Цель: дать общее представление о наречии как о части речи; формировать умение находить наречие в предложении, задавать к нему вопросы, правильно произносить наречия, ударение которых не совпадает с украинским языком;
развивать речь учащихся, расширять словарный запас, обобщать полученные данные;
воспитывать познавательный интерес к русскому языку и живописи
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: кластер, презентации
Форма урока: урок-исследование
ХОД УРОКА
- Организация класса М
- Слово учителя
Люблю различные слова
Как неизведанные страны
Они понятны не всегда,
И их значенья так туманны…
- Ребята, русский язык необыкновенно богат. В умелых руках и опытных устах, он послушен, ловок и певуч.
Моя задача, дать вам знания и создать хорошее настроение. Нидерландский философ Бенедикт Спиноза говорил: « Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала хорошее настроение »
Наш урок – урок – исследование.
Исследование – это поиск новых знаний, изучение чего-либо.
За работу на уроке и активность вы получите эмблему: « Я исследователь русского языка»
Исследование № 1
Итак, исследование № 1. Работа в группах.
Задание: составить кластер по теме : « Самостоятельные части речи». Цветной квадрат надо представить более детально.
- Что вы записали в первом квадрате? Расскажите детально о существительном.
- Что вы записали во втором квадрате? Расскажите детально о прилагательном?
- Пустой квадрат – это тема нашего урока – НАРЕЧИЕ
Максим Горький говорил: « Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной»
Наша задача :
- научиться определять наречия в предложении
- научиться ставить к наречиям вопросы
- рассмотреть наречия в песнях, пословицах.
Записали:
Шестнадцатое апреля
Классная работа
Наречие
Исследование № 2
- Что такое наречие?
- На какие вопросы отвечает?
- Как изменяется?
- Каким членом предложения является?
Задание: определите к какой части речи относится наречие ?
Определите синтаксическую роль наречий?
Незаметно пришла весна. (признак действия)
Быстро потекли ручьи. (признак действия)
Очень радостно стало на душе. (признак другого признака)
Сделайте вывод: наречие обозначает признак действия или признак признака.
Наречие в предложении выступает обстоятельством.
Задание: на какие вопросы отвечают слова
Близко, слева Где ?
Направо, налево Куда?
Сегодня, вчера Когда?
Издалека, сверху Откуда?
Честно, дружно Как?
Нарочно, специально Зачем?
Поневоле, спросонок Почему?
Сделайте вывод: наречия отвечают на вопросы ………
Группа № 6
Задание: просклоняйте наречие рано
И.п.______________
Р.п.______________
Д.п.______________
В.п.______________
Т.п.______________
П.п.______________
Сделайте вывод: склоняются ли наречия? ………
Задание: проспрягайте словосочетание говорить громко
Ед. число Мн. число
1 лицо . Я Мы
2 лицо. Ты Вы
3 лицо. Он Они
Сделайте вывод: изменяются ли наречия по лицам и числам? ……
Задание: измените словосочетание работать хорошо по временам и родам
Настоящее время (что делаю?) __________
Прошедшее время (что делал?) __________
Будущее время ( что буду делать?) ________
По родам
Ж.р. (она) ________________
М.р. ( он) ________________
С.р. (оно) ________________
Сделайте вывод: изменяются ли наречия по временам и родам? …
Задание: определите синтаксическую роль наречий
Сделаем вывод:
Наречие – это …часть речи
Наречие обозначает ….
Наречие отвечает на вопросы…
Наречие никогда не ….
В предложении наречие чаще всего бывает ……
1.2 Работа с учебником
Стр. 258
Исследование № 3
Упражнение 255 (устно), задание 2 (стр. 259) 2,3,4- объясняем
1.3 Работа у доски З
Пословица недаром молвится.
Легко сказать, нелегко доказать.
Сделаем вывод: Где же встречаются наречия?
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А
Исследование № 4
Творческая работа (пишут самостоятельно)
Задание: к данным наречиям подберите антонимы.
Холодно- тепло Скучно- радостно
темно- светло жарко – холодно
много – мало весело – грустно
Исследование № 5 Возьми на заметку Стр. 259.
Сравните и запомните!
Задание: прочитайте слова в соответствии с ударение по-русски и по- украински
Учитель: совпадает ли произношение наречий ?
Вывод: у наречий ударение падает на - О
Задание: произнесите правильно наречия
Свежо, горячо, светло, глубоко, широко, темно, хорошо.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
Исследование № 6
Задание: прослушать песню и определить наречия М
Исследование № 7
Задание:заменить фазеологизмы наречием
1 вариант
Рукой подать - … (близко)
Кот наплакал - ….. (мало)
Как в аптеке - … ( точно)
2 вариант
Как по маслу - …. (отлично)
На вес золота - … (дорого)
Душа в душу - … (дружно)
Исследование № 8
Прослушайте мелодию и скажите какое впечатление она на вас произвела, используя наречия.
Весело, радостно, приятно, нежно, трогательно, ласково, мечтательно.
Исследование № 9
Задание: перед вами картина И.Левитана «Весна. Большая вода »
Попробуем составить устно сочинение. Начало есть, придумайте основную часть, используя наречия.
Весна – это источник светлых чувств, положительных впечатлений. О ней поют, сочиняют стихи, её фотографируют, о ней рисуют картины. На картине И. Левитана « Весна. Большая вода» природа изображена величаво, спокойно.
С наступлением весны снег быстро растаял.. Ласково греет солнышко. Река течёт медленно. Воды в реке очень много. Она быстро залила луга, леса, даже селения. Испуганно стоят березки. Художник умело передаёт гармонию и прелесть красок.
Итог
Перед вами апельсиновое дерево, символизирующее знания. На каждом апельсине есть вопрос
- На какие ? отвечает наречие?
- Изменяется ли наречие?
- В каких жанрах искусства звучали наречия?
Учитель: Ребята, вы увидели, что наречия делают нашу речь богатой и красивой. Как утверждал М.Горький « Точной, образной и выразительной»
Если вам понравился урок, поднимите солнышко,
если было грустно – подымите грустное солнышко.
Спасибо
Лучшие исследователи русского языка ………………….
Домашнее задание: § 56, упражнение 257 (ІІ)
Дополнительно:
Родник
Недалеко от поселка ребята нашли родник. Вокруг него они посадили ели. Говорливо течет ручеек через луг. Каждый рад испить родниковой водицы.