Конспект урока математики по теме «Сравнение, сложение и вычитание именованных чисел».
Конспект урока математики по теме «Сравнение, сложение и вычитание именованных чисел».
Данный урок поможет сформировать умение переводить единицы измерения длины из метров и дециметров в дециметры и наоборот; сравнивать, складывать и вычитать именованные числа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме «Сравнение, сложение и вычитание именованных чисел».»
Тема: «Название и запись трёхзначных чисел».
Основные цели:
Метапредметные:
1) Сформировать умение применять простейшие приемы управления своим эмоциональным состоянием и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
2) Сформировать умение применять алгоритм исправления ошибок в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
3) Сформировать умение отличать подробный образец от образца и эталона, фиксировать цель
использования образца, подробного образца и эталона на разных этапах урока и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
4) Тренировать умение применять алгоритм выполнения домашнего задания и самооценки этого умения на основе применения эталона.
5) Тренировать умение фиксировать шаги первого этапа учебной деятельности.
Предметные:
1) Сформировать умение читать и записывать трёхзначные числа (и соответствующие единицы длины), выражать их в разных единицах счёта (измерения).
2) Тренировать навыками устного счёта.
3) Тренировать умение анализировать и решать составные задачи на нахождение целого.
Оборудование
1) Демонстрационный материал:
Эталоны по курсу «Мир деятельности»
Д-21.1 Изображение Дюймовочки и три цветка, вырезанные из бумаги, на которых:
Д-21.2 Опорный сигнал из урока 2-1-18;
Д-21.3 Усовершенствованный эталон;
Д-21.4 Образец выполнения самостоятельной работы.
2) Презентация: слайды 1-2.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
– Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о ком оно.
«Крошечная девочка, я сошла с цветка.
Жизнь казалась дивною в алых лепестках.
Много испытаний трудных я прошла,
Ласточку весеннюю от беды спасла.
День настал, и ласточка с холодных берегов
Унесла меня в край эльфов и цветов».
– Узнали, кто эта девочка? (Это Дюймовочка.)
– Да, сегодня гостья нашего урока – Дюймовочка.
На доске появляется изображение Дюймовочки и трёх цветов вокруг неё (Д-21.1, слайд 1, анимация):
– Действительно, Дюймовочка спасла ласточку от верной гибели холодной зимой. Какими качествами должна обладать крошечная девочка, совершившая такой поступок? (Добротой, мужеством, терпением, …)
– В конце урока вы попробуете сказать, в какие моменты вам были необходимы эти качества. А какие качества необходимы для успешной работы на уроке? (Терпение, настойчивость, целеустремлённость, активность, быть в рабочем настроение…)
– Старайтесь развивать в себе эти качества.
– Посмотрите ещё раз на героиню нашего урока. Дюймовочка, как всегда, в окружении цветов. Что вы видите на цветах? (Названия единиц счёта и единиц измерения длины.)
– Как вы думаете, каким числам будет посвящён сегодняшний урок? Как вы догадались? (Трёхзначным, так как в них есть разряды и сотен, и десятков, и единиц.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
– Повторим необходимые вам знания. Посмотрите, на цветочках есть единицы счеты и единицы измерения длины. Дюймовочка сказала, что ей интересно, как вы умеете работать с величинами. Почему, как вы думаете, её это интересует? (Её имя произошло от названия единицы измерения длины – дюйма, которая используется в Англии.)
− Откройте рабочие тетради на стр. 39, выполните № 1 (РТ). Прочтите задание, что вы должны сделать? (Выразить числа и величины в указанных единицах измерения.)
Учащиеся выражают числа и величины самостоятельно, проверка проводится фронтально.
Решение:
4 д 6 е = 46 е 2 с 5 д = 25 д 3 с = 300 е
4 дм 6 см = 46 см 2 м 5 дм = 25 дм 3 м = 300 см
− Что вы замечаете?
− Нарисуйте графические модели.
Задание выполняется на доске.
– Это всё, что вам сегодня необходимо. Что вы повторили? (Перевод единиц измерения длины и единиц счёта, составление графических моделей.)
– Что предлагаете делать дальше? (Выполнить задание для пробного действия.)
– Для пробного действия я вам предлагаю выполнить № 2 (РТ) (а)
− Кто не смог выполнить задание, что вы не смогли сделать? (Я не смог выразить число в единицах.)
– И что же делать? (Остановиться и подумать над причиной затруднения.)
3. Выявление причины затруднения.
– Какое задание вы выполняли? (Надо было выразить число в единицах.)
– Сколько разрядов должно быть в записи последнего числа? (Три разряда.)
– А что же в этом задании было для вас новым? (Надо было записать трёхзначное некруглое число.)
– Верно, вам надо было записать трёхзначное число, в котором есть единицы всех разрядов: и единиц, и сотен, и десятков. Так почему же возникло затруднение? В чём причина? (Нам неизвестен способ записи трёхзначных некруглых чисел.)
4. Проблемное объяснение нового знания.
– Значит, какова цель вашей дальнейшей работы? (Узнать, как записывать трёхзначные некруглые числа.)
– А как будет называться урок? (Запись трёхзначных чисел.)
– Верно, но не только запись, но и название трёхзначных чисел.
Записать тему на доске: «Название и запись трёхзначных чисел».
– Теперь надо выбрать инструменты (средства) для построения нового знания. Найдите в своих опорных конспектах (или в пособии «Построй свою математику») эталон, который показывает последовательность разрядов в записи трёхзначных чисел, и покажите его.
После показа детьми учитель вывешивает соответствующий эталон (из урока 2-1-18) на доску (Д-21.2):
– Как вы считаете, на что ещё следует опереться при выборе способа записи трёхзначных чисел, чтобы было наглядно видно? (На графические модели, …)
– Итак, какие средства выбрали? (Эталон последовательности разрядов и графические модели.)
– Цель сформулировали, тему определили, средства выбрали. Что дальше? (Начинаем действовать.)
– Вернемся к заданию. Прочитайте число. (3 с 5 д 2 е.)
– Какое ещё средство для построения нового знания вы выбрали? (Графические модели.)
– Нарисуйте в тетради графическую модель данного числа.
Один учащийся выкладывает модель числа на доске (с помощью магнитов и пособия «Треугольники и точки»):
– Пользуясь графической моделью, определите, сколько в этом числе сотен и единиц. (3 сотни оставляем неизменными. В одном десятке – 10 единиц, значит, в 5 десятках – 50 единиц да ещё 2 единицы, получается 3 сотни 52 единицы.)
Учитель убирает букву «д» и соединяет карточки с цифрами:
– Запишем. (3 с 5 д 2 е = 3 с 52 е.)
Один работает у доски.
Далее аналогичная работа по представлению числа в десятках и единицах: 3 с 5 д 2 е = 3 с 52 е = 35 д 2 е.
– А теперь выразите это число только в единицах. Какие буквы я должна убрать? (Все, а карточки с цифрами сблизить.)
Учитель убирает на доске наименования единиц и сближает карточки с цифрами:
– Что показывает каждая цифра в записи числа? (3 – разряд сотен, 5 – разряд десятков, 2 – разряд единиц.)
– Как же читают трёхзначные числа? (Сначала называют сотни, а потом число, выраженное двумя последними цифрами.)
– Молодцы! А теперь порадуем нашу гостью Дюймовочку, выразив это число в различных единицах измерения.
Один у доски с комментированием, остальные – в тетрадях.
(3 м 5 дм 2 см = 3 м 52 см = 35 дм 2 см = 352 см.)
– Вы достигли поставленной цели? Докажите. (Да, мы узнали, записывать и называть трёхзначные числа.)
