- учить классифицировать и сравнивать объекты живой природы.
- формировать интерес к учебному материалу.
- выполнять учебные действия в устной речи на первоначальном уровне.
- находить нужную информацию на страницах учебника, «считывать» информацию с рисунков;
- иметь представление о разнообразии форм учебной деятельности (индивидуальной, фронтальной, парной и групповой);
- адекватно реагировать на обращение учителя.
Этапы урока, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
Орг. момент | - Сядьте прямо. Начинаем урок окружающего мира. Мы начать урок готовы, Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. | Включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. | Учебно-познавательный интерес к данному уроку. Личностные УУД |
Актуализация знаний | Отгадайте загадки: Маленький рост, длинный хвост, Серая шубка, острые зубки. (мышь) Вроде сосен, вроде елок, А зимою без иголок. (лиственница) В дом чужого не пущу, Без хозяина грущу. (собака) На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно. (сом) Через море-океан Плывет огромный великан. И с судна видит капитан: На великане бьет фонтан. (кит) Хвостом виляет, зубаста, А не лает. (щука) - Что объединяет все эти предметы? - Назовите признаки живой природы. - .Еще раз посмотрите на отгадки, какой предмет лишний? Уберите его. - Догадайтесь, какой будет тема урока. | Дети разгадывают загадки, на доске появляются картинки с отгадками, такие же картинки лежат на партах в конвертах Они относятся к живой природе. Называют признаки. Лиственница – это растение, а все остальные предметы- животные. Животные. . | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». Личностные УУД Познавательные УУД Самостоятельное определение темы урока. |
Проблемная ситуация. Работа в парах. | - Посмотрите еще раз на картинки животных, какое задание вы можете предложить? - Предлагаю поработать в парах. Разделите животных на группы, попытайтесь объяснить свой выбор. - Какие группы у вас получились? - К какой группе вы отнесли кита? Сколько у вас разных мнений? - Докажите, что кит относится к группе рыб. - Докажите, что это зверь. - Что интересного заметили? - Какой возникает вопрос? -Хотите ответить на такой вопрос? - А что еще хотите узнать о животных? - Сегодня на уроке мы познакомимся с различными группами животных, будем учиться отличать эти группы друг от друга. | Разделить животных на группы. - Одна группа – звери, другая – рыбы. (задание выполнено по-разному) - Кит живет в воде, у него есть хвост и плавники, он похож на рыбу. - Кит много времени проводит на поверхности воды, рыбы так не могут. - У кита есть признаки и рыбы, и животного. - Куда все же отнести кита? (отвечают на поставленные вопросы) | Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД - представление первого ошибочного факта - представление второго ошибочного факта - побуждение к осознанию противоречия - учебная проблема, как вопрос - определение задачи урока |
Физкультминутка | Вы наверное устали? Ну тогда вы дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Чтобы отдохнули ножки, Мы пройдемся по дорожке. Но дорожка не простая- Нас от парт не отпускает. Голову тяну к плечу, Шею я размять хочу. В стороны разок – другой Покачаю головой. Пальцы ставим мы к плечам. Руки будем мы вращать. Круг вперед, Другой – вперед, А потом наоборот. Хорошо чуть – чуть размяться. Снова сядем заниматься. | Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения. | Формирование ценностного отношения к своему здоровью. |
Работа с учебником, исследование. | - Откройте учебники на стр.26. Отгадайте животное: - У него есть голова, тело и ноги. Кто это? - У него есть голова, тело, ноги и крылья. Кто это? - У него есть голова, тело, ноги, крылья, клюв и перья. Так кто же это? - Что вам помогло догадаться? - Иначе такие признаки называются существенными. - Какие существенные признаки помогли вам определить животное? | Поиск информации, исследование. - На этот вопрос точно ответить нельзя. - Точно ответить нельзя, это могут быть и насекомые, и птицы, и летучие мыши. - Это птицы. Были указаны более точные признаки. - Крылья, клюв, перья. | Познавательные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД |
Поиск решения проблемы. | - Какой вопрос у нас возник на уроке? - Что же нам нужно сделать, чтобы ответить на вопрос? - Подумайте и назовите отличительные признаки рыб. - Можно ли эти признаки найти у кита? - Еще что вы знаете о рыбах? - Подходят такие признаки для кита? - Назовите отличительные признаки млекопитающих. Прислушайтесь к этому слову – «млекопитающие». - Кто из вас знает, как кормит своих детенышей кит? - К какой группе мы отнесем кита? - Ответили на вопрос? Что нам помогло? | - Куда мы отнесем кита? - Указать существенные признаки. - Рыбы живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста. Да. Их тело покрыто чешуей, они дышат жабрами. - У кита нет чешуи, он дышит легкими. - Они кормят своих детенышей молоком. Молоком. - К млекопитающим. - Выделение существенных признаков. | Личностные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Диалогический выход из проблемной ситуации. |
Физкультминутка | | | |
Первичное закрепление, работа с учебником стр.27 Работа в парах | - По особенностям строения животных разделили на группы. Рассмотрите некоторые из них. Какие названия вам не понятны? Почему? - Как вы думаете, почему паукообразных не относят к насекомым? - Предлагаю поработать в парах и найти эти отличия. - Вы верно назвали существенные признаки, которыми эти группы отличаются друг от друга. - Какая группа животных вам меньше всего известна? - Откуда можно узнать о животных, если не встречаешь их в повседневной жизни? - Какие передачи о животных вы смотрите? - Как вы понимаете слово «земноводные»? что можете сказать об этой группе? - Чем отличаются пресмыкающиеся от других животных? | (называют) - У них есть отличия. - У паукообразных 8 ног и нет крыльев, а у насекомых – 6 ног и есть крылья. (называют) (интернет, книги, телепередачи) - Эти животные могут жить и в воде, и на суше, откладывают в воде икру, из которой развиваются молодые животные. - Передвижением, откладывают яйца на суше, а жить могут и на суше, и в воде. | Проговаривание нового знания. Подтверждение своего открытия. Положительная мотивация. Личностные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД |
Включение в систему знаний и повторение, самостоятельная работа. | - Назовите тему нашего урока. - Что вы узнали нового на уроке? - Удалось ли решить поставленную задачу? - Проверим наши знания. Самостоятельная работа в тетради (соединяют стрелками разного цвета понятия и нарисованные объекты природы). Взаимопроверка, проверка с доски. - Кто выполнил все задания верно, нарисуйте красный кружок. Кто старался, но допустил ошибку, нарисуйте зеленый кружок. | Животные. Узнали новые группы животных, учились отличать эти группы по существенным признакам. Все дети с заданием справились. | Обобщение и систематизация знаний о группах животных, и их отличия по существенным признакам. Личностные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Успешное выполнение задания. Самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
Рефлексия. | - Наш урок подходит к концу. - О каких новых знаниях вы расскажите сегодня родителям? - Кто из вас хочет продолжить знакомство с царством животных? - Покажите цветом, какое у вас настроение после нашего урока. | Высказывания учащихся. | Осознание учащимися своей учебной деятельности. Личностные УУД |