Урок. Окружающий мир, 2 класс, УМК «Начальная школа XXI века»
Тема. Растения и животные болот.
Учебник. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: в 2ч. - М.: Вентана-Граф, 2012
Цель урока: создать условия для усвоения понятия «болото» и развития умения выделять общие и отличительные признаки растений и животных болот.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Задачи:
Образовательные задачи:
формировать умения отличать болото от других водоёмов.
формировать исследовательские умения: проводить наблюдения, работать с дополнительной литературой, делать выводы, представлять результаты исследовательской работы.
Развивающие задачи:
-развивать речь (умение оформлять свои мысли в устной форме)
-развивать умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от ранее изученного, находить ответы на вопросы, используя собственный жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
-развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
-содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое».
Воспитательные задачи:
-прививать уважительное отношение друг к другу.
-формировать эмоционально-положительное отношение к предмету.
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
1. Самоопределение к деятельности.
Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
-Прочитайте пословицу на доске.
«Кто хочет много знать, тому надо мало спать»
-Как вы понимаете смысл пословицы?
-Подходит ли пословица к нашему уроку?
Дети читают пословицу, объясняют её смысл.
Если во время урока мы не будем отвлекаться и хорошо поработаем, мы сможем узнать новое и интересное.
Коммуникативные
Формируем умения оформлять свои мысли
2. Актуализация и фиксация затруднений в деятельности
Познавательно-аналитическая беседа
-Посмотрите фотографии на слайде (Даны 3 фото с изображением озёр, и 1 фотография с изображением болота)
-Что на них изображено?
-Выберите фотографии с теми водоёмами, которые подходят к нашему разделу «Водоёмы»
- Объясните свой выбор.
- Проверьте свою работу со слайдом.
-Какая фотография вызвала затруднение?
- Чем фотография №4 отличается от остальных?
-Можно ли этот водоём назвать озером?
- У нас разные мнения. Почему?
- Почему не можем точно ответить на это вопрос?
- Что нам нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос?
-Водоёмы.
Дети выбирают фотографии с озёрами, но допущены ошибки в выборе.
Объяснения выбора.
Высказывают свои мнения.
Нам не достаточно того, что мы знаем.
Познавательные УУД
1. Формируем умение извлекать информацию из иллюстраций.
2. Формируем умение выявлять сущность и особенности объектов.
3. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.
3. Постановка учебных задач.
-Что нужно сделать, если не знаешь, а хочешь узнать?
-Как вы думаете, что предстоит нам сегодня изучить на уроке?
-Кто догадался, как называется новый водоём?
-Можно подумать самому, спросить у взрослых, а можно найти ответ в учебнике или сходить в библиотеку.
- Изучить особенности нового водоёма. Какие животные и какие растения населяют этот водоём.
Дети высказывают предположения.
-Мы познакомимся с особенностями болота.
Регулятивные УУД
Формируем умение определять цель деятельности на уроке.
4. Построение проекта выхода из затруднения
Чтобы ответить на эти вопросы, вы будете работать в группах, и проводить исследования.
У каждой группы свое задание. Работать по плану.
Работа в группах
1 группа работает по блоку «Как образуются болота»
Задания.
Рассмотрите таблицу «Образование болот» с.109 учебника.
1.Прочитайте данный текст.
2. Выберите из текста и впишите в тест подходящие слова.
3. Составьте краткую характеристику болота как водоёма.
Все началось 15 000 лет тому назад. Тогда огромные ледники покрывали поверхность Земли. Но климат менялся, и они стали таять, оставляя после себя многочисленные следы: небольшие впадины, образованные ледниками, заполнялись водой. Если в низинах (впадинах) нет стока воды, в таких местах образуются болота. В болоте вода стоячая, поэтому оно постепенно зарастает осокой, водорослями, мхами. Отмирая, они образуют толстый слой ила на дне. Ходить по болотам опасно. Оступившись, можно провалиться в трясину, из которой невозможно выбраться без посторонней помощи.
2 группа работает по блоку «Растения болота»
Задания для группы
1. Рассмотрите гербарии и рисунки растений
2. Прочитайте текст.
3. Выберите из набора картинок растения болота и расположите их на плакате по месту произрастания.
- Исследуйте, каковы особенности растений болот.
Текст.
1. КЛЮКВА –
2. БРУСНИКА –
3. МОРОШКА –
4. РЯСКА,
5.РОСЯНКА -
6.БАГУЛЬНИК–
Исследуйте, каковы особенности растений болот.
3 группа работает по блоку «Животные болота»
Задания для группы:
1. Рассмотри в учебнике рисунки.
Подумайте, почему у птиц длинные ноги и длинный клюв.
2. Прочитай рассказы о животных болота.
3. Определите животных по описанию.
4. Подберите из набора подходящие картинки и прикрепите на плакат.
5. Исследуйте, какие представители животного мира живут на болоте?
Животные болота.
- Какие представители животного мира не живут в болоте?
Читают текст.
2.Вписывают пропущенные слова
Все началось 15 000 лет тому назад.
Климат _________, и ледники стали таять.
Небольшие впадины на поверхности ____________ водой.
В таких местах образовались _______.
В болоте вода ________, поэтому оно постепенно зарастает ______, _______, _____.
Отмирая, они образуют толстый слой _____ на дне.
Ходить по болотам ________.
1.Дети рассматривают иллюстрации,
2.Читают текст
3. Задание. Определите растения по описанию.
1.Дети рассматривают иллюстрации,
2.Читают текст
3. Задание. Определите животных по описанию.
Обсуждают и выбирают подходящие картинки из набора.
Коммуникативные УУД
1. Формируем умение слушать и понимать других.
2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные УУД
Формируем способность добывать новые знания путем наблюдения за объектами, чтения текста и переработки информации.
Формируем умения выявлять сущность и особенности объектов, умение на основе анализа объектов делать выводы.
5.Первичное закрепление. (проговаривание во внешней речи)
Подводит итоги работы групп.
- Какие особенности водоёма «болото» вы узнали?
Презентация «Болото и его обитатели»
-Чем же отличается болото от озера? -Какие особенности у растений и животных болот?
Выступают участники с результатами своих исследований.
Отвечают на вопросы
Коммуникативные УУД
Формируем умение слушать партнёра
Познавательные УУД
Формируем умение анализировать
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Задание. «Отметь верное высказывание»
Работа в тетради на печатной основе по вариантам.
1 вариант - №2, стр. 33.
2 вариант - №11, стр.32
Индивидуальная работа по вариантам.
Меняются работами.
Делают взаимопроверку по эталону.
Регулятивные Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
7. Включение в систему знаний и повторение
Слайды с загадками о животных и растениях болота.
- Если нам случится оказаться около болота, что мы должны знать ?
Отгадывают загадки
Ответы детей.
Личностные УУД
Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
8. Рефлексия учебной деятельности
- Какую цель перед собой ставили? (Открыть новые знания)
- Удалось ли достичь поставленной цели?
- Что нового и полезного для себя вы узнали на уроке?
- Что показалось вам особенно интересным?
- Что показалось вам трудным?
-Оцените свою работу на уроке.
-Оцените работу друг друга в группе.
-Вам понравилось работать в группе?
Каждый ученик сам себя оценивает:
Зелёный сигнал – очень хорошо работал, всё понятно.
Синий сигнал – Хорошо работал, но испытывал затруднения.
Красный сигнал -
испытывал трудности, мало запомнил, нуждаюсь в помощи.
Личностные УУД
Формируем умение описывать свои чувства, оценивать как свою работу на уроке, работу ребят своей группы