«Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе»
Цель урока: закрепление знаний, выяснение лексико-грамматических признаков данной части речи, его роли в предложении.
Задачи урока:
Повторить и обобщить знания об имени прилагательном как о части речи.
Тренировать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь с именами существительными.
Развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.
Формировать умение находить имена прилагательные в предложении, обогащать словарный запас;
Развивать речь, логическое мышление;
Содействовать эстетическому воспитанию учащихся на уроке.
Воспитывать интерес к урокам русского языка.
1. Организационный момент.
Настрой учащихся.
Смотрю на глобус-шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
Учитель:
Ребята, последнее время мы много говорим об охране окружающей среды, и сегодня на уроке мы будем говорить о природе.
Еще снежные пригорки скоро покроются молодой зеленью. Появится травка. На ветках почки лопнут, и покажутся из них зеленые листики. Яркое солнце так и зовет на прогулку. Вот и мы совершим сегодня прогулку в царство Грамматики.
Учитель:
Девиз нашего урока: говорим всегда красиво, смело и неторопливо!
Ученики:
Ясно, чётко говорим,
Думаем и не спешим.
2. Минутка чистописания.
Ая ий ой ее ые яя ый ое ие
3. Словарная работа. Словарные слова мы повторим с именами существительными. Запишите словосочетания, соединив слова 1 столбика со словами 2 столбика. Определите род и число.
4. Выявление ключевых слов темы и определение задач урока.
– Правописание какой части речи мы продолжаем изучать?
Очень занимательное
Имя прилагательное
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
–Прочитайте на с.84 название темы.
(Имя прилагательное, окончание, безударные гласные)
– Что необходимо вспомнить перед изучением темы?
– Что такое имя прилагательное?
Чтобы это вспомнить по группам составим кластер
– Что такое окончание?
– Образуют ли окончания новые слова?
– Что образуется с помощью окончаний? (формы слова)
– Какие окончания имеют имена существительные женского рода?
(-а, -я) мужского рода? (нулевое, -а, -я) среднего рода? (-о, -е, -я) _ С какой частью речи связано имя существительное?
7. Открытие новых знаний. (Исследовательская работа)
–- Как же найти окончание в именах прилагательных? Давайте понаблюдаем.
Упр. 322 – развивается умение выделять окончание в именах прилагательных.(Выделяют окончания в парах в учебнике и проверка на слайде)
Хоккейный матч Хоккейная площадка Хоккейное снаряжение Хоккейные клюшки Хоккейными клюшками | ненастный день ненастная погода ненастное лето ненастные дни ненастными днями |
–- Какое прилагательное изменяется? (Хоккейный)
–- Что изменяется и как? (окончание: -ый, -ая, -ое, -ые, -ыми)
–- Ударные или безударные окончания у прилагательных?
–- Вспомните, какие окончания бывают у существительных? (Ударные и безударные)
Сделайте вывод: Как найти окончание в имени прилагательном?
(Нужно изменить прилагательное и выделить часть, которая изменяется).
8.Упр 323 по вариантам самостоятельно.
1.вариант: первые 3 сочетания (о весне);
2.вариант: следующие 3 сочетания (о зиме).
Сделайте вывод: от чего зависит окончание прилагательного?
Какая особенность есть у окончаний имён прилагательных? (В окончании две-три буквы.
Вывод: окончания прилагательных зависят от формы существительного и изменяются вслед за ней, в окончании у прилагательных 2-3 буквы.
6. Физкультминутка (дыхательные упражнения).
Учитель: Отгадайте загадку
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим,
Просто мы его вдыхаем,
Он ведь нам необходим (воздух).
Учитель:
Как хорошо сейчас в весеннем лесу, какой там чистый воздух! Смолистые запахи сосны и ели очень полезны для людей. Давайте закроем глаза и представим себя в этом лесу. Глубоко дышим, расслабляемся.
9..Можно ли как-то систематизировать окончания имён прилагательных? (Предположения детей.) Как? Вспомните, как мы это делали у имён существительных
Систематизация окончаний имен прилагательных.
Сказка о жителях царства «Грамматика»
Учитель:
В некотором царстве, в некотором государстве под названием «Грамматика» жил-был царь Имя прилагательное. Его имя произошло от латинского слова. Оно означает «присоединение, прибавление». Царю принадлежали сказочные человечки, которые уточняют и украшают нашу речь. Они обозначают признаки предметов.
Жили человечки в разных домах. В первом доме – человечки женского рода: красивая, добрая, родная. Во втором – мужского рода: ласковый, могучий, большой. А посередине стоял дом, в котором жили человечки среднего рода: яркое, тихое, синее. Царь любил своих подданных и разрешал им меняться домами.
Когда царь сердился на своих подданных, он сажал их в отдельную комнату и говорил: «Побудь в единственном числе и подумай о своем поведении». Некоторых потом прощал, и снова они жили вместе.
Были эти человечки очень общительные, но дружили они только с именами существительными.
Поработаем в группах.
2. Систематизация окончаний прилагательных по числам и родам (в единственном числе.)
Запишите в свои карточки – домики окончания. В этом вам помогут группы слов и упр.324.
Упр. 324 - развивается умение группировать имена прилагательные с одинаковыми окончаниями.
Прочитайте имена прилагательные с одинаковыми окончаниями.
От чего зависит выбор этих окончаний? (От рода и числа.)
Сделайте вывод. Какие окончания бывают у прилагательных ж.р.? м.р.? ср.р.?
Сравнение выводов учеников с окончаниями в таблице на с. 86.
Как называются окончания имён прилагательных в ед.ч.? (Родовыми.)
Почему? (Прилагательные изменяются по родам.)
(Дети заполняют домики в группах).
Вывод:
Какие окончания бывают у прилагательных ж. р, м. р., ср. р.?
–- Как называются окончания имен прилагательных в ед. ч.? (родовыми окончаниями)
–- Почему? (Прилагательные изменяются по родам).
Проверка со слайда по группам. Результат исследования.
(На доске прикрепляют дети свои листы с окончаниями прилагательных).
8. Дифференцированная работа в группах по объему и степени сложности.
Учитель:
А какие полевые цветы вы знаете? (Ромашки, колокольчики, одуванчики …)
Учитель:
Отгадайте загадки о полевых цветах.
10. Итог урока.
Вот и закончилось наше путешествие в царство Грамматики.
Учитель:
– Над какой темой работали на уроке?
– Какие родовые окончания имеют имена прилагательные? Назовите окончания прилагательных во множественном числе.
– Когда было трудно?
Учитель:
Оцените свою работу на уроке в тетрадях.
11. Домашнее задание:
Творческая работа: составьте правила поведения в природе
.12. Рефлексия урока:
Прикрепите свои кружочки
– Старательно! (красные кружочки),
– Дружно! (синие кружочки),
– Активно! (жёлтые кружочки).