1. Ввести новое арифметическое действие – деление.
2. Раскрыть смысл деления по содержанию.
3. Формировать умение решать задачи практически с помощью рисунков – схем.
1. Умение самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
2. Умение определять правильность выполнения заданий.
3. Умение самостоятельно определять необходимость выполнения заданий.
4. Умение ориентироваться в учебнике, планировать свою работу.
1. Умение извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации и т.д.
2. Умение анализировать, делать выводы.
1. Развивать умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
2. Развивать навыки сотрудничества с учителем и одноклассниками.
1. Умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
2. Развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий.
3. Формирование положительного отношения к предмету математики.
Этапы урока (Цель). | Задания. |
I. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся. |
Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес. Организация внимания обучающихся на начало урока. Настрой на учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | -Ребята, здравствуйте - |
II. Актуализация знаний. |
Актуализация имеющихся знаний, достаточных для построения нового знания. Развитие навыков устного счёта. | -Ребята, с какого вида деятельности мы начнём урок математики? (с устного счёта). Предлагаю решить задачки. (после выслушивания нескольких ответов, карточка с правильным ответом крепится на доску) * При выполнении домашней работы Вова решил 13 примеров. После этого ему осталось решить ещё 4 примера. Сколько всего примеров нужно решить Вове при выполнении домашней работы? (17) *У Лейлы в кармане 4 монеты по 5 рублей каждая. Сколько всего рублей в кармане у Лейлы? (20) *У Димы 12 дисков с мультфильмами, а у Маши 9 дисков с мультфильмами. На сколько у Димы дисков с мультфильмами больше? (3) *Осенью Оля засушила 5 кленовых листьев и 6 дубовых. Сколько всего листьев засушила Оля? (11) *У Дамира в одной коробке 3 карандаша. Сколько карандашей у Дамира в двух таких коробках? (6) *Велена съела 5 слив. После этого на тарелке осталось ещё 10 слив. Сколько слив было перед Веленой на тарелке первоначально? (15) *Марк с сестрой купили 2 коробки ёлочных игрушек по 9 игрушек в каждой. Сколько всего ёлочных игрушек купили? (18) *Во время тренировки по футболу у Пети лопнули два мяча. Ещё два мяча у него остались в корзине. Сколько всего мячей было у Пети перед началом тренировки? (4) (на доске) 17 20 3 11 6 15 18 4 |
III. Обобщение актуализированных знаний. |
Активизировать мыслительную деятельность обучающихся. Формировать навык красивого письма. Формировать умение осуществлять самопроверку и взаимопроверку. | -Ребята, какое задание можете вы предложить к данному ряду чисел? (выбрать и записать любое число; распределить на группы; записать в порядке возрастания или убывания; назвать к каждому числу предыдущее и следующее число; составить примеры, используя данные числа и др.) Учитель предлагает обучающимся самостоятельно записать числа в порядке возрастания. -Ребята, а как вы поймёте, правильно вы выполнили задание или нет? (можно проверить разными способами: правильный ответ может прочитать учитель; правильный ответ может прочитать один ученик из класса; можно разместить карточки с числами в правильном порядке на доске; можно обменяться тетрадями с соседом по парте) |
IV. Получение заданий для пробного действия. |
Подведение к теме урока. | -Я приготовила вам код. Посмотрите. Каждому числу соответствует буква. Как думаете, что вам нужно сделать? Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и простым карандашом напишите под каждым числом соответствующую букву. Получилось ли у вашего соседа слово? Произнесите его, поставив правильно ударение. (делиться) -Ребята, как вы понимаете слово «делиться»? Что это значит? ( разделить на части, распределить, отдать другому что-либо, раздать какие-то предметы) -А вы, чем можете с нами поделиться? (знаниями, хорошим настроением, конфетой и т.д.) -Ребята, слово «делиться» относится к словам-предметам, словам-признакам или словам-действиям? (это действие) -У нас ведь урок математики. И мы выполняем математические действия. Какие математические действия мы уже с вами изучили? (сложение, вычитание, умножение) -Кто догадался, какое слово, обозначающее математическое действие, можно образовать от слова «делиться»? |
| |
V. Постановка темы и целей урока. Построение проекта: выбор способа действия и составление плана. |
Сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижения цели. | (деление) -Итак, тема урока «Деление». -Давайте подумаем и вместе проговорим, какие задачи будут стоять сегодня на уроке перед нами. (метод незаконченного предложения) 1. Познакомиться с ……… (действием деления) 2. Узнать, какой знак у …….. (действия деления) 3. Научиться решать ……… (задачи на деление практически) |
VI. Фиксация затруднения в пробном действии. Выявление места и причины затруднения. |
Фиксация учащимися затруднения в выполнении учебного действия. | -Ребята, у меня в руке 9 карандашей. Я хочу раздать эти карандаши ученикам по 3 штуки каждому. Как вы думаете, сколько учеников получат карандаши? Чтобы проверить правы вы или нет, давайте нарисуем в тетради рисунок к моей задачке. В виде чего изобразим карандаши? Сколько их будет? По сколько карандашей каждому ученику я хотела раздать? Обведём по 3 карандаша. Итак, сколько же детей получат карандаши? Давайте запишем решение. -Почему некоторые ученики затрудняются записать решение? (не знают, как выглядит знак деления) Кто из вас может подсказать? А откуда вы знаете? (показали родители; увидели на калькуляторе и др.) |
VII. Открытые новых знаний. |
Апробация способа действий, направленного на решение проблемной ситуации, его вербальное фиксирование. | -Итак, ребята, решая эту задачу, мы выполнили действие деление. -Давайте решим такую задачу в учебнике. С.72 №1 (2) Прочитайте задачу про себя. Прочитайте условие задачи. Прочитайте вопрос задачи. Сколько тетрадей раздала учительница? (10) Раз в задаче говорится о том, что она раздавала эти тетради, какое математическое действие мы выберем? (:) По сколько тетрадей раздавала учительница? (по 2) (на доске) 10 : 2 = 5 |
VIII. Физкультурная пауза. |
Снятие утомления через физические упражнения. | *Обучающиеся стоя выполняют движения руками: вверх, в стороны, вниз и т.д. *Потянуться с вытянутыми руками на носочках, резко опуститься на пяточки, руки вниз. |
IX. Фиксация нового способа действия. Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи. |
Организовать решение учащимися практико – ориентированных заданий с целью выявления границ применимости нового знания. | -Ребята, с каким действием познакомились? (деление) -А что значит разделить? (раздать поровну) -Каким знаком обозначается действие деление? (:) -Что мы учимся решать на деление? (задачи) -а как вы думаете, где умение решать задачи на деление вам пригодится в жизни? (разделить торт, деньги, конфеты, яблоки и т.д.) |
X. Отработка умений по применению нового способа. Процедура контроля. |
Выполнение заданий практико – ориентированного, познавательного и компетентстного характера. | Решение практических задач (самостоятельно; взаимопроверка) *У Эвелины было 6 конфет. Она раздала своим лучшим друзьям по 3 конфеты. Сколько лучших друзей у Эвелины? *София принесла 8 яблок. И раздала своим одноклассникам по 1 яблоку. Сколько одноклассников получили яблоки от Софии? *У Виктории в кармане 14 ракушек. Она хочет подарить по 7 ракушек своим подругам. Сколько подруг получат ракушки от Вики? |
XI. Домашнее задание. |
Развитие интереса к учебному материалу. Обеспечить понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания. | С. 73 №2 (устно), №4 (письменно) |
XII. Включение новых знаний в систему знаний. |
Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного при выполнении заданий практико - ориентированного, познавательного и компетентстного характера. | -Ребята, вы заметили, о ком были сегодня задачи? (о ребятах нашего класса) Давайте ещё решим одну задачу (на повторение). С. 73 №7 |
XIII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. |
Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, соотнести поставленную цель и результаты, способствовать формированию самооценки своей деятельности. | -Какая тема была рассмотрена сегодня на уроке? (деление, задачи на деление) Учитель ещё раз повторяет задачи урока. –Достигли ученики тех целей, которые были поставлены? -Какое задание вам было интереснее всего выполнять? |