Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме:«Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд».»
Тема: «Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд».
Основные цели:
Метапредметные:
1) Сформировать умение отличать подробный образец от образца и эталона, фиксировать цель
использования образца, подробного образца и эталона на разных этапах урока и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
2) Тренировать умение применять алгоритм выполнения домашнего задания и самооценки этого умения на основе применения эталона.
3) Тренировать умение фиксировать шаги первого этапа учебной деятельности.
Предметные:
1) Сформировать знания письменного приема вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.
2) Сформировать умение использовать письменный приём вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.
3) Тренировать умение вычитать с переходом через десяток, по общему правилу и из круглого, решать уравнения, решать задачи на нахождение целого и части.
Оборудование
1) Демонстрационный материал:
Д-13.1 Эталон вычитания по частям с переходом через десяток;
Д-13.2 Опорный сигнал вычитания двузначных чисел из круглого;
Д-13.3 Эталон общего приёма сложения и вычитания двузначных чисел;
Д-13.4 Опорный сигнал для распознавания типа примера;
Д-13.5 Алгоритм вычитания двузначных чисел из круглого;
Д-13.6 Карточки для уточнения алгоритма урока;
Д-13.7 Опорный сигнал вычитания;
Д-13.8 Подробный образец выполнения СР.
2) Презентация: слайды 1-
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности:
– Какая цель стояла перед вами во время путешествия на прошлом уроке? (Найти короткий путь к острову. Это оказался удобный устный приём сложения двузначных чисел с переходом через разряд – по частям.)
– Сегодня вы продолжите изучать действия с двузначными числами.
– С чего начнете изучать новое?
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
– Откройте рабочие тетради на стр. 25 и выполните № 1.
− Что общего в примерах? (Во всех примерах вычитаемое однозначное число.)
− Какой пример лишний? (20 – 4, т.к. уменьшаемое круглое число.)
− Назовите способы вычитания чисел, которые использовались при выполнении заданий?
− А теперь выполните № 2 (РТ).
Учащиеся вычисляют самостоятельно, проверка проводится фронтально (86; 63; 40).
− Какой прием вычитания использовали при выполнении задания?
− Найдите закономерность и запишите следующий пример. (32 – 15.)
– Какие способы вычитания я выбрала для повторения? (По общему правилу, из круглого, с переходом через десяток.)
– Скажите, а что будет дальше? (Задание для пробного действия.)
– Что значит «задание для пробного действия»? (Это значит, что в нём что-то новое.)
– Зачем я вам его предлагаю? (Мы пробуем его выполнить, чтобы понять, чего мы не знаем.)
– Верно. Проанализируйте примеры в № 3 (а) (РТ), стр. 25. Чем они похожи и чем отличаются? (Уменьшаемые одинаковые, в первом примере вычитаемое однозначное, а во втором – двузначное число.)
− Что еще интересного в этих примерах? (В уменьшаемых единиц меньше, чем в вычитаемом.)
− Попробуйте их решить.
− У кого нет результата? Что вы пока не можете сделать? (Я пока не могу найти разность таких чисел, в которых в уменьшаемых единиц меньше, чем в вычитаемом.)
− У кого есть результат, назовите правило по которому вы действовали.
− Что вы пока не можете сделать? (Я не могу назвать правила, по которому я действовал.)
– Напомните себе, что надо делать, когда человек зафиксировал трудность? (Надо остановиться и подумать.)
3. Выявление причины затруднения.
– Давайте думать. Какие числа вычитали? (Двузначные.)
– Вспоминайте общее правило вычитания двузначных чисел. (При вычитании двузначных чисел из десятков надо вычесть десятки, из единиц – единицы.)
– Что вам помешало это сделать? (Здесь в уменьшаемом не хватает единиц.)
– Что же в этом примере было для вас новым? (Мы не решали примеров, когда в уменьшаемом единиц меньше, чем в вычитаемом.)
Повесить на доску опорный сигнал для определения типа примера (Д-13.4):
– Молодцы! Вы обратили внимание на важную особенность этого примера, которая отличает его от предыдущих: в уменьшаемом не хватает единиц.
– Где вы уже встречались с таким случаем? (Когда из двузначного числа вычитали однозначное с переходом через десяток.)
– Здесь двузначные числа, поэтому говорят «с переходом через разряд».
– В чём же причина ваших затруднений? (Не знаем способа вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.)
4. Проблемное объяснение нового знания.
– Значит, какую цель вам надо перед собой поставить? (Узнать способ вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.)
– Назовите тему урока. (Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.)
– Определимся сначала со средствами. Какой инструмент вам понадобится, чтобы наглядно представить, как происходит переход через разряд? (Графические модели.)
– Какой способ записи будет необходим? (Запись в столбик.)
– А какие известные вам эталоны могут помочь? (Эталон вычитания двузначного числа из круглого.)
– Значит, этот эталон вы будете уточнять.
– А теперь спланируйте свою работу: в каком порядке вы будете двигаться к достижению цели. (Сначала решим пример с помощью графических моделей, потом в столбик, а затем уточним эталон вычитания двузначного числа из круглого.)
− Работать вы будете в группах с задание № 3 (б) (РТ), стр. 25.
После выполнения задания одна из групп озвучивает, как они работали, остальные группы дополняют и уточняют ответ.
– Вы действительно легко справились. Каким алгоритмом вы воспользовались? (Нужного алгоритма нет, мы воспользовались похожим алгоритмом вычитания двузначного числа из круглого.)
Открыть на доске алгоритм вычитания двузначного числа из круглого (Д-13.5):
– Что дальше по плану? (Надо уточнить этот алгоритм.)
– Посовещайтесь в группах и внесите уточнения в этот алгоритм.
Каждая группа представляет уточнения к алгоритму и указывает место этих уточнений. В ходе обсуждений согласовывается новый вариант и помещается на доску в указанное детьми место.
В итоге алгоритм должен принять примерно такой вид (Д-13.6):
– Каким будет опорный сигнал вычитания в столбик? (Надо заменить 0 карточкой , изображающей единицы.)
Учитель вносит изменения в опорный сигнал (Д-13.7):
– Как вы думаете, о чём всегда надо помнить при использовании этого приёма? Где возможна ошибка? (Число десятков уменьшается на 1, …)
– Молодцы! Вы действовали чётко по плану. Что вы можете сказать о достижении цели? (Мы достигли цели, но надо ещё научиться его применять.)
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
№ 1 (У), стр. 25.
Задание выполняется фронтально.
№ 2 (У), стр. 25.
Задание выполняется фронтально.
№ 3 (У), стр. 25.
Примеры первых двух столбиков выполняются у доски с комментарием, третий и четвертый столбик учащиеся выполняют в парах, с проверкой по подробному образцу (Д-13.8, слайд 1):
−
−
−
−
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по подробному образцу.
– Что ж, попробуйте свои силы в самостоятельной работе: № 4 (У), стр. 25.
– Прочитайте задание.
а) – Задание состоит из нескольких частей. Что надо сделать сначала? (Выбрать примеры на новый вычислительный приём.)
– Выполните эту часть задания самостоятельно, поставив в учебнике карандашом галочки рядом с выбранными вами примерами.
– Проверьте.
Открыть на доске образец к этой части задания (Д-13.9, слайд 2):
– Какие трудности возникли при выполнении? (Не обратили внимание на знак, не сравнили единицы, чтобы узнать тип примера.)
– Как вы действовали, выполняя поиск примеров на новый вычислительный приём? (Смотрели сначала на знак, затем сравнивали единицы. Если количество единиц уменьшаемого меньше, то ставили галочку.)
– Исправьте, у кого неверно были найдены примеры нового типа.
– Кто выполнил верно? Поставьте на полях учебника «+».
б) – Что надо сделать дальше? (Решить примеры на новый вычислительный приём.)
– Решите все выбранные примеры в тетради самостоятельно.
– Проверьте.
Открыть на доске подробный образец решения примеров (Д-13.10, слайд 3):
– Какие трудности возникли при решении примеров? (Забыли уменьшить число десятков на 1, …)
– Кто не ошибся? Поставьте на полях тетради ещё один «+».
– Что интересного в примерах заметили? (Цифры в уменьшаемых записаны по порядку от 9 до 4; вычитаемые идут в порядке уменьшения и т.д.)
– Какой пример будет следующим? (32 – 16.)
– Как записать ответ, не считая? (Проследить закономерность по ответам: количество десятков уменьшается на 2, а количество единиц – на 1, значит, ответ следующего примера – 16.)
7. Включение в систему знаний и повторение.
– Сегодня на уроке вы показали, что умеете работать по одному, в парах, а теперь ещё раз поработайте в группах.
– Какое, на ваш взгляд, главное умение при работе в группе? (Умение слушать, умение слышать друг друга и т.д.)
– Задания на повторение вы выполните в группах:
№ 7 (У) (а, б – одна задача по выбору), стр. 26;
№ 8, стр. 25.
Решение:
5 + х = 52 63 – х = 27
х = 52 – 5 х = 63 − 27
х = 47 х = 36
Проверку провести фронтально.
– Оцените свою работу в группе. Всё ли получилось? Какие были затруднения? (Трудно было договориться, что будем решать, …)
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Какую цель вы поставили на уроке? (Узнать способ вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.)
– Достигли цели? Докажите. (…)
– Какой способ решения придумали? (…)
– Что понравилось? (…)
– Что было трудно?
– Над чем еще надо поработать?
– Скажите, какие качества вам помогали, а какие мешали при работе в паре, в группе? (…)
Домашнее задание: правило, № 5 (У), стр. 26; № 4 (РТ), стр. 25. По желанию № 7 (У) (в).