kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Древнейшая песнь материнства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Древнейшая песнь материнства».

Класс: 3В

Учитель: Долинина М.Г.

Тип урока:  Урок углубления знаний

Технологии: Игровые, здоровьесберегающие, ИКТ.

Цели урока:   

         - по достижению личностных результатов: воспитывать чувство уважения к произведениям искусства, раскрывающим образ Пресвятой Богородицы и образ матери, развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью и деятельностью; оценивать  усваиваемое содержание; развивать стремление к речевому самосовершенствованию; формирование потребности в общении с музыкой  для дальнейшего духовно- нравственного развития.

         - по достижению метапредметных результатов: выражать свои мысли; развитие навыков речевой деятельности, применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, коммуникативного взаимодействия с окружающими людьми (развитие коммуникативных УУД), регулятивных и познавательных УУД;

             - по достижению предметных результатов: изучить, как представлен духовный образ матери в различных видах искусства, совершенствовать умение воспринимать  и анализировать предлагаемые фрагменты музыкальных произведений; наблюдать в жизни примеры содружества нескольких видов искусств (поэзии, музыки, живописи); развивать творческие и исполнительские способности, эмоционально воспринимать  музыку русских и зарубежных композиторов; формулировать своё отношение к изучаемому  произведению; различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке.

Музыкальный материал:

Тропарь Владимирский иконе Божией матери;

Песня «Мама» муз. В. Гаврилина, сл. А.Шульгиной;

Песня «Мама» муз. Ч.А. Бикано, сл.Б. Керубин;

Доп. Мат: Учебник Е.А.Критской Г.П. Сергеева. М. «Просвещение», 2012г;  Презентация: «Древнейшая песнь материнства».

                                               Ход урока:

I  Организационный  момент. Актуализация знаний.

    Тема нашего урока «Древнейшая песнь материнства». Сегодня мы продолжим изучать  образ  матери в живописи, поэзии и музыке. Тема материнства всегда волновала художников потому, что эта тема близка каждому человеку.

 II Этап мотивации:

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым для вас жанром духовной музыки. Для того чтобы узнать и запомнить название этого жанра – заполним кроссворд.

Заполнение кроссворда (применение игровых  технологий).

Учащиеся узнают  по слуху тембры звучащих инструментов и записывают их названия, по горизонтали получается  слово – тропарь.

III Этап изложения нового материала:

Демонстрация компьютерной презентации.

  1. Знакомство с жанром духовной музыки (тропарь)

Тропарь – жанр древнерусской духовной  музыки (гимнографии), небольшое произведение в честь святого или церковного праздника.

По уставу Русской православной церкви каждому празднику полагается свой тропарь. Тропари составлены и написаны много лет назад ко всем иконам Божией Матери. Мы прослушаем на уроке тропарь Владимирской иконе Пресвятой Богородицы.

Ребята, внимательно посмотрите на эту икону.

  1. Чтение стихотворения М. Волошина:

«Страшная история России

 Вся прошла перед  Твоим Лицом.

Здесь в Успенском - в сердце стен Кремлёвских,

Умиляясь на нежный облик  Твой,

Сколько глаз жестоких и суровых

Увлажнились светлою слезой!  (Максимилиан Волошин)

  3.  Краткий рассказ учителя о Владимирской иконе пресвятой Богородицы.

 - Когда художник пишет Деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона.   На Руси есть иконы с удивительно поэтическими названиями: «Утоли мои печали», «Неувядаемый цвет», «Милостивая», «Нечаянная радость», «Всех скорбящих радость». Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской - небесной заступницы Москвы и всего Русского государства. Эта икона - величайшая святыня. «Богоматерь Владимирская» из Византии попала в Киев в начале XII в. Потом икону увез во Владимир князь Андрей Боголюбский, а затем она была  перенесена в Москву. Во время вражеских нашествий икона не раз спасла город от гибели. После революции 1917г она хранится в Третьяковской галерее. На иконе – поясное изображение Девы Марии, держащей на правой руке младенца Христа, который обхватил своей левой ручкой шею матери, нежно прильнув к ее щеке. Такой тип изображения получил название «Умиление». Художник Грабарь назвал эту икону «Древнейшая песнь материнства»

4. Слушание Тропаря  Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Определение особенности мелодии, смысла текста.

Днесь светло красуется славнейший град Москва,

яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,

чудотворную Твою икону, к ней же ныне мы

притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:

о пречудная Владычице Богородице!

 Молися из Тебе воплощенному Христу Богу   нашему,  да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих и спасет души наша, яко Милосерд.

Почему икону назвали «Древнейшая песнь материнства»?

 Потому что она давно написана. Нарисована не обычная женщина, а Богоматерь,  которая,  прежде всего мать, поэтому и чтят ее образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери. Все обращенное к ней несет характер светлой печали, скорби, умиления, прошения о самом дорогом.

IV.   Динамическая пауза. (Применение здоровьесберегающих технологий)

Прослушивание музыкального фрагмента и выполнение задания по пластической импровизации.

V.   Первичное закрепление нового материала.

1. Задание:  подобрать  из двух столбцов слова, соответствующие друг другу по значению.

  - Ребята, посмотрите внимательно, взаимосвязаны ли эти слова?

 Учащиеся отмечают, что слово «мать» согласуется и с Родиной, и с природой, и с красотой.  Ведь все самое дорогое, родное, святое, связано с мамой.

2. Рассматривание  картины Петрова-Водкина «Петроградская Мадонна».

- Что хотел изобразить художник?

Образ матери остается чистым, возвышенным, даже в самое тяжёлое время.

 Рассматривание картины французского художника Огюста Ренуара «Мадам Шарпанье с детьми»

- Какую атмосферу хотел передать художник?

Картина передает атмосферу уюта, любви, счастья. Непринужденные поза матери, детей, и даже собаки полны покоя и умиротворения.

Подвести учащихся к выводу:

Мамы, представленные на картинах заботливые, любящие своих детей.

VI. Слушание музыки и определение её характера:

Песня «Мама» муз. В. Гаврилина, сл. А.Шульгиной;

Песня «Мама» муз. Ч.А. Биксио, сл.Б. Керубин.

В песне русского композитора В.Гаврилина спокойная, благородная мелодия.

В итальянской песне о маме - чувствуется национальный колорит, музыка страстная.

VII. Развитие вокально-хоровых навыков.

  1. Вокальная импровизация на слова стихотворения о маме.

Задание повышенной сложности (применение игровых технологий)

Мама приласкает,
Мама подбодрит.
Если поругает,
То всегда простит.

С нею мне не страшен
Никакой злодей!
Нет добрей и краше
Мамочки моей.

2. Исполнение песни  «Мамина улыбка».

-  Давайте с вами споем ее красиво, с чувством,  каждый постарается  петь так, как будто  дарит песню в подарок   своей маме.

3. Исполнение песни «Ты на свете лучше всех»

VIII. Итог урока. Рефлексия:

Что нового узнали на уроке? Каким является образ матери в разных видах искусства?

В любом из видов искусств образ матери является неизменным символом доброты, любви, счастья, величия.

 Берегите, уважайте, нежно любите свою маму, старайтесь не причинять ей боли своими словами и поступками.  

IX. Домашнее задание:

1.подобрать стихотворение о маме и сочинить к нему мелодию.

2. нарисовать портрет мамы (задание по желанию).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Древнейшая песнь материнства" »

МБУ школа № 1 г.о. Тольятти имени Виктора Носова







Конспект урока музыки

3 класс



«Древнейшая песнь материнства»

















Учитель: Долинина М.Г.









2015

Тема урока: «Древнейшая песнь материнства».

Класс: 3В

Учитель: Долинина М.Г.

Тип урока: Урок углубления знаний

Технологии: Игровые, здоровьесберегающие, ИКТ.



Цели урока:

- по достижению личностных результатов: воспитывать чувство уважения к произведениям искусства, раскрывающим образ Пресвятой Богородицы и образ матери, развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью и деятельностью; оценивать усваиваемое содержание; развивать стремление к речевому самосовершенствованию; формирование потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития.


- по достижению метапредметных результатов: выражать свои мысли; развитие навыков речевой деятельности, применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, коммуникативного взаимодействия с окружающими людьми (развитие коммуникативных УУД), регулятивных и познавательных УУД;

- по достижению предметных результатов: изучить, как представлен духовный образ матери в различных видах искусства, совершенствовать умение воспринимать и анализировать предлагаемые фрагменты музыкальных произведений; наблюдать в жизни примеры содружества нескольких видов искусств (поэзии, музыки, живописи); развивать творческие и исполнительские способности, эмоционально воспринимать музыку русских и зарубежных композиторов; формулировать своё отношение к изучаемому произведению; различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке.


Музыкальный материал:

Тропарь Владимирский иконе Божией матери;

Песня «Мама» муз. В. Гаврилина, сл. А.Шульгиной;

Песня «Мама» муз. Ч.А. Бикано, сл.Б. Керубин;

Доп. Мат: Учебник Е.А.Критской Г.П. Сергеева. М. «Просвещение», 2012г; Презентация: «Древнейшая песнь материнства».

Ход урока:

I Организационный момент. Актуализация знаний.

Тема нашего урока «Древнейшая песнь материнства». Сегодня мы продолжим изучать образ матери в живописи, поэзии и музыке. Тема материнства всегда волновала художников потому, что эта тема близка каждому человеку.

II Этап мотивации:

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым для вас жанром духовной музыки. Для того чтобы узнать и запомнить название этого жанра – заполним кроссворд.

Заполнение кроссворда (применение игровых технологий).

Учащиеся узнают по слуху тембры звучащих инструментов и записывают их названия, по горизонтали получается слово – тропарь.

III Этап изложения нового материала:

Демонстрация компьютерной презентации.

  1. Знакомство с жанром духовной музыки (тропарь)

Тропарь – жанр древнерусской духовной музыки (гимнографии), небольшое произведение в честь святого или церковного праздника.

По уставу Русской православной церкви каждому празднику полагается свой тропарь. Тропари составлены и написаны много лет назад ко всем иконам Божией Матери. Мы прослушаем на уроке тропарь Владимирской иконе Пресвятой Богородицы.

Ребята, внимательно посмотрите на эту икону.

  1. Чтение стихотворения М. Волошина:

«Страшная история России

Вся прошла перед Твоим Лицом....

Здесь в Успенском - в сердце стен Кремлёвских,

Умиляясь на нежный облик Твой,

Сколько глаз жестоких и суровых

Увлажнились светлою слезой! (Максимилиан Волошин)



3. Краткий рассказ учителя о Владимирской иконе пресвятой Богородицы.

- Когда художник пишет Деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона. На Руси есть иконы с удивительно поэтическими названиями: «Утоли мои печали», «Неувядаемый цвет», «Милостивая», «Нечаянная радость», «Всех скорбящих радость». Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской - небесной заступницы Москвы и всего Русского государства. Эта икона - величайшая святыня. «Богоматерь Владимирская» из Византии попала в Киев в начале XII в. Потом икону увез во Владимир князь Андрей Боголюбский, а затем она была перенесена в Москву. Во время вражеских нашествий икона не раз спасла город от гибели. После революции 1917г она хранится в Третьяковской галерее. На иконе – поясное изображение Девы Марии, держащей на правой руке младенца Христа, который обхватил своей левой ручкой шею матери, нежно прильнув к ее щеке. Такой тип изображения получил название «Умиление». Художник Грабарь назвал эту икону «Древнейшая песнь материнства»


4. Слушание Тропаря Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Определение особенности мелодии, смысла текста.

Днесь светло красуется славнейший град Москва,

яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,

чудотворную Твою икону, к ней же ныне мы

притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:

о пречудная Владычице Богородице!

Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих и спасет души наша, яко Милосерд.

Почему икону назвали «Древнейшая песнь материнства»?

Потому что она давно написана. Нарисована не обычная женщина, а Богоматерь, которая, прежде всего мать, поэтому и чтят ее образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери. Все обращенное к ней несет характер светлой печали, скорби, умиления, прошения о самом дорогом.

IV. Динамическая пауза. (Применение здоровьесберегающих технологий)

Прослушивание музыкального фрагмента и выполнение задания по пластической импровизации.

V. Первичное закрепление нового материала.

1. Задание: подобрать из двух столбцов слова, соответствующие друг другу по значению.

- Ребята, посмотрите внимательно, взаимосвязаны ли эти слова?

Учащиеся отмечают, что слово «мать» согласуется и с Родиной, и с природой, и с красотой. Ведь все самое дорогое, родное, святое, связано с мамой.

2. Рассматривание картины Петрова-Водкина «Петроградская Мадонна».

- Что хотел изобразить художник?

Образ матери остается чистым, возвышенным, даже в самое тяжёлое время.

Рассматривание картины французского художника Огюста Ренуара «Мадам Шарпанье с детьми»

- Какую атмосферу хотел передать художник?

Картина передает атмосферу уюта, любви, счастья. Непринужденные поза матери, детей, и даже собаки полны покоя и умиротворения.

Подвести учащихся к выводу:

Мамы, представленные на картинах заботливые, любящие своих детей.

VI. Слушание музыки и определение её характера:

Песня «Мама» муз. В. Гаврилина, сл. А.Шульгиной;

Песня «Мама» муз. Ч.А. Биксио, сл.Б. Керубин.

В песне русского композитора В.Гаврилина спокойная, благородная мелодия.

В итальянской песне о маме - чувствуется национальный колорит, музыка страстная.



VII. Развитие вокально-хоровых навыков.

  1. Вокальная импровизация на слова стихотворения о маме.

Задание повышенной сложности (применение игровых технологий)

Мама приласкает,
Мама подбодрит.
Если поругает,
То всегда простит.

С нею мне не страшен
Никакой злодей!
Нет добрей и краше
Мамочки моей.

2. Исполнение песни «Мамина улыбка».

- Давайте с вами споем ее красиво, с чувством, каждый постарается петь так, как будто дарит песню в подарок своей маме.

3. Исполнение песни «Ты на свете лучше всех»


VIII. Итог урока. Рефлексия:

Что нового узнали на уроке? Каким является образ матери в разных видах искусства?

В любом из видов искусств образ матери является неизменным символом доброты, любви, счастья, величия.

Берегите, уважайте, нежно любите свою маму, старайтесь не причинять ей боли своими словами и поступками.

IX. Домашнее задание:

1.подобрать стихотворение о маме и сочинить к нему мелодию.

2. нарисовать портрет мамы (задание по желанию).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Древнейшая песнь материнства"

Автор: Долинина Марина Геннадьевна

Дата: 06.10.2015

Номер свидетельства: 236810

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока обществознания в 8 классе по теме: "Я человек, и я имею право"."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_obshchiestvoznaniia_v_8_klassie_po_tiemie_ia_chieloviek_i_ia_imi"
    ["file_id"] => string(6) "427923"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1505197790"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства