kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока окружающего мира на тему "Болото и его обитатели"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект окружающего  мира на тему " Болото и его обитатели" 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира на тему "Болото и его обитатели"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 35 г. Тамбова»













Конспект

урока окружающего мира на тему: «Болото и его обитатели»













Разработала:

Спицына Н.Г

учитель начальных классов












Тамбов

2020

Тема урока: «БОЛОТО И ЕГО ОБИТАТЕЛИ».

Класс: 3

УМК: «Перспективная начальная школа».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: формирование представлений о болоте как о природном сообществе.

Задачи:

  1. Сформировать представление учащихся о болоте

  2. Познакомить с видами болот, их образованием.

  3. Познакомить с разнообразием животных и растений.

  4. Сформировать представление о бережном отношении к водным объектам.

УУД:

Личностные УУД.

Развивать способности к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности.

Регулятивные УУД.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД.

Извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

 Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

Обобщать и классифицировать по признакам.

Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Договариваться и приходить к общему решению в со­вместной деятельности.



Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.






Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии.

Ребята, сегодня мы продолжим путешествие по природным сообществам. Для начала давайте вспомним, с какими природными сообществами вы уже знакомы?

Сейчас вам нужно разделиться на группы по 4 человека. Я раздам каждой группе карточки. Ваша задача – соотнести животное или растение с тем природным сообществом, в котором оно находится.

Проверка. Какое слово лишнее? Почему?









Лес, луг, поле, пресный водоём.



Соотносят природные сообщества и их обитателей.

- Лес – белка, луг – колокольчик, поле –колорадский жук, пресный водоем – рак,

…. росянка.

Потому что росянка не является обитателем изученных ранее природных сообществ.

  1. Выявление места и причины затруднения.

Ребята, к какому природному сообществу относится это растение (росянка)?

- Тогда, чтобы узнать, к какому природному сообществу оно относится, разгадайте загадку:

Все обходят это место:

Здесь земля - как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи,

Нет опоры для стопы

- Молодцы! Данное растение растёт на болоте.




Предположения детей.





Болото.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

И вы, наверное, уже догадались, о чём мы будем говорить сегодня?


А сейчас по предложенным карточкам придумайте вопросы к урокам.

(На доске появляются карточки)



О природном сообществе-болоте.


Какие бывают болота?

Как образуется болото?

Что растёт на болоте?

Кто живёт на болоте?






  1. Реализация проекта выхода из затруднения.

Ребята, кто может сказать мне, что такое болото?

Болото – это широко распространенное природное сообщество. Оно представляет собой сильно увлажненный участок суши.

Как вы думаете, как образуются болота?

Для того, чтобы определить, правильно ли вы думаете, прочитайте в электронном учебнике 1 абзац на странице 65.


Посмотрите на картинки.

Что вы можете сказать о болоте на 1 картинке?

Это низинное болото.

А теперь посмотрите на третью картинку. Что можете сказать об этом болоте? много мха

Это верховое болото.

А на средней картинке изображено переходное болото (осокосфагновое).

Прочитайте информацию в электронном учебнике на с. 65(2 абзац)


А сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание. На столах лежат карточки с заданием. Заполните пропуски, восстановите текст.

Сфагнум – это …., который можно увидеть на болоте. Нижние части стебля сфагнума находятся в торфяной жиже и постепенно … . Отмершие части превращаются в …. Толщина торфа может достигать …метров.


Давайте послушаем, какие тексты у вас получились.




Так что же покрывает поверхность болот?

Есть ли у него корни?

С помощью чего он всасывают воду и питательные вещества?

Что происходит с нижними частями стебля?


- Хорошо, а кто скажет нам про торф? Для чего он нужен на болоте?

- А все растения могут жить на болотах?



Предположите, какие растения растут на болоте. А сейчас откройте электронный учебник на стр.66 и прочитайте названия растений болота.

Теперь давайте прочитаем с вами первый абзац на 66 странице.

- Ребята, скажите, что вы узнали из учебника. Какие растения поселяются на болоте?

Хорошо, сейчас мы с вами посмотрим видеофрагмент: https://youtu.be/_gwm0EQraYQ об этом растении, а после просмотра вам нужно будет ответить на несколько вопросов. Вы можете увидеть их на доске. Прочитайте их.

1. Почему росянка носит такое название?

2. Что особенного в этом растении?

3. Как оно питается?








Как вы думаете, почему росянка превратилась в хищника?

- Верно. На бедных болотистых почвах растению не хватает питательных веществ.

Физкультминутка

Ребята, сейчас вы поработаете в парах. Вам нужно рассмотреть рисунки животных в электронном учебнике на стр.67, которые можно встретить на болотах. Назвать их и предположить, как они приспособились к обитанию во влажных местах.

- Ребята, заканчиваем обсуждение. Кто хочет назвать нам животных?

- Молодцы. Кто хочет высказать своё предположение, как животные приспособились к обитанию во влажных местах?

- Верно. Ребята, у лягушки кожа постоянно влажная, поэтому болотная сырость помогает ей поддерживать кожу во влажном состоянии. А ещё на болотах всегда много комаров, что обеспечивает лягушке питание.

- У кулика очень длинный клюв. Он помогает ему находить в иле затаившихся личинок комаров.

Цапли и журавли являются обладателями длинных тонких ног с

перепонками между пальцами. Это позволяет им ходить по топкой болотной грязи и не проваливаться. А питаются эти птицы лягушками, червями, которых много на болоте.

Рядом с болотом мы также можем встретить водяных крыс и бобров, ужа, болотную гадюку. Из птиц полакомиться сладкими ягодами на болоте любят белые куропатки, а сочными растениями – лоси и косули.





Ответы детей.














На нём много трав, а мхи зелёные.



На 3 картинке много мха.








Читают 2 абзац учебника.


















Сфагнум – это мох, который можно увидеть на болоте. Нижние части стебля сфагнума находятся в торфяной жиже и постепенно отмирают. Отмершие части превращаются в торф. Толщина торфа может достигать 3-4 метров.


Поверхность болот покрывает мох-сфагнум.

У него нет корней.

С помощью стеблей и листьев.

Они находятся в торфяной жиже и отмирают, отмершие части превращаются в торф.

На нём живут другие обитатели болот.

- Нет, т.к. торф сильно насыщен водой и почти не содержит кислорода, необходимого для дыхания корней.









Растения болота:

Мох-сфагнум

Багульник

Осока

Росянка

Клюква

















Она называется так из-за блестящих капелек, которые покрывают каждый лист. Как будто она вся в росе.

Это растение-хищник, оно питается насекомыми.

Жидкость на листьях росянки – это клей. С его помощью растение охотится. Насекомые приклеиваются к листьям, они сворачиваются и жертва переваривается.


Потому что ей не хватает питательных веществ.














Комар, лягушка, кулик, цапля, водяная крыса, белая куропатка.



Ответы детей.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Мы узнали, какие животные обитают на болотах. Давай попробуем составить цепи питания, образующиеся на болотах. Кто хочет? (На доске изображения животных и растений).









Комар-лягушка-цапля.

Клюква - белая куропатка-волк.


  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

У вас на партах лежат тесты, которые вам нужно выполнить самостоятельно. Правильный вариант ответа обведите в кружок.

Тест:

1. Болото – это:

А) большой участок земли с травянистым покровом и кустарниками

Б) широко распространенное природное сообщество. Оно представляет собой сильно увлажненный участок суши.

В) большой участок земли с травянистым покровом без деревьев и кустарников.

2. На болоте растут:

А) кувшинка, кубышка

Б) рожь, пшеница

В) пузырчатка, клюква

3. На болоте и рядом с ним можно встретить:

А) водяную крысу, кулика, ужа

Б) окуня, щуку, чайку

В) мышь-полевку, крота

4. Какие из растений являются растениями-хишниками?

А) клюква, брусника

Б) росянка, пузырчатка

В) осока, багульник

Заканчиваем работу. А сейчас проверим ответы с эталоном на экране. Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки, 1 ошибку, 2 и более.































1-Б

2- В.

3- А.

4- Б.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Болото, как и любой водоём, нуждается в защите. Как вы думаете, почему?

Сейчас я предлагаю выполнить интерактивные задания на образовательной платформе Учи.ру




Предположения детей.







Высказывают мнение о том, какое влияние оказывает мусор на водоём.






Человек должен охранять водоёмы от загрязнения. Никогда не бросай мусор в воду и на землю.



Создают знак об охране водоёмов.

  1. Рефлексия

Ребята, давайте вспомним, как называлась тема нашего урока?

Давайте ответим на вопросы, которые ставили в начале урока.

Какие бывают болота?

Как образуется болото?






Что растёт на болоте?



Кто живёт на болоте?


Я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке. Продолжите фразы:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

У меня получилось …

Молодцы! Спасибо вам большое за работу!


Тема урока: «Болото и его обитатели».



Болота бывают низинными, осокосфагновыми, верховыми.

Болото обычно образуются в низинах, где скапливается и застаивается вода, или на месте бывших озёр при их зарастании.

На болоте растут: мох-сфагнум, багульник, осока, росянка, клюква…

На болоте живут: комары, лягушки, кулики, цапли, водяные крысы…




Оценивают свою деятельность.











































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока окружающего мира на тему "Болото и его обитатели"

Автор: Спицына Наталия Геннадьевна

Дата: 06.12.2020

Номер свидетельства: 565665

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока окружающего мира на тему: "Разнообразие растений на Земле" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-raznoobraziie-rastienii-na-ziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "234990"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443555123"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока по окружающему миру по теме "Растения и животные болот" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-rastieniia-i-zhivotnyie-bolot"
    ["file_id"] => string(6) "176682"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424452613"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока окружающего мира "Экосистема поле", УМК "Школа 2100", 3 класс "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-ekosistiema-polie-umk-shkola-2100-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "226922"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440520857"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "конспект и презентация к уроку по теме "Наша маленькая планета Земля. Человек и экосистема." "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-i-priezientatsiia-k-uroku-po-tiemie-nasha-malien-kaia-planieta-ziemlia-chieloviek-i-ekosistiema"
    ["file_id"] => string(6) "116430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412481263"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Конспект урока "Птицы" "
    ["seo_title"] => string(22) "konspiekt-uroka-ptitsy"
    ["file_id"] => string(6) "215906"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432820492"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства