kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру на тему " Петр 1. Реформы в Российском государстве".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Петр 1. Реформы в Российском государстве.

Цель: формирование представления учащихся о времени правления Петра.

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.

Задачи:

  1. Образовательная  – способствовать формированию представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах; познакомить с жизнью Петра Великого;
  2. развивающая – продолжить развитие умений работать с источниками информации, комментировать прочитанный текст; иллюстрировать ответ; развивать творческие способности и коммуникативные умения;
  3. воспитательная – способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране.

Методы: репродуктивный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, самостоятельная работа, работа в парах.

Средства обучения

  1. Учебник Окружающий мир  4 класс в 2 частях. Ч. 2. / Е.В.Саплина Е. – М.: АСТ: Астрель, 2010.;
  2.   презентация “Петр Великий”;
  3. .Саплина Е.В., Саплин А. И. Окружающий мир. Рабочая тетрадь №2 4 класс: пособие для учащихся в 2 частях, Ч 2.– М.: АСТ: Астрель, 2013.

Оборудование

Компьютер, проектор, колонки.

Эпиграф к уроку: (слайд)

 «Умом Россию не понять,                  

Аршином общим не измерить

У ней особенная стать

В Россию можно только верить»

Ф.И.Тютчев

Ход урока

1.Организационный момент

- Каждый человек имеет свою биографию. Любая страна тоже имеет свою биографию. Только в этом случае мы употребляем другое слово – история. Итак, мы отправляемся  по страницам истории, и путь наш лежит в Российское государство.

2. Сообщение темы и целей урока:

-Послушайте, пожалуйста, такую историю:

В одном голландском городке Заандаме, на верфи, где строили морские корабли, однажды появился новый плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжёлые брёвна. Когда строгий мастер окликал его: ”Эй, плотник Питер, иди сюда!”, он торопливо подбегал и почтительно выслушивал приказание. После работы он долго шагал по городу, стараясь увидеть как можно больше интересного. С удивлением узнали впоследствии жители Заандама, что молодой плотник Пётр Михайлов - на самом деле русский царь Пётр 1, отправившийся в заграничное путешествие. Не из праздного любопытства поехал за границу молодой царь. ”Я - ученик и нуждаюсь в учителях ”,-  вырезал он на своей личной печати. А учиться, в самом деле, нужно было многому.

-Как вы думаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке?

- вы правы, тема нашего урока «Петр Первый. Реформы в Российском государстве».

Мы будем  говорит о неутомимом и энергичном царе, о царе , который за свою деятельность на благо России получил прозвание «Великий».

-Ребята, а что бы вы хотели узнать о Петре Первом?

*Почему Петр Первый получил прозвание «»Великий»?

*Узнать о детстве Петра.

*Каким правителем был Петр1?

*Что нового внес Петр 1 в жизнь страны? В жизнь русского народа?

 

 

3.Словарная работа:

На уроке нам встретятся новые слова, значения которых нам с вами нужно объяснить. Где можно узнать значение новых слов?

( в словаре)

-Воспользуйтесь словарями у вас на столе и объясните значение новых слов.

ПРОВОЗГЛАСИТЬ – торжественно объявить; объявит носителем каких – нибудь высоких качеств, званий;

ВЕРФЬ – место постройки и ремонта судов;

ИМПЕРАТОР – повелитель, почётный титул (звание) полководца;

ИМПЕРИЯ – государство с императором во главе;

РЕФОРМА – преобразование, изменение, переустройство чего – нибудь;

Сенат – высший орган управления гос-вом.

3.Работа по теме урока:

-Давайте вспомним, что же было задано на дом?

(сообщение о Петре1)

 

Давайте же послушаем, что вы приготовили.

Сообщения детей.

1) Пётр I был самым необычным царём: любознательный, энергичный, трудолюбивый. одаренным и деятельным мальчиком. Он проявлял большой интерес к религии и наукам.

 Ру­ки его были вечно в работе, с них нико­гда не сходили мозоли. За свою жизнь он освоил 15 ремесленных специ­альностей. Он был и кораблестроителем, и плотником, и кузнецом. Но особенно любил Пётр морское дело.

Добавляю:

вы правы, царь был действительно необычный. Начиная даже с его внешности, он был очень высокого роста 2 метра 13 см. Петр строил корабли, плотничал, рисовал, был кузнецом, учился часовому делу, ткачеству, шелкопрядению, устраивал фейерверки.

2)Царем Петр Первый стал в 10 лет вместе с братом Иваном, которому было 16. Иван был очень болезненным, Петр – слишком юным, поэтому государственными делами заправляла их старшая сестра Софья. Она сама хотела стать царицей, но по законам того времени в России женщина не могла наследовать престол.

 Добавляю: к власти Петр пришел в возрасти 17 лет.

3)Сколько себя помнил царь Пётр – его всегда интересовали корабли. Сначала он с интересом рассматривал нарисованные картинки, его отец собирал модели малых кораблей, которые мальчик часами разглядывал. На прудах в Преображенском впервые оттолкнулся Пётр от берега на маленькой лодочке. Потом нашли в сарае ботик (маленькое парусное судно) деда Никиты Романова. Пока ремонтировали ботик, выделывали мачту, шили парус, Петр постигал премудрости новой потехи. Потом перевезли парусное судно на Плещеево озеро.   Вскоре он становится самостоятельным правителем страны. В 1697 г. Петр отправляется на несколько месяцев для обучения за границу. Он учился корабельному делу в Голландии и Англии.
По прибытии в Россию учредил новый флаг, который вначале был военным, а затем стал государственным.

  В кон. 17в. во время Азовских походов Петр I дал русскому флоту и армии флаг, состоящий из трех горизонтальных полос - белой, синей и красной - с изображением двуглавого орла посредине.  Впервые такой флаг Петр I поднял во время плавания по Белому морю в 1693 г. По указу 1705 г. все торговые суда России как морские, так и речные должны были использовать такой флаг. (Военные корабли ходили под Андреевским флагом - синий косой Андреевский крест на белом фоне.)

4)До правления Петра I в России не было военного флота. Желание сделать Россию великой военной державой привело к созданию мощного военно-морского флота почти из ничего. По берегам рек расчищались площадки, на которых строили и чинили суда. Назывались они верфи. Царь сам, близко зная дело постройки кораблей, принимал в нем большое участие. Впоследствии вся страна участвовала в строительстве флотилии.

-Действительно, именно при Петре Первом Россия превратилась в настоящую, сильную морскую державу.

5)300 лет назад при впадении р. Невы в Балтийское море находилось много малых и больших островов. Левый берег был болотистый, поросший лесом. На правом берегу приютилось несколько бедных деревень. И вот по приказу царя, в этом краю лесов и болот, начали строить город. С разных концов страны были согнаны тысячи подневольных крестьян. Наполнилась народом, ожила глухая местность.
Тяжелая это была работа. Осушали болота, рыли каналы, мостили тонкие улицы. Людей здесь не щадили и лишь подгоняли быстрее. Много человеческих жизней взяло строительство. Рабочие страдали от голода и болезней. Иногда по полгода не видели хлеба. Новый город стал воротами в Балтику и  Европу.  Основанием города принято считать 1703 год.
Петр I назвал свою столицу «парадизом» - ролле. В переводе – рай. Город рос, становился красивей, богаче. По личному проекту царя возводились улицы. Назвал его Санкт-Петербург, по имени ангела-хранителя святого Петра.   Бург – на немецкий манер – город. Город, созданный Петром I , с каждым годом становился краше и наряднее. Он стал столицей Российского государства.

Давайте полюбуемся видом этого удивительного города.

Итог: молодцы. Вы очень хорошо подготовились. Чтобы продолжить, немного отдохнем.

Физминутка:

Дружно встали.

Раз! Два! Три!

Мы теперь Петра полки!

Флот плывёт к родной земле

Флаг на каждом корабле.

Мы теперь Петра полки!

 Раз! Два! Три!

Мы ладонь к глазам приставим,

 Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

 И налево надо тоже

 И направо, и еще

 Через левое плечо.

Раз! Два! Три!

Мы теперь Петра полки!

4.Сообщение новых знаний.

Работа с учебником: Давайте прочитаем учебник на

Стр 60-61- 1 вариант.

Стр.63 читаю 2 вариант.

 А задание будет следующее: какие изменения (реформы) произошли в  царствование царя Петра 1?

Реформы: 1 вариант

- флот

- армия

- мануфактуры и предприятия

- налоги на строительство флота и на укрепление армии

- провел перепись населения

- император

-российская империя.

2 вариант:

- календарь ( летоисчисление стало от рождества христова , а не от сотворения мира)

-  1 января ( начало года , было 1 сентября)

-  арабские цифры

- «Ведомости»

- школы ( медицинская, артиллерийская, новигатская)

- Кунсткамера (перевод с нем. «кабинет радостей»)

- первая библиотека.

Посмотрите, сколько  преобразований провел Петр Первый и в 1721 году Сенат за выдающиеся заслуги торжественно присвоил царю титул Отца Отечества и императора Всероссийского, а Россия была провозглашена Империей – так называли большие и сильные государства.

5.Закрепление:

 Тетрадь стр. 31  №51. Кроссворд наоборот.

 

Стр. 33 № 53.

6. Рефлексия.

Ну что ж, ребята, время подводить итоги:

 Перед вами тестовое задание, вам нежно выбрать правильный ответ:

  1. Фамилия Петра первого:
  2. Как называлась первая газета, выпущенная Петром
  3. Какой город основал Петр Первый.
  4. Как стала называться Россия при Петре Первом.

Оценки.

7. Итог.

-Таким был Петр I. Таким нам его оставила история. Им можно восхищаться, можно осуждать, но нельзя отрицать того, что без Петра, этой по-настоящему, сильной личности, Россия была бы совсем другой – лучше ли, хуже ли, этого мы никогда не узнаем, но она была бы совсем другой

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по окружающему миру на тему " Петр 1. Реформы в Российском государстве". »

Тема урока: Петр 1. Реформы в Российском государстве.

Цель: формирование представления учащихся о времени правления Петра.

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.

Задачи:

  1. Образовательная – способствовать формированию представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах; познакомить с жизнью Петра Великого;

  2. развивающая – продолжить развитие умений работать с источниками информации, комментировать прочитанный текст; иллюстрировать ответ; развивать творческие способности и коммуникативные умения;

  3. воспитательная – способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране.

Методы: репродуктивный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, самостоятельная работа, работа в парах.

Средства обучения

  1. Учебник Окружающий мир 4 класс в 2 частях. Ч. 2. / Е.В.Саплина Е. – М.: АСТ: Астрель, 2010.;

  2. презентация “Петр Великий”;

  3. .Саплина Е.В., Саплин А. И. Окружающий мир. Рабочая тетрадь №2 4 класс: пособие для учащихся в 2 частях, Ч 2.– М.: АСТ: Астрель, 2013.

Оборудование

Компьютер, проектор, колонки.

Эпиграф к уроку: (слайд)


«Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить

У ней особенная стать

В Россию можно только верить»

Ф.И.Тютчев






Ход урока

1.Организационный момент

- Каждый человек имеет свою биографию. Любая страна тоже имеет свою биографию. Только в этом случае мы употребляем другое слово – история. Итак, мы отправляемся по страницам истории, и путь наш лежит в Российское государство.

2. Сообщение темы и целей урока:

-Послушайте, пожалуйста, такую историю:

В одном голландском городке Заандаме, на верфи, где строили морские корабли, однажды появился новый плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжёлые брёвна. Когда строгий мастер окликал его: ”Эй, плотник Питер, иди сюда!”, он торопливо подбегал и почтительно выслушивал приказание. После работы он долго шагал по городу, стараясь увидеть как можно больше интересного. С удивлением узнали впоследствии жители Заандама, что молодой плотник Пётр Михайлов - на самом деле русский царь Пётр 1, отправившийся в заграничное путешествие. Не из праздного любопытства поехал за границу молодой царь. ”Я - ученик и нуждаюсь в учителях ”,- вырезал он на своей личной печати. А учиться, в самом деле, нужно было многому.


-Как вы думаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке?

- вы правы, тема нашего урока «Петр Первый. Реформы в Российском государстве».

Мы будем говорит о неутомимом и энергичном царе, о царе , который за свою деятельность на благо России получил прозвание «Великий».

-Ребята, а что бы вы хотели узнать о Петре Первом?

*Почему Петр Первый получил прозвание «»Великий»?

*Узнать о детстве Петра.

*Каким правителем был Петр1?

*Что нового внес Петр 1 в жизнь страны? В жизнь русского народа?



3.Словарная работа:

На уроке нам встретятся новые слова, значения которых нам с вами нужно объяснить. Где можно узнать значение новых слов?

( в словаре)

-Воспользуйтесь словарями у вас на столе и объясните значение новых слов.


ПРОВОЗГЛАСИТЬ – торжественно объявить; объявит носителем каких – нибудь высоких качеств, званий;

ВЕРФЬ – место постройки и ремонта судов;

ИМПЕРАТОР – повелитель, почётный титул (звание) полководца;

ИМПЕРИЯ – государство с императором во главе;

РЕФОРМА – преобразование, изменение, переустройство чего – нибудь;

Сенат – высший орган управления гос-вом.


3.Работа по теме урока:

-Давайте вспомним, что же было задано на дом?

(сообщение о Петре1)


Давайте же послушаем, что вы приготовили.


Сообщения детей.


1) Пётр I был самым необычным царём: любознательный, энергичный, трудолюбивый. одаренным и деятельным мальчиком. Он проявлял большой интерес к религии и наукам.

Ру­ки его были вечно в работе, с них нико­гда не сходили мозоли. За свою жизнь он освоил 15 ремесленных специ­альностей. Он был и кораблестроителем, и плотником, и кузнецом. Но особенно любил Пётр морское дело.


Добавляю:

вы правы, царь был действительно необычный. Начиная даже с его внешности, он был очень высокого роста 2 метра 13 см. Петр строил корабли, плотничал, рисовал, был кузнецом, учился часовому делу, ткачеству, шелкопрядению, устраивал фейерверки.


2)Царем Петр Первый стал в 10 лет вместе с братом Иваном, которому было 16. Иван был очень болезненным, Петр – слишком юным, поэтому государственными делами заправляла их старшая сестра Софья. Она сама хотела стать царицей, но по законам того времени в России женщина не могла наследовать престол.

Добавляю: к власти Петр пришел в возрасти 17 лет.


3)Сколько себя помнил царь Пётр – его всегда интересовали корабли. Сначала он с интересом рассматривал нарисованные картинки, его отец собирал модели малых кораблей, которые мальчик часами разглядывал. На прудах в Преображенском впервые оттолкнулся Пётр от берега на маленькой лодочке. Потом нашли в сарае ботик (маленькое парусное судно) деда Никиты Романова. Пока ремонтировали ботик, выделывали мачту, шили парус, Петр постигал премудрости новой потехи. Потом перевезли парусное судно на Плещеево озеро. Вскоре он становится самостоятельным правителем страны. В 1697 г. Петр отправляется на несколько месяцев для обучения за границу. Он учился корабельному делу в Голландии и Англии.
По прибытии в Россию учредил новый флаг, который вначале был военным, а затем стал государственным.



 В кон. 17в. во время Азовских походов Петр I дал русскому флоту и армии флаг, состоящий из трех горизонтальных полос - белой, синей и красной - с изображением двуглавого орла посредине. Впервые такой флаг Петр I поднял во время плавания по Белому морю в 1693 г. По указу 1705 г. все торговые суда России как морские, так и речные должны были использовать такой флаг. (Военные корабли ходили под Андреевским флагом - синий косой Андреевский крест на белом фоне.)



4)До правления Петра I в России не было военного флота. Желание сделать Россию великой военной державой привело к созданию мощного военно-морского флота почти из ничего. По берегам рек расчищались площадки, на которых строили и чинили суда. Назывались они верфи. Царь сам, близко зная дело постройки кораблей, принимал в нем большое участие. Впоследствии вся страна участвовала в строительстве флотилии.


-Действительно, именно при Петре Первом Россия превратилась в настоящую, сильную морскую державу.


5)300 лет назад при впадении р. Невы в Балтийское море находилось много малых и больших островов. Левый берег был болотистый, поросший лесом. На правом берегу приютилось несколько бедных деревень. И вот по приказу царя, в этом краю лесов и болот, начали строить город. С разных концов страны были согнаны тысячи подневольных крестьян. Наполнилась народом, ожила глухая местность.
Тяжелая это была работа. Осушали болота, рыли каналы, мостили тонкие улицы. Людей здесь не щадили и лишь подгоняли быстрее. Много человеческих жизней взяло строительство. Рабочие страдали от голода и болезней. Иногда по полгода не видели хлеба. Новый город стал воротами в Балтику и Европу. Основанием города принято считать 1703 год.
Петр I назвал свою столицу «парадизом» - ролле. В переводе – рай. Город рос, становился красивей, богаче. По личному проекту царя возводились улицы. Назвал его Санкт-Петербург, по имени ангела-хранителя святого Петра. Бург – на немецкий манер – город. Город, созданный Петром I , с каждым годом становился краше и наряднее. Он стал столицей Российского государства.

Давайте полюбуемся видом этого удивительного города.

Итог: молодцы. Вы очень хорошо подготовились. Чтобы продолжить, немного отдохнем.



Физминутка:

Дружно встали.

Раз! Два! Три!

Мы теперь Петра полки!

Флот плывёт к родной земле

Флаг на каждом корабле.

Мы теперь Петра полки!

Раз! Два! Три!

Мы ладонь к глазам приставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

И направо, и еще

Через левое плечо.

Раз! Два! Три!

Мы теперь Петра полки!


4.Сообщение новых знаний.

Работа с учебником: Давайте прочитаем учебник на

Стр 60-61- 1 вариант.

Стр.63 читаю 2 вариант.

А задание будет следующее: какие изменения (реформы) произошли в царствование царя Петра 1?

Реформы: 1 вариант

- флот

- армия

- мануфактуры и предприятия

- налоги на строительство флота и на укрепление армии

- провел перепись населения

- император

-российская империя.






2 вариант:

- календарь ( летоисчисление стало от рождества христова , а не от сотворения мира)

- 1 января ( начало года , было 1 сентября)

- арабские цифры

- «Ведомости»

- школы ( медицинская, артиллерийская, новигатская)

- Кунсткамера (перевод с нем. «кабинет радостей»)

- первая библиотека.

Посмотрите, сколько преобразований провел Петр Первый и в 1721 году Сенат за выдающиеся заслуги торжественно присвоил царю титул Отца Отечества и императора Всероссийского, а Россия была провозглашена Империей – так называли большие и сильные государства.

5.Закрепление:

Тетрадь стр. 31 №51. Кроссворд наоборот.



Стр. 33 № 53.

6. Рефлексия.

Ну что ж, ребята, время подводить итоги:

Перед вами тестовое задание, вам нежно выбрать правильный ответ:

    1. Фамилия Петра первого:

    2. Как называлась первая газета, выпущенная Петром

    3. Какой город основал Петр Первый.

    4. Как стала называться Россия при Петре Первом.

Оценки.

7. Итог.

-Таким был Петр I. Таким нам его оставила история. Им можно восхищаться, можно осуждать, но нельзя отрицать того, что без Петра, этой по-настоящему, сильной личности, Россия была бы совсем другой – лучше ли, хуже ли, этого мы никогда не узнаем, но она была бы совсем другой


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
конспект урока по окружающему миру на тему " Петр 1. Реформы в Российском государстве".

Автор: Пешкова Ксения Сергеевна

Дата: 29.10.2014

Номер свидетельства: 123908

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока на тему:Продолжение преобразований России после Петра I. "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-na-tiemu-prodolzhieniie-prieobrazovanii-rossii-poslie-pietra-i"
    ["file_id"] => string(6) "188181"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426619349"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(22) "Петр Первый "
    ["seo_title"] => string(13) "pietr-piervyi"
    ["file_id"] => string(6) "117406"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412782655"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект  урока "Михаил Васильевич Ломоносов - наш первый университет" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-mikhail-vasil-ievich-lomonosov-nash-piervyi-univiersitiet"
    ["file_id"] => string(6) "102895"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402558325"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства