kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики по теме:«Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок поможет сформировать знания письменного приема вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме:«Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд».»

Тема: «Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд».

Основные цели:

Метапредметные:

1) Сформировать умение отличать подробный образец от образца и эталона, фиксировать цель

использования образца, подробного образца и эталона на разных этапах урока и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

2) Тренировать умение применять алгоритм выполнения домашнего задания и самооценки этого умения на основе применения эталона.

3) Тренировать умение фиксировать шаги первого этапа учебной деятельности.

Предметные:

1) Сформировать знания письменного приема вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.

2) Сформировать умение использовать письменный приём вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.

3) Тренировать умение вычитать с переходом через десяток, по общему правилу и из круглого, решать уравнения, решать задачи на нахождение целого и части.

Оборудование

1) Демонстрационный материал:

Д-13.1 Эталон вычитания по частям с переходом через десяток;

Д-13.2 Опорный сигнал вычитания двузначных чисел из круглого;

Д-13.3 Эталон общего приёма сложения и вычитания двузначных чисел;

Д-13.4 Опорный сигнал для распознавания типа примера;

Д-13.5 Алгоритм вычитания двузначных чисел из круглого;

Д-13.6 Карточки для уточнения алгоритма урока;

Д-13.7 Опорный сигнал вычитания;

Д-13.8 Подробный образец выполнения СР.

2) Презентация: слайды 1-

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности:

– Какая цель стояла перед вами во время путешествия на прошлом уроке? (Найти короткий путь к острову. Это оказался удобный устный приём сложения двузначных чисел с переходом через разряд – по частям.)

– Сегодня вы продолжите изучать действия с двузначными числами.

– С чего начнете изучать новое?

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

– Откройте рабочие тетради на стр. 25 и выполните № 1.

Учащиеся вычисляют самостоятельно, проверка проводится фронтально (8; 7; 8; 6; 7; 12).

− Что общего в примерах? (Во всех примерах вычитаемое однозначное число.)

− Какой пример лишний? (20 – 4, т.к. уменьшаемое круглое число.)

− Назовите способы вычитания чисел, которые использовались при выполнении заданий?

− А теперь выполните № 2 (РТ).

Учащиеся вычисляют самостоятельно, проверка проводится фронтально (86; 63; 40).

− Какой прием вычитания использовали при выполнении задания?

− Найдите закономерность и запишите следующий пример. (32 – 15.)

– Какие способы вычитания я выбрала для повторения? (По общему правилу, из круглого, с переходом через десяток.)

– Скажите, а что будет дальше? (Задание для пробного действия.)

– Что значит «задание для пробного действия»? (Это значит, что в нём что-то новое.)

– Зачем я вам его предлагаю? (Мы пробуем его выполнить, чтобы понять, чего мы не знаем.)

– Верно. Проанализируйте примеры в № 3 (а) (РТ), стр. 25. Чем они похожи и чем отличаются? (Уменьшаемые одинаковые, в первом примере вычитаемое однозначное, а во втором – двузначное число.)

− Что еще интересного в этих примерах? (В уменьшаемых единиц меньше, чем в вычитаемом.)

− Попробуйте их решить.

− У кого нет результата? Что вы пока не можете сделать? (Я пока не могу найти разность таких чисел, в которых в уменьшаемых единиц меньше, чем в вычитаемом.)

− У кого есть результат, назовите правило по которому вы действовали.

− Что вы пока не можете сделать? (Я не могу назвать правила, по которому я действовал.)

– Напомните себе, что надо делать, когда человек зафиксировал трудность? (Надо остановиться и подумать.)

3. Выявление причины затруднения.

– Давайте думать. Какие числа вычитали? (Двузначные.)

– Вспоминайте общее правило вычитания двузначных чисел. (При вычитании двузначных чисел из десятков надо вычесть десятки, из единиц – единицы.)

– Что вам помешало это сделать? (Здесь в уменьшаемом не хватает единиц.)

Что же в этом примере было для вас новым? (Мы не решали примеров, когда в уменьшаемом единиц меньше, чем в вычитаемом.)

Повесить на доску опорный сигнал для определения типа примера (Д-13.4):


– Молодцы! Вы обратили внимание на важную особенность этого примера, которая отличает его от предыдущих: в уменьшаемом не хватает единиц.

– Где вы уже встречались с таким случаем? (Когда из двузначного числа вычитали однозначное с переходом через десяток.)

– Здесь двузначные числа, поэтому говорят «с переходом через разряд».

– В чём же причина ваших затруднений? (Не знаем способа вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.)

4. Проблемное объяснение нового знания.

– Значит, какую цель вам надо перед собой поставить? (Узнать способ вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.)

– Назовите тему урока. (Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.)

– Определимся сначала со средствами. Какой инструмент вам понадобится, чтобы наглядно представить, как происходит переход через разряд? (Графические модели.)

– Какой способ записи будет необходим? (Запись в столбик.)

– А какие известные вам эталоны могут помочь? (Эталон вычитания двузначного числа из круглого.)

– Значит, этот эталон вы будете уточнять.

– А теперь спланируйте свою работу: в каком порядке вы будете двигаться к достижению цели. (Сначала решим пример с помощью графических моделей, потом в столбик, а затем уточним эталон вычитания двузначного числа из круглого.)

− Работать вы будете в группах с задание № 3 (б) (РТ), стр. 25.

После выполнения задания одна из групп озвучивает, как они работали, остальные группы дополняют и уточняют ответ.

– Вы действительно легко справились. Каким алгоритмом вы воспользовались? (Нужного алгоритма нет, мы воспользовались похожим алгоритмом вычитания двузначного числа из круглого.)

Открыть на доске алгоритм вычитания двузначного числа из круглого (Д-13.5):















– Что дальше по плану? (Надо уточнить этот алгоритм.)

– Посовещайтесь в группах и внесите уточнения в этот алгоритм.

Каждая группа представляет уточнения к алгоритму и указывает место этих уточнений. В ходе обсуждений согласовывается новый вариант и помещается на доску в указанное детьми место.

В итоге алгоритм должен принять примерно такой вид (Д-13.6):















– Каким будет опорный сигнал вычитания в столбик? (Надо заменить 0 карточкой , изображающей единицы.)

Учитель вносит изменения в опорный сигнал (Д-13.7):







– Как вы думаете, о чём всегда надо помнить при использовании этого приёма? Где возможна ошибка? (Число десятков уменьшается на 1, …)

– Молодцы! Вы действовали чётко по плану. Что вы можете сказать о достижении цели? (Мы достигли цели, но надо ещё научиться его применять.)

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1 (У), стр. 25.

Задание выполняется фронтально.

2 (У), стр. 25.

Задание выполняется фронтально.

3 (У), стр. 25.

Примеры первых двух столбиков выполняются у доски с комментарием, третий и четвертый столбик учащиеся выполняют в парах, с проверкой по подробному образцу (Д-13.8, слайд 1):










6. Самостоятельная работа с самопроверкой по подробному образцу.

– Что ж, попробуйте свои силы в самостоятельной работе: 4 (У), стр. 25.

– Прочитайте задание.

а) – Задание состоит из нескольких частей. Что надо сделать сначала? (Выбрать примеры на новый вычислительный приём.)

– Выполните эту часть задания самостоятельно, поставив в учебнике карандашом галочки рядом с выбранными вами примерами.

– Проверьте.

Открыть на доске образец к этой части задания (Д-13.9, слайд 2):







– Какие трудности возникли при выполнении? (Не обратили внимание на знак, не сравнили единицы, чтобы узнать тип примера.)

– Как вы действовали, выполняя поиск примеров на новый вычислительный приём? (Смотрели сначала на знак, затем сравнивали единицы. Если количество единиц уменьшаемого меньше, то ставили галочку.)

– Исправьте, у кого неверно были найдены примеры нового типа.

– Кто выполнил верно? Поставьте на полях учебника «+».

б) – Что надо сделать дальше? (Решить примеры на новый вычислительный приём.)

– Решите все выбранные примеры в тетради самостоятельно.

– Проверьте.

Открыть на доске подробный образец решения примеров (Д-13.10, слайд 3):









– Какие трудности возникли при решении примеров? (Забыли уменьшить число десятков на 1, …)

– Кто не ошибся? Поставьте на полях тетради ещё один «+».

– Что интересного в примерах заметили? (Цифры в уменьшаемых записаны по порядку от 9 до 4; вычитаемые идут в порядке уменьшения и т.д.)

– Какой пример будет следующим? (32 – 16.)

– Как записать ответ, не считая? (Проследить закономерность по ответам: количество десятков уменьшается на 2, а количество единиц – на 1, значит, ответ следующего примера – 16.)

7. Включение в систему знаний и повторение.

– Сегодня на уроке вы показали, что умеете работать по одному, в парах, а теперь ещё раз поработайте в группах.

– Какое, на ваш взгляд, главное умение при работе в группе? (Умение слушать, умение слышать друг друга и т.д.)

– Задания на повторение вы выполните в группах:

№ 7 (У) (а, б – одна задача по выбору), стр. 26;

№ 8, стр. 25.

Решение:

5 + х = 52 63 – х = 27

х = 52 – 5 х = 63 − 27

х = 47 х = 36

Проверку провести фронтально.

– Оцените свою работу в группе. Всё ли получилось? Какие были затруднения? (Трудно было договориться, что будем решать, …)

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Какую цель вы поставили на уроке? (Узнать способ вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.)

– Достигли цели? Докажите. (…)

– Какой способ решения придумали? (…)

– Что понравилось? (…)

– Что было трудно?

– Над чем еще надо поработать?

– Скажите, какие качества вам помогали, а какие мешали при работе в паре, в группе? (…)

Домашнее задание: правило, № 5 (У), стр. 26; № 4 (РТ), стр. 25. По желанию № 7 (У) (в).


5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Кука Виктория Евгеньевна

Дата: 08.10.2018

Номер свидетельства: 480016


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства