Цели:
1. Сформировать представления учащихся о жизни в России во времена правления Екатерины II.
2. Познакомить учащихся с известными военачальниками – А. В. Суворовым и Ф. Ф. Ушаковым.
3. Развивать устную речь.
4. Воспитывать интерес к истории.
О б о р у д о в а н и е: портреты А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова, фотографии Зимнего дворца, набережной Невы, памятника «Медный всадник», а также чугунных и каменных мостов.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Добрый день, дорогие друзья!
Новой встрече очень рада я!
Сегодня нас ждет сама
Царица Екатерина Великая.
Учитель. Нас ожидает встреча с императрицей Екатериной Второй и знакомство с Петербургом того времени.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель проводит о п р о с учащихся:
– Почему А. С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова «первым нашим университетом»?
– Какие качества характера позволили М. В. Ломоносову пройти с честью все испытания?
– В чем были трудности учебы в то время?
– Назовите заслуги М. В. Ломоносова в развитии науки и культуры.
Слайды 1- 10
Отгадывание кроссворда.
Далее учитель проводит графический диктант. Если высказывание верное, то учащиеся ставят «+». Если неверное, то «–».
1. М. В. Ломоносов родился в 1711 году в Москве.
2. Отец М. Ломоносова был рыбаком.
3. В 11–12 лет он стал учить грамоту.
4. Его первым учителем был дьячок местной церкви.
5. М. Ломоносов в 15 лет решил отправиться в Москву.
6. В это время английский язык был международным языком науки.
7. За отличную учебу Ломоносов был отправлен в Петербург, а потом в Англию.
8. По возвращении на родину М. Ломоносов начал работать в Петербургской академии наук.
О т в е т ы: – + + + – – – +.
Учащиеся сдают работы на проверку.
III. Работа над новым материалом.
Слайд 11
- Догадайтесь о ком сегодня пойдёт речь?
Слайд 12
Учитель. Сегодня на уроке речь пойдет о Екатерине Второй, продолжательнице дел Петра I.
Слайд 13
Продолжательницей дел Петра Первого стала
Екатерина Вторая, которая по происхождению была немецкой принцессой.
Так же как и Петра её называли Великой. Почему её назвали Великой нам предстоит узнать на уроке.
Слайд 14
Рассказ ученика
Когда в 14 лет Екатерина II переехала в Россию, здесь царствовала Елизавета Петровна. Острый и живой ум, красота немецкой принцессы обратили на себя внимание императрицы.
Слайд 15
Блистая при русском дворе красотою и умом, Екатерина весь свой досуг употребляла на самообразование. Она много читала. Едва ли в целой России была женщина образованнее нее. Русский язык Екатерина выучила так, что знала множество поговорок и писала на нем сочинения.
Слайд 16
Екатерина была умна, имела сильный характер, волю, отличалась редким трудолюбием.
Она вела переписку и встречалась с умнейшими людьми своего времени.
Слайд 17
После смерти супруга Петра III в 1762 году Екатерина стала императрицей.
Слайд 18
Она славилась искусством управлять государством и выбирать своих приближенных. В делах она принимала за образец Петра Великого и постоянно спрашивала себя: «Как бы поступил в таком случае Петр I?» Екатерина царствовала 34 года.
Слайд 19
Все это время наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы. Поэтому история дала ей имя Великой. В ее честь в Петербурге поставлен памятник.
Учитель демонстрирует фотографии памятника Екатерине II.
Слайд 20
– Какие же изменения произошли в Петербурге при Екатерине II? Прочитайте текст на с. 105–107 учебника.
Ученики. В Петербурге на главной площади возник памятник Петру I – «Медный всадник»; Нева оделась в каменные набережные, был возведен Зимний дворец, строились каменные и чугунные мосты.
Учитель демонстрирует фотографии Зимнего дворца, памятника «Медный всадник», мостов, набережной реки Невы.
Слайд 21
Самым многолюдным городом империи был Санкт-Петербург, который стал ещё красивее, чем прежде.
Слайд 22
На одной из главных площадей столицы – Сенатской – вознёсся Медный всадник – памятник Петру Первому. Он стал одним из символов города.
Слайд 23
Постамент памятника высечен из Гром - камня (его расколола молния). Это была огромная скала, которую с огромным трудом перевезли в Петербург. Для этого использовали огромные, обитые медью желоба и бронзовые шары.
Слайд 24
В каменные набережные оделась Нева. Строились каменные и чугунные мосты через реки и каналы.
Слайд 25
Рассказ ученика
В середине XVIII века на набережной Невы возводится Зимний дворец Это огромное нарядное здание построено архитектором Франческо Бартоломео Растрелли для дочери Петра – императрицы Елизаветы. Правда пожить в нём она так и не успела. При Елизавете Петровне Россия стала могучей державой. В Петербурге жили посланники многих иностранных правителей.
Слайд 26
В Петербурге жили посланники многих иностранных правителей. Главная парадная лестница дворца называется Посольской. Посольская – потому что по этой лестнице входили послы иностранных государств.
Слайд 27
А парадный подъезд - Иорданским назван так потому, что под Рождество напротив него во льду вырубалась Иорданская купель, в день Рождества ее освещали, а потом в нее окунались все желающие.
– А что в наши дни находится в Зимнем дворце?
Ученики. Музей Эрмитаж.
Слайд 28
Рассказ ученика
Эрмитаж
Воскресное утро. Осенний пейзаж.
А небо – прозрачно и чисто.
Сегодня мы с другом идем в Эрмитаж!
Ложатся нам под ноги листья.
Мы слышали столько про этот музей
От наших знакомых, родных и друзей!
И стало неловко нам даже,
Что не были мы в Эрмитаже.
И вот мы в музей знаменитый спешим,
Опавшей листвою мы дружно шуршим,
И вот мы под аркой проходим,
И вот мы на площадь выходим.
А вот перед нами и Зимний дворец!
Огромный зеленый фигурный ларец!
Учитель. Это один из крупнейших в мире музеев. В нем хранится огромное количество экспонатов: от глубокой древности до наших дней.
Слайд 29
Никогда ещё дворянам не жилось так вольготно.
Учитель. В 1785 году Екатерина II издает «Жалованную грамоту дворянству», согласно которой:
1) дворяне освобождались от телесных наказаний, налога, обязательной службы;
2) подтверждалось право собственности на землю и крепостных крестьян.
Привилегии дворян были расширены,
Многие покинули Москву и Петербург и переселились в свои усадьбы. Наиболее отличившихся дворян из числа своих любимцев Екатерина жаловала поместьями с тысячами крепостных крестьян.
Слайд 30
А жизнь крепостных крестьян стала невыносимой.
Крепостной полностью зависел от своего господина. Тот мог продать его, подарить, проиграть в карты, а то и обменять на породистую собаку.
Слайд 31
Учитель. Еще в начале своего правления Екатерина II попыталась поставить перед обществом вопрос об отмене крепостного права, но встретила оппозицию со стороны дворянства. Идти же наперекор дворянству было для царицы рискованно. Это означало неизбежную потерю трона.
– Как вели себя крепостные крестьяне?
Ученики. Одни крестьяне бежали от своих хозяев. Другие собирались в разбойные шайки, грабили на дорогах, нападали на помещичьи усадьбы, убивали их хозяев, жен и детей.
подняли восстание. Его возглавил казак Емельян Пугачёв. Но силы были неравными. Обученные войска разгромили восставших.
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Слайд 32
Работа с учебником
Прочитайте текст
«Знаменитые военачальники»
на с.108-109 учебника.
Чем прославились эти люди в русской истории?
Слайд 33
Учитель. Во время царствования Екатерины Великой Россия утвердилась на берегах Черного и Азовского морей.
Блестящие победы одержали знаменитые военачальники А. В. Суворов и Ф. Ф. Ушаков. (Учитель демонстрирует портреты военачальников.)
- Скажите, какие победы одержали русские солдаты под командованием А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова?
Ученики. Разгром турецкого флота, взятие крепости Измаил.
Слайд 34
Оба они с уважением относились к солдатам и морякам. Их отличало мужество, решительность, бесстрашие. Во время боя они всегда находились в самом опасном месте, воодушевляя примером своих воинов.
Учитель (дополняет). Федор Федорович Ушаков, флотоводец, адмирал, один из создателей российского Черноморского флота и с 1790 года его командующий. Разработал и применил маневренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении. Он успешно провел Средиземноморский поход российского флота во время войны против Франции.
Александр Васильевич Суворов. В 1729 году в семье офицера Василия Суворова родился сын. Мальчик был хилым и болезненным, но с ранних лет мечтал лишь об одном – служить в армии и стать полководцем. Отец не верил, что Александру удастся вынести тяготы и лишения военной службы – уж слишком слаб он был здоровьем. Но в 15 лет Александр Суворов поступил в военную школу. Десять лет он прослужил простым солдатом, а в 1754 году был произведен в офицеры. Суворов изнутри знал солдатскую службу, поэтому всегда в первую очередь заботился о солдатах. Они платили ему за это любовью и уважением. С именем Суворова связаны многие победы русской армии. Прямой и честный характер Суворова не позволял ему склонять голову даже перед императорами. В 1799 году Суворов стал генералиссимусом – это наивысшее воинское звание в русской армии. Умер Суворов в 1800 году, похоронили его в Александро-Невской Лавре. А после него, кроме памяти о трудных походах и замечательных победах, осталась книга «Наука побеждать».
Далее учитель проводит дидактическую игру «Историческое домино». Учитель заранее готовит 3 комплекта карточек. Необходимо разрезать их на прямоугольники по жирным линиям.
Класс делится на 3 команды. Побеждает команда, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек домино.
Возводится
в середине XVII в. на Дворцовой
площади
Царствование
Екатерины II
34 года
Медный
всадник
Памятник
Петру I
Емельян
Пугачев
Предводитель
крестьян
Генералиссимус
А. В. Суворов
Эрмитаж
Крупнейший
музей
Прозвище
Екатерины II
Великая
Ф. Ф. Ушаков
Командующий
Черноморским
флотом
Книга
Суворова
«Наука
побеждать»
Крепость
Измаил
Знаменитая
победа
Суворова
Зимний
дворец
Подведение итогов игры.
IV. Закрепление изученного.
Слайд 35
- Какие личные качества Екатерины Второй помогали ей в управлении империей?
- Какие перемены произошли в России в это время?
Учитель проводит беседу по в о п р о с а м:
– Почему Екатерина Вторая воздвигла памятник Петру Первому?
– Справедливо ли Екатерину Вторую называют Великой?
– Какие перемены произошли в России в это время?
– Как изменилась жизнь дворян и крепостных крестьян?
– Чем прославились А. В. Суворов и Ф. Ф. Ушаков?
V. Итог урока. Выставление оценок.
Учащиеся читают вывод на с. 111 учебника.
Домашнее задание.
С. 105–111. Ответить на вопросы «Проверь себя».