Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии. Ребята, сегодня мы продолжим путешествие по природным сообществам. Для начала давайте вспомним, с какими природными сообществами вы уже знакомы? Сейчас вам нужно разделиться на группы по 4 человека. Я раздам каждой группе карточки. Ваша задача – соотнести животное или растение с тем природным сообществом, в котором оно находится. Проверка. Какое слово лишнее? Почему? | Лес, луг, поле, пресный водоём. Соотносят природные сообщества и их обитателей. - Лес – белка, луг – колокольчик, поле –колорадский жук, пресный водоем – рак, …. росянка. Потому что росянка не является обитателем изученных ранее природных сообществ. |
Реализация проекта выхода из затруднения. Ребята, кто может сказать мне, что такое болото? Болото – это широко распространенное природное сообщество. Оно представляет собой сильно увлажненный участок суши. Как вы думаете, как образуются болота? Для того, чтобы определить, правильно ли вы думаете, прочитайте в электронном учебнике 1 абзац на странице 65. Посмотрите на картинки. Что вы можете сказать о болоте на 1 картинке? Это низинное болото. А теперь посмотрите на третью картинку. Что можете сказать об этом болоте? много мха Это верховое болото. А на средней картинке изображено переходное болото (осокосфагновое). Прочитайте информацию в электронном учебнике на с. 65(2 абзац) А сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание. На столах лежат карточки с заданием. Заполните пропуски, восстановите текст. Сфагнум – это …., который можно увидеть на болоте. Нижние части стебля сфагнума находятся в торфяной жиже и постепенно … . Отмершие части превращаются в …. Толщина торфа может достигать …метров. Давайте послушаем, какие тексты у вас получились. Так что же покрывает поверхность болот? Есть ли у него корни? С помощью чего он всасывают воду и питательные вещества? Что происходит с нижними частями стебля? - Хорошо, а кто скажет нам про торф? Для чего он нужен на болоте? - А все растения могут жить на болотах? Предположите, какие растения растут на болоте. А сейчас откройте электронный учебник на стр.66 и прочитайте названия растений болота. Теперь давайте прочитаем с вами первый абзац на 66 странице. - Ребята, скажите, что вы узнали из учебника. Какие растения поселяются на болоте? Хорошо, сейчас мы с вами посмотрим видеофрагмент: https://youtu.be/_gwm0EQraYQ об этом растении, а после просмотра вам нужно будет ответить на несколько вопросов. Вы можете увидеть их на доске. Прочитайте их. 1. Почему росянка носит такое название? 2. Что особенного в этом растении? 3. Как оно питается? Как вы думаете, почему росянка превратилась в хищника? - Верно. На бедных болотистых почвах растению не хватает питательных веществ. Физкультминутка Ребята, сейчас вы поработаете в парах. Вам нужно рассмотреть рисунки животных в электронном учебнике на стр.67, которые можно встретить на болотах. Назвать их и предположить, как они приспособились к обитанию во влажных местах. - Ребята, заканчиваем обсуждение. Кто хочет назвать нам животных? - Молодцы. Кто хочет высказать своё предположение, как животные приспособились к обитанию во влажных местах? - Верно. Ребята, у лягушки кожа постоянно влажная, поэтому болотная сырость помогает ей поддерживать кожу во влажном состоянии. А ещё на болотах всегда много комаров, что обеспечивает лягушке питание. - У кулика очень длинный клюв. Он помогает ему находить в иле затаившихся личинок комаров. Цапли и журавли являются обладателями длинных тонких ног с перепонками между пальцами. Это позволяет им ходить по топкой болотной грязи и не проваливаться. А питаются эти птицы лягушками, червями, которых много на болоте. Рядом с болотом мы также можем встретить водяных крыс и бобров, ужа, болотную гадюку. Из птиц полакомиться сладкими ягодами на болоте любят белые куропатки, а сочными растениями – лоси и косули. | Ответы детей. На нём много трав, а мхи зелёные. На 3 картинке много мха. Читают 2 абзац учебника. Сфагнум – это мох, который можно увидеть на болоте. Нижние части стебля сфагнума находятся в торфяной жиже и постепенно отмирают. Отмершие части превращаются в торф. Толщина торфа может достигать 3-4 метров. Поверхность болот покрывает мох-сфагнум. У него нет корней. С помощью стеблей и листьев. Они находятся в торфяной жиже и отмирают, отмершие части превращаются в торф. На нём живут другие обитатели болот. - Нет, т.к. торф сильно насыщен водой и почти не содержит кислорода, необходимого для дыхания корней. Растения болота: Мох-сфагнум Багульник Осока Росянка Клюква Она называется так из-за блестящих капелек, которые покрывают каждый лист. Как будто она вся в росе. Это растение-хищник, оно питается насекомыми. Жидкость на листьях росянки – это клей. С его помощью растение охотится. Насекомые приклеиваются к листьям, они сворачиваются и жертва переваривается. Потому что ей не хватает питательных веществ. Комар, лягушка, кулик, цапля, водяная крыса, белая куропатка. Ответы детей. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. У вас на партах лежат тесты, которые вам нужно выполнить самостоятельно. Правильный вариант ответа обведите в кружок. Тест: 1. Болото – это: А) большой участок земли с травянистым покровом и кустарниками Б) широко распространенное природное сообщество. Оно представляет собой сильно увлажненный участок суши. В) большой участок земли с травянистым покровом без деревьев и кустарников. 2. На болоте растут: А) кувшинка, кубышка Б) рожь, пшеница В) пузырчатка, клюква 3. На болоте и рядом с ним можно встретить: А) водяную крысу, кулика, ужа Б) окуня, щуку, чайку В) мышь-полевку, крота 4. Какие из растений являются растениями-хишниками? А) клюква, брусника Б) росянка, пузырчатка В) осока, багульник Заканчиваем работу. А сейчас проверим ответы с эталоном на экране. Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки, 1 ошибку, 2 и более. | 1-Б 2- В. 3- А. 4- Б. |
Рефлексия Ребята, давайте вспомним, как называлась тема нашего урока? Давайте ответим на вопросы, которые ставили в начале урока. Какие бывают болота? Как образуется болото? Что растёт на болоте? Кто живёт на болоте? Я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке. Продолжите фразы: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… У меня получилось … Молодцы! Спасибо вам большое за работу! | Тема урока: «Болото и его обитатели». Болота бывают низинными, осокосфагновыми, верховыми. Болото обычно образуются в низинах, где скапливается и застаивается вода, или на месте бывших озёр при их зарастании. На болоте растут: мох-сфагнум, багульник, осока, росянка, клюква… На болоте живут: комары, лягушки, кулики, цапли, водяные крысы… Оценивают свою деятельность. |