Тема: К.И.Чуковский «Телефон», «Путаница».
Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского; формировать умение определять жанр и тему произведения; работать над выразительностью речи, интонацией; развивать речь, мышление, внимание; воспитывать наблюдательность.
Ход урока:
I. Организационный момент. Включение в учебную деятельность.
Цель: формирование мотивации к учебной деятельности.
Личностные УУД: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
II. Актуализация знаний учащихся и самоопределение к учебной деятельности.
Цель: формировать умение определять цель и прогнозировать предстоящую работу,
формировать умение проводить дыхательную гимнастику, артикуляционную разминку, работу над дикцией.
Познавательные УУД: учить внятно и чётко произносить слова, чисто выговаривать звуки.
Регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе представленного материала (стихотворение В.Берестова о К.И.Чуковском) Слайд 1
Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других.
Развитие речевого аппарата.
1. Дыхательная гимнастика «Озябшие пальцы».
2.Артикуляционная разминка «Сластёна»
3.Работа над дикцией «Распевка».
4.Чтение стихотворения. (Слайд 1)
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал
Поскольку в детстве «Бармалея»
И «Крокодила» не читал,
Не восхищался «Телефоном»,
И в «Тараканище» не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг.
В. Берестов.
- О ком это стихотворение? ( Слайд 2.)
- Почему Корней Иванович Чуковский в детстве не читал перечисленных сказок?
- Какие произведения Чуковского вы уже читали?
- А что бы вы хотели узнать на уроке?
- Какую цель урока мы поставим?
III. Биография К.И.Чуковского (Текст со слайдов читают 3 ученика).
Цель: познакомить с биографией К.И.Чуковского.
Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно добывать новые знания из представленного материала. (Слайд 3,4,5)
Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Регулятивные УУД: формирование навыка осознанного чтения.
- Смогли мы узнать о жизни Чуковского?
- Что нового узнали?
IV. Работа по теме урока.
- А какую ещё цель мы ставили на уроке?
1. Чтение диалога из сказки «Телефон» с.96 (учитель спрашивает, класс хором отвечает).
Цель: формирование навыка осознанного выразительного чтения.
Регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других.
Личностные УУД: развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
- Попробуйте предположить, о чём мы будем читать?
- А хотите ли вы узнать, совпадает ли ваше предположение?
- А что для этого нужно сделать?
- Какие ожидания оправдались?
- Вы говорили о том, что вы много читали сказок. А сейчас проверим, как вы их запомнили.
2. «Вспомни сказку». Задание на карточках. ( Работа в парах.) Проверка при помощи слайдов 6,7,8.
Цель: формировать умение применять ранее полученные знания на практике.
Коммуникативные УУД: умение работать в паре.
Регулятивные УУД: формировать умения работать с материалом текста, опираясь на ранее полученные знания.
Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из текстов.
- Какое задание нам предстоит выполнить?
1)Веселится народ -
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого …(Комара, « Муха-Цокотуха»)
2)Нет-нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позови-ка ты лучше ворону. (« Телефон»)
3)И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада,
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (Детей, «Бармалей»)
4)Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор …(Айболит, «Айболит»)
5)Только вдруг из-за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает Воробей. («Тараканище»)
6)А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник шепнул утюгу:
« Я дальше идти не могу». («Федорино горе»)
7)А за ними-то народ
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое чудовище? ( «Крокодил»)
8)Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно. ( «Краденое солнце»)
9)Свинки замяукали – мяу-мяу
Кошечки захрюкали – хрю-хрю. («Путаница»)
3. Чтение отрывка из сказки «Путаница» с.97.
Цель: формирование умения навыка осознанного выразительного чтения, различать жанры литературного творчества.
Познавательные УУД: формировать умения ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные УУД: формировать умение осуществлять познавательную и личную рефлексию.
Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
До чтения. - Почему так называется произведение?
- Что напутал автор?
После чтения. – А для чего писатель всё перепутал?
- Какие строки были самые весёлые?
- Кто стал мяукать? хрюкать? квакать? крякать? (Выборочное чтение)
- К какому типу мы отнесём сказки Чуковского? ( Если автор известен, сказки называются литературными)
4.Чтение и анализ стихотворения «ЗАКАЛЯКА». Задание на карточках.
Цель: формирование умения навыка осознанного выразительного чтения, формировать умение определять жанр и тему произведения.
Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из текста, анализировать, обобщать и классифицировать жанр произведения по признакам.
Регулятивные УУД: осуществлять познавательную и личностную рефлексию; развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с представленным материалом.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; развиваем умение слушать и понимать других.
Личностные УУД: развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать их эмоции.
- В каком жанре написаны произведения, которые мы вспомнили? Докажите.
- Я предлагаю прочитать вам ещё одно произведение и подумать, в какой форме написано оно.
ЗАКАЛЯКА.
Дали Мурочке тетрадь, - Как вы думаете, что она будет с ней делать?
Стала Мура рисовать. – Что она нарисует?
«Это – ёлочка мохнатая.
Это – козочка рогатая.
Это – дядя с бородой.
Это – дом с трубой». - Что ещё можно нарисовать?
«Ну, а это что такое,
Непонятное, чудное,
С десятью ногами,
С десятью рогами?» - Как думаете, кто это?
«Это Бяка-ЗакалякаКусачая, - Кто это?
Я сама из головы её выдумала». – Как думаете, понравилась Закаляка Мурке?
«Что ж ты бросила тетрадь,
Перестала рисовать?» - Почему она бросила тетрадь?
«Я её боюсь!»
- Мы с вами уже знаем, что в лирических стихотворениях поэты выражают свои чувства. В них обязательно есть настроение. Попробуйте выбрать из ряда слов те, которые называют чувства и настроение наиболее точно.
На доске магнитами крепятся слова:
удивление, радость, восхищение, восторг, умиление, огорчение, отчаяние, грусть, сочувствие, счастье, ненависть, тоска.
- Прочитайте стихотворение выразительно.
V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: оценить результаты собственной деятельности на роке, зафиксировать новые знания, полученные на уроке.
Регулятивные УУД: формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами урока.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; развиваем умение слушать и понимать других.
Личностные УУД: формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Что узнали нового на уроке о творчестве К.Чуковского?
- Какие виды жанров встречаются в творчестве Корнея Ивановича? (Сказки, стихи)
- Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофорика»
- Прокомментируйте свою деятельность на уроке. (Я выбрала зелёный цвет потому, что…)