kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Окончания имен прилагательных" для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа предназначена для учащихся 3 класса. Цель: закрепление знаний, развивать умение различать в речи имена прилагательные в тексте. Устанавливать связь имен прилагательных с существительными.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Окончания имен прилагательных в м.р.,в ж.р., в ср.р. и во мн числе.»

«Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе»

Цель урока: закрепление знаний, выяснение лексико-грамматических признаков данной части речи, его роли в предложении.

Задачи урока:

Повторить и обобщить знания об имени прилагательном как о части речи.

Тренировать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь с именами существительными.

Развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.

Формировать умение находить имена прилагательные в предложении, обогащать словарный запас;

Развивать речь, логическое мышление;

Содействовать эстетическому воспитанию учащихся на уроке.

Воспитывать интерес к урокам русского языка.


1. Организационный момент.
    Настрой учащихся. 

Смотрю на глобус-шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!

Учитель:  
Ребята, последнее время мы много говорим об охране окружающей среды, и сегодня на уроке мы будем говорить о природе. 
Еще снежные пригорки скоро покроются молодой зеленью. Появится травка. На ветках почки лопнут, и покажутся  из них зеленые листики. Яркое солнце так и зовет на прогулку. Вот и мы совершим сегодня прогулку в царство Грамматики.

Учитель: 
Девиз нашего урока: говорим всегда красиво, смело и неторопливо!

Ученики:

Ясно, чётко говорим,
Думаем и не спешим.

2. Минутка чистописания.

Ая  ий ой ее ые яя ый ое ие

3. Словарная работа. Словарные слова мы повторим с именами существительными. Запишите словосочетания, соединив слова 1 столбика со словами 2 столбика. Определите род и число.

4. Выявление ключевых слов темы и определение задач урока.

– Правописание какой части речи мы продолжаем изучать?

Очень занимательное
Имя прилагательное
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.


–Прочитайте на с.84 название темы.

(Имя прилагательное, окончание, безударные гласные)

– Что необходимо вспомнить перед изучением темы?
– Что такое имя прилагательное?

Чтобы это вспомнить по группам составим кластер


– Что такое окончание?
– Образуют ли окончания новые слова?
– Что образуется с помощью окончаний? (формы слова)
– Какие окончания имеют имена существительные женского рода?
   (-а, -я) мужского рода? (нулевое, -а, -я) среднего рода? (-о, -е, -я) _ С какой частью речи связано имя существительное?

7. Открытие новых знаний. (Исследовательская работа)

–- Как же найти окончание в именах прилагательных? Давайте понаблюдаем.

Упр. 322 – развивается умение выделять окончание в именах прилагательных.(Выделяют окончания в парах в учебнике и проверка на слайде)

Хоккейный матч
Хоккейная площадка 
Хоккейное снаряжение
Хоккейные клюшки 
Хоккейными клюшками

ненастный день 
ненастная погода
ненастное лето
ненастные дни
ненастными днями

–- Какое прилагательное изменяется? (Хоккейный)
–- Что изменяется и как? (окончание: -ый, -ая, -ое, -ые, -ыми)
–- Ударные или безударные окончания у прилагательных?
–- Вспомните, какие окончания бывают у существительных? (Ударные и безударные)

Сделайте вывод: Как найти окончание в имени прилагательном? 
(Нужно изменить прилагательное и выделить часть, которая изменяется).

8.Упр 323 по вариантам самостоятельно.

1.вариант: первые 3 сочетания (о весне);

2.вариант: следующие 3 сочетания (о зиме).


Сделайте вывод: от чего зависит окончание прилагательного?

Ка­кая особенность есть у окончаний имён прилагательных? (В оконча­нии две-три буквы.


Вывод: окончания прилагательных зависят от формы существительного и изменяются вслед за ней, в окончании у прилагательных 2-3 буквы.

 6. Физкультминутка (дыхательные упражнения).

Учитель: Отгадайте загадку

Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим,
Просто мы его вдыхаем,
Он ведь нам необходим  (воздух).

Учитель: 
Как хорошо сейчас в весеннем лесу, какой там чистый воздух! Смолистые запахи сосны и ели очень полезны для людей. Давайте закроем глаза и представим себя в этом лесу. Глубоко дышим, расслабляемся.

9..Можно ли как-то систематизировать окончания имён прила­гательных? (Предположения детей.) Как? Вспомните, как мы это де­лали у имён существительных

Систематизация окончаний имен прилагательных.
Сказка о жителях царства «Грамматика»

Учитель: 
В некотором царстве, в некотором государстве под названием «Грамматика» жил-был царь Имя прилагательное. Его имя произошло от латинского слова. Оно означает «присоединение, прибавление». Царю принадлежали сказочные человечки, которые уточняют и украшают нашу речь. Они обозначают признаки предметов.

