Обучение грамоте (чтение)
Тема урока: Чтение слов с буквой Ё.
Цели: Раскрыть функцию буквы ё в качестве показателя мягкости согласных звуков; упражнять в чтении слов с буквой ё; учить читать слова по слогам; развивать фонематический слух, культуру звукопроизношения; внимание, память.
Оборудование: учебник, схемы слов, карточки со словами; картинки ёлки и ёжика.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
- Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
начинается урок.
Все за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
2. Актуализация знаний.
Учитель с классом проводит игру «Дополни предложение»:
Для разминки, поиграем, заодно проверю, все ли внимательны.
1)Звуки бывают….(гласные и согласные,
согласные: твердые и мягкие, звонкие и глухие,
гласные: ударные и безударные)
2)Звуки слышим, буквы….(пишем и читаем)
3) В слове столько слогов, сколько ….(гласных)
4) После твёрдых согласных пишутся гласные ….(а,о,у,ы)
5) После мягких согласных пишутся гласные … (е, и, ё, я)
6) Всегда твердые согласные……., всегда мягкие….
3. Работа по теме урока.
- С какой буквой мы вчера познакомились?
- Какая эта буква? Охарактеризуйте её.
- Вспомните, когда буква ё обозначает два звука? Когда один?
- Рассмотрите схему.
Чтение слогов с буквой Ё
- Сколько букв написано в первом столбике?
-Сколько звуков произносили? Почему?
-Сколько букв во втором столбике? Сколько звуков?
-Какой звук слышим после согласного? (О)
- Вот слоги с гласным о? Разве нельзя ими пользоваться? И тут и там слышим О! (перед Ё согласный мягкий)
- Молодцы! Значит, можно сделать вывод: если после согласного стоит буква Ё, то согласный произносится…….(мягко)
Работа с учебником
-А теперь ёжик хочет послушать, как вы научились читать. Давайте мы почитаем.
- Букв мало - звуков много, или их одинаково. Объясните нам, пожалуйста, в чем дело?
( дети повторяют роль буквы, в зависимости от места в слове)
Работа с доской
- Хорошо. А вот сможете ли вы на рисунке найти предметы в названии которых будем писать букву Ё.
( работают с картинкой, читают слова)
- Поставьте ударение в словах? Что можно ещё сказать о букве Ё (всегда ударная)
Физкультминутка
Наступает Новый год
Дети водят хоровод
Висят на ёлке шарики
Светятся фонарики
Дед Мороз к нам придёт
Всем подарки принесёт.
Работа с учебником
- Прочитать текст на стр. 32. Объяснить смысл слова «понёс»
- Что случилось с мальчиком и его велосипедом?
- Отгадайте загадки с. 33. Подумайте, в каких словах есть буква ё, которая обозначает два звука, а в каких обозначает один звук?
4. Закрепление.
- Я знаю, что вы все любите играть. Игра «Два хлопка, один хлопок»
Если в слове слышите два ё, которая обозначает два звука - хлопаете 2 раза, если один – хлопаете 1 раз. Будьте очень внимательны.
5. Рефлексия.
-Наш урок подходит к концу. Какое у вас настроение?
- Ах, да, чуть не забыла! Ёжик вам на прощанье придумал загадку:
Чем заканчивается ВСЁ? Догадались? (буквой Ё)