- Итак, начнем наше исследование. Работать будем в группах. Но сначала вспомним правила работы в группах. СЛАЙД 1.В группе должен быть ответственный. 2. Работать должен каждый на общий результат. 3. Один говорит, другие слушают. 4. Если не понял, переспроси. 5. Свое несогласие высказывай вежливо. -Чтобы мы могли как можно больше узнать о новой части речи, нам потребуется план – конспект, который мы будем заполнять по ходу наших открытий. СЛАЙД - Продолжим постигать тайну новой части речи. — Прочитайте стихотворение выразительно. — Кто его автор? — Назовите первое выделенное слово. — С каким словом оно связано в предложении? Что оно обозначает, на какой вопрос отвечает? — Выпишите словосочетание. Укажите графически связь главного и зависимого слов. — Назовите следующее выделенное слово. От какого слова оно зависит? Выделите словосочетание и поставьте вопрос. — Что обозначает эта часть речи — признак предмета или признак действия? - Где мы можем узнать как называется часть речи, которая отвечает на вопрос как?, связано с глаголом и обозначает признак действия? Прочитайте на с.73 в рубрику «Обратите внимание!», и скажите, как называются такие слова. -Давайте заполним таблицу 1 и 3 пункты. Продолжим дальше наше исследование. Выполните задание на карточке №1. Здесь вперемежку стоят вопросы разных частей речи, в том числе наречий. Вычеркнем вопросы знакомых частей речи. Останутся только вопросы наречия. -Прочитайте, что у нас получилось? Это вопросы наречий. Запишем и запомним их. -Когда я училась в школе, мы запоминали вопросы наречий, используя такой стишок. Я узнавать наречия мастак. Где?, когда?, куда?, откуда?, почему?, зачем? и как? - Заполним в таблице пункт 4. Проверим пункт 2 нашего плана. Проведём опыт, изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам. Задание для 1группы. 1. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа? ед.ч. мн.ч. Образец: прилетел (когда?) рано – прилетели (когда?) рано; запел ( ?) - запели (______?) ________; проснулся(__________?)__________- проснулись ( ________?) ___________. Сделайте вывод! Наречия по числам ____________________________________ Задание для 2группы. СЛАЙД 11 2. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода? м.р. Образец: пришел ( когда ?) рано; пришла (_______?) _________; пришло (_______?) _________; Сделайте вывод! Наречия по родам _______________________________________________________. СЛАЙД 12 Задание для 3 группы. 3. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени? Образец: появились ( когда ? ) рано; разольются (________?) ___________; цветут (________?) ___________; Сделайте вывод! Наречия по временам _________________________________ Задание для 4 группы. 4. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа? Образец: 1 л: я встаю ( когда ? ) рано; 2 л: ты встаешь (_______?) _________; 3 л: он встает (_______?) _________; Сделайте вывод! Наречия по лицам ____________________________ Задание для 5 группы. 1. Просклоняйте словосочетание яйцо всмятку. Какое слово является наречием? Наблюдаем, как оно будет изменяться. И. п.________________________________________ Р. п._________________________________________ Д. п._________________________________________ В. п._________________________________________ Т. п._________________________________________ П. п._________________________________________ 2. Сделайте вывод! Наречия по падежам______________________________ (Проверка) - Какое исследование вы провели? Какой вывод сделали? - Какой вывод напрашивается из выше сказанного? - Молодцы, продолжим постигать тайну новой части речи. Для этого поработаем в группах. Из слов, которые находятся в конвертах , надо составить предложение и его записать. (осенней, солнце, редко, порой, смеётся) - Подчеркните главные члены предложения – основу предложения. - Как называются остальные члены предложения? - Найдите в предложении наречие. Каким же членом предложения оно является? - Что ещё нам осталось узнать про наречие? - Прочитайте предложения (Слайд ) -Прочитайте выделенные слова -Какой частью речи являются выделенные слова? — Прочитайте текст без наречий. — Что заметили? Изменилось ли предложение? - Какую роль выполняют наречия в нашей речи? - Составьте правило, пользуясь планом о наречии. Сравним наш вывод с правилом в учебнике. ПРАВИЛО С.74. | Учащиеся вспоминают правила работы в группе. 1. Часть речи | | 2. Изменяемая или неизменяемая часть речи | | 3. Обозначает | Обозначает | 4. Вопросы | Отвечает на вопросы | 5. Член предложения | В предложении является | 6. Роль | Делает речь | Дети читают стихотворение А.С. Пушкин Печальные (Поляны (какие?) печальные. Это имя прилагательное. Обозначает признак предмета.) Печально (Льёт (как?) печально.) (Признак действия.) . Обратиться к учебнику (Наречие обозначает признак действия; отвечает на вопрос как?, в предложении связано с глаголом). (Карточка 1 кого?, где?, какая?, когда?, что сделала?, куда?, чем?, откуда?, что будет делать?, почему?, какую?, зачем?, кем?, как?) Где?, когда?, куда?, откуда?, почему?, зачем? и как? Каждая группа выполняет задание на карточке и делает вывод. Наречие - это неизменяемая часть речи. – запись в таблице п. 2 Учащиеся составляют предложения Чтение получившихся предложений. (Если разные, то хорошо, т.к. разные точки зрения у всех. Будем уважать чужое мнение) -Солнце смеётся -Второстепенные - Наречие в предложении является второстепенным членом предложения. – запись в таблице п. 5 - Роль наречий в речи. 1. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. 2. Я возвращался с охоты вечером. 3. Какой-то зверёк слабо и жалобно пискнул между камней. 4. Кругом ещё ярко светило солнце.5. В конюшне налево и направо в стойлах стояло около тридцати лошадей.6. Я благополучно спустился с холма вниз. (Стало скучным, не эмоциональным) (украшают её, делают её более точной и выразительной) – запись в таблице п.6 Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы как? когда? где? зачем? откуда? почему? куда? В предложении является второстепенным членом |