kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Наречие как часть речи" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Наречие как часть речи"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Наречие как часть речи" 4 класс»

Урок русского языка в 4 классе

Тема урока : Наречие как часть речи.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цели: дать первое представление о наречии как части речи; познакомить с некоторыми существенными признаками этой части речи и её ролью в нашем языке.

Формируемые УУД:

познавательные — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; 

коммуникативные — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; 

регулятивные - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

личностные — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Предполагаемый результат: овладение способом определения наречий среди других частей речи на основе их морфологических и грамматических признаков; сформировать предпосылки к овладению учебной деятельностью, навыками  сотрудничества.

Оборудование, наглядность: мультимедийное оборудование,  учебник, раздаточный материал, презентация к уроку.

Формы работы:

  • фронтальная

  • самостоятельная

  • групповая

Методы работы:

  • наглядный

  • диалог


Ход урока

Этапы урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


I. Организационный момент



-Вот опять звенит звонок,

Начинаем мы урок,

На меня все посмотрели.

Всё на месте? Тихо сели.


-Как всегда наш урок будет проходить под девизом:

Слушай внимательно!

Выполняй старательно!

(записан на доске)

-Запишем число, классная работа.


Учащиеся повторяют слова за учителем

II. Минутка чистописания.


-Урок начнём с минутки чистописания, цель которой повторить правильное написание букв и их соединения.

- Вам будут предложены довольно простые вопросы, однако работа усложняется тем, что её придётся выполнять в быстром темпе. Ваша задача: прослушав вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав его в тетради. Итак, приступаем!

В слове земля безударная гласная …

Звук парный по глухости-звонкости звуку {з}. Запишите букву, которой он обозначается

В слове тонна удвоенная …

Пунктуационный знак, похожий на действие деление.

Буква, похожая на окружность.

У существительных женского рода после шипящих на конце пишется …



- Давайте проверим себя и посмотрим на экран. Поднимите руку у кого всё верно. Если есть ошибки у кого-то, не расстраивайтесь. Надеюсь, в следующий раз получится лучше.

( е с н : о ь)



- Среди данных графических знаков найдите лишний. Почему?

- Какие буквосочетания можно записать?

- Запишем красиво данные соединения два раза, не забывая о высоте букв (половина рабочей строки) и правильном соединении.

- Из данных букв составьте слово, запишите его (осень).


III. Актуализация знаний.


- Осень прекрасное, но в тоже время и грустное время года. Осени многие поэты посвящали стихи. Прочитаем отрывок из стихотворения Алексея Николаевича Плещеева

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.


- Назовите известные нам части речи? (ученик отвечает устно)

-Назовите существительные.

-Назовите признаки имен существительных.


(отвечают на вопросы кто? что?, обозначают предметы, бывают мужского, женского и среднего рода, изменяются по падежам)


- Назовите глаголы. Назовите их признаки.

(отвечают на вопросы что делать? что сделать?, обозначают действия предметов, изменяются по лицам и числам).


- А прилагательные?

- Назовите признаки имен прилагательных. 
(отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, обозначают признаки предметов, изменяются по родам).


- У всех ли слов мы смогли определить, какой частью речи они являются?

- Какое слово осталось? (уныло)

- Задайте вопрос (как? уныло)


IV.Постановка учебной задачи.

- Знаем ли мы, слова какой части речи отвечают на вопрос как?

Значит, эту тайну нам предстоит открыть.

- Сегодня на уроке мы побываете в роли исследователей и попробуйте сформулировать по нашей теме вопросы.

- У нас получилось много вопросов, на которые надо ответить. Работа предстоит сложная. Но у нас всё это получится, если будем работать сообща, помогать друг другу и добросовестно относится к выполняемой работе.

- Наш урок- урок–исследование. Чтобы исследование прошло результативно, вам, понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. К тому же вы должны быть очень внимательными, ведь на уроке мы с вами должны добыть новые знания.


- Какой частью речи являются слова, которые отвечают на вопрос к а к?

- На какие ещё вопросы могут отвечать эти слова?

- Что обозначают слова этой части речи?

- Как изменяются слова данной части речи?

- Каким членом предложения является?

- Для чего используем эти слова в нашей речи?


V. Открытие новых знаний. Работа над решением поставленных проблем.


- Итак, начнем наше исследование. Работать будем в группах. Но сначала вспомним правила работы в группах.

СЛАЙД

1.В группе должен быть ответственный.

2. Работать должен каждый на общий результат.

3. Один говорит, другие слушают.

4. Если не понял, переспроси.

5. Свое несогласие высказывай вежливо.

-Чтобы мы могли как можно больше узнать о новой части речи, нам потребуется план – конспект, который мы будем заполнять по ходу наших открытий.



СЛАЙД

- Продолжим постигать тайну новой части речи.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Кто его автор?

— Назовите первое выделенное слово.

— С каким словом оно связано в предложении? Что оно обо­значает, на какой вопрос отвечает?

— Выпишите словосочетание. Укажите графически связь главного и зависимого слов.

— Назовите следующее выделенное слово. От какого слова оно зависит? Выделите словосочетание и поставьте вопрос.

— Что обозначает эта часть речи — признак предмета или при­знак действия?

- Где мы можем узнать как называется часть речи, которая отвечает на вопрос как?, связано с глаголом и обозначает признак действия?

Прочитайте на с.73 в рубрику «Обратите внимание!», и скажите, как называ­ются такие слова.

-Давайте заполним таблицу 1 и 3 пункты.

Продолжим дальше наше исследование. Выполните задание на карточке №1. Здесь вперемежку стоят вопросы разных частей речи, в том числе наречий. Вычеркнем вопросы знакомых частей речи. Останутся только вопросы наречия.

-Прочитайте, что у нас получилось?

Это вопросы наречий. Запишем и запомним их.

-Когда я училась в школе, мы запоминали вопросы наречий, используя такой стишок.

Я узнавать наречия мастак.

Где?, когда?, куда?, откуда?,

почему?, зачем? и как?

- Заполним в таблице пункт 4.

Проверим пункт 2 нашего плана. Проведём опыт, изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам.

Задание для 1группы.

1. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?

ед.ч. мн.ч.

Образец: прилетел (когда?) рано прилетели (когда?) рано;

запел ( ?) - запели (______?) ________; проснулся(__________?)__________- проснулись ( ________?) ___________.

Сделайте вывод!

Наречия по числам ____________________________________

Задание для 2группы.


СЛАЙД 11

2. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

м.р.

Образец: пришел ( когда ?) рано;

пришла (_______?) _________;

пришло (_______?) _________;

Сделайте вывод!

Наречия по родам _______________________________________________________.

СЛАЙД 12

Задание для 3 группы.


3. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?


Образец: появились ( когда ? ) рано;

разольются (________?) ___________;

цветут (________?) ___________;

Сделайте вывод!

Наречия по временам _________________________________



Задание для 4 группы.

4. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа?

Образец: 1 л: я встаю ( когда ? ) рано;

2 л: ты встаешь (_______?) _________;

3 л: он встает (_______?) _________;

Сделайте вывод!

Наречия по лицам ____________________________

Задание для 5 группы.

1. Просклоняйте словосочетание яйцо всмятку. Какое слово является наречием?

Наблюдаем, как оно будет изменяться.

И. п.________________________________________

Р. п._________________________________________

Д. п._________________________________________

В. п._________________________________________

Т. п._________________________________________

П. п._________________________________________

2. Сделайте вывод!

Наречия по падежам______________________________

(Проверка)

- Какое исследование вы провели? Какой вывод сделали?

- Какой вывод напрашивается из выше сказанного?

- Молодцы, продолжим постигать тайну новой части речи. Для этого поработаем в группах. Из слов, которые находятся в конвертах , надо составить предложение и его записать.

(осенней, солнце, редко, порой, смеётся)

- Подчеркните главные члены предложения – основу предложения.

- Как называются остальные члены предложения?

- Найдите в предложении наречие. Каким же членом предложения оно является?

- Что ещё нам осталось узнать про наречие?

- Прочитайте предложения (Слайд )

-Прочитайте выделенные слова

-Какой частью речи являются выделенные слова?

— Прочитайте текст без наречий.




— Что заметили? Изменилось ли предложение?

- Какую роль выполняют наречия в нашей речи?



- Составьте правило, пользуясь планом о наречии.

Сравним наш вывод с правилом в учебнике. ПРАВИЛО С.74.



Учащиеся вспоминают правила работы в группе.



1. Часть речи


2. Изменяемая или неизменяемая часть речи


3. Обозначает

Обозначает

4. Вопросы

Отвечает на вопросы


5. Член предложения

В предложении является

6. Роль

Делает речь


Дети читают стихотворение

А.С. Пушкин

Печальные

(Поляны (какие?) печаль­ные. Это имя прилагательное. Обозначает признак предмета.)

Печально

(Льёт (как?) печально.)


(Признак действия.) .



Обратиться к учебнику


(Наречие обозначает признак действия; отвечает на вопрос как?, в предложении связано с глаголом).


(Карточка 1

кого?, где?, какая?, когда?, что сделала?, куда?, чем?, откуда?, что будет делать?, почему?, какую?, зачем?, кем?, как?)


Где?, когда?, куда?, откуда?,

почему?, зачем? и как?















Каждая группа выполняет задание на карточке и делает вывод.

























































































































Наречие - это неизменяемая часть речи.

запись в таблице п. 2

Учащиеся составляют предложения Чтение получившихся предложений. (Если разные, то хорошо, т.к. разные точки зрения у всех. Будем уважать чужое мнение)

-Солнце смеётся


-Второстепенные

- Наречие в предложении является второстепенным членом предложения. – запись в таблице п. 5

- Роль наречий в речи.

1. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. 2. Я возвращался с охоты вечером. 3. Какой-то зверёк слабо и жалобно пискнул между камней. 4. Кругом ещё ярко светило солнце.5. В конюшне налево и направо в стойлах стояло около тридцати лошадей.6. Я благополучно спустился с холма вниз.

(Стало скучным, не эмоциональным)

(украшают её, делают её более точной и выразительной)

запись в таблице п.6

Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы как? когда? где? зачем? откуда? почему? куда? В предложении является второстепенным членом


VI. Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

Упр. 128 (с. 75).

— Прочитайте стихотворение.

— Кто его автор? (А. С. Пушкин.)

— Найдите в тексте наречия. (Днём, ночью, кругом, направо, налево.)

— Докажите, что это наречия.

— Обратите внимание на правописание наречий налево и на­право.



VII. Рефлексия

1. На какой вопрос отвечает наречие?

П) откуда?

Б) что?

М) какой?

2. С какой частью речи в предложении

обычно связано наречие?

А) с существительным

У) с прилагательным

Я) с глаголом

3. В какой строке написано наречие?

Г) низина

Т) низко

В) нижний

4. Что обозначает наречие?

Ж) признак предмета

Ъ) действие предмета

Ь) признак действия

- Прочитайте, какое слово у вас получилось?


Учащиеся записывают букву выбранного ответа в строчку.















ПЯТЬ

VIII. Итог урока


— С какой частью речи мы познакомились сегодня на уроке?

— Что вы узнали о наречии как части речи?


— Почему у наречий нет окончаний?

- Все ли выводы мы с вами сделали?

-Вы сегодня очень хорошо справились с заданиями. Спасибо вам за работу.

- Выставление оценок за урок.

Наречие

На какие вопросы отвечает, что обозначает, каким членом предложения является, роль в речи.

Наречие – это неизменяемая часть речи

IX. Домашнее задание.

Упр. 129 (с. 75).










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока "Наречие как часть речи" 4 класс

Автор: Шверненко Ольга Николаевна

Дата: 27.10.2021

Номер свидетельства: 589805

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока по теме "Наречие как часть  речи"."
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekturokapotiemienariechiiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "262652"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449398490"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Наречие как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-po-tiemie-nariechiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "149837"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420331261"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского языка в 7 классе на тему "Наречие как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-na-tiemu-nariechiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "150224"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420452897"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по русскому языку по теме "Наречие как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-nariechiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "222416"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436273289"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока с презентацией " Наречие как часть речи" 4 класс."
    ["seo_title"] => string(63) "konspekt_uroka_s_prezentatsiei_narechie_kak_chast_rechi_4_klass"
    ["file_id"] => string(6) "507158"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1555322649"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства