kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Предложный падеж"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный план-конспект поможет учителям, у которых не хватает времени на разработку собственного. Делюсь с удовольствием и надеюсь будет полезен. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Предложный падеж"»

Русский язык


Тема: «Предложный падеж»

Цель: ознакомление с предложным падежом (вопросы, на которые отвечает, предлоги, с которыми употребляются, основные падежные значения).

Задачи: научить отличать предложный падеж от других падежей русского языка; продолжать развивать орфографическую зоркость при изменении существительных по падежам; развивать внимание, память, речь; воспитывать умения работать в паре.

Оборудование и материалы: учебник русского языка 4 класса; карточки для учащихся с таблицей «Предложный падеж»; карточки со стихотворением для парной работы; карточки для индивидуальной работы; солнышки для рефлексии.


Ход работы


  1. Организационный момент

  • Обернуты книги,

Готовы закладки,

Бумагою гладкой

Сияют тетрадки.

В них будет отныне

Писать аккуратно –

Прощайте навеки,

Помарки и пятна!

  • Я желаю вам успехов на протяжении всего урока. Будьте внимательными, и у вас обязательно всё получится.

  1. Проверка домашнего задания

  • А сейчас, ребята, проверим ваше домашнее задание.

  • Прочитайте словосочетания с именами существительными а творительном падеже. (Сливалось с небом, горит под абажуром, прошагал за стеной, прошагал по коридору, зазвенели под лампой.)

  • Молодцы! Вы назвали правильные словосочетания.

  • На какие вопросы отвечает творительный падеж? (Кем? Чем? Где?)

  • С какими предлогами употребляется творительный падеж? (Над, под, перед, с, за.)

  • Отлично! Вы хорошо подготовили домашнее задание.

  1. Целемотивационный этап

  • Закончите предложение.

  • Я мечтаю заботиться о… . (Котёнке, кролике и т.д.)

  • В каком падеже стоят существительные? (В предложном падеже.)

  • Кто догадался, какой падеж мы будем изучать сегодня на уроке? (Предложный падеж.)

  • Докажите свою точку зрения. (После творительного падежа идёт предложный. Это последний падеж, который мы ещё не рассматривали.)

  • Наш дружок учебник поможет сформулировать задачи урока. (Дети открывают страницу 36.)

  • Что мы узнаем сегодня на уроке? (Узнаем на какие вопросы отвечают имена существительные в форме предложного падежа, с какими предлогами употребляются.)

  • Хорошо, а чему будем учиться? (Будет учиться находить имена существительные в форме предложного падежа по вопросам и предлогам, образовывать форму предложного падежа имён существительных и грамотно употреблять в речи.)

  • Молодцы! Я уверена, вы справитесь со всеми задачами нашего урока.

  1. Актуализация знаний и умений учащихся

Словарная работа.

  • Разгадайте ребус и отгадайте словарное слово.

  • Какое слова вы разгадали? (Забота.)

  • Измените его по падежам. (И.п. – забота; Р.п. – заботы; Д.п. – заботе; В.п. – заботу; Т.п. – заботой; П.п. – о заботе.)

  • Какая часть слова изменяется? (Окончание.)

Чистописание.

  • А теперь откройте свои тетради и запишите дату, классная работа. После пропишите сочетания букв.

ппп пр пре пдп

  • Далее пропишите строку следующих слов:

предлог предложение предложный

  • Как вы думаете, от какого слова образовалось название падежа – предложный? (Ответы детей.)

  • Используя предлоги, измените форму слов. Определите падеж имён существительных. (О погоде, на природе, в пальто.)

о (погода)

на (природа)

в (пальто)

  1. Изучение новой темы

  • Каждому из вас я раздала карточки с таблице, которую нужно заполнить. В этом нам поможет упражнение 58. (Учащиеся изучают это упражнение.)

  • Значит, почему предложный падеж так называется? (Потому что существительные этого падежа употребляются только с предлогами.)

  • На какие вопросы отвечают имена существительные в форме предложного падежа? (О ком? о чем? где? когда?) Давайте заполним первую строку нашей таблицы. (Дети заполняют таблицу.)

Предложный падеж

Вопросы

О ком? О чем? Где? Когда?

Предлоги


Значение


  • С какими предлогами употребляются имена существительные в форме предложного падежа? (о (об), в (во), на.) Заполним ещё одну строку нашей таблицы. (Дети заполняют таблицу.)

    Предложный падеж

    Вопросы

    О ком? О чем? Где? Когда?

    Предлоги

    о (об), в (во), на

    Значение


  • Какое значение могут иметь имена существительные в форме предложного падежа? (Предмет, о котором говорят, думают; места, времени.) Можем заполнить следующую строку таблицы. (Дети заполняют таблицу.)

    Предложный падеж

    Вопросы

    О ком? О чем? Где? Когда?

    Предлоги

    о (об), в (во), на

    Значение

    Предмет, о котором говорят, думают; места, времени

  • Хорошо, а теперь пользуясь нашей таблицей, что вы можете рассказать о предложном падеже? (ответы детей.)

  • Подберите к слову «предложный» однокоренное слово. (Предлог.)

  • Почему предложный падеж получил такое название? (Ответы детей.)

  • Теперь, ребята, немного отдохнём, встаньте рядом со своими партами, повторяйте слова и движения за мной.

Физкультминутка.

На зарядку становись

Вверх рука, другая вниз! ( рывки руками.)

Повторяем упражненье,

Делаем быстрей движенья. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Раз - вперёд наклонимся.

Два - назад прогнёмся.

И наклоны в стороны

Делать мы возьмёмся. (выполняются наклоны.)


  • Молодцы! Тихонько садитесь и продолжим нашу работу.

  • Откройте 37 страницу нашего учебника и выполним упражнение 59. Прочтите, что вам необходимо сделать? (Один хорошо читающий ребёнок читает вслух: прочитать, следить за произношением мягкого звука «р’». Поставить вопросы к выделенным именам существительным, определить их падеж.)(Учащиеся выполняют задание.)

  • А теперь спишите 4 последних предложения, выделяя окончание имён существительных.

Снег на крыше, на крылечке.

солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки.

В небо дым идёт столбом.

  • Отлично!

  1. Закрепление изученного

  • Далее выполним упражнение 60. Что вам необходимо сделать? (Прочитать, изменяя слова в скобках.) Читаем.

  • Выпишите имена существительные в форме предложного падежа с ударными окончаниями, далее обозначим окончания и подчеркнём предлоги. Это упражнение будем по очереди выполнять на доске. (Учащиеся выполняют упражнение.)

На траве, в листве, в пуще, на дворе, в декабре.

  • А сейчас мы поработаем в парах. У каждого на парте карточки со стихотворением. Прочитайте стихотворение. (дети читают стихотворение.)

На уроке я скучаю.

Что ж, я лучше помечтаю.

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о короне:

Буду в ней сидеть на троне.

Я мечтаю о слоне,

Чтоб кататься при луне.

Я мечтаю о серёжках,

Я мечтаю о сапожках,

Вечерами в полумгле

Я мечтаю об орле:

Буду с ним летать на воле.

Буду я учиться в школе…

Ой, мечтаю я уже…

О предложном падеже!

  • Можно ли так вести себя на уроке? (Ответы детей.)

  • Выпишите имена существительные в предложном падеже. (Учащиеся выполняют задание.)

О короне, на троне, о слоне, о серёжках, о сапожках, в полумгле, об орле, на воле, в школе, о падеже.

  • Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.

  • Давайте немножко дадим своим глазкам отдохнуть.

Физкультминутка.

Гимнастика для глаз. Повтор 2-3 раза.

  • Хорошо, выполним следующее упражнение 61.

  • Что от вас в нем требуется? (Прочитать, следить за произношением мягкого «ч’») Читаем.

  • Как вы понимаете значение слов «огорчать», «огорчение»? (Ответы детей.)

  • Определите падеж имен существительных, устно. (Учащиеся выполняют задание.)

  • Теперь выпишите в первый столбик имена существительные в форме предложного падежа, во второй столбик – в форме творительного падежа, а также выделите окончание, подчеркните предлоги. (Учащиеся выполняют задание.)

В лесочке Над речкой

на дачке лесом

в жизни дачей

на полу

  • Теперь будьте предельно внимательны. Запишем предложения под диктовку. (Дети записываю под диктовку.)

Осень хозяйничает в парке. Около рябинок на земле появился нарядный ковёр. Берёзки в золотой листве. Клёны стоят в багряной одежде. Только дуб ещё в зеленой шапке.

  • Найдите в тексте имена существительные в предложном падеже, пользуясь составленными таблицами. (Учащиеся выполняют задание.) (Некоторые учащиеся работают по индивидуальным карточкам.)

В парке, на земле, в листве, в одежде, в шапке.

  • Молодцы, ребята! Но наш урок уже подходит к концу, давайте подведём его итоги.

  1. Подведение итогов урока

  • Скажите, почему предложный падеж так называется? (Потому что существительные этого падежа употребляются только с предлогами)

  • Назовите вопросы, на которые отвечает предложный падеж? (О ком? О чём? Где? Куда?)

  • Какое вспомогательное слово имеет этот падеж? (Думаю.)

  • С какими предлогами употребляется предложный падеж? (о (об), в (во), на.)

  1. Домашнее задание

  2. Рефлексия

  • У каждого из вас на парте лежат солнышки, которые освещали сегодня на уроке наш путь в страну знаний, полученных сегодня на уроке.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Предложный падеж"

Автор: Жилина Елизавета Владимировна

Дата: 30.01.2023

Номер свидетельства: 624473

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект на тему: "Предложный падеж  существительного" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-na-tiemu-priedlozhnyi-padiezh-sushchiestvitiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "215313"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432645083"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект урока русского языка на тему «Предложный падеж имени существительного», 3 класс."
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-priedlozhnyi-padiezh-imieni-sushchiestvitiel-nogho-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "255331"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447915316"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) ""Конспект урока по теме "Предложный падеж существительного""
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekturokapotiemiepriedlozhnyipadiezhsushchiestvitielnogho"
    ["file_id"] => string(6) "296283"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455968741"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока на тему "Предложный падеж имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-na-tiemu-priedlozhnyi-padiezh-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "127154"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415277030"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-padiezhi-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "168613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423251978"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства