kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока " Наречие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                

Цель: дать общее представление о наречии как о части речи; формировать умение  находить наречие в предложении, задавать к нему вопросы, правильно произносить наречия, ударение которых  не совпадает  с украинским языком;

развивать речь учащихся, расширять словарный запас, обобщать полученные  данные;

воспитывать познавательный интерес к русскому языку и живописи

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: кластер, презентации

Форма урока: урок-исследование

 

                                  ХОД УРОКА                                 

  1. Организация класса                                                                М
    1. Слово учителя                                   

Люблю различные слова

Как неизведанные страны

Они понятны не всегда,

И их значенья так туманны…

- Ребята, русский язык необыкновенно богат. В умелых руках и опытных устах, он послушен, ловок и  певуч.

Моя задача, дать вам знания и создать хорошее настроение. Нидерландский  философ  Бенедикт Спиноза говорил: « Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала хорошее настроение »

Наш урок – урок – исследование.

Исследование – это поиск новых знаний, изучение чего-либо.

За работу на уроке и активность вы получите эмблему: « Я исследователь русского языка»

Исследование № 1

Итак, исследование  № 1. Работа в группах.

Задание: составить кластер по теме : « Самостоятельные части речи». Цветной квадрат надо представить более детально.

  • Что вы записали в первом квадрате? Расскажите детально о существительном.
  • Что вы записали во втором квадрате? Расскажите детально о прилагательном?

- Пустой  квадрат – это тема нашего урока – НАРЕЧИЕ

Максим Горький  говорил: « Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной»

Наша задача :

  • научиться определять наречия в предложении
  • научиться ставить к наречиям вопросы
  • рассмотреть наречия в песнях, пословицах.

Записали:

                              Шестнадцатое апреля

                                    Классная работа

                                          Наречие

Исследование № 2

  • Что такое наречие?
  • На какие вопросы отвечает?
  • Как изменяется?
  • Каким членом предложения является?

Задание: определите к какой части речи относится  наречие ?

               Определите синтаксическую роль наречий?                    

Незаметно пришла весна.                      (признак действия)

Быстро потекли ручьи.                          (признак действия)

Очень радостно стало на душе.             (признак другого признака)

Сделайте вывод: наречие обозначает признак действия или признак признака.

Наречие в предложении выступает обстоятельством.

Задание: на какие вопросы отвечают слова

Близко, слева                               Где ?

Направо, налево                          Куда?

Сегодня, вчера                            Когда?

Издалека, сверху                       Откуда?

Честно, дружно                          Как?

Нарочно, специально                 Зачем?

Поневоле, спросонок                Почему?

Сделайте вывод: наречия отвечают на вопросы ………

Группа № 6

Задание: просклоняйте наречие рано

И.п.______________

Р.п.______________

Д.п.______________

В.п.______________

Т.п.______________

П.п.______________

Сделайте вывод: склоняются  ли наречия? ………

Задание: проспрягайте словосочетание говорить громко

          Ед. число                                      Мн. число

 1 лицо    .  Я                                                Мы

2 лицо.    Ты                                                 Вы

3 лицо.   Он                                                 Они

Сделайте вывод: изменяются  ли  наречия по лицам и числам? ……

Задание: измените словосочетание работать хорошо по временам и родам

Настоящее время (что делаю?)  __________

Прошедшее время (что делал?) __________

Будущее время ( что буду делать?) ________

                                                                По родам

Ж.р. (она)  ________________

М.р. ( он)  ________________

С.р. (оно)  ________________

Сделайте вывод: изменяются  ли  наречия по временам и родам? …

Задание: определите синтаксическую роль наречий

Сделаем вывод:

Наречие – это …часть речи

Наречие обозначает ….

Наречие отвечает на вопросы…

Наречие никогда не ….

В предложении наречие чаще всего бывает ……

                                  1.2 Работа с учебником

Стр. 258

Исследование № 3

Упражнение 255  (устно), задание 2 (стр. 259)      2,3,4- объясняем

            1.3 Работа у доски                             З

Пословица недаром молвится.

Легко сказать, нелегко доказать.

Сделаем вывод: Где же встречаются наречия?

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А

 Исследование № 4

Творческая работа   (пишут самостоятельно)

Задание: к данным наречиям подберите антонимы.

Холодно- тепло                         Скучно- радостно

темно- светло                            жарко – холодно

много – мало                              весело – грустно

Исследование № 5   Возьми на заметку Стр. 259.

Сравните и запомните!

Задание: прочитайте слова в соответствии с ударение  по-русски и по- украински

Учитель: совпадает ли произношение наречий ?

