kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока ОРКСЭ по теме: "Совесть"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проведен в 4 классе, применялась групповая  форма работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОРКСЭ по теме: "Совесть"»


Предмет: Основы религиозной культуры и светской этики

Тема: «Совесть»

Цель: развить представление о ценности осознанного нравственного поведения человека.

Задачи урока:

-показать роль совести как регулятора поведения человека в обществе;

-обратить внимание учащихся на необходимость прислушиваться к «внутреннему судье»,

-объективно оценивать свои и чужие поступки;

-познакомить с различными взглядами известных людей на значение совести в жизни человека и общества.

Основное понятие: совесть.

Формы организации познавательной деятельности:

  • коллективная;

  • фронтальная;

  • групповая;

Ожидаемый результат:

• В ходе занятия дети смогут составить представление о таком понятии как «совесть».

• Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях.

• Высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение, принимать чужое.

• Задумываться и осознавать, для чего людям нужна совесть.

Эпиграф: «Самое главное украшение человека – чистая совесть»

Цицерон


Оборудование: м\медийная установка, презентация, карточки с афоризмами. ручка, лист бумаги, Хрестоматия, напечатать слова из афоризмов и составленные слова из слова СОВЕСТЬ, «Толковый словарь» Ожегова.

Ход урока:

1. Организационный этап

- Поговорим?

- О чём?

-О всяком и о прочем.
- О том, что хорошо и хорошо не очень.

-Что-то знаю я, а что-то вам известно.
- Поговорим?

- Поговорим!

- Нам будет интересно!"


2 Подведение к теме урока.

Свой урок мы начинаем в необычном месте – на поляне мудрецов. На ней растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости.

Вас радушно встречают мудрецы. Они все знает о человеческой жизни.

Закройте глаза, заглянем в себя, увидим себя, услышим себя. Какой я? Каким я себя чувствую? Что бы вы рассказали мудрецу о себе?

Учитель читает стихотворение.

Однажды предрассветною порой

ТРИ мудреца склонились надо мной,

И я спросила их, поднявши веки:

- Что главное, скажите в человеке? -Конечно, разум- первый мне ответил.

(прикрепляю карточку со словом «разум» на дерево)

С ним каждый путь и правилен и светел.


-Благодарю, что просветил меня.

Я поклонилась, голову склоня. Второй ответил: - Воля на пути,

(прикрепляю карточку)

Который нужно с гордостью пройти,

Чтобы достойно подойти к концу.

Я поклонилась в пояс мудрецу.

Да нет, не то, заволновался третий


Послушайте, что строго он ответил: (пауза)… Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?

Учащиеся называют (по их мнению) качества.


Да нет, не то, заволновался третий.

Дослушайте, что строго он ответил!)

Невелика моя об этом повесть,

Но главное у человека - совесть! (прикрепляю карточку)

- Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.

3. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы.

А как на ваш взгляд, какое качество в человеке считаете самым главным?

- Назовите тему урока. (Совесть).

- Прочитайте эпиграф урока.

Самое главное украшение человека – чистая совесть.

Цицерон


Постановка проблемы

- Какой вопрос возникает?

-Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать?

Дети читают хором.

Предполагаемые вопросы:

-Что такое совесть?

-Нужна ли человеку совесть?

-Совесть украшает человека?

- Какая совесть бывает чистой?

- Что значит поступить по совести? Жить по совести?


- Попробуем ответить на все эти вопросы сами.


4. «Открытие» новых знаний.

Работа с определениями.

- Чтобы лучше узнать, что такое СОВЕСТЬ, давайте вслушаемся в слова, которые «живут» в нём. Составьте слова из букв этого слова. Они помогут охарактеризовать понятие СОВЕСТЬ.

Совет – это то, что находится и даёт нам советы.

Весть – это то, что подаёт нам весточку: правильно мы поступаем или нет.

Сеть – это то, что ловит все наши хорошие и плохие поступки.

Есть – это то. что есть у всех (совесть).

Свет – это свет внутри нас.

Вес – (весы) – контролирует, взвешивает наши хорошие и плохие мысли и поступки.

СОС- (сигнал тревоги) после ошибки совесть срабатывает, как тревога «Так нельзя! Исправься!».


Заглянем в историю слова «совесть». Это слово состоит из двух частей: приставки со - что значит - вместе, корня - весть, что значит, знать, ведать.


Совесть - это совместное знание человека со своим внутренним миром.

- Правильно, не зря говорят: «Совесть – верный советник»


Подберите однокоренные слова. (Совестливый, добросовестный)

Совестливый – поступающий по совести;

добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный;


Работа в группах. Приложение.

Афоризмы:

  1. Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать.

Паскаль Блез

  1. Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.

Кант И.

  1. Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких.

Гольбах П.

  1. Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце.

Пушкин А. С.

  1. Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла.

Дени Дидро

6. Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.

Д. С. Лихачев

7. Совесть – это глас Божий в душе каждого человека. Если слушать этого главного советника (голос совести), никогда не ошибёшься.


8. Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае.

Суворов А. В.


Работа со словарями

А сейчас познакомимся с тем, как толкуют это слово учёные.


1. Ожегов С.И.

«СОВЕСТЬ – чувство ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом».


2. В.Н. Даль

«Совесть - внутрен­нее сознание добра и зла, тай­ник души, в котором отзывает­ся одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступ­ка, чувство, побуждающее к истине и добру».

Совесть - это один из способов, которым душа учит человека поступать правильно; это идущее из сердца сильное воздействие души на человека (крик души).

Совесть - мощный голос сердца в защиту другого и сила, разрушающая эгоизм.

5. Физминутка


6. Формулирование сюжетной ситуации. А.П.Гайдар «Совесть» . Хрестоматия, с.67

(инсценировка рассказа)

А. Гайдар Совесть

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.

Но чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на неё добрыми, доверчивыми глазами.

А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в неё тетрадкой, то Нина смекнула, в чём тут дело, и решила над ним подшутить.

-Несчастный прогульщик! – строго сказала она.- И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

- Нет!- удивленно ответил малыш.- Я просто шёл на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над её головой весёлые птицы. И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть.




- Какой плохой поступок совершила Нина?

Не приготовила уроки, прогуляла школу. Подшутила над малышом.

- В чём главная мысль этого произведения?

- Как вы думаете, будет ли Нина поступать так и дальше?

- Как вы понимаете выражение «И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть»

- Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть?



  1. Работа с притчами.

Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.

А чтобы совесть не молчала,  нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.

Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошо, что плохо.

Примтча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение

Работа с притчами. (В группах)

  • Прочитайте притчу.

  • В чем заключается смысл притчи?

  • В чем мораль?

  • Какими мыслями и чувствами вам захотелось поделиться? ( Чему она вас научила?)

1 группа.

«Совесть без муки». Монах Варнава (Евгений Санин).


Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

2 группа

«Осколки в сердце»

Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.

Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.

- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.


3 группа.


«Самая мягкая подушка».


Вот уже третий год жадного богача мучила бессонница. Врачи прописывали ему таблетки, массажи и теплые солевые ванны.

Всё было бесполезно. Богач сменил множество диванов, кроватей, но ничего не помогало.

Старый слуга, видя мучения своего хозяина, сказал однажды:

- Надо вам найти такого человека, кто спит крепко и сладко, и купить подушку на которой он спит. Тогда сон и к вам вернётся.

- Иди и найди мне такую подушку,- обрадовался банкир.

У всех знакомых и друзей банкира были проблемы со сном. Тут вспомнил слуга, что в его родной деревне люди всегда спали крепко и сладко, и поехал туда.

Приехал он в деревню в воскресенье, рано утром. Вылез из кареты, пошел по улице и вдруг услышал громкий храп, который раздавался из покосившегося дома.

Долго барабанил слуга в дверь. Наконец вылез на крыльцо мужичок и говорит:

- Что же ты, бессовестный, в воскресный день поспать человеку не даёшь?

- А ты бессонницей не страдаешь? – спрашивает слуга.

Чем глупости спрашивать, лучше иди своей дорогой! – рассердился мужичок.

- Милый человек, продай мне свою подушку. Я дорого заплачу. Может она моему хозяину поможет уснуть, а то он совсем от бессонницы измучился, – попросил слуга.

Усмехнулся мужичок и отвечает:

- А у меня нет подушки- то. Я и так крепко сплю. Говорят, самая мягкая подушка – это чистая совесть. Пусть твой хозяин её испробует.



Прочитать сказку В.Дорошевич «Совесть» (из 100 китайских сказок)

Совесть нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека. Рядом с совестливым человеком легче живётся. Он, как светлячок, излучает невидимый свет, который и есть нравственное здоровье человека.

Самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь её слышать и поступать по её подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки и не совершать новых. Каждый человек может ошибиться, но при этом человек должен уметь видеть свою вину и уметь попросить прощения. Это могут только по настоящему сильные люди.

Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают.


Обобщение.

- Ребята, зачем человеку нужна совесть?

(Совесть –

заставляет размышлять о своих поступках,

критически оценивать свои поступки,

напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности,

игнорирует хитрые оправдания,

заставляет говорить о себе правду.)

- Что значит поступать по совести?

8. Игра «Найди пару». Работа в паре.

  1. Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).

  2. Жить честно, справедливо. (Жить по совести).

  3. Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).

  4. Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной
    совестью.) Ведь не случайно говорят: «Счастлив тот, у кого совесть
    спокойна».

  5. Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести).

6. Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул кого-то… (поступок на его совести).


9. Портрет совестливого человека

Так составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.

  1. Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)

  2. Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. )

  3. Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.)

  4. Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)

  5. Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).





10. Рефлексия.

Вопросы без ответа вслух.

Я задаю вам вопросы, вы обдумываете и мысленно отвечаете на них.

  • Случалось ли вам испытывать угрызения совести?

  • Было ли стыдно за свои поступки?

  • Всегда ли вы поступали по совести?


«Синквейн» (родителям)

Совесть

Вечная, мудрая

Спрашивает, учит, мучит

Главный судья

« Совесть - это …» (детям)




11. Итог урока .

Благодарю Вас, ребята! Сегодня вы приоткрыли завесу над самым главным качеством человека, вы искали и открывали истины, над которыми размышляют взрослые и не всегда находят ответы. Пусть годы не скроют от вас мудрость, открывшуюся сегодня на уроке. И ваша совесть всегда будет вам главным советчиком на всю жизнь. И в заключение нашей беседы я хотела бы прочитать стихотворение Яны Кузовлевой «Совесть».



Совесть.
Словно ненаписанная повесть.

Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес? 


Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрек немой,
Совершив проступок или промах -
Сразу же теряет свой покой. 

А другой - уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось, ровно дышит
Человек, что совесть потерял. 

Знаем, что она - бывает чистой;
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять. 

Как маяк дана нам Духом Божьим
Совесть, чтоб могли свой видеть путь:
Можно - жить по совести, а можно -
Навсегда дать совести уснуть.


Домашнее задание.

Хочешь ли ты осуществить какой - нибудь проект? Выбери одно из предложенных или придумай свой.

  1. Сообщение – презентация «Муки совести в судьбе известных литературных героев».

  2. Книжку - малышку «Народные пословицы о совести и стыде».

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока ОРКСЭ по теме: "Совесть"

Автор: Плугарева Инна Валерьевна

Дата: 09.02.2020

Номер свидетельства: 538921

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "конспект урока ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Совесть""
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekturokaorksemodulsvietskaiaetikapotiemiesoviest"
    ["file_id"] => string(6) "293156"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455427667"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Конспект урока по теме "Совесть" ОРКСЭ"
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-po-tiemie-soviest-orkse"
    ["file_id"] => string(6) "201281"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429020511"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока ОРКСЭ по теме "Совесть" "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-orkse-po-tiemie-soviest"
    ["file_id"] => string(6) "104738"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402755000"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "конспект занятия по ОРКСЭ модуль "Православная культура" по теме "Совесть""
    ["seo_title"] => string(65) "konspiektzaniatiiapoorksemodulpravoslavnaiakulturapotiemiesoviest"
    ["file_id"] => string(6) "268951"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450718193"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме «Совесть и раскаяние»"
    ["seo_title"] => string(62) "konspekt_uroka_po_orkse_v_4_klasse_po_teme_sovest_i_raskaianie"
    ["file_id"] => string(6) "528417"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1574594734"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства