| 1.Организационный момент | - Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь все понять, Хорошо запоминать. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ралина Маратовна, сегодня у вас урок окружающего мира проведу я. Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь. Передайте тепло, доброжелательность и хорошее настроение. Садитесь. Молодцы! - Давайте проверим вашу готовность к уроку. На столах должен лежать учебник по окружающему миру, ручка, цветные карандаши. -Если у вас всё готово, покажите свою готовность, сядьте правильно, поднимите на меня свои глазки. Молодцы! | Приветствуют учителя Садятся Проверяют принадлежности | Регулятивные: осуществлять самоконтроль; овладевать умением прогнозировать; Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
| 2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания | - Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в историческое путешествие по «реке времени». Путешествовать будем группами. Пусть этот урок откроет вам много нового. Но сначала вспомним тему прошлого урока «Патриоты России». - Обратите внимание на слайд, сейчас на нем будут появляться вопросы. Отвечаем только по поднятой руке. Как в XVII веке называли нашу страну? а) Древняя Русь б) Московское государство в) Россия Когда польские захватчики выступили против России? а) в XI веке б) в XIV веке в) в XVI веке г) в XVII веке 3. Где укрылись польские захватчики? а) в Новгороде б) в Киеве в) в Москве г) в Рязани 4. Кто призвал народ к сопротивлению врагам? а) Иван Федоров б) Дмитрий Донской в) Иван Грозный г) Кузьма Минин 5. Кем был Кузьма Минин, начавший собирать ополчение? а) торговым человеком б) князем в) полководцем 6. В каком городе стало собираться народное ополчение? а) в Москве б) в Нижнем Новгороде в) в Смоленске 7. Кто встал во главе русского войска? а) Кузьма Минин б) Иван Грозный в) Александр Невский г) Дмитрий Пожарский 8. Когда была одержана победа над поляками? а) в 1604 году б) в 1610 году в) в 1612 году г) в 1613 году 9. В каком городе стоит памятник Минину и Пожарскому? а) в Нижнем Новгороде б) в Санкт-Петербурге в) в Москве 10. В какой день в нашей стране празднуется день освобождения от польских захватчиков? а) День народного единства (4 ноября) б) День защитников Отечества (23 февраля) в) День независимости России (12 июня) г) День победы русских полков в Куликовской битве (21 сентября) | Слушают | Познавательные: развитие мышления. Регулятивные: овладевать умением прогнозирования. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. |
| 3. Самоопределение к деятельности | - Ребята, представьте себе великана, на целую голову выше любой толпы, среди которой ему приходилось стоять. Он был так силен, что мог свернуть в трубку серебряную тарелку или перерезать ножом кусок сукна на лету. Его шаги были так велики, а походка такой быстрой, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Он всегда и во всем спешил. Ему трудно было сидеть на одном месте. Если он не спал, то непременно что-нибудь строил. Руки его вечно были в работе, и с них не сходили мозоли. Такой царь появился в России в XVIII веке. - Как вы думаете, о ком идет речь? - В истории России он остался под прозванием «Великий». - Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? - Что вы хотите узнать на этом уроке? - Отлично, это и будет нашей целью. | Дети слушают О Петре 1 «Петр Великий» Узнать какой он был человек, Кто он? Какой след оставил в истории России? Почему его назвали «Великим»? | Познавательные: ориентироваться в системе знаний. Регулятивные: умение формулировать определения понятия; различать технологические определения. Коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли; |
| 4. Работа по теме урока | - Сегодня, ребята, мы будем говорить о жизни царя Петра Великого, его реформах и преобразованиях. Третьим царем из династии Романовых стал Петр I. С его именем связывают «эпоху великих преобразований» в нашей стране. Это был действительно необычный царь. - Петр родился 30 мая 1672 года. В 4 года он остался без отца. Свое детство Петруша провел со своей матушкой Натальей Кирилловной в подмосковном селе Преображенском. Он редко появлялся в Кремле, а потому он не получил традиционного православного образования московских царей. Одевался он просто, играл с сельскими ребятишками, бегал по селу с утра до вечера. Образование Петр получил скудное. Его учитель мало заботился об этом. Только в 15 лет Петр узнал о четырех действиях в арифметике, затруднялся излагать свои мысли на бумаге и до конца жизни писал с ошибками. Но его отличали энергичность, целеустремленность, любознательность, желание многое узнать и многому научиться. В зрелые годы Петр поражал собеседников обширными знаниями, чем обязан был самому себе, упорному самообразованию. Молодой царь хорошо понимал, что нужно выводить Россию из отсталости, строить заводы, фабрики. Необходимо было вернуть России земли на берегах Балтийского моря, захваченные Швецией. Для решения всех этих задач России нужны были образованные люди. “Я в учении нуждаюсь и в учителях”, – вырезал Петр на своей личной печати. Он постоянно учился сам и заставлял учиться других. С детства Петр любил физический труд, работал в кузнице и плотничал. Это шокировало придворных, привыкших к тому, чтобы царь появлялся на людях, обязательно поддерживаемый под руки ближними боярами. - Давайте узнаем, что случилось с Петром Великим в небольшом голландском городке Заандаме, посмотрев небольшой мультфильм. Вопросы в течение просмотра: - Ребята, кто знает, что такое «верфь»? Верфь — место постройки/ремонта судов - Куда отправился наш царь? А покидали ли другие цари страну до Петра? - Он путешествует, как царь или маскируется? - Понравилось ли ему в Европе? - Какие преобразования ввел Петр касательно мужчин? А женщин? - Как изменился отсчет времени при Петре? - Какая страна считалась непобедимой на воде? Удалось ли правителю победить их? - А что случилось с солдатами и армией? Суть рекрутской повинность в том, что граждане (крестьяне, рабочие) обязаны были отправлять ежегодно определённое число мужчин для службы в армии и на флоте. - Ребята, до Петра Великого образование было необязательным. А что случилось после? - С кого начали собирать налоги? - Да, молодцы! Подушная подать – что же это значит? Подушная, т.е. с каждого человека, с каждой души, а подать происходит от слова дать. Люди отдавали часть своего дохода государству. - Вот, ребята, мы и узнали больше о нашем правителе, сколько всего он сделал для нашей страны. При Петре Россия получила выход в Балтийское море, что в то время была очень важным, присоединила территорию многих государств. Петр сделал Россию великой европейской державой. А потому и его стали называть «Великим». | Дети слушают Предположения детей В страны Северной Европы Нет Он путешествует под видом простого солдата Да Мужчины сбривали бороды, укорачивали свои кафтаны Женщины меняют длинные рубахи на платья Отсчет идет от Рождества Христово, Новый год начинался с 1 января Швеция Да Они должны постоянно тренироваться, вводится рекрутская повинность Образование для боярских детей обязательно Только с мужчин | Познавательные: ориентироваться в материале; определять умение, которые будут сформированы на основе изучения данного материала. |
| 6. Продолжение работы над новой темой | - Ребята, где мы можем больше узнать про Петра? - Да, конечно. Давайте откроем учебники на стр. 94-95 и узнаем новые факты про Петра Великого. Будем читать по цепочке, внимательно следите за текстом. После каждого прочтения останавливаемся, задаю наводящий вопрос по прочитанному. Дополняю к прочитанному, что первой русской печатной газетой стали «Ведомости» - Ребята, посмотрите на картинку на стр. 96. Что на ней изображено? - Памятников Петру I очень много по России. А знали ли, что памятники возводили не только в нашей стране, но и заграницей. Например, в Великобритании, Нидерландах, Латвии. (слайды с памятниками) - А что насчет нашего города? Кто знает, есть ли в Астрахани памятник Петру Великому? Он находится на Набережной р. Волги и был открыт в 2007 году. | В учебнике Открывают учебники Читают текст Памятник Петру Первому в Санкт-Петербурге. Смотрят Да, есть | |
| 7. Закрепление изученного материала | - А сейчас давайте проверим наши знания. Посмотрите на доску. Вам нужно разгадать кроссворд. (анимированный слайд) 1.Первая русская газета. (ведомости) 2.С 1721 года Россия стала называться Российской …. 3.Петр I любил корабли и потому улучшил морской … 4. Как назывались любимые военные игры Петра Алексеевича? 5. При Петре открыли … для подготовки специалистов. 6 Он повелел всем боярам … бороды 7.Кунсткамера - это первый русский… - Вы большие молодцы! Давайте перейдем к следующему заданию. Сейчас я раздам вам карточки, вам нужно в парах подумать и поставить +, если вы согласны и -, если не согласны. Игра «Верите ли вы, что…?» | 1. | Пётр I был провозглашён царём в 20 лет. | | | | 2. | Одним из любимых увлечений Петра были военные «потехи». | | | | 3. | Пётр I ввёл новый календарь, открыл первый музей и первую публичную библиотеку. | | | | 4. | Пётр I освоил 14 ремёсел и мог своими руками построить корабль. | | | | 5. | При Пётре I Россия стала империей. | | | | 6. | Пётр I в истории России получил прозвание Мудрый. | | | После выполнения спрашиваю, кто готов поделиться своими результатами, проверяем вместе с классом, правильно ли выполнено Работа с картой - Ребята, давайте найдем города, основанные Петром I на карте. Санкт-Петербург, Таганрог, Петрозаводск, Екатеринбург Вывожу карту на слайде. Ученик, который нашел, выходит к доске и показывает остальным. | Разгадывают кроссворд Ведомости Империей Флот Потехи Школы Сбрить Музей | Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; |
| 8. Подведение итогов | - Назовите тему нашего урока. - Какую историческую личность мы изучали на этом уроке? - Какое прозвище ему дали в народе? Почему? - Какие преобразования вам больше всего запомнились? - Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...» - Достигли ли мы цели, которую ставили в начале урока? -Что сегодня на уроке показалось вам особенно интересным? -Таким был Петр I. Таким нам его оставила история. Им можно восхищаться, можно осуждать, но нельзя отрицать того, что без Петра, этой по-настоящему, сильной личности, Россия была бы совсем другой – лучше ли, хуже ли, этого мы никогда не узнаем, но она была бы совсем другой. | «Петр Великий» Петр I Великий, потому что он многое сделал для нашей страны Календарь, военный флот, образование… Предлагают Да Просмотр мультфильма, отгадывание кроссворда… | Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать других, высказывать свою точку зрения. |
| 9. Рефлексия | - Что было для вас легко, что сложно? - Как мы можем использовать полученные знания? - Ребята, оцените свою работу на уроке: поднимите палец вверх те, у кого все получилось сегодня и палец вниз – у кого возникли какие-то трудности. Спрашиваю, что именно не получилось Надеюсь, что в следующий раз вы не столкнётесь с ними. Спасибо за урок, до свидания! | Делятся своими ответами Оценивают свою работу | Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать других, высказывать свою точку зрения. |