Литературное чтение 2 класс
ТЕМА: С. В. Михалков «Мой щенок»
Цели: продолжить знакомство с творчеством С.В. Михалкова; способствовать развитию речи, внимания, образного мышления, выразительного чтения; воспитывать любовь к животным, учить заботиться о них.
Оборудование: выставка книг С. Михалкова, А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского; презентация
«Мы в ответе за тех, кого приручили…» А. де Сент-Экзюпери
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу и мысленно подарите добрые слова. Я надеюсь, что урок принесет нам всем радость общения.
II. Актуализация знаний
- Ребята, вы обратили внимание на выставку книг?
-Творчеству каких писателей она посвящена?
-Как называется раздел, над которым мы работаем? («Писатели – детям»)
-С творчеством каких авторов мы познакомились? Назовите произведения. Какое из них вам наиболее понравилось? Запомнилось?
-Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством одного из авторов.
III. Речевая гимнастика.
1.Чистоговорка
• Ра-ра-ра – начинается….
Ре-ре-ре – стоит домик на …
Су-су-су – очень холодно в …
Жа-жа-жа – есть иголки у …
Аш-аш-аш – у Ирины …
Ор-ор-ор - созрел красный …
Ир-ир-ир – мой папа …
Арь-арь-арь – на стене висит …
Ок-ок-ок – продолжаем наш …
(слайд )
2.Речевая гимнастика (слайд )
Научитесь читать скороговорку «Два щенка, щека к щеке, грызли щетку в уголке!»
- с грустью,
- сердито,
- с радостью.
IV. Поверка домашнего задания
-Стихотворения какого детского поэта читали дома?
Выразительное чтение стихотворений С.В. Михалкова «Мой секрет», «Сила воли»
– Удалось вам раскрыть секрет поэта?
– Как он может одновременно жить и в стране детства, и в той стране, где живут взрослые?
-Как мальчик проявляет силу воли?
(Смотрит страшные фильмы,
Ходит один в лес, Не включает свет.)
-Почему он это делает?
(Чтобы не стать трусом.
Готовится к опасному путешествию.)
V. Организация художественного восприятия
1.Отгадайте загадки (слайды )
1)Лежит – молчит,
пойдешь – заворчит,
Кто к хозяину идет,
Она знать дает. (Собака)
2)Поперёк крылечка лёг
Лохмоногий наш замок.
Но и ночью он, и днём
Чужаков не пустит в дом.
3)Гладишь - ласкается,
Дразнишь - кусается.
(собака)
2.Расшифруй пословицу (слайд )
Акабос – йынрев гурд акеволеч.
3.Объясни пословицу.(слайд ) Собака – верный друг человека.
VI. Подготовка к восприятию художественного произведения
-Как вы думаете, с каким произведением мы сегодня познакомимся?
-Да, это стихотворение С. Михалкова «Мой щенок» (слайд )
1.Словарная работа
Щенок, собака, пёс, моська, дворняжка
-Кто такой щенок? Чем он отличается от собаки?
-О ком будет это стихотворение?
-Рассмотрите иллюстрацию на стр. ….
-Что вы можете сказать о девочке на рисунке? (Она грустит)
-Как вы думаете, почему она грустит?
-Давайте прочитаем стихотворение и узнаем, что же произошло на самом деле.
2.Чтение стихотворения учителем
Словарная работа (Слайд )
Жбан - кувшин с крышкой
Кладовка – помещение для хранения припасов
Перекошена щека – щёки неодинаковые
Сбилась с ног – устала, много ходила
Лежит пластом – не двигаясь
Пчелиный рой – семья пчёл
Ку-та-ла у-ку-та-ла (слайд )
Бинт за-бин-то-ван-ный
Пче-ла пче-ли-ный
Крыл ук-рыл по-кры-вать-ся
3.Беседа
- От чьего имени ведётся рассказ?
- Почему девочка грустит?
- Что почувствовала девочка, когда щенок пропал? Докажите свои мысли
- О ком это стихотворение? (о щенке)
- Какой он? Составьте словесный портрет щенка. (Он маленький, забавный, весёлый)
- Как ведёт себя щенок? (шалит, проказничает)
- А почему он себя так ведёт? (чтобы обратили на него внимание)
- О каком происшествии рассказывается в этом стихотворении?
- Что предшествовало этому? Что было с утра?
- Как долго девочка ждала щенка?
- Прочитайте ее размышления во время ожидания.
- Прочитайте, каким увидела щенка девочка, когда он вернулся.
- Как вы думаете, где был щенок? Из каких строк мы узнаем об отношении девочки к щенку?
- Какие чувства вы испытывали, слушая это стихотворение?
4.Физминутка
5.Работа над выразительным чтением стихотворения.
6.Подбор иллюстраций по сюжету стихотворения.
7.Работа над выразительным чтением стихотворения:
Как нужно читать первую строфу стихотворения? (С чувством тревоги)
Как читать со второй по четвертую строфу, где рассказывается о том, что делал щенок утром?
(Спокойно, с удивлением)
– Какое чувство нужно показать, читая пятую и шестую строфы? (грусть, тревогу)
– Как нужно прочитать первые слова мамы? (Спокойно)
– А вторые? (быстро и с тревогой)
– Как прочитать строки, где девочка горюет, что пропал щенок? (грустно)
– Как будете читать строки, где появляется щенок? (с чувством удивления, страха, а потом с чувством жалости)
– Как прочитать последние строчки стихотворения? (с чувством жалости и любви, а самые последние – с гордостью)
8.Просмотр видеоролика. Проверка правильного составления иллюстаций.
9.Работа над характеристикой героев (слайд )
10. Игра «Восстанови стихотворение» (слайд )
Давайте поможем девочке вылечить щенка.
Задание: Вставьте подходящие слова в стихотворный текст. (слайд )
_______ нос и ____ глазки,
_____ лекарство мой щенок.
Не прожить ему без _____,
Он со мной не _____.
Слова для справок: (мажу, мою, пьёт, ласки, одинок)
Проверка по образцу.
Мажу нос и мою глазки,
Пьёт лекарство мой щенок.
Не прожить ему без ласки,
Он со мной не одинок.
Вывод
- В начале урока мы девизом взяли слова Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили!»
-Кто может теперь объяснить слова эпиграфа? ( Прежде чем взять животного в дом, надо прочитать специальную литературу, правильно ухаживать за домашними животными, любить их) - Наверное, каждый из нас желает иметь такого друга в доме. Но не все понимают, какую ответственность будет нести семья, взявшая в дом собаку. Собака требует ежедневной заботы и ухода. Особенно маленькая. Она много не умеет, её надо всему научить.
Д/З
1.Выписать из текста в рабочую тетрадь, какие проказы совершил щенок
2.Составить рассказ о пропаже щенка. Придумать имя девочке и кличку щенку