, Град – виноград, Полями – соловьями, Земли – потекли, Павами – кудрявыми, Мною – рекою, Луга – дуга) | Методы: словесный, наглядный. Форма: фронтальная. Средства: речь учителя, речь учащегося. | ПУУ: выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов - делать выводы. ЛУУД: Определять авторское отношение и формулируют своё отношение к прочитанному. КУУД: уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
Вторичное восприятие текста | Работа с текстом при повторном восприятии. | - Ребята, а сейчас я предлагаю нам прочитать это стихотворение ещё раз по четверостишьям. (назначаю кто читает, 7 человек) - С какой интонацией нужно было прочитать это четверостишье? Удалось ли ….. это передать? Кто попробует прочитать с нужной интонацией ещё раз? (до третьего) - Хорошо, ребята, а вы заметили, что это четверостишье нужно читать с чувством удивления. Давайте попробуем прочитать его с удивлением, кто хочет? - А в этом четверостишье снова вернулась радость. Попробуете её передать? (до конца) - Ребята, а кто желает прочитать выразительно у доски всё стихотворение? (2-3 человека) (Комментирование и оценка чтение, спросить у детей) - Отлично. А сейчас я предлагаю нам порисовать, но не на обычном листе бумаге, а в своём воображение. Сейчас вы ещё раз прочитаете второе и третье четверостишье, и попробуете у себя в уме нарисовать то, что, как вам кажется, будет хорошо отражать смысл этих четверостиший. Но помним – читаем вполголоса, чтобы не мешать остальным. У вас две минуты. - Ответ начинаем со слов: «на моей картине присутствует, для своей картины я выбрала краски) - Отлично, каждый смог представить что-то своё, хотя четверостишья были у всех одинаковые. Это показывает насколько у нас всех разное воображение. - И как вы могли заметить – в нашем учебнике есть иллюстрация к этому стихотворению, она находится на той же странице, что и само стихотворение. Давайте внимательно её рассмотрим. Что мы можем видеть на иллюстрации? - Верно, ребята, а вся ли иллюстрация совершенно точно изображает то, что происходит в тексте? - Правильно, нет. Так происходит, потому что разные люди – по-разному могут представить происходящее в стихотворении. - Давайте найдём в тексте тот момент, в котором автор зовёт с собой ребят. - А теперь момент, в котором он предлагает ребятам поиграть на облаках и радуге. | Читают. Выполняют указания учителя. Третье, четвёртое и пятое четверостишье. Отвечают. Девочки и мальчики. Кто-то танцует. Кто-то играет с мячом. Мальчик съезжает с радуги на санях. Девочка танцует на облаке с обезьяной. Нет. Так бегите же за мною на зелёные луга…. Мы на радугу вскарабкаемся… | Формы: парная, фронтальная. Методы: словесный, наглядный, частично - поисковый Средства: речь учителя, речь учащегося. | КУУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; уметь выразительно читать; учитывать разные мнения. ПУУД: учить анализировать стихотворение, уметь выявлять сущность объектов. ЛУУД: выражать личное отношение к прослушанному. РУУД: действовать с учётом выделенных учителем ориентиров. Учиться работать по предложенному учащимися плану. |
Вторичный синтез | Анализ литературного текста после прочтения. | - Отлично, ребята, мы уже говорили, что то, что происходит в стихотворении – не может произойти в нашем мире. Ведь у нас никогда не пойдёт из облаков – виноград, верно? Но в этом стихотворении такая неразбериха – должно же быть у неё какое-то название. Как вы думаете, как называется жанр этого стихотворения? (Если не отвечают – говорю сама) - Верно. А что же такое небылица? (Если что – говорю сама) - Отлично. А давайте найдём в стихотворении подтверждение того, что это – небылица. - Вы совершенно правы, ребята. - Сейчас же я предлагаю нам самим попробовать себя в качестве поэтов. Вам предстоит работа в парах. На партах у вас лежат листы, переверните их. На листе написано какое-то предложение, например: «Шёл козлёнок по дорожке, у него устали… что? Правильно, ножки.» (13 слайд) - Точно так же как мы сейчас – вам нужно дописать эти предложения. А затем мы проверим, какие из вас поэты получились. - Захотела кошка спать, вот и лезет на…(кровать) - Укусила кису муха, и болит у кисы…(ухо) - Зайка маме говорит: «Хвостик у меня …(болит)» - Мой маленький мишка читает мне …(книжку) - Я рубашку сшила мишке, я сошью ему…(штанишки). Надо к ним карман пришить и конфетку… (положить). - Коровушка, коровушка! Рогатая …(головушка). Малых детой не бодай, молока им лучше …(дай) - Вы уже справились? Отлично! Давайте проверим, что у вас получилось, кто хочет начать? - Прекрасно. А сейчас я предлагаю нам разобраться с одним стихотворением. (15 слайд) Огурцы играют в прятки, Малыши растут на грядке. Раки в цирк бегут толпой, Дети дремлют под корьгой. Волки плавают по дну, Щуки воют на луну. - Что же в нём не так? - Давайте исправим это. Могут ли огурцы играть в прятки? - А дети расти на грядке? Значит, мы можем поменять местами слово малыши и слово огурцы. И у нас получится, что Малыши играют в прятки, Огурцы растут на грядке. Верно? (16 слайд, щёлкнуть) - Оставшиеся два предложения попробуйте сделать самостоятельно. А потом мы вместе всё проверим. - Что же у нас получилось во втором предложение? (щелкать по слайду) - А в третьем? (щелкать по слайду) - Замечательно, теперь давайте полностью прочитаем наш исправленный стих. Кто хочет? | Небылица. То, чего не может произойти на самом деле. На берёзах растут розы, На осинах – апельсины. Из облаков идёт виноград, вороны поют соловьями, Из ручьёв льётся мёд. Куры стали павами, лысые – кудрявыми. Мельница пляшет у моста. А на радугу мы забраться не сможем. Строчки перепутались. Нет. Тоже нет. Да. Дети в цирк бегут толпой, раки дремлют под корьгой. Щуки плавают по льду, Волки воют на луну. | Методы: словесный, наглядный. Формы: фронтальная, парная. | ПУУД: уметь извлекать информацию из текстов, преобразовывать её. КУУД: уметь слушать и понимать других. ЛУУД: выражать личное отношение к прослушанному. |
Итог урока. Рефлексия | Создать условия для формирования умения делать выводы. | - Ребята, а сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. (17 слайд) - Смотрим на доску и отвечаем по поднятой руке: сегодня я узнал, мне удалось, мне не удалось, мне понравилось… (18 слайд) - А что вы сегодня на уроке научились делать? (19 слайд) - Хорошо, молодцы. - Сейчас я предлагаю вам снова посмотреть на свои парты, там есть листочек, где нарисован смайлик, но вот проблема, у нашего смайлика нет рта. А помочь нарисовать ему рот можете вы. - Но не бросаемся его дорисовывать, этот смайлик нужен, чтобы помочь мне понять, понравилось ли вам наше занятие или нет. Посмотрим на слайд. (20 слайд) Улыбку «)» рисуем, если вам наш урок понравился и вы всё поняли. Обычное лицо «_» рисуем, если вам не всё понравилось на уроке, а чего-то вы даже не поняли. И грустный смайл «(» рисуем, если урок вам совсем не понравился и вы ничего не поняли. Как только нарисовали смайл – поднимаем свой листок, чтобы я его увидела. | Отвечают. | Формы: фронтальная. Метод: словесный. Приём интеллектуальной рефлексии. | РУУД: уметь определить качество и уровень усвоения материала на основе критерия успешности учебной деятельности. КУУД: уметь слушать и понимать других. |