Название этапа, Цель Слайд 1,2 | Характеристика этапов урока Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Условия для детей с особыми образовательными потребностями | Форма работы |
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности Цели: создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включение в учебную деятельность, вспомнить правила поведения в гостях. | - Друзья мои, я очень рада, Придя в приветливый ваш класс, И для меня уже награда Внимание ваших умных глаз. Я знаю, каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. Давайте начинать урок. - Сейчас мы отправимся в гости в один необычный дом. Скажите, с каким настроением надо ходить в гости? Объясните, почему? -Давайте улыбнёмся друг другу так, как никогда еще не улыбались. Пусть прекрасное настроение останется с нами до конца урока. Слайд 3 | Проверяет готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок. | Дети приветствуют учителя, настраиваются на урок, отвечают на вопросы | Учитель спрашивает в первую очередь детей с ОВЗ, если они знают ответ, создание ситуации успеха | фронтальная |
Актуализация знаний для изучения нового учебного материала Цель: Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания; Выявление затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося Подвести детей при помощи подводящего диалога к формулированию темы урока; планированию деятельности на уроке. | - А теперь закройте глазки, расслабьтесь и послушайте, какая замечательная музыка доносится из этого дома. (звучит музыка леса) - Где можно услышать эту музыку? (в лесу) - О чём же мы будем говорить на уроке? Слайд - Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чём мы будем говорить? Слайд 4 «Лес и его обитатели». - Девизом нашего урока будут слова Н.И.Сладкова «Чтобы беречь землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить – её надо знать» (запись на доске) -Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой на уроке? (познакомиться с лесом и его обитателями; учиться бережному отношению к лесным жителям) - А зачем нам это нужно? (эта информация поможет вам ориентироваться в природе леса; мы часть природы и должны подчиняться её законам) | Формулирует задание, задаёт вопросы. | Слушают музыку, анализируют услышанное, определяют тему урока. Читают фразу, записанную на доске, разбивают мысленно на части и называют цели урока | | фронтальная |
Изучение нового учебного материала. Цель: содействовать усвоению способов, которые привели к определённому выводу; дать понятие леса - как природного сообщества, ярусы леса; создать условия для самостоятельного выявления учащимися существенных признаков растений; формировать навык работы парами. | 1.Лес – природное сообщество. - Когда мы приходим в гости, что говорим хозяину? - Давайте будем вежливыми и поздороваемся с лесом. Слайд 5 - Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес. Всё открой, не утаи. Ты же видишь – мы свои! - Ребята, а где можно найти объяснение слова «лес»? (в словаре) Слайд 6 - Да, в толковых словарях С.И.Ожегова и В.И.Даля. Вот что сказано в словаре Ожегова: «Лес - множество деревьев, растущих на большом пространстве с сомкнутыми кронами». - Ребята, вы согласны, что лес это одни деревья? (нет, ещё кустарники, травы, цветы, грибы) - Как много жильцов в лесу! Неужели они не мешают друг другу? Чтобы их всех расселить, каким должен быть дом? (большой и многоэтажный) - Тогда давайте попробуем расселить их в лесном доме. Как вы думаете, кто будет занимать верхний этаж? (деревья) - Это светолюбивые растения. Назовите, какие деревья встречаются в наших лесах. (ель, сосна, дуб, клён, берёза, липа) - На этаж ниже поселились растения, которые меньше нуждаются в солнечном свете –это …? (кустарники) - Чем кустарник отличается от дерева? (У дерева один толстый ствол, покрытый корой. У кустарника несколько стволиков. Они разной толщины и высоты. Один стволик кустарника живёт в среднем 20-50 лет. Но постоянно образуются новые, которые сменяют старые стволики). - Назовите кустарники наших лесов (рябина, калина, орешник, малина, сирень). - На самом нижнем этаже света совсем мало. Живут там самые низкие и теневыносливые травянистые растения. Чем они все похожи? (У них тонкие стебельки зелёного цвета, легко ломаются). - У каждого дома есть фундамент – основание, на котором дом держится. Он находится под землёй. У леса, что является фундаментом? (корни растений) - Лесные этажи называются ярусами. Ярусность помогает растениям жить рядом, не мешая друг другу. - Если вам всё понятно про лесные этажи, поднимите зелёный смайлик, если нет – красный. 2. Физкультминутка Давайте погуляем по лесу. Встаньте, пожалуйста. Будьте внимательны. Если я назову птицу – вы поднимаете руки, если деревья и кустарники – поворачиваете головой по сторонам, если грибы – приседайте, Но я расставила ловушки, будьте внимательны! (кукушка, липа, лисичка, дрозд, малина, клёст, опёнок, крокодил, сова, мухомор, ежевика, верблюд, берёза) | | Вспоминают правила вежливости Работа со словарём. Анализируют жизненный опыт и делают свой вывод Фиксация затруднения. Поиск решения затруднения Опираясь на ранее полученные знания, приводят свои примеры. Сравнивают и выделяют основные существенные признаки каждой группы растений. Приводят свои примеры. По собственным наблюдениям делают вывод. Учащиеся, самостоятельно оценивают полученную информацию | Выразительное чтение стихотворения заранее подготовленным дома учеником с ОВЗ. Работают за ноутбуками дидактическая игра «Ярусы леса» Слайд 7-11 Учащиеся, самостоятельно оценивают полученную информацию | |
Цель: укрепление здоровья детей Закрепление знаний детей о обитателях леса | Организует физкультминутку | Выполняют команды учителя | Помогают учителю проводить физкультминутку (показывают картинки с изображением животных и растений) | Индивидуальная |
| 3.Составление правил поведения в лесу - Поднимите руку, кто хоть раз ходил в гости в лес. А зачем вы туда ходили? (за ягодами, грибами, вениками, дровами, подышать свежим воздухом, отдохнуть, полюбоваться красотой леса). - Приходя в гости, как мы себя должны вести? - Если лес даёт нам так много, какой вывод мы должны сделать? (лес надо беречь) - Прочитайте текст и найдите ошибки в поведении человека в лесу, обведите красным карандашом (работа по карточкам). Текст: «С весёлой музыкой люди шагали по лесу. Они собирали грибы, вырывая их с корнем. Те грибы, которые они не знали, сбивали палкой. Потом люди быстро наломали веток и разожгли костёр. Поели и пошли дальше, побросав банки и пакеты. На лесной опушке нарвали большую охапку цветов. Увидев муравейник, наломали прутиков и начали протыкать его ими». - Давайте проверим, насколько вы добры и внимательны к лесным жителям Слайд 12 - Надеюсь, вы никогда не допустите таких ошибок. | Предлагает детям задание: Дидактическая игра «Правила поведения в лесу» Приложение 1 Наблюдает за ответами, поощряет словами. При ошибке просит помощи ребят. | Отвечают на вопросы учителя. Работа по карточкам в парах. Читают текст самостоятельно, осмысливают прочитанное, исправляют ошибки. | Детям предлагаются картинки с изображением поведения в лесу и запретные знаки на плохое поведение. Дети выбирают подходящий запретный знак к данной картинке и объясняют, почему они считают, что этот знак соответствует, данной картинке и рассказывают, как нужно себя вести в данной ситуации. | |
Закрепление учебного материала Цель: закрепить полученные на уроке знания; установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы и провести их коррекцию, обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, дать качественную оценку работы класса и отдельных учеников | 1. Самостоятельная работа. - Человек не любит одиночества. Растения тоже редко растут вдали друг от друга. Чаще собираются компаниями. Каждая компания имеет своё название. Поиграем в игру «Найди пару». В первый столбик записаны названия деревьев, во второй – соответствующее ему название леса, где растут только эти деревья. Если затрудняетесь, можно найти помощь в учебнике на стр.40. Дуб березняк ель осинник сосна липовый берёза дубрава осина ельник липа сосновый бор Проверка Слайд 13 Зарядка для глаз. - Вы должны смотреть только глазками, не поворачивая головы, и заметить, что в классе сделано из дерева. Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг, Где стена и где окно, Глазкам видеть всё дано. Я закрою глазки вдруг, И опять смотрю вокруг. - Что в классе сделано из дерева? (полы, шкафы, парты, стулья, рамы, линейки, бумага) - Смотрите, как много в классе деревянных предметов. Какой вывод мы из этого сделаем? Творческое задание. Работа в группах. - Посмотрите на репродукции картин в учебнике на стр. 43-44. Удалось ли художникам передать красоту лесов России? - Давайте и мы побудем немного художниками. На первом ряду работает одна мастерская, на втором – другая, на третьем – третья. Вспомните, о чём мы говорили на уроке, из чего состоит лес, и придумайте сюжет своего пейзажа. Пока дети рисуют, звучит песня «Берегите лес» Слайд 14 - Выставка работ, защита. | Задает вопросы. Организует игру, раздает карточки с заданиями. Организует физкультминутку | Учащиеся самостоятельно устанавливают связь «один – множество». При затруднении ищут нужную информацию в учебнике. Делают зарядку для глаз Делают вывод о пользе дерева для человека. Рассматривают репродукции картин в учебнике, оценивают. Учащиеся вспоминают правила работы в группе. По группам выполняют задание, затем показывают и озвучивают полученные рисунки, корректируют ошибки. | Учитель раздаёт детям с ОВЗ Карточки подсказки. Оказывает помощь. Находят глазками предмет, сделанный из дерева и подходят к нему. Делают вывод о пользе дерева для человека. Учитель раздаёт детям с ОВЗ Карточки – подсказки Дети с ОВЗ работают в группе. Вспоминают правила работы в группе. | |
Рефлексия деятельности (итог урока) Цель: обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции и сотрудничества | - Как говорится: «В гостях хорошо, а дома лучше». Давайте попрощаемся с лесом (машут рукой). Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь лесным жителям, добрым отношением к ним. Но особенно мне понравилась работа… - Что вы узнали на уроке? - Какие вопросы у вас ещё возникли? - Что больше всего понравилось? - Какие выводы вы для себя сделали из этого урока? Сегодня все должны понять: Природу надо охранять. Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. - Пока шёл урок, выросло вот такое деревце. Оно без листочков, но это не беда, мы его оживим! Зеленые листочки - хорошее настроение, синие листочки – совсем не порадовал вас урок… - На память о нашем уроке я каждому из вас дарю памятку «Если вы заблудились в лесу». Прочитайте её, пожалуйста, и запомните. (Приложение 2) | Учитель задает вопросы, читает стих, раздает памятки. | Учащиеся отвечают на вопросы, определяют уровень усвоения учебного материала. | Учитель спрашивает в первую очередь детей с ОВЗ, если они знают ответ, создание ситуации успеха | Фронтальная и индивидуальная |
Домашнее задание Цель: обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | - Дома я предлагаю вам провести небольшое исследование о любом дереве нашего леса и рассказать, какие подарки оно могло бы прислать в виде рисунка, схемы, кластера, реферата. Где можно найти эту информацию? (энциклопедии «Деревья», интернет, спросить у взрослых) - Узнать много нового и интересного о мире растений вы можете также из произведений М.Пришвина, Н.Сладкова, В.Бианки, которые можно взять в библиотеке. | Дает комментарий к домашнему заданию Организует запись задания на дом в дневник | Слушают комментарии и записывают домашнее задание в дневник по выбору. | Слушают комментарии и записывают , то домашнее задание, которое понравилось. | Фронтальная |