Конспект урока по математике в 4 классе
«Морское путешествие на остров Сокровищ». Обобщающий урок по теме «Сложение двузначных чисел с переходом через разряд»
Форма проведения: урок – путешествие с использованием интерактивной доски.
Цели: формирование познавательной деятельности на уроке математике, повторение, обобщение и закрепление имеющихся знаний учащихся.
Задачи:
1. Образовательная: повторить и систематизировать пройденный материал, закреплять навыки решения примеров на сложение, простых и составных задач., примеров.
2. Развивающая: повышать познавательную активность учащихся, развивать умения наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать; развивать внимание, логическое мышление; развивать математическую речь, память.
3. Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, умение работать в парах и группах, доброжелательность, взаимопомощь, целеустремленность, организованность, положительное отношения к учебе.
обучения.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- самостоятельная.
Оборудование урока: мультимедийный проектор; интерактивная доска; мультимедийная презентация «Остров сокровищ»; жетоны-мордашки для рефлексии; сундук с сокровищами, бутылка с запиской, таблички «SOS».
- Организационный момент.
- Актуализация знаний. Мотивация к уроку
Прозвенел звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети,
Хотят знать обо всем на свете.
С добрым утром! Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать,
А работать и считать!
- Тема нашего урока – сложение двузначных чисел с переходом через разряд. Звучит музыка «Шум прибоя». Ребята, вы слишите звуки? Вы их узнали. Правильно, это шум прибоя, крики чаек. У нас с вами сегодня необычный урок. Мы совершим с вами морское путешествие к острову Сокровищ. Слайд 2. Путешествие будет не близким, в пути нас ожидают всевозможные препятствия и различные открытия. Уверяю вас, что путешествие будет увлекательным и опасным, но справиться с этими опасностями помогут знания и умения, которые вы приобрели не только на уроках математики, но и на других уроках, а некоторые приобретёте сегодня.
- Во время нашего путешествия мы будем делать записи в наши бортовые журналы (рабочие тетради). В порту нас ждет корабль, на котором мы отправимся в путешествие.
- А без чего капитан корабля и команда не могут отправиться в путь? (Без карты, на которой обозначен маршрут). Слайд 3.
- Посмотрите на карту, какова наша конечная цель?
(Остров Сокровищ). - А что такое сокровища?
- Итак, вы готовы? Мы можем отправляться в путь?
- Семь футов под килем – счастливого пути, как говорят настоящие моряки.
- Когда моряки нуждаются в помощи, они подают сигнал бедствия «SOS». (У вас таблички на партах, и если вы не справляетесь с заданием, поднимаете сигнал «SOS».
- Пора отправляться в путь. Чтобы поднять якорь и отправиться в путешествие, вы должны ответить на мои вопросы.
- Уменьшаемое 10, вычитаемое – 6. Найдите разность и вы узнаете, сколько океанов на планете. Слайд 4
- Почему число 4 (оно однозначное)
- Вставьте пропущенное число, и вы узнаете, сколько морей на земном шаре. 53 … 55 Слайд 5
- Как называется число 54 (двузначное, какие разряды? Какой разряд обозначает число, которое стоит на первом месте справа?, на втором месте? Сколько в числе 54 десятков, единиц?
- Первое слагаемое 75, второе слагаемое – 6. Найдите сумму и вы узнаете, сколько китов на Земле. Слайд 6
- Как называется действие, которое вы сейчас выполнили? Сложение, сегодня на уроке мы будем много говорить о сложении.
- Уменьшаемое 32, вычитаемое – 22. Найдите разность и вы узнаете, сколько усатых китов обитает в океанах. Слайд 7
- А как называется это действие, которое вы сейчас выполнили? Вычитание, о вычитании будем подробно говорить на следующих уроках.
- Сколько интересной информации.
- Мы отплываем. Всем счастливого пути! Слайд 8 Откройте бортовые журналы, запишите число. Посмотрите, у нас на пути плавучая ледяная гора. Слайд 9 Кто знает, как она называется? (Айсберг). Высота над поверхностью воды может достигать до 70 м. При столкновении с ней корабль может получить повреждение. Чтобы этого избежать, надо быстро справиться с заданием. В таких ситуациях только слаженная работа всей команды поможет достичь успеха. (Учащиеся решают примеры устно и дают ответ).
- Мы не просто так решали эти примеры, умение решать такие примеры помогает нам выполнить сложение двузначных чисел. Попробуйте объяснить решение примера 37 + 18, используя прием разложения второго слагаемого на два слагаемых.
- Число 18 раскладываем на два слагаемых 3 и 15:
- 37 + 18 = 37 + (3 + 15) = 40 + 15 = 55
- А каким еще способом можно решить такой пример: (столбиком), кто-то решает, объясняет: Пишем числа столбиком: под десятками пишу десятки, под единицами единицы, начинаю складывать с единиц6 к 7 прибавить 8 будет 15, 5 пишу под единицами, 1 десяток запоминаю. Складываю десятки: 3 + 1 = 4 и 1 запоминал = 5, пишу под десятками. Получилось 55.
- Но наш штурман сбился с пути, кто-то решил примеры не до конца. Чтобы взять правильный курс, мы должны восстановить примеры. знаки – сложение или вычитание. Слайд 10
- Выполняют в тетради - кто-то на доске - оценка
- Незаметно мы приплыли на остров Задач. Слайд 11. На острове было очень красиво. Пока мы гуляли по острову, медузы окружили наш корабль и не отпустят, пока мы не решим их задачи. Слайд 12.
- Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал 13 окуней.
Рыбак Евсей – восемнадцать карасей.
А рыбак Михаил двух сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки
Наловили из реки? (13+18+2=33)
Ребята устно решают задачи).
- Ребята, с заданием мы справились, и медузы нас отпустили. Настало время передохнуть.
- Физкультминутка. Слайд 13
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою!
(Дети машут руками, словно крыльями, имитируя чаек)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй
(Плавательные движения руками)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
(Ходьба на месте)
Сядьте, дети, на песок,
Продолжаем наш урок.
(Садятся за парты)
- Сейчас мы с вами совершим экскурсию в подводный мир. Слайд 14 Наденем акваланги и отправимся в путь. А что такое акваланги? Все готовы? Погружаемся в воду. Давайте узнаем, кто живет на самом дне океана. Кого вы видите? Кто это?
Слайд 15,16,17
- Познакомимся с ними поближе - решим задачу о них: Слайд 18
- Посмотрите, кто живет на дне океана: осьминоги, каракатицы, морские звезды. Подробно об этих животных вы узнаете на уроке развития речи, а на уроке математики мы будем их считать. Решаем задачу.
- «Когда аквалангисты исследовали дно моря, то заметили 9 осьминогов, каракатиц на 12 больше, чем осьминогов, а морских звезд столько, сколько осьминогов и каракатиц вместе. Сколько морских звезд заметили аквалангисты?»
Предлагаю вам сделать в бортовых журналах краткую запись задачи.
О. – 9
К. - ?, на 12 больше
М. Звезды - ?
Один ученик пишет условие на доске, а все остальные в тетради, он же разбирает задачу, говорит решения, а все записывают в тетради самостоятельно.
- Можем ли мы с вами сразу ответить на вопрос задачи?
- Что нужно узнать сначала? Сколько было каракатиц. Как?
9шт.+12шт.=21шт. (каракатиц). - Как вычислить количество морских звезд? Что сказано о них в задаче?
- Значит, надо 9 шт.+21шт.=30шт. (м. звезд).
Ответ: 30 морских звезд заметили аквалангисты.
Закончилась наша подводная экскурсия. Поднимаемся на корабль, снимаем акваланги, а чтобы немного прийти в себя от подводного плавания, проведем гимнастику для глаз. Слайд 19
- Нам необходимо поторопиться, ведь наше путешествие еще не закончилось. Отправляемся дальше Что же у нас впереди?
- Посмотрите, по борту плывет бутылка. Слайд 20
- В таких запечатанных бутылках хранилась информация или просьба о помощи. Распечатаем её?
Распечатываем бутылку, в ней домашнее задание. (Дети в дневниках записывают домашнее задание)
- Наше путешествие подошло к концу. Мы прибыли с вами на остров. Слайд 21,22. Можно забирать сокровища.
- Как вы думаете, что находится в сундуке? (Деньги). Слайд 23
- Как вы думаете, а какое главное сокровище мы приобрели сегодня на уроке? Слайд 24
- В сундуке – памятки-закладки по решению примеров.
- Подведем итоги урока. Чем мы занимались сегодня на уроке?
- Я хочу отметить хорошую работу на уроке …. (выставление оценок за урок).
- Рефлексия. Ребята! Мы закончили свое путешествие. Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов, которые лежат у вас на партах. Слайд 25 Спасибо за урок. Молодцы!