Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Предложный падеж"»
Русский язык
Тема: «Предложный падеж»
Цель: ознакомление с предложным падежом (вопросы, на которые отвечает, предлоги, с которыми употребляются, основные падежные значения).
Задачи: научить отличать предложный падеж от других падежей русского языка; продолжать развивать орфографическую зоркость при изменении существительных по падежам; развивать внимание, память, речь; воспитывать умения работать в паре.
Оборудование и материалы: учебник русского языка 4 класса; карточки для учащихся с таблицей «Предложный падеж»; карточки со стихотворением для парной работы; карточки для индивидуальной работы; солнышки для рефлексии.
Ход работы
Организационный момент
Обернуты книги,
Готовы закладки,
Бумагою гладкой
Сияют тетрадки.
В них будет отныне
Писать аккуратно –
Прощайте навеки,
Помарки и пятна!
Я желаю вам успехов на протяжении всего урока. Будьте внимательными, и у вас обязательно всё получится.
Проверка домашнего задания
А сейчас, ребята, проверим ваше домашнее задание.
Прочитайте словосочетания с именами существительными а творительном падеже. (Сливалось с небом, горит под абажуром, прошагал за стеной, прошагал по коридору, зазвенели под лампой.)
Молодцы! Вы назвали правильные словосочетания.
На какие вопросы отвечает творительный падеж? (Кем? Чем? Где?)
Я мечтаю заботиться о… . (Котёнке, кролике и т.д.)
В каком падеже стоят существительные? (В предложном падеже.)
Кто догадался, какой падеж мы будем изучать сегодня на уроке? (Предложный падеж.)
Докажите свою точку зрения. (После творительного падежа идёт предложный. Это последний падеж, который мы ещё не рассматривали.)
Наш дружок учебник поможет сформулировать задачи урока. (Дети открывают страницу 36.)
Что мы узнаем сегодня на уроке? (Узнаем на какие вопросы отвечают имена существительные в форме предложного падежа, с какими предлогами употребляются.)
Хорошо, а чему будем учиться? (Будет учиться находить имена существительные в форме предложного падежа по вопросам и предлогам, образовывать форму предложного падежа имён существительных и грамотно употреблять в речи.)
Молодцы! Я уверена, вы справитесь со всеми задачами нашего урока.
Актуализация знаний и умений учащихся
Словарная работа.
Разгадайте ребус и отгадайте словарное слово.
Какое слова вы разгадали? (Забота.)
Измените его по падежам. (И.п. – забота; Р.п. – заботы; Д.п. – заботе; В.п. – заботу; Т.п. – заботой; П.п. – о заботе.)
Какая часть слова изменяется? (Окончание.)
Чистописание.
А теперь откройте свои тетради и запишите дату, классная работа. После пропишите сочетания букв.
ппп пр пре пдп
Далее пропишите строку следующих слов:
предлог предложение предложный
Как вы думаете, от какого слова образовалось название падежа – предложный? (Ответы детей.)
Используя предлоги, измените форму слов. Определите падеж имён существительных. (О погоде, на природе, в пальто.)
о (погода)
на (природа)
в (пальто)
Изучение новой темы
Каждому из вас я раздала карточки с таблице, которую нужно заполнить. В этом нам поможет упражнение 58. (Учащиеся изучают это упражнение.)
Значит, почему предложный падеж так называется? (Потому что существительные этого падежа употребляются только с предлогами.)
На какие вопросы отвечают имена существительные в форме предложного падежа? (О ком? о чем? где? когда?) Давайте заполним первую строку нашей таблицы. (Дети заполняют таблицу.)
Предложный падеж
Вопросы
О ком? О чем? Где? Когда?
Предлоги
Значение
С какими предлогами употребляются имена существительные в форме предложного падежа? (о (об), в (во), на.)Заполним ещё одну строку нашей таблицы. (Дети заполняют таблицу.)
Предложный падеж
Вопросы
О ком? О чем? Где? Когда?
Предлоги
о (об), в (во), на
Значение
Какое значение могут иметь имена существительные в форме предложного падежа? (Предмет, о котором говорят, думают; места, времени.) Можем заполнить следующую строку таблицы. (Дети заполняют таблицу.)
Предложный падеж
Вопросы
О ком? О чем? Где? Когда?
Предлоги
о (об), в (во), на
Значение
Предмет, о котором говорят, думают; места, времени
Хорошо, а теперь пользуясь нашей таблицей, что вы можете рассказать о предложном падеже? (ответы детей.)
Подберите к слову «предложный» однокоренное слово. (Предлог.)
Почему предложный падеж получил такое название? (Ответы детей.)
Теперь, ребята, немного отдохнём, встаньте рядом со своими партами, повторяйте слова и движения за мной.
Физкультминутка.
На зарядку становись
Вверх рука, другая вниз! ( рывки руками.)
Повторяем упражненье,
Делаем быстрей движенья. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Раз - вперёд наклонимся.
Два - назад прогнёмся.
И наклоны в стороны
Делать мы возьмёмся. (выполняются наклоны.)
Молодцы! Тихонько садитесь и продолжим нашу работу.
Откройте 37 страницу нашего учебника и выполним упражнение 59. Прочтите, что вам необходимо сделать? (Один хорошо читающий ребёнок читает вслух: прочитать, следить за произношением мягкого звука «р’». Поставить вопросы к выделенным именам существительным, определить их падеж.)(Учащиеся выполняют задание.)
А теперь спишите 4 последних предложения, выделяя окончание имён существительных.
Снег на крыше, на крылечке.
солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идёт столбом.
Отлично!
Закрепление изученного
Далее выполним упражнение 60. Что вам необходимо сделать? (Прочитать, изменяя слова в скобках.) Читаем.
Выпишите имена существительные в форме предложного падежа с ударными окончаниями, далее обозначим окончания и подчеркнём предлоги. Это упражнение будем по очереди выполнять на доске. (Учащиеся выполняют упражнение.)
На траве, в листве, в пуще, на дворе, в декабре.
А сейчас мы поработаем в парах. У каждого на парте карточки со стихотворением. Прочитайте стихотворение. (дети читают стихотворение.)
На уроке я скучаю.
Что ж, я лучше помечтаю.
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о короне:
Буду в ней сидеть на троне.
Я мечтаю о слоне,
Чтоб кататься при луне.
Я мечтаю о серёжках,
Я мечтаю о сапожках,
Вечерами в полумгле
Я мечтаю об орле:
Буду с ним летать на воле.
Буду я учиться в школе…
Ой, мечтаю я уже…
О предложном падеже!
Можно ли так вести себя на уроке? (Ответы детей.)
Выпишите имена существительные в предложном падеже. (Учащиеся выполняют задание.)
О короне, на троне, о слоне, о серёжках, о сапожках, в полумгле, об орле, на воле, в школе, о падеже.
Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.
Давайте немножко дадим своим глазкам отдохнуть.
Физкультминутка.
Гимнастикадля глаз. Повтор 2-3 раза.
Хорошо, выполним следующее упражнение 61.
Что от вас в нем требуется? (Прочитать, следить за произношением мягкого «ч’») Читаем.
Как вы понимаете значение слов «огорчать», «огорчение»? (Ответы детей.)
Теперь выпишите в первый столбик имена существительные в форме предложного падежа, во второй столбик – в форме творительного падежа, а также выделите окончание, подчеркните предлоги. (Учащиеся выполняют задание.)
В лесочке Над речкой
на дачке лесом
в жизни дачей
на полу
Теперь будьте предельно внимательны. Запишем предложения под диктовку. (Дети записываю под диктовку.)
Осень хозяйничает в парке. Около рябинок на земле появился нарядный ковёр. Берёзки в золотой листве. Клёны стоят в багряной одежде. Только дуб ещё в зеленой шапке.
Найдите в тексте имена существительные в предложном падеже, пользуясь составленными таблицами. (Учащиеся выполняют задание.) (Некоторые учащиеся работают по индивидуальным карточкам.)
В парке, на земле, в листве, в одежде, в шапке.
Молодцы, ребята! Но наш урок уже подходит к концу, давайте подведём его итоги.
Подведение итогов урока
Скажите, почему предложный падеж так называется? (Потому что существительные этого падежа употребляются только с предлогами)
Назовите вопросы, на которые отвечает предложный падеж? (О ком? О чём? Где? Куда?)
Какое вспомогательное слово имеет этот падеж? (Думаю.)
С какими предлогами употребляется предложный падеж? (о (об), в (во), на.)
Домашнее задание
Рефлексия
У каждого из вас на парте лежат солнышки, которые освещали сегодня на уроке наш путь в страну знаний, полученных сегодня на уроке.