Конспект урока математики по теме: «Вычитание двузначного числа из круглого: 40 – 28».
Конспект урока математики по теме: «Вычитание двузначного числа из круглого: 40 – 28».
Этот урок поможет систематизировать изученные способы сложения и вычитания чисел: по общему правилу, по числовому отрезку, по частям, с помощью свойств сложения и вычитания;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме: «Вычитание двузначного числа из круглого: 40 – 28».»
Тема: «Вычитание двузначного числа из круглого: 40 – 28».
Основные цели:
Метапредметные:
1) Тренировать умение фиксировать шаги первого этапа учебной деятельности.
2) Сформировать мотивацию к самостоятельному выполнению домашнего задания, умение применять алгоритм его выполнения и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
Предметные:
1) Сформировать умение вычитать двузначное число из круглого.
2) Актуализировать умение применять приём вычитания однозначного числа из круглого; тренировать умение записывать и решать примеры столбиком.
3) Тренировать умение самостоятельно анализировать и решать составные задачи
Оборудование
1) Демонстрационный материал:
Эталоны из курса «Мир деятельности».
Д-9.1 Образец выполнения задания из домашней работы;
Д-9.2 Карточка для обозначения нового вида примеров;
Д-9.3 Алгоритм вычитания из круглого числа однозначного;
Д-9.4 Опорный сигнал вычитания двузначного числа из круглого;
Д-9.5 Образец выполнения задания в парах;
Д-9.6 Образец выполнения первой части СР;
Д-9.7 Образец выполнения второй части СР.
2) Презентация: слайды 1-3.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности:
На доске все необходимые эталоны.
Показать прозрачную игрушку, по возможности привести в действие.
– Посмотрите на игрушку. Что в ней необычного? (Все детали видны, можно увидеть, как работает…)
– А что будет, если убрать одно колёсико? (Игрушка сломается, не сможет работать, двигаться.)
– Вот так же и знания человека состоят из маленьких «деталей-колёсиков». И только когда эти «детали» собраны вместе и не упущена ни одна, они начинают «действовать», их можно применить в жизни. Каждый наш урок и каждое новое знание, которое вы на нём получаете, являются такими «деталями», частями ваших знаний. Каким образом вы можете что-то узнать? (Только если сами выясним, какого знания не хватает, и сами построим способ.)
– И сегодня я предлагаю добавить к вашим знаниям ещё одну «деталь». Чтобы присоединить её к тем знаниям, которые у вас уже есть, вспомните, чему вы научились на прошлом уроке? (Вычитать однозначное число из круглого.)
– Сегодня вы продолжите учиться приёмам вычитания из круглого числа. С чего начнёте? (Повторим то, что необходимо.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
− А повторение начнем с проверки домашнего задания.
На доске образец выполнения задания № 7 из домашнего задания (Д-9.1, слайд 1):
− Что общего в примерах? (Во всех примерах вычитается однозначное число из круглых чисел.)
− Назовите, какими эталонами вы воспользуетесь при вычислении?
Учащиеся проговаривают эталон вычитания из круглого числа однозначного.
Учащиеся самостоятельно выполняют задние, и результаты записывают на планшетках. При необходимости проводится коррекция, и исправляются ошибки.
– Вы повторили всё, что необходимо. Что я выбрала для повторения? (Способ вычитания однозначного числа из круглого.)
– Что дальше? (Задание на пробное действие.)
− Выполните задание № 2 (а) (РТ).
− Что нового в задании? (Надо из круглого числа вычесть двузначное число.)
Повесить на доску карточку для обозначения нового вида примеров (Д-9.2):
– Что вы будете делать дальше? (Попробуем решить этот пример.)
– Пробуйте. Запишите решение и ответ примера на планшетке.
− У кого нет результата?
− В чем пока ваше затруднение? (Я пока не мог выесть из круглого числа двузначное число.)
− У кого есть ответ, назовите правило, которым вы воспользовались?
− Что вы пока не можете? (Я пока не могу назвать правило, по которому действовал.)
– Вы зафиксировали своё затруднение. Что делать дальше? (Подумать, где и почему возникло затруднение.)
3. Выявление причины затруднения.
– Какое действие выполняли в этом примере? (Вычитание из круглого числа двузначного числа.)
– Расскажите, как вы действовали, и в каком месте не было уверенности, что вы действуете правильно. ( Мы воспользовались эталоном вычитания однозначного числа из круглого: … Засомневались при вычитании десятков …)
– Почему же возникло затруднение у кого-то при решении примера, а у кого-то в названии правила? (Я не знаю, как вычесть двузначное число из круглого.)
4. Проблемное объяснение нового знания.
– Какова же цель урока? (Узнать, как вычитать из круглого числа двузначное число.)
– Как назовём урок? (Вычитание двузначного числа из круглого.)
– Какой известный вам эталон следует уточнить, чтобы построить способ вычитания двузначного числа из круглого? (Эталон вычитания однозначного числа из круглого.)
– Какие инструменты, приёмы вам необходимы, чтобы сделать правильный вывод? (Графические модели, запись в столбик.)
– Спланируйте свою дальнейшую работу. (Решить пример с помощью графических моделей, затем решить его в столбик, вывести правило.)
− Для реализации, поставленной цели предлагаю поработать в группах и выполнить № 2 (б) (РТ), стр. 18.
Учащиеся выполняют задание в группах, по окончании, вывешивают результат (правило) на доску, одна из групп озвучивает ход выполнения задания, остальные работаю на дополнение и уточнение.
В результате обсуждения на доску вывешивается новый алгоритм и опорная схема вычитания из круглого числа двузначного числа (Д-9.3; Д-9.4)
Если есть пособие «Построй свою математику», учитель раздаёт детям соответствующий лист.
– Цели достигли? (Да. Теперь мы знаем способ вычитания двузначного числа из круглого.)
– Всё?! (Нет, надо научиться использовать способ.)
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
№ 1 (У), стр. 18.
Задние выполняется фронтально с проговариванием во внешней речи.
Задание № 2 (У), стр. 18 выполняется аналогично.
№ 3 (У) предложить выполнить в парах с дальней шей проверкой по образцу (Д-9.5, слайд 2):
Каждая пара должна записать в тетради примеры. Каждая пара должна решить и затем рассказать ход решения первого примера, а ответ второго – угадать, поняв и объяснив закономерность. Затем надо проверить ответ второго примера, объяснив ход его решения.
– Проверим.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
– Молодцы, хотите проверить свои силы в самостоятельной работе? (Да.)
– Какой приём был для вас новым на сегодняшнем уроке? (Вычитание двузначного числа из круглого.)
– Выполните № 4 (У) на стр. 18. Прочитайте задание. (Выбери и реши примеры на новый вычислительный приём.)
– Записывать примеры будете в столбик.
1) – Задание состоит из двух частей. Что надо сделать сначала? (Выбрать примеры на новый вычислительный приём.)
– Выполните эту часть задания самостоятельно, поставив в учебнике галочки карандашом рядом с выбранными вами примерами.
– Проверьте.
Открыть на доске образец к этой части задания (Д-9.6, слайд 3):
– Какие трудности возникли при выполнении? (Не обратили внимание на знак, не увидели, что уменьшаемое – круглое число, …)
– Как вы действовали, выполняя поиск примеров на новый вычислительный приём? (Мы сначала смотрели на знак – «–», затем выясняли, является ли уменьшаемое круглым числом, после этого смотрели на вычитаемое – оно должно быть двузначным числом. Если все условия соблюдались, то ставили галочку, так как пример типа.)
– Исправьте, у кого неверно были найдены примеры нового типа.
– У кого всё получилось? Поставьте себе «+».
2) – Что нужно сделать теперь? (Решить примеры на новый вычислительный приём.)
– Решите в тетради примеры на новый вычислительный приём, записывая столбиком, самостоятельно.
– Проверьте.
Открыть на доске эталон решения примеров (Д-9.7, слайд 3, анимация):
– Какие трудности возникли при решении примеров? (Забыли, что заняли 1 десяток, поэтому не уменьшили количество десятков на 1, …)
– У кого всё получилось? Нарисуйте на полях тетради еще один «+». Молодцы!
7. Включение в систему знаний и повторение.
– Вы отлично поработали с примерами на новый вычислительный приём, а теперь можно заняться … (Повторением.)
№ 3 (РТ), стр. 18.
Задание может выполняться по вариантам с последующей проверкой.
№ 7, стр. 17.
Задание выполняется у доски.
16 + 14 (д.)
Уместилось Осталось
28 (д.) ?
Решение:
16 + 14 = 30 (д.) – было в часах
30 – 28 = 2 (д.)
Ответ: 2 детали оказались «лишними».
– Прочитайте задачу.
– Проведите анализ задачи. (В задаче известно, что в папиных часах 16 колёсиков и 14 маховичков. После того, как сын разобрал и вновь собрал часы, в корпус уместилось 28 колёсиков и маховичков. Надо узнать, сколько осталось «лишних» деталей. Чтобы ответить на вопрос задачи, надо из общего количества деталей вычесть количество деталей, которые уместились после Алёшиной сборки, так как ищем часть. Сразу не можем ответить на вопрос задачи, так как не знаем, сколько деталей было в часах сначала, т.е. не знаем целого. А это мы можем узнать, прибавив к количеству колёсиков количество маховичков.)
– Расскажите план решения задачи. (Первым действием мы узнаем, сколько колёсиков и маховичков было в часах сначала, затем ответим на вопрос задачи.)
– Запишите решение задачи в тетради.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Итак, сегодня на уроке к вашим знаниям добавилась ещё одна маленькая «деталь». Какая? (Мы научились вычитать двузначное число из круглого.)
– Каков же способ вычитания двузначного числа из круглого? (Т.к. в уменьшаемом 0 единиц, занимаем 1 десяток из разряда десятков. Дробим его на 10 единиц. Затем вычитаем по общему правилу: десятки вычитаем из десятков, единицы из единиц.)
– У кого возникли затруднения? Удалось ли их преодолеть? Как?
– Над чем ещё надо поработать?
– Кому всё удалось?
– Оцените свою работу. Расскажите коротко, как вам удалось получить новое знание? (Мы пробовали решить пример, способ решения которого не знали. У нас не получилось. Мы подумали, почему не получилось, выбрали средства, построили план и построили способ…)
Домашнее задание: правило, № 5 (У), стр. 19; № 8 (У), стр. 19, по желанию № 10* (У), стр. 19.