На данном занятии учащиеся познакомятся с корнями обычаев и традиций новогодних праздников на Руси. Материал можно применять при выполнении творческих проектов, совместной творческой деятельности учащихся и учителя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Новогодняя гостья"»
Новогодняя гостья
Разработал
учитель начальных классов
МОБУ лицея № 7
г. Таганрога
Рекитянская
Мария Владимировна
У разных людей и народов разные праздники. Но существует праздник, который празднуется всеми народами без исключения, правда в разных вариациях. Это праздник Нового года. У разных народов он может праздноваться в разное время, со своими традициями и обычаями. Заимствование традиций и обычаев у культур других народов происходило, происходит и будет происходить всегда. Так произошло и с празднованием Нового года на Руси.
Задача учителя на данном занятии показать учащимся, куда корнями уходит традиция ставить в доме хвойное дерево на новогодние праздники. Материал можно применять при выполнении творческих проектов, совместной творческой деятельности учащихся и учителя.
Цель: познакомить с некоторыми историческими корнями традиций празднования Нового года на Руси.
Задачи:
• Воспитывать интерес, уважение к народным традициям;
• учить умению работать с таблицами, с текстом, находить ключевые слова;
• воспитывать трудолюбие у детей.
Оборудование: презентация, листы с шапками таблиц, инструкции по изготовлению новогодних поделок, канцелярия, ватман, веточки ели, елки, сосны, пихты.
Ход урока.
1. Орг. момент.
- Поприветствуем наших гостей. Настроимся на работу. У нас сегодня занятие – соревнование. Вы сидите в микрогруппах, которые образуют три большие группы. За каждый правильный ответ или выполненное задание группа получает 5 баллов (показать ладошку). В каждой группе есть командир, который руководит работой, и которого все члены группы должны слушаться. В случае нарушения порядка и дисциплины у группы забираются баллы. В конце занятия мы подсчитаем баллы и выявим победителя.
2. Стадия вызова.
1. - Итак, первое задание. Предлагаю командирам групп выйти и выбрать из этих фигур ту, которая вам больше нравится. (На столе лежат 6 треугольников (по числу микрогрупп) разных размеров, на обороте которых написаны задания (загадки, стихи, посвященные елке). Командир группы зачитывает загадку или стихотворение своей группе. Если группа отгадывает загадку или определяет тему стихотворения, то ей присуждается 5 баллов.
(На фоне звучащей музыки (видео) дети читают стихотворения и загадки) (слайд 1)
1. Стою в тайге на одной ноге,
сверху шишки, снизу мишки,
Зимою и летом зеленого цвета,
платьице в иголках, а называюсь я ...
(Елка)
2. Модница
Причесалась ёлочка –
К иголочке иголочка:
Скоро праздник –
Новый год!
Ёлку в гости
Каждый ждёт.
3. Деревце колючее,
Зелёное, пахучее.
Прилетела к нам метель,
Стала белой наша...
(Ель)
4. Ёлка-недотрога
Ёлка вправду недотрога –
У неё иголок много,
Даже ветер озорной
Ель обходит стороной,
Потому зимой и летом
В свой наряд она одета,
И любуется народ
Недотрогой круглый год!
(Л. Левина)
5. Держит лапы - косолапы,
А рост как у папы.
(Ёлка.)
6. На мохнатых колких лапах
На мохнатых колких лапах
Елка в дом приносит запах:
Запах хвои разогретой,
Запах свежести и ветра,
И заснеженного леса,
И чуть слышный запах лета.
2. Определение темы занятия.
- А теперь задание для командиров. Сложите из этих фигур то, о чем вы отгадывали загадки. Подсказка – у каждой фигуры есть такая же половинка.
(дети наклеивают части на ватман и получается елка)
- А как вы думаете, традиции праздника остались такими же или они претерпели какие-то изменения?
- Думаю, вы уже поняли, о чем пойдет речь на нашем занятии.
(о елке)
3. Осмысление.
-Верно, о елке – главном атрибуте празднования Нового года. А вы никогда не задумывались, откуда взялась эта традиция?
(выслушать ответы детей)
- Предлагаю послушать, что же нам расскажет мудрая тётушка Сова.
(просмотр фрагмента мультфильма) (слайд 2)
- Посовещайтесь в группах и на желтых листочках запишите свой вариант ответа на вопрос, с чем и с кем связана традиция ставить деревья хвойных пород на Новый год?
-А почему елка, сосна, ель, а не береза или пальма, например? С чем может быть связан выбор этих деревьев в качестве символа праздника? Чем же они такие замечательные?
- Предлагаю провести небольшое исследование с целью выявления преимуществ хвойных деревьев. Причем, каждая группа будет разрабатывать свою тему, которую вы попробуете определить самостоятельно, поработав с материалами. А затем представите результаты своего труда в виде рассказа по таблице об исследованном объекте и поделки или рисунка.
Инструктаж для групп.
Каждой группе выделяется объект исследования – веточка.
Ваша задача - изучить объект, заполнить таблицу (приложение 1) наблюдений, составить краткий рассказ по таблице об особенностях того или иного вида хвойного дерева.
2. Следующая часть работы…. рассмотреть свои инструкции по изготовлению поделки, которые помогут определить НАЗВАНИЕ вашего объекта исследования (оно написано вверху) и выполнить изделие.
1 ряд - по инструкции делают ЕЛОЧКУ (конусы);
2 ряд - по инструкции делают ЕЛЬ (кудрявая);
3 ряд - по инструкции делают ПИХТУ (поднебесная игла);
- Вопросы…, кому что-то непонятно…
- Если вопросов больше нет, приступайте к работе. По окончании работы покажите знак готовности (вся группа поднимает вверх руки ).
(включить снова видео (музыка) из начала урока)
4. Рефлексия.
Каждая группа, по очереди, выходит к доске.
- Сначала озвучьте тему своего исследования. Теперь расскажите о своем дереве (можете использовать таблицу, которую вы заполняли). Ну, и представьте образец вашего символа, указав на его особенности.
5. Итог.
- А сейчас еще одно задание. Если наше занятие вызвало у вас положительные эмоции, то возьмите зеленый листочек бумаги, обведите свою ладошку и вырежьте. А если нет, то лист белой бумаги.
-Теперь каждый подойдет и наклеит свою ладошку на созданную нашими командирами елку.