Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Наречие"»
Тема урока: «Наречие».
Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.
Планируемые результаты:
Предметные:
Формирование умения находить наречия, задавать к ним вопросы и определять их роль в речи.
Формирование умения называть особенности наречий и их синтаксическую роль.
Регулятивные:
Формирование умения планировать, предвосхищать полученный результат.
Формирование умения контролировать и оценивать свои действия.
Формировать умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника.
Познавательные:
Формирование умения употреблять наречия в речи.
Создание содержательных и организационных условий для развития умения анализа, сравнения, классификации морфологических и грамматических признаков наречия, выделения главного.
Содействие развитию умения наблюдать, исследовать наречия как часть речи.
Формирование умения структурировать информацию.
Коммуникативные:
Формирование умения работать в парах и группах, умение высказывать свои суждения.
Формирование умения слушать и понимать других.
Личностные:
Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения.
Формирование умения анализировать свои действия и управлять ими.
Развитие умения оценивать свой учебный труд.
План – конспект урока.
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (1 мин.)
- Здравствуйте, ребята!
- Сегодня на уроке мы продолжаем открывать тайны русского языка.
- Все результаты работы на уроке вы будете записывать в свой лист самооценки, подпишите его.
Актуализация знаний, постановка темы и целей урока. (7 мин.)
Определить… (Отличия наречия от других частей речи, её особенность и синтаксическую роль в предложении).
Доказать… (Наречия важны для использования в речи, как и другие части речи).)
2) Определение морфологических признаков наречия.
(Работа в группах).(10 мин.)
- Для того чтобы узнать новые сведения о наречии, я предлагаю вам поработать в группах.
- Как же запомнить столько вопросов? (Высказывания детей).
- Я вам предлагаю запомнить такое стихотворение. (Читает вместе с детьми)
- А теперь давайте подумаем все вместе, можно ли изменить форму наречий однажды, вверху, направо, весело, снизу (у каждой группы своё слово) так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов:
Что? ____________________
Чего? ____________________
Чему? ____________________
Чем? ____________________
О чем? ____________________
Сделайте вывод!
Наречия по падежам ______________________.
- А теперь сделайте общий вывод, как изменяется наречие.
(На доске: «Наречие – неизменяемая часть речи».)
Рубрика «Тайны языка». Правило (учебник, стр. 57).
- Итак, сравним наши выводы с правилом в учебнике. Откройте учебник и прочитайте правило.
Слова вверху, направо, однажды, весело – это наречия.
Наречие – часть речи, которая отвечает на вопросы где? (близко, сбоку), куда? (налево, вверх), откуда? (издалека), когда? (сегодня, поздно), как? (смело, вприпрыжку), почему? (спросонок, поневоле), зачем? (нарочно, специально).
Наречие не изменяется, то есть не склоняется и не спрягается (не имеет окончания).
Физ.минутка. (1 мин.)
- Давайте отдохнём и проведём физ.минутку.
Повернём сейчас направо раз, два, три,
А теперь пойдём налево раз, два, три,
Тихо все сейчас присядем раз, два, три,
Дружно, быстро все мы встанем раз, два, три.
- Какие наречия используются в физкультминутке?
- Задайте вопросы к этим наречиям.
- Ребята, как вы думаете, наречие самостоятельная часть речи или служебная? Почему?
3) Определение синтаксической роли наречия. Рубрика «Давайте подумаем» (учебник, стр. 58). (8 мин.)
- Поработаем с рубрикой «Давайте подумаем», откройте стр.58 в учебнике, прочитайте и ответьте на вопрос.
Наречия отвечают на вопросы где? куда? откуда? когда? как? почему? зачем?
Можно ли определить, каким членом предложения наречие чаще всего будет в предложении?
Рубрика «Тайны языка». Правило (учебник, стр. 58).
- Прочитайте правило ниже и сравните свои предположения.
В предложении наречие обычно является обстоятельством.
Завтра мы пойдём в музей. Друг приехал издалека. Выучил правило назубок.
На доске: «В предложении наречие обычно является обстоятельством.»
- Итак, какую же роль выполняют наречия в нашей речи?
- Писатель Максим Горький сказал о наречиях так: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».
На доске:«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной» (Максим Горький).
Включение в систему знаний. Учимся использовать наречия в речи. (7 мин.)
- А теперь вам предлагается закрепить все полученные знания о