Вывод: у наречий ударение падает на   - О

Задание: произнесите правильно наречия

Свежо, горячо, светло, глубоко, широко, темно, хорошо.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

  Исследование № 6

Задание: прослушать песню и определить наречия                     М

Исследование № 7

Задание:заменить фазеологизмы наречием                        

1 вариант

Рукой подать - …   (близко)

Кот наплакал - ….. (мало)

Как в аптеке  - …    ( точно)

2 вариант

Как по маслу - ….   (отлично)

На вес золота - …   (дорого)

Душа в душу -    …  (дружно)

Исследование № 8

Прослушайте мелодию и скажите какое впечатление она на вас произвела, используя наречия.

Весело, радостно, приятно, нежно, трогательно, ласково, мечтательно.

Исследование № 9

Задание: перед вами картина И.Левитана «Весна. Большая вода »

Попробуем составить устно сочинение. Начало есть, придумайте основную часть,  используя наречия.

Весна – это источник светлых чувств, положительных впечатлений. О ней поют, сочиняют стихи, её фотографируют, о ней рисуют картины. На картине И. Левитана « Весна. Большая вода» природа изображена величаво, спокойно.

С наступлением весны  снег  быстро растаял.. Ласково греет солнышко. Река течёт медленно. Воды в реке очень много. Она быстро залила луга, леса, даже селения. Испуганно стоят березки. Художник умело передаёт гармонию и прелесть красок.

                                                         Итог

Перед вами апельсиновое дерево, символизирующее знания. На каждом апельсине есть вопрос

  • На какие ? отвечает наречие?
  • Изменяется ли наречие?
  • В каких жанрах искусства  звучали наречия?

Учитель: Ребята, вы увидели, что наречия делают нашу речь богатой и красивой. Как утверждал М.Горький « Точной, образной и выразительной»

Если вам понравился урок, поднимите солнышко,

если было грустно – подымите грустное солнышко.

Спасибо

Лучшие исследователи русского языка ………………….

Домашнее задание: § 56, упражнение 257 (ІІ)

Дополнительно:

Родник

Недалеко от поселка ребята нашли родник. Вокруг него они посадили ели. Говорливо течет ручеек через луг. Каждый рад  испить родниковой водицы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " Наречие" »

Русский язык

Тема: наречие как часть речи

Цель: дать общее представление о наречии как о части речи; формировать умение находить наречие в предложении, задавать к нему вопросы, правильно произносить наречия, ударение которых не совпадает с украинским языком;

развивать речь учащихся, расширять словарный запас, обобщать полученные данные;

воспитывать познавательный интерес к русскому языку и живописи

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: кластер, презентации

Форма урока: урок-исследование


ХОД УРОКА

  1. Организация класса М

    1. Слово учителя

Люблю различные слова

Как неизведанные страны

Они понятны не всегда,

И их значенья так туманны…


- Ребята, русский язык необыкновенно богат. В умелых руках и опытных устах, он послушен, ловок и певуч.

Моя задача, дать вам знания и создать хорошее настроение. Нидерландский философ Бенедикт Спиноза говорил: « Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала хорошее настроение »

Наш урок – урок – исследование.

Исследование – это поиск новых знаний, изучение чего-либо.

За работу на уроке и активность вы получите эмблему: « Я исследователь русского языка»

Исследование № 1

Итак, исследование № 1. Работа в группах.

Задание: составить кластер по теме : « Самостоятельные части речи». Цветной квадрат надо представить более детально.



  • Что вы записали в первом квадрате? Расскажите детально о существительном.

  • Что вы записали во втором квадрате? Расскажите детально о прилагательном?

- Пустой квадрат – это тема нашего урока – НАРЕЧИЕ

Максим Горький говорил: « Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной»

Наша задача :

  • научиться определять наречия в предложении

  • научиться ставить к наречиям вопросы

  • рассмотреть наречия в песнях, пословицах.

Записали:

Шестнадцатое апреля

Классная работа

Наречие




Исследование № 2

  • Что такое наречие?

  • На какие вопросы отвечает?

  • Как изменяется?

  • Каким членом предложения является?

Задание: определите к какой части речи относится наречие ?

Определите синтаксическую роль наречий? З

Незаметно пришла весна. (признак действия)

Быстро потекли ручьи. (признак действия)

Очень радостно стало на душе. (признак другого признака)

Сделайте вывод: наречие обозначает признак действия или признак признака.

Наречие в предложении выступает обстоятельством.

Задание: на какие вопросы отвечают слова


Близко, слева

Где ?

Направо, налево

Куда?

Сегодня, вчера

Когда?

Издалека, сверху

Откуда?

Честно, дружно

Как?

Нарочно, специально

Зачем?

Поневоле, спросонок

Почему?

Сделайте вывод: наречия отвечают на вопросы ………

Группа № 6

Задание: просклоняйте наречие рано

И.п.______________

Р.п.______________

Д.п.______________

В.п.______________

Т.п.______________

П.п.______________

Сделайте вывод: склоняются ли наречия? ………

Задание: проспрягайте словосочетание говорить громко


Ед. число

Мн. число

1 лицо.

Я

Мы

2 лицо.

Ты

Вы

3 лицо.

Он

Они

Сделайте вывод: изменяются ли наречия по лицам и числам? ……

Задание: измените словосочетание работать хорошо по временам и родам

Настоящее время (что делаю?) __________

Прошедшее время (что делал?) __________

Будущее время ( что буду делать?) ________

По родам

Ж.р. (она) ________________

М.р. ( он) ________________

С.р. (оно) ________________

Сделайте вывод: изменяются ли наречия по временам и родам? …

Задание: определите синтаксическую роль наречий


Сделаем вывод:

Наречие – это …часть речи

Наречие обозначает ….

Наречие отвечает на вопросы…

Наречие никогда не ….

В предложении наречие чаще всего бывает ……

1.2 Работа с учебником

Стр. 258

Исследование № 3


Упражнение 255 (устно), задание 2 (стр. 259) 2,3,4- объясняем

1.3 Работа у доски З

Пословица недаром молвится.

Легко сказать, нелегко доказать.


Сделаем вывод: Где же встречаются наречия?


Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А

Исследование № 4

Творческая работа (пишут самостоятельно)


Задание: к данным наречиям подберите антонимы.

Холодно- тепло Скучно- радостно

темно- светло жарко – холодно

много – мало весело – грустно

Исследование № 5 Возьми на заметку Стр. 259.


Сравните и запомните!

Задание: прочитайте слова в соответствии с ударение по-русски и по- украински

Учитель: совпадает ли произношение наречий ?

Вывод: у наречий ударение падает на - О


Задание: произнесите правильно наречия

Свежо, горячо, светло, глубоко, широко, темно, хорошо.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

Исследование № 6

Задание: прослушать песню и определить наречия М


Исследование № 7

Задание:заменить фазеологизмы наречием

1 вариант

Рукой подать - … (близко)

Кот наплакал - ….. (мало)

Как в аптеке - … ( точно)

2 вариант

Как по маслу - …. (отлично)

На вес золота - … (дорого)

Душа в душу - … (дружно)


Исследование № 8

Прослушайте мелодию и скажите какое впечатление она на вас произвела, используя наречия.

Весело, радостно, приятно, нежно, трогательно, ласково, мечтательно.

Исследование № 9

Задание: перед вами картина И.Левитана «Весна. Большая вода »

Попробуем составить устно сочинение. Начало есть, придумайте основную часть, используя наречия.


Весна – это источник светлых чувств, положительных впечатлений. О ней поют, сочиняют стихи, её фотографируют, о ней рисуют картины. На картине И. Левитана « Весна. Большая вода» природа изображена величаво, спокойно.

С наступлением весны снег быстро растаял.. Ласково греет солнышко. Река течёт медленно. Воды в реке очень много. Она быстро залила луга, леса, даже селения. Испуганно стоят березки. Художник умело передаёт гармонию и прелесть красок.

Итог

Перед вами апельсиновое дерево, символизирующее знания. На каждом апельсине есть вопрос

  • На какие ? отвечает наречие?

  • Изменяется ли наречие?

  • В каких жанрах искусства звучали наречия?

Учитель: Ребята, вы увидели, что наречия делают нашу речь богатой и красивой. Как утверждал М.Горький « Точной, образной и выразительной»


Если вам понравился урок, поднимите солнышко,

если было грустно – подымите грустное солнышко.

Спасибо

Лучшие исследователи русского языка ………………….


Домашнее задание: § 56, упражнение 257 (ІІ)


Дополнительно:


Родник

Недалеко от поселка ребята нашли родник. Вокруг него они посадили ели. Говорливо течет ручеек через луг. Каждый рад испить родниковой водицы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока " Наречие"

Автор: Дробицкая Валентина Николаевна

Дата: 22.10.2014

Номер свидетельства: 121387

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока "Наречие как часть речи" 4 класс"
    ["seo_title"] => string(47) "konspekt_uroka_narechie_kak_chast_rechi_4_klass"
    ["file_id"] => string(6) "589805"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1635359047"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Конспект урока "Наречие как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-nariechiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "109949"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405275733"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Конспект урока "Наречие""
    ["seo_title"] => string(23) "konspekt_uroka_narechie"
    ["file_id"] => string(6) "561133"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1603543142"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Конспект урока " Наречие""
    ["seo_title"] => string(25) "konspekt_uroka_narechie_1"
    ["file_id"] => string(6) "561155"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1603558248"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока русского языка на тему "Наречие" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "109611"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404821727"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства