Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме: «Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд."»
Тема: «Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Сравнение величин»
Основные цели:
Метапредметные:
1) Сформировать опыт самостоятельного выполнения заданий, их самопроверки по образцу и подробному образцу, выявления и коррекции ошибок на основе установления их причины («что я не умею»).
2) Тренировать на основе применения эталонов умение анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать.
Предметные:
1) Тренировать умение вычитать в столбик двузначные числа с переходом через разряд.
2) Тренировать умение сравнивать величины.
Оборудование
1) Демонстрационные материалы:
Эталоны из курса «Мир деятельности», относящиеся к уроку – помощнику (уроку рефлексии) и эталон самопроверки по подробному образцу.
Д-13.1.1 Изображение листьев кувшинок, на которых – карточки:
Д-13.1.2 Изображение домика черепахи, дверь которого завалена камнями с карточками: «Было 67 пиявок», «Продал – 38 пиявок», «Осталось – ?». Дверь домика разрезана так, что может открываться;
Д-13.1.3 Образец выполнения СР № 1;
Д-13.1.4 Подробный образец выполнения СР № 1.
2) Раздаточный материал:
Р-13.1.1 Задания для выбора;
Р-13.1.2 Образец выполнения заданий для выбора;
Р-13.1.3 Подробный образец для самопроверки к с.р. № 2;
Р-13.1.4 Образец для дополнительных заданий.
3) Презентация: слайд 1-2.
Ход урока:
1. Мотивация к коррекционной деятельности
На доске пронумерованные эталоны сложения двузначных чисел с переходом через разряд по частям, вычитание двузначных чисел с переходом через разряд в столбик, сравнение величин.
Учитель за одну минуту до начала урока включает первый куплет песни из х/фильма «Приключения Буратино» до слов: «Скажите, как его зовут…»
– Как зовут героя этой песни? (Буратино.)
– Какой предмет в сказке помог Буратино добиться успеха? Откуда он взялся у Буратино? (Золотой ключик, который дала ему черепаха Тартилла.)
– Для каждого из вас она тоже приготовила золотой ключик, который поможет вам сделать ещё один шаг к успеху в изучении математики. Хотите знать, как он поможет вам? Почему? (Интересно; хотим добиться успехов в изучении математики;…)
– Тогда отравимся за ключиками к самой черепахе Тартилле.
Открыть на доске изображение листьев кувшинок с карточками и домик черепахи, который пока закрыт листом бумаги (Д-13.1.1., слайд 1):
Пока закрыто
– Чтобы попасть к черепахе Тартилле, нужно перейти по этим листьям кувшинок. Какие задания нужно выполнить по дороге? (Сравнение величин, вычитание чисел в столбик и с помощью графических моделей.)
– Почему мудрая Тартилла предложила вам именно эти задания? (Это темы наших последних уроков, нам надо их повторить…)
– Как правильно повторять, чтобы действительно сделать шаг к успеху в изучении математики? (Надо работать самостоятельно, проговаривать все правила, затем проверить себя по образцу, по подробному образцу, чтобы выяснить, есть ли трудности и т.д.)
– Это так, и я уверена, что вы успешно справитесь со всеми заданиями!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
– Что на первом листе? (Вычитание чисел с помощью графических моделей.)
– Для чего нам нужны модели? (Они помогают понять, как решаются примеры нового типа.)
– Каким правилом пользуемся, решая примеры с помощью графических моделей?
− Какой результат получается? (19 – один треугольник и 9 точек.)
– Поспешим на следующий лист. Назовите тип примера. Как он записан? (Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд, решение в столбик.)
– Решите пример 95 – 48, проговаривая вслух каждый шаг алгоритма.
Один у доски с комментированием, остальные – в тетради.
– Какой остался лист? (Сравнение величин.)
– Что нужно помнить при сравнении величин? (Сравнивать величины можно, если они выражены в одинаковых единицах измерения.)
– Какие единицы измерения нужно сравнить? (Единицы измерения длины – 5 дм и 8 см.)
– Как сравнить, если величины выражены в разных единицах измерения? (Нужно выразить их в одинаковых единицах измерения.)
– Какое соотношение единиц измерения длины нужно помнить? (1 дм = 10 см.)
– Сравните устно 5 дм и 8 см. Объясните решение. (5 дм = 50 см, 50 см 8 см, значит 5 дм 8 см)
– Вы прошли по всем листочкам, и это было подготовкой к главному испытанию, которое вам предстоит. Это…(Самостоятельная работа.)
– Как вы думаете, почему мудрая Тартилла дала вам именно эти задания перед самостоятельной работой? (Потому что в ней будут похожие задания, и нам нужно было их повторить.)
− Откройте рабочие тетради на стр. 27, выполните № 1. Сколько вы должны выполнить заданий? (четыре задания.)
− Время выполнения работы 5 минут.
− Стоп! Что необходимо сделать дальше? (Проверить себя по образцу.)
На доску вывешивается образец выполнения самостоятельной работы № 1 (Д-13.1.3, слайд 2):
– Как будете отмечать, правильно ли вы выполнили задание или нет? (Поставим «+» или «?».)
– Поднимите руку те, у кого есть ошибки в задании № 1 (№ 2, № 3, № 4)?
Учитель фиксирует на доске количество учащихся, допустивших ошибки в каждом из заданий:
№ 1 – … чел.
№ 2 – … чел.
№ 3 – … чел.
№ 4 − … чел.
3. Локализация индивидуальных затруднений.
− Вы сейчас проверили себя по образцу, что теперь вам необходимо сделать? (Надо проверить свою работу по подробному образцу.)
На доску вывешивается подробный образец выполнения каждого задания (Д−13.1.4, слайд 3-6):
−
−
−
+
54 п.
1) 18 + 19 = 37 (п.) в двух класса
2) 54 – 37 = 17 (п)
Ответ: в третьем классе 17 парт.
I
II
III
18 п.
19 п.
? п.
– Какие ошибки можно допустить при выполнении № 1? (Правило вычитания двузначных чисел с переходом через разряд с помощью графических моделей, можно было ошибиться в вычитании однозначного числа из двузначного, ...)
– Какие ошибки можно допустить в № 2? (Способ записи столбиком, алгоритм вычитания двузначных чисел с переходом через разряд, ...)
– В № 3? (Неправильно перевели (забыли перевести) одни единицы измерения длины в другие,…)
− В № 4? (…)
– Какие же правила (эталоны) были нарушены при выполнении заданий самостоятельной работы? (…)
– Нарушение конкретных правил – это и есть причина ваших ошибок.
– У кого всё верно?
4. Коррекция выявленных затруднений.
– Какова же цель тех, у кого нет ошибок? (Мы будем выполнять более сложные задания.)
− Какова цель тех, у кого есть затруднения? (Надо исправить ошибки.)
− Тем, кто не допустил ошибок в самостоятельной работе, я предлагаю выполнить дополнительные задания: в рабочей тетради, стр. 28, № 3 (РТ), № 6* (РТ), стр. 28.
Кто выявил затруднения в самостоятельной работе, исправьте свои ошибки.
Учащиеся самостоятельно исправляют свои ошибки. В случае возникновения затруднений учащиеся обращаются к учителю за помощью.
С целью тренировки можно предложить решить задания на карточках (Р-13.1.1):
В зависимости от количества ошибившихся учащихся на данные задания, работу можно организовать фронтально у доски или самостоятельно.
В случае самостоятельного выполнения заданий на тренировку проверка организуется по образцу (Р-13.1.2):
Результатом работы на данном этапе должно быть выполнение детьми работы над ошибками и закрепление способов действий, вызвавших затруднения, при выполнении заданий для тренировки.
5. Обобщение затруднений во внешней речи.
– Посмотрите на результаты самостоятельной работы. В каких заданиях возникло наибольшее количество затруднений? (...)
– Какие способы действий вы вспомнили, работая над ошибками? (…)
– Проговорите еще раз для всех указанные вами способы действий. (…)
– Что предлагаете делать дальше? (Выполнить ещё одну самостоятельную работу.)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по подробному образцу.
– Какие задания вы будете выполнять? (Подобные тем, в которых были допущены ошибки.)
– Как будете проверять вашу работу? (По эталону для самопроверки, результат отметим «+» или «?».)
На данном этапе учащиеся проверяют свои умения выполнять задания, которые на предыдущей самостоятельной работе вызвали у них затруднение. Они выполняют задания из самостоятельной работы № 2 (№ 2 (РТ), стр. 27), аналогичные тем, в которых допущены ошибки, и сопоставляют полученное решение с подробным образцом для самопроверки (Р-13.1.3):
−
−
−
+
85 д.
1) 27 + 39 = 66 (д.) за два года
2) 85 – 66 = 19 (д.)
Ответ: осталось построить 19 домов.
I
II
III
27 д.
39 д.
? п.
В это время дети, не допустившие ошибок, проверяют дополнительное задание по образцу (Р-13.1.4):
– Расскажите о своих успехах. Что вам удалось? (…)
7. Включение в систему знаний и повторение.
Решение задачи.
– Ну что ж, многие из вас преодолели трудности, и вы добрались до домика черепахи Тартиллы.
Открыть на доске изображение домика, которое было закрыто листом (Д-13.1.2, слайд 7):
– Но продавец пиявок Дуремар завалил дверь в её домик камнями. Что же делать? (Убрать камни, составив и решив задачу, которая на них записана.)
– Составьте задачу. (У Дуремара было 67 пиявок, 38 пиявок он продал. Сколько пиявок осталось у Дуремара?)
– Проанализируйте задачу. (В задаче известно, что у Дуремара было 67 пиявок, 38 он продал. Надо узнать, сколько пиявок осталось. Мы можем сразу ответить на вопрос задачи: чтобы узнать, сколько пиявок осталось, нужно из количества пиявок, которое у него было, отнять количество пиявок, которое он продал – ищем часть.)
– Какой приём вычислений вы используете при решении этой задачи? (Вычитание двузначных чисел по частям.)
– Как удобно посчитать? (В столбик.) Запишем решение задачи.
Один у доски, остальные – в тетради.
– Наконец вы можете увидеть Тартиллу.
Учитель снимает «камни» с доски и открывает дверцы домика, за ними – изображение черепахи.
8. Рефлексия деятельности на уроке.
– Она с радостью подарит вам ключики, но сначала расскажите ей, чему же был посвящён сегодняшний урок? (Мы исправляли ошибки по изученным темам.)
– Какие темы вы повторяли? (Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд, сравнение величин, …)
– Какова была цель сегодняшнего урока? (Доработать то, что ещё не совсем получалось.)
– Удалось ли достичь цели? Как? (…)
– Проговорите ещё раз те правила, в применении которых вы ошиблись. (…)