– И не только. Вы теперь умеете выражать трёхзначные числа в разных единицах счёта и единицах измерения. Посмотрите, я усовершенствовала наш эталон (Д-21.3):
– Чем он вам поможет? (По нему ясно, что сотни соотносятся с метрами, десятки – с дециметрами, единицы – с сантиметрами. Кроме того, этот эталон поможет выражать числа в разных единицах счёта и единицах измерения.)
– Что предлагаете делать дальше? (Надо выполнить различные задания, чтобы потренироваться,...)
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
№ 2 (У) (первое число), стр. 40
Выполняется на доске с комментированием.
2 с 4 д 5 е = 2 с 45 е = 24 д 5 е = 245
№ 3 (У) (первое число), стр. 40
Выполняется на доске с комментированием.
589 = 5 с 8 д 9 е
№ 4 (У) (три числа), стр. 40
Задание выполняется устно.
№ 5 (У) (а, б), стр. 40
Задание выполняется устно.
№ 6 (У) (а, в), стр. 41
Задание выполняется устно.
№ 7 (У) (первое число), стр. 41
Выполняется на доске с комментированием.
828 см = 8 м 2 дм 8 см
№ 8 (У) (первое число), стр. 41
Выполняется на доске с комментированием.
4 м 2 дм 8 см = 428 см
– Вы достаточно потренировались. Что необходимо сделать дальше? (Проверить, насколько хорошо мы поняли новую тему.)
– Что для этого надо сделать? (Выполнить самостоятельную работу.)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Открыть на доске образец для самопроверки (Д-21.4, слайд 2):
– Какие затруднения возникли? С чем они связаны? (…)
– У кого нет ошибок?
– Что делать ребятам, у которых возникли затруднения? (Они должны понять причину ошибки и отработать эти задания.)
– А если всё равно не получается? (Мы должны им помочь, …)
– Какие качества проявляют люди, когда бескорыстно предлагают другим свою помощь? (Доброту,…)
7. Включение в систему знаний и повторение.
– Займёмся теперь… (Повторением.)
№ 9 (б), стр. 41
Задание:
У мишки в двух бочонках 75 л мёда. В первом бочонке – 28 л. На сколько литров больше мёда во втором бочонке, чем в первом?
Решение:
1) 75 – 28 = 47 (л) – во втором бочонке;
2) 47 – 28 = 19 (л).
Ответ: на 19 литров во втором бочонке больше, чем в
первом.
– Выполним № 9 (б) на стр. 41. Прочитайте задачу.
– Проведите анализ задачи. (В задаче известно, что в двух бочонках 75 литров мёда. В первом бочонке – 28 литров. Надо узнать, на сколько литров больше мёда во втором бочонке, чем в первом. Чтобы ответить на вопрос задачи, надо из большего количества мёда в одном из бочонков вычесть меньшее количество мёда в другом бочонке, так как ищем разность. Сразу не можем ответить на вопрос задачи, так как не знаем, сколько литров мёда во втором бочонке. А это мы можем узнать: надо из количества мёда в двух бочонках вычесть количество мёда в первом бочонке, так как ищем часть.)
– Расскажите план решения задачи. (Первым действием узнаем, сколько литров мёда во втором бочонке, затем ответим на вопрос задачи.)
– Запишите решение задачи в тетрадь самостоятельно.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Какая цель была достигнута вами сегодня на уроке? (Мы научились читать и записывать трёхзначные числа.)
– Как читают трёхзначные числа? (Сначала называют сотни, а потом число, выраженное двумя последними цифрами.)
– Что обозначает каждая цифра в записи трёхзначного числа? (Первая слева – разряд сотен, следующая – разряд десятков и последняя – разряд единиц.)
– Над чем надо поработать, чтобы преодолеть оставшиеся затруднения?
– Оцените свою работу как работу ученика.
– О каких качествах человека мы говорили сегодня на уроке? (О доброте, терпении, …)
– В какие моменты урока вы можете проявлять терпение, доброту, … по отношению друг к другу? (Когда кто-то отвечает, надо терпеливо выслушивать, …)