2. Мотивационный. Повторение ранее изученного | Эвристический вопрос | Мы завершили большую тему искусства, которое называется «Каждый народ художник». С культурами, каких стран и эпох мы познакомились? (Древняя Греция, Древняя Япония, Средневековье, Города в пустыне). Сегодня мы начинаем очень большую новую тему прочитайте на слайде. «Искусство – объединяет народы», как вы понимаете эту фразу? Посмотрите на репродукции, на доске. Можно по образу, определить в какой стране создано это произведение? Как вы думаете, где были созданы эти две картины? (икона Богоматерь, Сикстинская мадонна). Кто является главным героем картин? Мать и дитя. Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? Тема урока: «Материнство». Как вы думаете, какая у нас будет цель? Цель: «Создать образ матери с помощью восковых мелков». Правильно. | активно слушают Самостоятельно формулируют тему, принимают и усваивают учебную задачу. | умение пользоваться полученной информацией |
3.Знакомство с новым материалом | Фронтальный опрос Наглядный Эвристический полилог, наглядно-иллюстративный | В искусстве есть великие, вечные темы. Сегодня мы будем говорить об обыденном и вечном. О маме. Сделаем для наших любимых мам маленький подарок. Тема материнства от века к веку волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку. Со временем понимание её становилось всё более богатым и многообразным. Не случайно оно стало выливаться во всеобъемлющий образ Богоматери. Икона «Владимирская Богоматерь»- один из древнейших и самых прекрасных образов. Младенец своей щекой нежно прижался к щеке матери. Образ матери одухотворён нежностью - лицо её прекрасно. Мать и дитя слиты в неразрывное целое очертанием силуэта. Спокойные, мягкие линии и тёплый золотистый тон иконы придают ей звучание покоя и вечности. Не менее знаменит и образ «Сикстинской мадонны», созданный великим итальянским художником Рафаэлем. Прекрасная женщина спокойно, царственно несёт к людям своего младенца. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Младенец- это Христос. Мать предчувствует его тяжёлый путь. Леонардо да Винчи очень любил гулять по улицам Милана ранним утром. В этом городе, окружённом со всех сторон горами, его пленяла лёгкая дымка, окутывающая по утрам предметы, дома, улицы, придавая им таинственность. Леонардо пытался найти сочетания красок, при котором можно передать эту дымку в картине, но тщетно… получалось совсем не то, что он добивался. Но вот однажды, гуляя, Леонардо вдруг остановился, как зачарованный. В окне одного из домов он увидел женщину с ребёнком на руках, с любовью глядящую на своё дитя. Эта чарующая картина была окутана той самой неуловимой дымкой. Леонардо поспешил в свою мастерскую. День и ночь не выходил он оттуда, один за другим рождались рисунки, этюды… и вот, наконец, картина, волшебная, исполненная покоя, готова. «Мадонна Лита», та самая, что находится в Эрмитаже. Как хорошо сочетаются прозрачные синие краски неба и гор с ярким синим плащом мадонны, с красноватым цветом её платья, золотыми волосами. Весь колорит картины даёт ощущение счастья, радости жизни. Века пролетели, сменились названия государств, изменились формы их устройства, а тема « мадонны» жива и будет жить всегда. И в наши дни художники разных народов создают об этом свои произведения Слайд 5. Из века в век вечно единство матери и ребёнка. Посмотрите на картину «У колыбели». Великое счастье быть вместе! Слайд 6. Жемчужиной творчества Александра Дейнеки является его работа «Мать». Дитя спит на плече у матери. Слайд 7. «Тишина». Б.М.Неменский Слайд 8. Б. Неменский. « Мать». Эта картина никого не оставила равнодушным, выплеснув тоску по дому, тихую нежность к матери и сыновьям, разлучённым войной. Спящие на полу в крестьянской избе бойцы, заботливо укрыты тёплым платком. Картина о простых русских женщинах, по- матерински встречавших солдат в каждом селе, в каждом городе. Нет народа, у которого материнство не пользовалось бы великим почётом. Все народы воспевают материнство. Слайд 9. (читают дети) « Есть прекраснейшее существо на свете, у которого мы всегда в долгу,- это мать». « Материнская ласка конца не знает» (русская пословица). « Чувства отца выше гор, чувства матери глубже океана» (японская пословица). « Сердце матери - неиссякаемый источник чудес» (П.Ж.Беранже, француз). Женщина- мать первый творец жизни. Никогда не забывай, сын, что она дала тебе жизнь, вскормила тебя, открыла перед тобой красоту мира и родной речи, вложила в твоё сердце первые понятия о добре и зле, чести и бесчестии. | Слушают факты, анализируют, аргументируют свое мнение, под руководством учителя или самостоятельно определяют особенности композиции | умение наблюдать, делать выводы, умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать |
4. Педагогический показ | Демонстрационный объяснение | Посмотрите на рисунки, которые выполнили другие ребята. Сегодня нам предстоит создать образ матери, не обязательно своей. Я вам предлагаю на выбор несколько композиций, вы можете выбрать одну из них. Сейчас я покажу, как можно нарисовать портрет матери с ребёнком. Лист располагаю вертикально. Беру оранжевый цвет и рисую овал лица мамы и овал лица ребёнка. Контуры рисую кончиком кисти, а когда закрашиваю, держу её плашмя. Черты лица я не рисую, поэтому сразу перехожу к волосам. Беру коричневый цвет и обозначаю контуры волос. другим цветом окрашиваю волосы. Беру зелёный цвет и рисую контуры одежды. Добавляю детали одежды и закрашиваю их. Можно взять другой цвет и нарисовать узоры на костюме. При смешивании разных цветов получаются красивые оттенки. Ваша задача выполнить изображение матери и ребёнка гуашью. | наблюдают и усваивают приёмы и порядок выполнения работы | умение следить и усваивать практические приёмы работы |
7. Подве-дение итогов урока | Демонстрационный, обобщающий опрос. | Ребята, какую главную тему в искусстве мы сегодня рассматривали? - Какие учебные задачи ставили перед собой? - Решили мы эти задачи? - Назовите известных художников, которые изображали мать и дитя. -А сейчас я предлагая выставить свои работы. -Выберите на ваш взгляд лучшие работы. - Объясните, почему вы выбрали их? Спасибо за работу! | оценивают достижения свои и других. | умение анализировать результаты труда своего и одноклассников |