Тема урока «Социальная защита, социальное обеспечение»
Цель: сформировать представление учащихся о праве на социальное обеспечение.
Задачи:
- образовательные: подвести учащегося к пониманию особенностей социального государства, значению социальных прав человека; разъяснить учащимся сущность права на социальное обеспечение.
- развивающие: продолжить развивать умение работать в группе, с таблицами, преобразовывать аналитические данные в текстовую информацию, рассуждать, делать выводы.
- воспитательные: продолжить воспитывать гражданскую сознательность.
Методы организации и самоорганизации образовательного процесса:
1. проблемный
2. наглядный
3. поисковый
4. исследовательский
5. словесно-индивидуальный при эвристической беседе, ведущей к выводу
6. методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Оборудование:
- учебник
- компьютер, проектор,
- раздаточный материал.
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний учащихся.
Задания:
- Перед вами документ (приложение № 1). Прочитайте его.
- Что это за документ? (II глава Конституции РФ).
- О чем идет речь в данном документе? (о социальных правах)
- Право на труд (ст.37)
- Право на отдых (ст. 37)
- Право на материнство и детство (ст. 38)
- Право на социальное обеспечение (ст.39)
- Право на жилище (ст.40)
- Право на охрану здоровья и социальную помощь (ст. 41)
- О чем говорит тот факт, что Конституция РФ гарантирует социальные права? (РФ является социальным государством).
- Что такое «социальное государство»?
Ст. 7 п. 1.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
- Что мы понимаем под «достойной жизнью и свободным развитием человека»?
Ст. 7 п. 2.
В Российской Федерации
- охраняются труд и здоровье людей,
- устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда,
- обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан,
- развивается система социальных служб,
- устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
III. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
Работа в группах с таблицей. Проанализируйте данные социологического опроса населения пгт. Приволжский «Изменился ли уровень жизни вашей семьи за период с января 2016 по март 2017 г.?» (приложение № 2). Какие можно сделать выводы на основе этих данных? (ответы учащихся).
Выводы:
- почти у половины опрошенных семей уровень жизни не изменился – 90
- семей, у которых увеличился доход примерно столько же сколько семей, чьи доходы сократились из-за уменьшения зарплаты и потери работы - 27/30
- почти у половины опрошенных семей уровень жизни снизился - 110
- у 10% опрошенных уровень жизни снизился из-за увеличившихся расходов (образование детей, кредит, покупка недвижимости) – 20
- одинаковое количество семей, у которых увеличились расходы из-за оформления кредита в банке и покупки недвижимости – 9/8
- одинаковое количество семей, у которых уровень жизни сократился из-за повышения цен и увеличившихся расходов на образование детей – 12/12
- у 75% семей, у которых изменился уровень жизни, он снизился – 82
- у 25% семей, у которых изменился уровень жизни, он повысился - 28
Вопросы:
- Если уровень жизни семьи или отдельных категорий граждан ниже установленной нормы, как они могут защитить свои права – право на достойную жизнь, к кому они могут обратиться за помощью?
- Федеральная государственная служба занятости населения
- Пенсионный фонд
- ГБУ РМЭ "Комплексный центр социального обслуживания населения в Волжском районе"
- ГКУ РМЭ «Центр соцподдержки в Волжском районе».
- О каких учреждениях мы упомянули? (социальные учреждения)
- Какая основная у них функция? (социальная защита населения)
- Из всего выше сказанного, какую проблему урока мы можем сформулировать? (Является ли РФ социальным государством?).
IV. Поиск решения проблемы. Открытие нового знания.
В современном обществе есть разные категории граждан, которые нуждаются в социальной защите со стороны государства. Ст. 39 КРФ такую защиту гарантирует и называет ее правом на социальное обеспечение. Что такое «социальное обеспечение»?
Социальное обеспечение – это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей пожилых людей, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных.
Социальная помощь оказывается только в случае, если для этого есть законные основания. Финансирование программ социальной защиты осуществляется за счет специальных фондов и из бюджета государства. Условия и порядок предоставления социальной помощи устанавливается в законодательном порядке.
Социальное учреждение - Федеральная государственная служба занятости населения
Нормативно-правовые акты - Закон «О занятости населения в РФ»
Социальная помощь:
- оказание содействия в получении подходящей работы или приобретении новой специальности (квалификации)
- выплата пособия по безработице
Социальное учреждение - Пенсионный фонд РФ
Нормативно-правовые акты - Закон «О трудовых пенсиях в РФ»»
Социальная помощь:
выплата:
- трудовой пенсии по старости (мужчинам с 60 лет, женщинам с 55 лет)
- досрочной трудовой пенсии (работа на ж/д транспорте, под землей, в горячих цехах, учителей и т.д.)
Нормативно-правовые акты - Закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»
Социальная помощь:
выплата пенсии:
- федеральным государственным служащим,
- участникам ВОВ,
- детям-инвалидам до 18 лет,
- детям, потерявшим одного или двух родителей,
- лица, проходившие военную службу, службу в ОВД, пожарной охране и т.д.
Социальные учреждения - ГБУ РМЭ «Комплексный центр социального обслуживания населения в Волжском районе», ГКУ РМЭ «Центр социальной поддержки в Волжском районе»
О том, какую социальную помощь оказывает ГКУ РМЭ «Центр социальной поддержки в Волжском районе» нам расскажет его руководитель., которая любезно согласилась прийти к нам в гости.
Работа в группах с таблицей.
- Проанализируйте данные таблицы «Анализ использования средств, направленных на выплату мер социальной поддержки отдельным категориям граждан за 2014-2016 г» (приложение № 3).
- Какие выводы вы можете сделать на основе этих данных?
- Как вы думаете, с чем связаны те или иные изменения? (эксперт – руководитель ГКУ РМЭ «Центр социальной поддержки в Волжском районе»).
V. Решение проблемы:
Проблема урока: «Является ли РФ социальным государством?» (ответы учащихся).
Социальное обеспечение человека зависит не только от его личных качеств и достижений, но и от окружающих социальных условий.
России только предстоит стать в полной мере социальным государством, для нее это желаемое будущее, приблизить которое поможет осуществление закрепленных в КРФ основных направлений социальной политики.
VI. Применение полученных знаний.
Задание: Представьте себе, что в скором будущем вы будете избраны или назначены в органы местного самоуправления или в государственные органы власти. Какие вы предложили бы законопроекты об улучшении социальной помощи и социального обеспечения гражданам РФ?
VII. Рефлексия:
Самооценка и оценка деятельности учащихся на уроке:
- Оцените свою работу на уроке. Перед вами лежат оценочные листы, в которых каждый из вас должен поставить сам себе оценку за работу в группе и на уроке и оценку должен поставить капитан команды. В журнал будет выставлена средняя оценка.
Приложение 1
Статьи 37-43 Конституции РФ.
Приложение № 2
- Проанализируйте данные социологического опроса населения пгт. Приволжский «Изменился ли уровень жизни вашей семьи за период с января 2016 по март 2017 г.?».
- Какие можно сделать выводы на основе этих данных?
- Уровень жизни не изменился – 90
- Повысилась зарплата, появился дополнительный доход - 24
- Уменьшилась зарплата - 17
- Родился ребенок - 6
- Повышение цен на продукты, лекарства, ЖКХ - 12
- Начали заниматься предпринимательской деятельностью - 3
- Потеря работы (сокращение, увольнение) - 10
- Стал неполный рабочий день - 3
- Вышел на пенсию - 1
- Нахождение в декретном отпуске - 1
- Увеличились расходы на образование детей:
- Ребенок пошел в детский сад – 2
- Ребенок пошел в школу – 4
- Дети обучаются в ВУЗе – 4
- Услуги репетитора - 2
- Оформление кредита – 9
- Погасили кредит – 1
- Покупка машины - 5
- Покупка квартиры – 3
- Начали снимать квартиру – 1
- Начали строить дом - 1
Приложение 3
Группа 1
Анализ использования средств, направленных на выплату мер социальной поддержки отдельным категориям граждан за 2014-2016 г» ГКУ РМЭ «Центр социальной поддержки в Волжском районе» (в приложении указаны количество получателей выплат, сумма в рублях за 2014, 2015, 2016 гг., которые не могут быть опубликованы)
Виды выплат:
1. Единовременное пособие при рождении ребенка
2. Единовременное пособие беременной жене военнослужащего срочной службы
3. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего службу по призыву
4. Единовременная выплата материнского капитала
Группа 2
Анализ использования средств, направленных на выплату мер социальной поддержки отдельным категориям граждан за 2014-2016 г» ГКУ РМЭ «Центр социальной поддержки в Волжском районе» (в приложении указаны количество получателей выплат, сумма в рублях за 2014, 2015, 2016 гг., которые не могут быть опубликованы)
Виды выплат:
1. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет
2. Ежемесячная денежная выплата при рождении третьего и последующих детей
3. Ежемесячное пособие на ребенка
4. Компенсация части родительской платы за присмотр и уход за детьми в ДДУ
5. Ежемесячная денежная выплата родителям, осуществляющим уход за 2 и более детьми-инвалидами.
Группа 3
Анализ использования средств, направленных на выплату мер социальной поддержки отдельным категориям граждан за 2014-2016 г» ГКУ РМЭ «Центр социальной поддержки в Волжском районе» (в приложении указаны количество получателей выплат, сумма в рублях за 2014, 2015, 2016 гг., колторые не могут быть опубликованы)
Меры социальной поддержки в соответствии с федеральными законами
Виды выплат:
1. О ветеранах
2. О социальной защите инвалидом
3. Гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
Группа 4
Анализ использования средств, направленных на выплату мер социальной поддержки отдельным категориям граждан за 2014-2016 г» ГКУ РМЭ «Центр социальной поддержки в Волжском районе» (в приложении указаны количесвто получателей выплат, сумма в рублях за 2014, 2015, 2016 гг., которые не могту быть опубликованы)
Меры социальной поддержки в соответствии с республиканскими законами
Виды выплат:
1. Ветераны труда, труженики тыла, репрессированные и реабилитированные лица
2. Многодетные семьи
3. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
4. Компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах
5. ЕДВ гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России» или нагрудным знаком «Почетный донор СССР»