Тема Понятие о БСП (Жал?аулы?сыз ??рмалас с?йлем).
Материнство – величайшее чувство.
Цель и задачи: с опорой на знания, умения, навыки, полученные по изученным темам,
методом исследований и выводов рассмотреть новый материал в
структурной системе его главных теоретических положений;
материалы по лексической теме использовать в воспитании
нравственности;
Методы, приемы, технология урока: практический и метод исследований;
Форма обучения: групповая;
Ход урока
I.Орг.момент. Знакомство с грамматической, лексической темами
Психологический настрой /подготовлен стенд «Милая МАМА», за +работу = фото/
- Прослушивание с записи слова МАМА на разных языках.
- Чтение стихотворения в прозе эквадорского писателя Франсиско Кампоса «Мать»
/группы читают3 абзаца/
Вопрос урока: ПОЧЕМУ ПРЕКРАСНА МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ?
- Объявление эпиграфа: Чувство материнства сильнее смерти.
- .Система повторительных, тренировочно - закрепительных упражнений по новой теме:
Задание: составить БСП, используя предложения из названий темы и эпиграфа
2. Работа с текстом «Материнство»
- Словарная работа: чадо – бала - ша?а
потомство - ?рпа?
подкидыш - тастанды бала
вознаграждается - сі?ірген е?бекті а?тау
уродство – жауызды?
«Материнство»
(1 гр.) Материнство – величайшее чувство в живой природе. Посмотрите! Медведица бережно несет свое чадо, горилла кормит малютку, с любовью ласкает малыша-жирафенка жирафа-мама... Инстинкт материнства заставляет собаку кормить подложенных ей котят, кошка-мать, страдающая от потери потомства, способна выкормить даже крысят. Огромного подкидыша-кукушонка, выбиваясь из сил, кормят маленькие птицы. В жаркий день мамаша-аист зонтом распускает над птенцом крылья.
(2 гр.) Рискуя собственной жизнью, матери защищают потомство. Многим приходилось видеть «подбитых» птиц. Волоча крыло, утка, кажется, вот-вот упадет. Нет, благополучно взлетела. Это была лишь уловка матери отвести беду от гнезда.
(3 гр.) Человек и многие из животных на заре жизни оберегаются материнством. Вырастая, животные не обязаны платить за это. Их дело – передать эстафету великого чувства дальше. У людей же материнство вознаграждается благодарностью – ответным сыновним-дочерним чувством. И если такое ответное чувство у кого-то заглохло, мы называем это уродством.
В. Песков.
- Выразительное чтение текста.
/выделенный отрывок записывается под диктовку + самопроверка по тексту/
- Вопросы по тексту: О каких мамах здесь говорится?
В чем различие между человеческим материнством и
материнством у животных?
Ваше отношение к выделенному отрывку.
3.Синтаксическая «5-ка»: Медведица бережно несет свое чадо, горилла кормит ма-
лютку, с любовью ласкает малыша-жирафенка жирафа-мама.
- Задание: выполнить синтаксический разбор, составить схему предложения
4.Отработка правила:
1 гр. В БСП простые предложения соединяются только по смыслу и интонационно,
без помощи союзов и союзных слов.
2 гр. Значение интонации: - одновременность и последовательность;
- сопоставление;
- условия и времени;
- причины и следствия;
- пояснения;
3 гр. Знаки препинания в БСП: запятая, точка с запятой;
двоеточие: тире-
/Опережающее задание: разобрать и заполнить таблицу «БСП. Знаки препинания»/
IV. Обобщение.
1. Проверка домашнего задания (сочинение-миниатюра по лексической теме урока)
1 гр. «Мама и дочка»
2 гр. «Хорошо с мамой»
3 гр. «Сильнейшая из мам»
Задание: составить текст сочинения, употребив БСП.
/Взаимопроверка работ/
2. Ответ на вопрос темы урока: МАТЕРИНСТВО – ВЕЛИЧАЙШЕЕ ЧУВСТВО,
ОНО СИЛЬНЕЕ СМЕРТИ.
V. Подведение итогов урока. Комментирование «Листа оценки знаний»
Мониторинг
VI Домашнее задание (разноуровневое): + упр. 230 (9кл)
++ упр. 534 (11кл)