Конспект урока окружающего мира "Красота человека" 2 класс
Конспект урока окружающего мира "Красота человека" 2 класс
Разработка урока окружающего мира соответствует учебникам автора О.Т.Поглазовой. Материал урока может быть использован не только в учебной деятельности, но и для проведения внеклассных мероприятий, направленных на формирование представлений о физической и духовной красоте человека, о нравственных ценностях и чертах характера красивого человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира "Красота человека" 2 класс»
Урок окружающего мира во 2-б классе Учитель: Рудакова Е.Е.
ТЕМА: ФИЗИЧЕСКАЯ И ДУХОВНАЯ КРАСОТА ЧЕЛОВЕКА
Основные задачи урока: формировать представление о физической и духовной красоте человека, о нравственных ценностях и чертах характера красивого человека; формировать умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми; воспитывать желание быть духовно и физически красивым человеком.
Планируемые результаты:
Освоение предметных знаний, умений: научатся: применять правила вежливого общения; получат возможность научиться: контролировать свое поведение.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: целеполагание, формулируют и удерживают учебную задачу, применяют установленные правила в планировании способа решения жизненных ситуаций.
Коммуникативные: слушают собеседника; высказывают собственную точку зрения.
Познавательные: оценивают формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми; выделяют главные и отличительные признаки явлений
Личностные: доброжелательное отношение к окружающим.
- Прекрасно всё на небе, Прекрасно на земле. Прекрасно в нашем классе, Прекрасно всё во мне.
- С прекрасным настроением будем работать на уроке? (Да)
- Улыбнитесь друг другу!
II. Проверка дом. задания:
Индивидуальная работа
- Вспомните, какую тему мы изучили на предыдущем уроке? (Правила этикета). Для проверки домашнего задания вам надо будет ответить на вопросы теста: (тесты выполняются на листочках)
Обведи буквы правильных ответов.
1 .Общительным называют человека…
а) Знающего много историй;
б) Умеющего поддерживать беседу;
в) Болтливого.
2. Как ты поступишь, если встретишь у двери класса учительницу и ученицу?
а) Пропущу учительницу, затем сам войду в класс;
б) Первым зайду в класс;
в) Открою дверь и пропущу учительницу и ученицу.
3. Ты едешь в автобусе, рядом стоит пожилой человек. Как ты поступишь?
а) Вежливо предложишь свое место;
б) Закроешь глаза;
в) Отвернешься к окну.
4. Как ты обратишься к пассажирам в транспорте?
а) Извините, вы выходите на следующей остановке?;
б) Пропустите меня, я выхожу;
в) Дайте дорогу, я выхожу на следующей остановке.
5. Как ты приветствуешь друга?
а) Колька, привет;
б) Здорово, Колька;
в) Коля, как я рад тебя видеть.
6. Как ты обратишься к продавцу в магазине?
а) Мне батон хлеба;
б) Дайте мне, пожалуйста, батон белого хлеба;
в) Дайте хлеб, который свежий.
7. Какие слова ты скажешь, если во время болезни тебя навестили одноклассники?
а) Я, очень рад, что вы пришли. Расскажите, что интересного произошло в классе, когда я болел;
б) Спасибо, что навестили;
в) Зря пришли, я уже завтра буду в школе.
Фронтальная проверка и обсуждение результатов теста.
III Сообщение темы и цели урока
1. Введение в тему урока.
- Назовите выделенные вами буквы по порядку. Прочитайте, что у вас получилось? (красота).
- У кого другое слово, или слово красота с ошибкой? (Ответы детей)
- Прекрасно. Все справились с работой.
- Ребята, как вы понимаете значение слова прекрасный? (Ответы детей.).
- _____ прочитает толкование слова прекрасный по словарю Ожегова ( было дано индивидуальное задание)
1) Прекрасный - Очень красивый
2) Прекрасный - То, что воплощает красоту, соответствует ее идеалам
3) Прекрасный - Очень хороший
- ____ – по словарю Даля:
Прекрасный - красивый, благообразный, изящный, одаренный красотой. Прекрасный -прилагается ко всему, что хвалят: прекрасное сердце, душа; день, вечер, погода: прекрасный стих, книга, работа, поведение; прекрасный дом, вид; и пр.
- Кто самый внимательный, догадался, о чем будем говорить на уроке? (Ответы детей).
-Правильно. О красоте.
- О какой красоте и кого или чего?
IV Освоение нового материала. Работа по учебнику.
(слайд 2-3-4) Задание 1. Уч. с. 63 (чтение стихов учителем)
– Найдите в учебнике на с. 63 отрывок из стихотворения Ю. Семендера. Почему мальчик хотел стать то горой, то лесом, то рекой?
– Что имели в виду Гора, Лес, Река, когда просили мальчика стать Человеком? (У человека свое место в природе. Он может подняться выше гор, повидать такие дальние края, до которых не добежит и река, а его творения могут пережить и тысячи лет.) Что горы, леса и реки ждут от тебя? (Они ждут, что мы вырастем настоящими людьми и будем им не врагами, а друзьями и помощниками.) - Это стихотворение приведено не полностью.
-Какие непонятные слова вы встретили, где найти объяснение? (Ответы детей)
(слайд 5) Ответ на этот вопрос вам подскажет девиз сегодняшнего урока, слова А. П. Чехова: «В человек всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Как вы их понимаете? (Ответы детей)
- Ребята, вы все правильно говорили. Обобщив ваши ответы, я сформулирую тему урока
«Физическая и духовная красота человека».
- Физическая – это красота тела, духовная – красота души, мыслей, поступков.
- До этого мы говорили о человеке только вообще, а теперь приглядимся к себе и к другим людям. Какого человека можно назвать красивым? Как им стать? Какие черты характера свойственны действительно красивым людям?
В конце урока мы должны найти ответы на эти вопросы. Это цель нашего урока. (Вопросы на доске).
– Какого человека вы считаете красивым?
- Какое необходимое условие надо соблюдать в достижении красоты лица и тела? (Ответы детей)
- Правильно, беречь здоровье, вести здоровый образ жизни.
- Давайте включимся в эксперимент физического самосовершенствования. 2 недели ежедневно выполнять упражнения, проверять свои возможности и записывать в табличку (рабочие тетради с. 21). Подробнее поговорим на классном часе.
- Видели ли вы скульптуры, изображающие тело человека? В чём их красота?
(слайд 6)
- Сделаем вывод - красота человека это:
красота лица и тела.
- А какие люди вам нравятся больше (с красивым лицом, телом или люди, совершающие красивые поступки) ?
ВЫВОД по словам А. П. Чехова «…В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли …»
(Слайд 7) – Доскажите слова в конце предложений.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого... («Спасибо!».)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: ... («Добрый день!».)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь: ... («Здравствуйте!».)
Когда нас побранят за шалости,
Мы говорим: ... («Прости, пожалуйста!».)
И в России, и во Франции, и в Дании
На прощанье скажи: ... («До свидания!».)
– Назовите обобщенное понятие, которым можно объединить эти слова. (Вежливые слова.) (слайд 7)
- Очень важно в наше время научиться говорить друг другу хорошие, добрые слова. Послушайте удивительную историю про эти слова.
Когда- то существовала «Страна теплых пушинок». Люди в этой стране были очень счастливы, потому что при рождении каждый их них получал волшебный мешочек с теплыми пушинками. Люди очень любили дарить пушинки друг другу. Как только они замечали друг друга, они доставали теплую пушинку и отдавали её. Это означало: «Я рад встречи с тобой; ты очень хороший; я тебя очень люблю…». На ладони пушинка начинала расти, становилась большой, переливалась всеми цветами радуги. Человек сразу чувствовал тепло, внимание и заботу другого. Но однажды над этой страной пролетала злая ведьма. Приземлившись, она сказала: «Не бывать этому!». Ведьма наложила на страну пушинок страшное заклятие. Люди стали думать, что запас пушинок скоро кончится, и поэтому перестали делиться ими. Тогда ведьма дала каждому мешочек со злыми, острыми колючками, которые заставляли людей чувствовать пустоту и раздражение.
К счастью прибыла добрая фея. Она снова стала дарить людям мешочки с пушинками. Но люди отказывались их брать. И только дети верили доброй фее. Они приносили пушинки взрослым и заклятье исчезало.
- Ребята, а вы раздаете другим добрые пушинки или острые колючки? (Ответы детей)
- Испытывать разные человеческие чувства это хорошо или плохо? (Ответы детей). Мы научились правильно изображать и распознавать чувства.
Давайте поиграем в игру «Море волнуется»
«Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три - чувство радости (грусти, страха, стыда…) замри».
(Слайд 8) - Можете ли определить настроение? Как помочь другу, если настроение испорчено?
После этого давайте определим мимику каждого нарисованного лица.
( На слайде рисунки с изображением чувств)
-Чувства – наши помощники. Но, оценивая поведение другого человека, нельзя спешить с выводами надо постараться понять его.
- Назовите вежливые слова: спасибо, извините, пожалуйста, простите и др.
Физ. Минутка
– А сейчас поиграем. Встаньте, ребята. Если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши, если читаю о невежливом поступке – присядьте на корточки.
1. Поздороваться при встрече.
2. Толкнуть и не извиниться.
3. Свистеть, кричать, шуметь в школе.
4. Уступить место старшим.
5. Не вставать на обращение учителя.
6. Помочь пожилому человеку подняться по лестнице.
7. Попрощаться уходя.
Задание 2. (стр.64)
– Прочитайте текст. В чем красота души, мыслей, поступков?
– Можно ли считать красивым грубого, невежливого человека?
– Красив ли человек, предавший друга?
– Какие поступки одноклассников вы считаете красивыми?
Задание 3. (стр.65)Работа в парах.
– Рассмотрите рисунки. В чем красота поступков ребят? (Помогают нести тяжелые сумки, уступают место в транспорте.)
– На каком рисунке дети ссорятся? (На третьем.)
– Как вы смогли ответить на этот вопрос? (Рассмотрели жесты, мимику лиц детей.)
Чтение рассказов учащимися. Обсуждение
– Какие поступки ребят вам понравились? Какие нет? Свой ответ объясните.
V. Применение освоенного в практической деятельности.
Работа в тетради на печатной основе. Задание 6.
– Подчеркните, что вы считаете самым важным в человеке. (Доброта, отзывчивость, правдивость, дружелюбность, щедрость.)
Задание 7.
– Подумайте, о чем вас предупреждают эти рисунки. (О настроении человека.) Когда ты самый красивый? (Когда улыбаюсь.) Вывод: Красив человек, когда здоров, вежлив и в хорошем настроении (Слайд 9)
VI. Закрепление изученного материала. Фронтальная работа.
– Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других. Она не требует наград; если сделал добро – забудь, а если получил его от других, то помни.
Старайся всякому делать добро, а не себе одному. (Сократ.)
Когда творишь добро, сам испытываешь радостное удовлетворение и законную гордость. (Монтень.)
Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет.(Ш. Руставели.)(слайд 11)
У нас идет проектная работа по составлению правил этикета для нашего класса. К следующему классному часу группы должны подготовить свои предложения.
– Какие правила добрых поступков могут туда войти?
1) Здоровайся при встрече.
2) Не груби, даже если сердит.
3) Проявляй доброжелательность.
4) Будь вежлив и воспитан.
5) Уважай старших и не обижай младших!
Только что у нас прошел конкурс творческих работ "Осенний вернисаж". Посмотрите нашу выставку. Какие интересные, красивые поделки смастерили наши ребята – умельцы! (назвать имена).
- Как вы думаете, каких людей еще можно считать красивым человеком? (Высказывания детей) (Творческих, профессионалов своего дела...)
- Вывод - красота человека это:
3) красота - творца, мастера своего дела. (слайд 12)
VIII. Итог урока. Рефлексиядеятельности.
- Ребята, мы достигли цели урока? Что же означают слова А.П.Чехова? (слайд 13)
Сможем теперь ответить на поставленные вопросы в начале урока?
– Какого человека можно считать красивым? (слайд 14)
– Что вы особенно цените в друге?
– Что вы считаете важным в человеке, чтобы назвать его красивым?
- Вы хотели бы быть красивыми? ( Ответы детей)
- Какую цель можно поставите перед собой? (Ответы детей).
- Правильно ребята, если стараться, трудиться, то можно стать красивым человеком. Будем работать над этим вместе, и у вас все получится. (слайд 15)
- Что нового, интересного для себя открыли?
- Покажите мне свое настроение, с которым вы заканчиваете урок? (карточки настроения)
Домашнее задание: задания в рабочей тетради (с. 20, задание 6, 7; с. 21, задания 8–10).- «Теплые пушинки» – это добрые слова. Напишите их на своей волшебной пушинке и подарите другу.
- Нарисуйте рисунок «Теплая пушинка в подарок другу». (по желанию)
Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно в любую минуту всегда.
И если кому-то поможет твоя ДОБРОТА и УЛЫБКА твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, что годы живёшь ты не зря!
- Спасибо всем за урок, за прекрасное настроение!
Использованная литература:
О.Т.Поглазова, «Окружающий мир 2 класс». Учебник для уч-ся в 2 ч. Ч.2.- 2-е изд.
Смоленск «Ассоциация 21 век», 2009 год.
О.Т.Поглазова, методические разработки «Окружающий мир 2 класс». Пособие для учителя. Смоленск «Ассоциация 21 век», 2010 год.
О.Т.Поглазова, тестовые задания «Окружающий мир 2 класс», для учащихся 2 класса, 2-е изд. Смоленск «Ассоциация 21 век», 2010 год.
Материал для слайдов взят с сайта «Википедия»
Дарю тебе сердце
На листике белом
Дарю тебе сердце -
Что хочешь с ним делай!
Ходи, где угодно,
Гуляй с ним повсюду,
Рисуй, что захочешь - Сердиться не буду.
Но лучше на нем
Рисовать не учись ты,
Пускай мое сердце
Останется чистым.
Дарю тебе сердце
На листике белом
Дарю тебе сердце -
Что хочешь с ним делай!
Ходи, где угодно,
Гуляй с ним повсюду,
Рисуй, что захочешь - Сердиться не буду.
Но лучше на нем
Рисовать не учись ты,
Пускай мое сердце
Останется чистым.
Дарю тебе сердце
На листике белом
Дарю тебе сердце -
Что хочешь с ним делай!
Ходи, где угодно,
Гуляй с ним повсюду,
Рисуй, что захочешь - Сердиться не буду.
Но лучше на нем
Рисовать не учись ты,
Пускай мое сердце
Останется чистым.
ТЕСТ по теме урока
1 .Общительным называют человека…
и) Знающего много историй;
к) Умеющего поддерживать беседу;
л) Болтливого.
2. Как ты поступишь, если встретишь у двери класса учительницу и ученицу?
о) Пропущу учительницу, затем сам войду в класс;
п) Первым зайду в класс;
р) Открою дверь и пропущу учительницу и ученицу.
3. Ты едешь в автобусе, рядом стоит пожилой человек. Как ты поступишь?
а) Вежливо предложишь свое место;
б) Закроешь глаза;
в) Отвернешься к окну.
4. Как ты обратишься к пассажирам в транспорте?
с) Извините, вы выходите на следующей остановке?;
т) Пропустите меня, я выхожу;
у) Дайте дорогу, я выхожу на следующей остановке.
5. Как ты приветствуешь друга?
м) Колька, привет;
н) Здорова, Колька;
о) Коля, как я рад тебя видеть.
6. Как ты обратишься к продавцу в магазине?
с) Мне батон хлеба;
т) Дайте мне, пожалуйста, батон белого хлеба;
у) Дайте хлеб, который свежий.
7. Какие слова ты скажешь, если во время болезни тебя навестили одноклассники?
а) Я, очень рад, что вы пришли. Расскажите, что интересного произошло в классе, когда я болел;
б) Спасибо, что навестили;
в) Зря пришли, я уже завтра буду в школе.
ТЕСТ по теме урока
1 .Общительным называют человека…
и) Знающего много историй;
к) Умеющего поддерживать беседу;
л) Болтливого.
2. Как ты поступишь, если встретишь у двери класса учительницу и ученицу?
о) Пропущу учительницу, затем сам войду в класс;
п) Первым зайду в класс;
р) Открою дверь и пропущу учительницу и ученицу.
3. Ты едешь в автобусе, рядом стоит пожилой человек. Как ты поступишь?
а) Вежливо предложишь свое место;
б) Закроешь глаза;
в) Отвернешься к окну.
4. Как ты обратишься к пассажирам в транспорте?
с) Извините, вы выходите на следующей остановке?;
т) Пропустите меня, я выхожу;
у) Дайте дорогу, я выхожу на следующей остановке.
5. Как ты приветствуешь друга?
м) Колька, привет;
н) Здорова, Колька;
о) Коля, как я рад тебя видеть.
6. Как ты обратишься к продавцу в магазине?
с) Мне батон хлеба;
т) Дайте мне, пожалуйста, батон белого хлеба;
у) Дайте хлеб, который свежий.
7. Какие слова ты скажешь, если во время болезни тебя навестили одноклассники?
а) Я, очень рад, что вы пришли. Расскажите, что интересного произошло в классе, когда я болел;
б) Спасибо, что навестили;
в) Зря пришли, я уже завтра буду в школе.
Добрые дела пуста.
Не тот хорош, кто лицом пригож, украшает человека.
Красота без разума красят человека.
Скромность а тот хорош, кто
для дела гож.
Красна птица пером, и лицо цветет.
Сердце веселится, а человек умом.
Ложь человека себя веселить.
Добро творить не красит.
Добрые дела пуста.
Не тот хорош, кто лицом пригож, украшает человека.