– формируем умение группировать (классифицировать) объекты природы по отличительным признакам, определять роль птиц в природе и в жизни человека.
– формируем умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.
– развиваем речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам), умение работать с ЭОР;
- развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Этап урока | Время | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из таблицы 2) | Действия учителя | Действия учащихся | УУД |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | | | Задание: отгадайте загадки и найдите их на фото (на доске фото птиц, зверей, насекомых) | Выполняют задание. Отгадывают загадки и выбирают нужное фото. | Познавательные (умение обобщать и классифицировать по признакам) |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | | | Постановка проблемного вопроса: - Как одним словом можно назвать всех, кто изображен на фото? - А двумя словами? При затруднении читается четверостишие А.Плещеева «Птички улетели, Стали дни короче, Солнышка не видно, Тёмны, тёмны ночи…» Появление таблички «Перелётные птицы» – Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? | Отвечают на вопросы Выдвигают гипотезы. -Перелётные птицы. | Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами) Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке) |
3. Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи) | | 1.Птицы перелетные, кочующие, оседлые. | -Каких ещё птиц можно назвать перелётными? -Как их называют? Появление таблички «Кочующие птицы». Все ли птицы улетают от нас осенью? Появление таблички «Оседлые птицы». Предлагает посмотреть слайдшоу. | - Это птицы, которые прилетают к нам перезимовать. Отвечают на вопросы. Извлекают информацию из прослушанного и увиденного | Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме) Коммуникативные (умение слушать и |
| Организует работу по учебнику: - Откройте свои учебники на с. 36. Прочитайте статью. – Что скажете? – Рассмотрите нижние рисунки и найдите птиц, о которых говориться в статье. | Извлекают информацию из текста и иллюстраций. | Познавательные (умение на основе анализа объектов делать выводы) |
4. Построение проекта выхода из затруднения | |
| Нацеливает на работу: – Как вы думаете, почему птицы улетают именно в таком порядке? | Отвечают на вопрос | Познавательные (умение на основе анализа объектов делать выводы) Коммуникативные (умение слушать и понимать других) |
| | | Организует работу по учебнику (в парах): – Рассмотрите картинки в учебнике на с. 37 они тебе помогут найти ответ | Выполняют задание в парах, делают вывод: Первыми улетают насекомоядные птицы, потому что им нечем себя прокормить – с наступлением первых заморозков исчезают насекомые, их основной корм. Последними улетают водоплавающие, потому что водоёмы долго не замерзают. | Познавательные (умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц) |
5. Реализация построенного проекта | | 2. Оседлые, кочующие, перелетные. | Предлагает задание: - А теперь самостоятельно поработайте с ЭОР и раскройте секреты животных. Наблюдает за работой учащихся | Выполняют задание в парах, делают выводы. | Регулятивные (умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем) Познавательные (умение выявлять сущность, особенности объектов) |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | | | Проводит беседу о бережном отношении к природе. -Мы с вами уже говорили, что у каждого есть своя малая родина. А как вы думаете, где родина у перелетных птиц? -трудно приходиться оседлым птицам в холода они нуждаются в нашей помощи. Как мы можем им помочь? | Отвечают на вопросы, делают выводы: Родина для птиц – то место, где они строят гнёзда и выводят птенцов. Высказывают свои предложения | Личностные (умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила) |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | 7 | 3. В каком порядке птицы улетают на юг? | Организует работу детей (можно в парах, индивидуально или фронтально). Наблюдает за работой учащихся | Выполняют задание | Познавательные (умение выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке) |
8. Включение в систему знаний и повторение | 3 | | Задание в рабочей тетради (с.20) -Раскрась квадратик около тех птиц, которые являются осёдлыми. | Выполняют тестовое задание | Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей) |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | | | Организует беседу: – Что узнали нового? – Какие открытия для себя сделали? - О чем бы вам хотелось рассказать дома? Какими знаниями поделиться? – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? | Отвечают на вопросы | Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей) Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию) |
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Птицы перелетные, кочующие, оседлые. | Информационный | Слайдшоу, иллюстрации, аудио-фрагменты | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000080c-1000-4ddd-6408-1600475d4f0f/index.htm |
2 | Оседлые, кочующие, перелетные. | Мультимедийный, Практический | Интерактивное задание | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000080f-1000-4ddd-8e2e-2f00475d4f0f/64_9.swf |
3 | В каком порядке птицы улетают на юг? | Мультимедийный, Практический | Интерактивное исследовательское задание | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d4bf93d3-88b5-4e60-a9d6-9ee682b3198f/ResFile.SWF |