Жили человечки в разных домах. В первом доме – человечки женского рода: красивая, добрая, родная. Во втором – мужского рода: ласковый, могучий, большой. А посередине стоял дом, в котором жили человечки среднего рода: яркое, тихое, синее. Царь любил своих подданных и разрешал им меняться домами.

Когда царь сердился на своих подданных, он сажал их в отдельную комнату и говорил: «Побудь в единственном числе и подумай о своем поведении». Некоторых потом прощал, и снова они жили вместе.

Были эти человечки очень общительные, но дружили они только с именами существительными.

Поработаем в группах.



2. Систематизация окончаний прилагательных по числам и родам (в единственном числе.)

Запишите в свои карточки – домики окончания. В этом вам помогут группы слов и упр.324.


    1. Упр. 324 - развивается умение группировать имена прилага­тельные с одинаковыми окончаниями.

  1. Прочитайте имена прилагательные с одинаковыми окончаниями.

  2. От чего зависит выбор этих окончаний? (От рода и числа.)

Сделайте вывод. Какие окончания бывают у прилагательных ж.р.? м.р.? ср.р.?

  1. Сравнение выводов учеников с окончаниями в таблице на с. 86.

  1. Как называются окончания имён прилагательных в ед.ч.? (Родо­выми.)

  2. Почему? (Прилагательные изменяются по родам.)

(Дети заполняют домики в группах).

Вывод: 
Какие окончания бывают у прилагательных ж. р, м. р., ср. р.?
–- Как называются окончания имен прилагательных в ед. ч.? (родовыми окончаниями)
–- Почему? (Прилагательные изменяются по родам).

Проверка со слайда по группам. Результат исследования.

(На доске прикрепляют дети свои листы с окончаниями прилагательных).

8. Дифференцированная работа в группах по объему и степени сложности.

Учитель: 
 А какие полевые цветы вы знаете? (Ромашки, колокольчики, одуванчики …)

Учитель: 
Отгадайте загадки о полевых цветах. 

10. Итог урока.
Вот и закончилось наше путешествие в царство Грамматики.

Учитель: 
– Над какой темой работали на уроке?
– Какие родовые окончания имеют имена прилагательные? Назовите окончания прилагательных во множественном числе.
– Когда было трудно?

Учитель:
Оцените свою работу на уроке в тетрадях.

11. Домашнее задание: 
Творческая работа: 
составьте правила поведения в природе

.12. Рефлексия урока: 
Прикрепите свои кружочки
– Старательно! (красные кружочки), 
– Дружно! (синие кружочки), 
– Активно! (жёлтые кружочки).





Просмотр содержимого презентации
«Презентация -Окончания имен прилагательных вм.р.,ж.р.,ср.роде и во мн. числе.»

Тема урока: «Окончания имён прилагательных в мужском, женском,  среднем роде и во множественном числе»

Тема урока: «Окончания

имён прилагательных

в мужском, женском,

среднем роде

и во множественном числе»

Смотрю на глобус-шар земной,  И вдруг вздохнул он, как живой; И шепчут мне материки: Ты береги нас, береги! В тревоге рощи и леса Роса на травах, как слеза И тихо просят родники: Ты береги нас, береги!

Смотрю на глобус-шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса

Роса на травах, как слеза

И тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

Говорим всегда красиво, Смело и неторопливо.  Ясно, чётко говорим, Думаем и не спешим.

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо.

Ясно, чётко говорим,

Думаем и не спешим.

Минутка чистописания. ая яя ий ый ой ое ее ые ие

Минутка чистописания.

ая яя ий ый ой ое ее ые ие

Словарная работа

Словарная

работа

Оранжевые исследователь Юный апельсины Яблочный погода Облачная аромат Оранжевые апельсины (мн. ч.) Юный исследователь (м. р., ед. ч.) Яблочный аромат (м. р., ед. ч.) Облачная погода (ж.р., ед ч.)

Оранжевые исследователь

Юный апельсины

Яблочный погода

Облачная аромат

Оранжевые апельсины (мн. ч.)

Юный исследователь (м. р., ед. ч.)

Яблочный аромат (м. р., ед. ч.)

Облачная погода (ж.р., ед ч.)

Очень занимательное  Имя прилагательное  Трудно будет без него,  Если пропадет оно.

Очень занимательное

Имя прилагательное

Трудно будет без него,

Если пропадет оно.

Отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? Часть речи Обозначает признак предмета Имя прилагательное Дает описание предмета, делает речь красочной  Дружит с существительным, подчиняется в Р.,Ч.,П.

Отвечает на вопросы:

какой? какая? какое?

какие?

Часть речи

Обозначает признак предмета

Имя прилагательное

Дает описание предмета, делает речь красочной

Дружит с существительным, подчиняется в Р.,Ч.,П.

Ключевые слова к теме: Имя прилагательное; окончание; безударные гласные.

Ключевые слова к теме:

Имя прилагательное;

окончание;

безударные гласные.

Исследовательская работа Хоккейный матч  ненастный день Хоккейная площадка  ненастная погода Хоккейное снаряжение  ненастные дни Хоккейные клюшки  ненастное лето Хоккейными клюшками ненастными  днями - ый -ая -ые -ое -ыми Вывод: -ый -ая -ое -ые -ыми

Исследовательская работа

Хоккейный матч ненастный день

Хоккейная площадка ненастная погода

Хоккейное снаряжение ненастные дни

Хоккейные клюшки ненастное лето

Хоккейными клюшками ненастными

днями

- ый

-ая

-ые

-ое

-ыми

Вывод:

-ый

-ая

-ое

-ые

-ыми

Физкультминутка Мы его не замечаем, Мы о нем не говорим, Просто мы его вдыхаем, Он ведь нам необходим.

Физкультминутка

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим,

Просто мы его вдыхаем,

Он ведь нам необходим.

1 группа Весенняя капель  Кудрявая береза 2 группа Чистый воздух  Морской берег  Зимний день 3 группа Пшеничное поле  Раннее утро 4 группа Чистые озёра  Весенние лучи

1 группа

Весенняя капель Кудрявая береза

2 группа

Чистый воздух Морской берег Зимний день

3 группа

Пшеничное поле Раннее утро

4 группа

Чистые озёра Весенние лучи

М.р. Ж.р. -ый -ий -ой -ая -яя С.р. -ое -ее

М.р.

Ж.р.

-ый

-ий

-ой

-ая

-яя

С.р.

-ое

-ее

Ед. число Ж.р. -ая М. р. -яя -ый С.р. Мн. число -ое -ий -ие -ее -ой -ые

Ед.

число

Ж.р.

-ая

М. р.

-яя

-ый

С.р.

Мн. число

-ое

-ий

-ие

-ее

-ой

-ые

Отгадайте загадки о полевых цветах.  1. С этих шариков пушистых  Полетят парашютисты.

Отгадайте загадки о полевых цветах.

1. С этих шариков пушистых

Полетят парашютисты.

2. Стоят в поле сестрички:  Золотой глазок, белые реснички .

2. Стоят в поле сестрички:

Золотой глазок, белые реснички .

3. Эй, звоночки, синий цвет,  С язычком, а звону нет.

3. Эй, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет.

Списать текст, указать род и число имен прилагательных, выделить окончания прилагательных. (Индивидуальные разноуровневые карточки)

Списать текст, указать род и число имен прилагательных, выделить окончания прилагательных.

(Индивидуальные разноуровневые карточки)

1.Списать текст.  Я люблю скромн … ветвист …  дерево рябину. Люблю её пёстр … зелен …  листочки . Они шелестят даже при легк… ветерке . В этом дереве чувствуется весел…, радостн…, русск…  настроение.

1.Списать текст. 

Я люблю скромн ветвист дерево рябину. Люблю её пёстр зелен листочки . Они шелестят даже при легк… ветерке . В этом дереве чувствуется весел…, радостн…, русск… настроение.

Прикрепите один кружок в ту часть сердечка, как вы работали. Активно! Дружно! Старательно!

Прикрепите один кружок в ту часть

сердечка, как вы работали.

Активно!

Дружно!

Старательно!

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

Д.з. Записать три предложения с именами прилагательными о правилах поведения в природе.

Д.з. Записать три предложения

с именами прилагательными

о правилах поведения в природе.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Окончания имен прилагательных" для 3 класса

Автор: Урсакий Светлана Борисовна

Дата: 10.12.2019

Номер свидетельства: 531355

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект урока русского языка "правописание падежных окончаний имен прилагательных" (3 класс)"
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-pravopisaniie-padiezhnykh-okonchanii-imien-prilaghatiel-nykh-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "250022"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447002781"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Конспект урока письма в специальной (коррекционной) школе VIII вида "Правописание безударных окончаний имен прилагательных единственного числа." "
    ["seo_title"] => string(158) "konspiekt-uroka-pis-ma-v-spietsial-noi-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida-pravopisaniie-biezudarnykh-okonchanii-imien-prilaghatiel-nykh-iedinstviennogho-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "104923"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402770361"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Конспект урока русского языка в 3 классе на тему Повторение знаний об имени прилагательном "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-na-tiemu-povtorieniie-znanii-ob-imieni-prilaghatiel-nom"
    ["file_id"] => string(6) "190097"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427104930"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока "Изменение имен прилагательных по родам""
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt_uroka_izmienieniie_imien_prilaghatiel_nykh_po_rodam"
    ["file_id"] => string(6) "355136"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478199940"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока "Изменение имен прилагательных по родам""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt_uroka_izmienieniie_imien_prilaghatiel_nykh_po_rodam_1"
    ["file_id"] => string(6) "355138"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478199947"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства