Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОРКСЭ по теме: "Совесть"»
Предмет: Основы религиозной культуры и светской этики
Тема: «Совесть»
Цель: развить представление о ценности осознанного нравственного поведения человека.
Задачи урока:
-показать роль совести как регулятора поведения человека в обществе;
-обратить внимание учащихся на необходимость прислушиваться к «внутреннему судье»,
-объективно оценивать свои и чужие поступки;
-познакомить с различными взглядами известных людей на значение совести в жизни человека и общества.
Основное понятие: совесть.
Формы организации познавательной деятельности:
коллективная;
фронтальная;
групповая;
Ожидаемый результат:
• В ходе занятия дети смогут составить представление о таком понятии как «совесть».
• Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях.
• Высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение, принимать чужое.
• Задумываться и осознавать, для чего людям нужна совесть.
Эпиграф: «Самое главное украшение человека – чистая совесть»
Цицерон
Оборудование: м\медийная установка, презентация, карточки с афоризмами. ручка, лист бумаги, Хрестоматия, напечатать слова из афоризмов и составленные слова из слова СОВЕСТЬ, «Толковый словарь» Ожегова.
Ход урока:
1. Организационный этап
- Поговорим?
- О чём?
-О всяком и о прочем. - О том, что хорошо и хорошо не очень.
-Что-то знаю я, а что-то вам известно. - Поговорим?
- Поговорим!
- Нам будет интересно!"
2 Подведение к теме урока.
Свой урок мы начинаем в необычном месте – на поляне мудрецов. На ней растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости.
Вас радушно встречают мудрецы. Они все знает о человеческой жизни.
Закройте глаза, заглянем в себя, увидим себя, услышим себя. Какой я? Каким я себя чувствую? Что бы вы рассказали мудрецу о себе?
Учитель читает стихотворение.
Однажды предрассветною порой
ТРИ мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
- Что главное, скажите в человеке? -Конечно, разум- первый мне ответил.
(прикрепляю карточку со словом «разум» на дерево)
С ним каждый путь и правилен и светел.
-Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня. Второй ответил: - Воля на пути,
(прикрепляю карточку)
Который нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, заволновался третий
Послушайте, что строго он ответил: (пауза)… Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?
Учащиеся называют (по их мнению) качества.
Да нет, не то, заволновался третий.
Дослушайте, что строго он ответил!)
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека - совесть!(прикрепляю карточку)
- Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.
3. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы.
А как на ваш взгляд, какое качество в человеке считаете самым главным?
- Назовите тему урока. (Совесть).
- Прочитайте эпиграф урока.
Самое главное украшение человека – чистая совесть.
Цицерон
Постановка проблемы
- Какой вопрос возникает?
-Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать?
Дети читают хором.
Предполагаемые вопросы:
-Что такое совесть?
-Нужна ли человеку совесть?
-Совесть украшает человека?
- Какая совесть бывает чистой?
- Что значит поступить по совести? Жить по совести?
- Попробуем ответить на все эти вопросы сами.
4. «Открытие» новых знаний.
Работа с определениями.
- Чтобы лучше узнать, что такое СОВЕСТЬ, давайте вслушаемся в слова, которые «живут» в нём. Составьте слова из букв этого слова. Они помогут охарактеризовать понятие СОВЕСТЬ.
Совет – это то, что находится и даёт нам советы.
Весть – это то, что подаёт нам весточку: правильно мы поступаем или нет.
Сеть – это то, что ловит все наши хорошие и плохие поступки.
Есть – это то. что есть у всех (совесть).
Свет – это свет внутри нас.
Вес – (весы) – контролирует, взвешивает наши хорошие и плохие мысли и поступки.
СОС- (сигнал тревоги) после ошибки совесть срабатывает, как тревога «Так нельзя! Исправься!».
Заглянем в историю слова «совесть». Это слово состоит из двух частей: приставки со - что значит - вместе, корня - весть, что значит, знать, ведать.
Совесть - это совместное знание человека со своим внутренним миром.
- Правильно, не зря говорят: «Совесть – верный советник»
Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать.
Паскаль Блез
Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.
Кант И.
Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких.
Гольбах П.
Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце.
Пушкин А. С.
Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла.
Дени Дидро
6. Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.
Д. С. Лихачев
7. Совесть – это глас Божий в душе каждого человека. Если слушать этого главного советника (голос совести), никогда не ошибёшься.
8. Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае.
Суворов А. В.
Работа со словарями
А сейчас познакомимся с тем, как толкуют это слово учёные.
1. Ожегов С.И.
«СОВЕСТЬ – чувство ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом».
2. В.Н. Даль
«Совесть - внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру».
Совесть - это один из способов, которым душа учит человека поступать правильно; это идущее из сердца сильное воздействие души на человека (крик души).
Совесть - мощный голос сердца в защиту другого и сила, разрушающая эгоизм.
Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
Но чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на неё добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в неё тетрадкой, то Нина смекнула, в чём тут дело, и решила над ним подшутить.
-Несчастный прогульщик! – строго сказала она.- И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
- Нет!- удивленно ответил малыш.- Я просто шёл на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над её головой весёлые птицы. И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть.
- Какой плохой поступок совершила Нина?
Не приготовила уроки, прогуляла школу. Подшутила над малышом.
- В чём главная мысль этого произведения?
- Как вы думаете, будет ли Нина поступать так и дальше?
- Как вы понимаете выражение «И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть»
- Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть?
Работа с притчами.
Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.
А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.
Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошо, что плохо.
Примтча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение
Работа с притчами. (В группах)
Прочитайте притчу.
В чем заключается смысл притчи?
В чем мораль?
Какими мыслями и чувствами вам захотелось поделиться? ( Чему она вас научила?)
1 группа.
«Совесть без муки». Монах Варнава (Евгений Санин).
Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!
2 группа
«Осколки в сердце»
Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.
Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.
- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.
3 группа.
«Самая мягкая подушка».
Вот уже третий год жадного богача мучила бессонница. Врачи прописывали ему таблетки, массажи и теплые солевые ванны.
Всё было бесполезно. Богач сменил множество диванов, кроватей, но ничего не помогало.
Старый слуга, видя мучения своего хозяина, сказал однажды:
- Надо вам найти такого человека, кто спит крепко и сладко, и купить подушку на которой он спит. Тогда сон и к вам вернётся.
- Иди и найди мне такую подушку,- обрадовался банкир.
У всех знакомых и друзей банкира были проблемы со сном. Тут вспомнил слуга, что в его родной деревне люди всегда спали крепко и сладко, и поехал туда.
Приехал он в деревню в воскресенье, рано утром. Вылез из кареты, пошел по улице и вдруг услышал громкий храп, который раздавался из покосившегося дома.
Долго барабанил слуга в дверь. Наконец вылез на крыльцо мужичок и говорит:
- Что же ты, бессовестный, в воскресный день поспать человеку не даёшь?
- А ты бессонницей не страдаешь? – спрашивает слуга.
Чем глупости спрашивать, лучше иди своей дорогой! – рассердился мужичок.
- Милый человек, продай мне свою подушку. Я дорого заплачу. Может она моему хозяину поможет уснуть, а то он совсем от бессонницы измучился, – попросил слуга.
Усмехнулся мужичок и отвечает:
- А у меня нет подушки- то. Я и так крепко сплю. Говорят, самаямягкая подушка – это чистая совесть. Пусть твой хозяин её испробует.
Прочитать сказку В.Дорошевич «Совесть» (из 100 китайских сказок)
Совесть нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека. Рядом с совестливым человеком легче живётся. Он, как светлячок, излучает невидимый свет, который и есть нравственное здоровье человека.
Самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь её слышать и поступать по её подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки и не совершать новых. Каждый человек может ошибиться, но при этом человек должен уметь видеть свою вину и уметь попросить прощения. Это могут только по настоящему сильные люди.
Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают.
Обобщение.
- Ребята, зачем человеку нужна совесть?
(Совесть –
заставляет размышлять о своих поступках,
критически оценивать свои поступки,
напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности,
игнорирует хитрые оправдания,
заставляет говорить о себе правду.)
- Что значит поступать по совести?
8. Игра «Найди пару». Работа в паре.
Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).
Жить честно, справедливо. (Жить по совести).
Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).
Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной совестью.) Ведь не случайно говорят: «Счастлив тот, у кого совесть спокойна».
Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести).
6. Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул кого-то… (поступок на его совести).
9. Портрет совестливого человека
Так составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.
Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)
Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. )
Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.)
Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)
Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).
10. Рефлексия.
Вопросы без ответа вслух.
Я задаю вам вопросы, вы обдумываете и мысленно отвечаете на них.
Случалось ли вам испытывать угрызения совести?
Было ли стыдно за свои поступки?
Всегда ли вы поступали по совести?
«Синквейн» (родителям)
Совесть
Вечная, мудрая
Спрашивает, учит, мучит
Главный судья
« Совесть - это …» (детям)
11. Итог урока .
Благодарю Вас, ребята! Сегодня вы приоткрыли завесу над самым главным качеством человека, вы искали и открывали истины, над которыми размышляют взрослые и не всегда находят ответы. Пусть годы не скроют от вас мудрость, открывшуюся сегодня на уроке. И ваша совесть всегда будет вам главным советчиком на всю жизнь. И в заключение нашей беседы я хотела бы прочитать стихотворение Яны Кузовлевой «Совесть».
Совесть. Словно ненаписанная повесть.
Всех поступков, помыслов сердец, Нас порою обличает совесть. Это кара или дар Небес?
Для кого-то этот голос громок: Слышит он души упрек немой, Совершив проступок или промах - Сразу же теряет свой покой.
А другой - уже тот глас не слышит (Он любое зло себе прощал): Что бы ни случилось, ровно дышит Человек, что совесть потерял.
Знаем, что она - бывает чистой; А еще способна укорять; И в делах раскаяться и в мыслях (даже тайных) может заставлять.
Как маяк дана нам Духом Божьим Совесть, чтоб могли свой видеть путь: Можно - жить по совести, а можно - Навсегда дать совести уснуть.
Домашнее задание.
Хочешь ли ты осуществить какой - нибудь проект? Выбери одно из предложенных или придумай свой.
Сообщение – презентация «Муки совести в судьбе известных литературных героев».
Книжку - малышку «Народные пословицы о совести и стыде».