проверить умения выделять и различать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки, определять и обозначать в звуковых схемах звуковые значения букв;
продолжить развитие творческой активности детей средствами проектной деятельности;
воспитывать бережное отношение к миру живой природы, ценностное представление о языке как великом наследии.
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение ориентироваться на развороте учебника.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание способности к познанию;
4) эстетическое воспитание.
Ход урока
1. Организация начала урока
а) Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: - Доброе утро! - Доброе утро! Солнцу и птицам! - Доброе утро! Улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым... Пусть доброе утро длится до вечера...
- Вы любите преодолевать трудности?
- Поднимите руки те, кто уверен, что справится со всеми трудностями? Трудности всегда преодолеваются, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
- Давайте послушаем себя. Какое настроение у вас сейчас? Отметьте свое настроение в карточке, которая лежит у вас на столе.
Ребята, я хочу, чтобы сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом. Я желаю вам успеха и удачи!
2. Формулирование темы и цели урока
- Работа с доской. Выделите 1 звук каждого слова (Азбука)
- Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений, отображённых на экране, сформулируйте задачи урока:
Познакомимся с… разными азбуками.(слайд)
Продолжим учиться… читать отрывки из разных азбук; правильно произносить слова; выполнять звуковой и буквенный анализ слов.
2. Артикуляционная гимнастика
Работа со скороговоркой:
Боря Ире дал ириску,
Ира Боре-барбариску. (Читаем про себя, шепотом, друг другу на ушко, быстро читаем выборочно)
3.Введение в тему урока
- Наверно, каждому из вас интересно узнать, как появился русский алфавит.
Кириллица(слайд) - алфавит, который используется в славянских странах, в том числе и в России, - была создана славянскими учеными монахами Мефодием и Кириллом (слайд) (в честь которого и называется) примерно в IX веке нашей эры. В основе кириллицы лежит древнегреческий алфавит. В знак бесконечной благодарности святым Кириллу и Мефодию в России ежегодно 24 мая проходит День славянской письменности и культуры, возведены памятники во многих городах: Москве, Великом Новгороде, Самаре, Коломне, Саратове и т.д.(слайд)
4. Работа по теме урока
- Благодаря Кириллице сегодня мы с вами владеем грамотой: можем писать, читать тексты.
Работа с букварем (слайд)
Беседа
- Откройте буквари на странице 101. Прочитайте заголовок.
- Как вы понимаете значение слова «азбука»? Что это такое? Где мы можем найти эту информацию?
- В толковом словаре Ожегова дается следующее определение азбуки - Совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке, буквенный алфавит.
- Я хочу познакомить вас с Книгой азбук. В ней собраны самые разные азбуки: Азбука профессий, Азбука имен, Азбука Лесной академии, Весёлая азбука, Азбука Бабы-Яги и другие интересные и познавательные азбуки. А ещё существуют Вкусная, Морская, Цирковая азбуки, Азбука-смешинка, Азбука Буратино, игрушек, для девочек и мальчиков, Азбука заботливых родителей, Азбука дяди Толи и другие…
- Конечно, со всеми перечисленными азбуками мы не сможем познакомиться на уроке, зато теперь вам будет интересно самостоятельно прочитать эти необычные азбуки.
- Нас уже заждался букварь. Вернемся к страничке букваря.
- Вы видите, что тексты на нашей странице расположены «лесенкой». Каждая ступенька - отрывок из очередной азбуки какого-либо поэта.
Чтение
- Прочитайте название первой азбуки, с которой нам предстоит познакомиться.(слайд)
- Почему эта азбука так названа? Чему будут посвящены стихотворения?
- Посмотрите на первую иллюстрацию.
- Кто это? (Бегемот)
- Какая буква стоит в начале этого слова?
- Прочитаем стихотворение про бегемота.
- Многие из вас с раннего детства знакомы со стихотворениями из азбуки С.Я. Маршака. Сейчас мы с удовольствием послушаем ребят.
Чтение отрывков из азбуки «Про все на свете» С. Маршака наизусть
Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.
(Тишкина В)
Ель на ёжика похожа:
Еж в иголках, ёлка – тоже.
(Борисова Я)
Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
(Герасимова М)
Кот ловил мышей и крыс.
Кролик лист капустный грыз.
(Прохорова В)
Мёд в лесу медведь нашёл,-
Мало мёду – много пчёл.
(Киселева Е)
Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он осёл.
(Сулейманова А)
Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
(Мытарева К)
Спит спокойно старый слон –
Стоя спать умеет он.
(Шипунова У)
Ягод нет кислее клюквы.
Я на память знаю буквы!
(Гордеева А)
- Самые наблюдательные заметили особенность азбуки «Про всё на свете». В чем? ( В каждом стихотворении две строки, каждая начинается с изучаемой буквы)
4) Знакомство с «Азбукой имен» Владимира Орлова
- Путь к следующей азбуке сложен. Нужно отгадать непростую загадку:
Тебе дано, А люди им пользуются.
(Имя) (слайд)
- С азбукой имен нас познакомят Сметанин Даниил, Вильк Никита, Кушманцев Даниил, Мухамедов Руслан.
6) Звуковой анализ слов (работа с раздаточным материалом) – дифференцированная работа
- Баба-Яга просто так никого от себя не отпускает. Она приготовила для вас интересное задание, с которым, я уверена, вы легко справитесь.
- У каждого из вас на рабочем столе лежит лист бумаги. Переверните его, внимательно рассмотрите.
- Как вы думаете, в чем смысл выполнения задания Бабы-Яги? Что нужно сделать?
- Правильно. Нужно закрасить каждый квадрат определенным цветом так, чтобы получилась правильная звуковая схема слова – названия картинки.
Физкультминутка
Арзу проводит
7) Работа с букварем
1. Читальный зал №4
- Вы знаете, что в лесу обитают разные животные.
- Думаю, каждому из вас интересно узнать, о чем говорят звери.
- Давайте подслушаем разговор мышонка и лисы.
- Вам предстоит выполнить работу в паре.
- Если мы видим тире в начале предложений, значит перед нами…(диалог/полилог)
-Таким образом, 1 ученик читает за лису, а его сосед по парте - за мышонка.
Ролевое чтение (самостоятельно, затем – у доски)
- Кто из героев вам больше понравился? Почему?
2. Чтение (стр. 101)
- А теперь вернемся к странице букваря, с которой мы начинали урок.
- Прочитайте название азбук, написанных крупным шрифтом, с которыми мы ещё не успели познакомиться.
- Как вы думаете, о чем эти азбуки (или о ком)?
- Давайте убедимся в этом.
- Почему животных называют «братьями нашими меньшими»?
- К сожалению, не всегда взрослые и дети заботливо относятся к своим питомцам.
- Давайте посмотрим мультфильм про котенка и его хозяина.
8) Просмотр мультфильма «Консервная банка»(слайд)
- Чему радуется мальчик?
- Смотрим продолжение.
- Понравился ли вам финал мультфильма? Почему?
10) Представление ученических проектов по теме «Необычные азбуки» (слайд)
11)Подведение итогов урока
-Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока
Самоанализ работы на уроке
- Работа в листках настроения
- Дополнить предложение: «…»
--За что вы можете себя похвалить?
- Я хочу похвалить вас всех за активность, старание и творчество.
- Чему был посвящен наш урок? Вспомните мультфильм, сценки. (Не только азбукам, но и доброте, тем простым истинам, которым вас учат с раннего детства: любить и почитать родителей, оказывать помощь нуждающимся, заботливо относиться ко всему живому на земле…)
- Пусть в вашей жизни не будет места плохим поступкам. Давайте делать только добрые дела!