Конспект урока математики по теме «Сотня. Счёт сотнями».
Конспект урока математики по теме «Сотня. Счёт сотнями».
Данный урок поможет сформировать представление о сотне как счётной единице, умения считать сотнями, обозначать различными способами круглые сотни, складывать их и вычитать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме «Сотня. Счёт сотнями».»
Тема: «Сотня. Счёт сотнями».
Основные цели:
Метапредметные:
Сформировать умение применять простейшие приемы управления своим эмоциональным состоянием и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
Предметные:
12) Тренировать умения складывать и вычитать двузначные числа, анализировать и решать задачи.
Оборудование
1) Демонстрационный материал:
Эталоны курса «Мир деятельности».
Д-18.1 Модель десятка в виде человечков;
Д-18.2 Карточка: счетная единица;
Д-18.3 Модель сотни;
Д-18.4 Карточка с опорным сигналом;
Д-18.5 Опорный сигнал для двузначных чисел: , к которому в ходе урока добавится карточка ;
Д-18.6 Образец работы в парах;
Д-18.7 Образец выполнения СР.
2) Раздаточный материал:
Р-18.1 Пособие «Треугольники и точки».
3) Презентация: слайды 1-
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
– На прошлом уроке была контрольная работа, с которой вы неплохо справились. Как вы думаете, сегодня на уроке вы вновь будете тренироваться или будет что-то новое? Объясните свою точку зрения. (Будет что-то новое, так как …)
– Верно. Значит, как мной будет организована ваша работа на уроке? (Сначала вы дадите задания на повторение необходимых знаний, потом будет предложено задание для пробного действия, …)
– Над какой большой темой вы работали в течение многих уроков? Да и контрольная работа тоже была посвящена этой теме. Какой? (Различные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел.)
– Какие инструменты помогали вам в том, чтобы разобраться в тех или иных случаях сложения и вычитания? (Графические модели.)
Вывесить на доску модель десятка в виде человечка (Д-18.1):
– Посмотрите, к нам в гости пришёл наш старый знакомый. Узнаёте? (Это Десяточек.)
– Что вы о нём знаете? (Десяток – это укрупнённая счётная единица, …)
Повесить над Десяточком карточку (Д-18.2):
счётная единица
– Наш урок сегодня будет посвящён счётным единицам. Более 2,5 тысяч лет назад китайский философ Сюнь-цзы сказал: «В учении нельзя останавливаться». И мы, следуя его мудрому совету, двинемся дальше и узнаем что-то новое именно о счётных единицах.
− С каким настроением вы начинаете работать?
− Что надо сделать, чтобы настроение было рабочим?
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
− Откройте рабочие тетради на стр. 36, в № 1 заполните первые две строки.
Учащиеся работают самостоятельно, проверка проводится фронтально.
Число в десятках
Графическая модель числа
Число в единицах
4 д
40
1 д 5 е
15
− А теперь выполните № 2, левый столбик.
Учащиеся работают самостоятельно, проверка проводится фронтально.
1 д + 2 д = 3 д
+
=
−
=
10 + 20 = 30
3 д – 2 д = 1 д
30 – 20 = 10
− Какие знания вам помогли выполнить задания?
– Следующим, какой будет задание? (Задание на пробное действие.)
– Скажите, а что мы обычно делаем перед выполнением задания для пробного действия? (Вспоминаем, что повторили.)
– Что же я выбрала для повторения? (Сложение и вычитание круглых чисел, о десятке, разряды двузначных чисел, изображение чисел в виде графических моделей.)
– Теперь готовы к выполнению задания для пробного действия? (…)
– А что в этом задании для вас ново, определите в ходе его выполнения.
– Ну что ж, продолжите заполнение таблицы в № 1 (РТ) самостоятельно.
– Проверим.
− У кого нет результата?
− В чем у вас затруднение? (Я пока не смог для чисел 10 д и 30 д составить графическую модель и записать эти числа в единицах.)
– Что делать, когда зафиксировано затруднение? (Подумать, почему не получилось.)
3. Выявление причины затруднения.
– Повторите ещё раз, в чём заключались два последних задания. (Надо было изобразить с помощью графических моделей и записать числом 10 десятков 30 десятков.)
– Почему же у вас возникло затруднение? (Я пока не знаю как 10 д и 30 д, записать в единицах, и какой будет графическая модель этих чисел.)
4. Проблемное объяснение нового знания.
– Итак, что же вам предстоит выяснить? (Узнать, как 10 д и 30 д, записать в единицах, и какой будет графическая модель этих чисел.)
– Может быть, кто-нибудь знает, как называется новый разряд? (Сто, сотня, …)
– Верно, поэтому тема нашего урока: «Сотня». Это старшая сестра нашего Десяточка. А как она выглядит – вам предстоит отгадать.
– Теперь я помогу вам продумать дальнейшую работу. Как вы получали укрупнённую единицу счёта – десяток? (Заменили треугольником 10 точек.)
– Вы сказали, что надо придумать более удобную графическую модель. Что предлагаете объединить? (Треугольники, обозначающие десятки.)
– Сколько треугольников надо объединить? Почему? (10 треугольников-десятков, так как раньше мы объединяли в один десяток 10 единиц.)
– Молодцы! Начинаем действовать.
– У вас на парте 10 десятков. Как удобно их расположить, чтобы они занимали как можно меньше места и все были видны? (Треугольником, …)
– Расположите.
– Как выглядит модель новой укрупнённой единицы? (Большой треугольник.)
Учитель вывешивает на доске модель сотни из пособия «Треугольники и точки» рядом со словом «модель», убрав знак вопроса. После этого на доску помещает изображение Сотенки рядом с Десяточком под карточкой «счетная единица» (Д-18.3):
– Что вы узнали о сотне? (Сотня – это счётная единица, она состоит из 10 десятков.)
Учитель вывешивает карточку (Д-18.4):
– Как записать число 100?
Учащиеся предлагают свои варианты. После согласования учитель открывает карточку полностью:
1 с = 10 д = 100
– Почему вы не смогли записать число 100? (Мы не знали о существовании еще одного разряда, …)
– Как называется этот разряд? (Разряд сотен.)
– Как дополнить опорный сигнал? (Добавить квадрат, изображающий сотни, слева от десятков.)
Учитель достраивает опорный сигнал: и убирает карточку «?» от карточки «разряд» (Д-18.5).
– Как удобно называть любое число, состоящее из трёх разрядов? (Трёхзначное.)
– Расскажите всё, что узнали о сотне. (Это укрупнённая счётная единица, состоит из 10 десятков или 100 единиц.)
– Скажите, какое самое большое двузначное число? (99.)
– Какое число следует за ним? (100.)
– Какое число предшествует сотне? (99.)
– Молодцы! Вам осталось задание с числом 30. Как построим графическую модель этого числа? (Если 10 десятков – это 1 сотня, то 30 десятков – это 3 сотни. Выложим 3 больших треугольника.)
– Запишите 30 десятков числом, выраженным в единицах. (300.)
Один работает у доски.
– Назовите, сколько ещё сотен может быть? (1с, 2 с, 3 с … до 9 с. А дальше нужна будет новая укрупнённая счётная единица.)
– Как еще можно назвать и записать круглые сотни? (100, 200, … 900.)
На доске появляется запись: 1 с 2 с 3 с 4 с 5 с 6 с 7 с 8 с 9 с
100 200 300 400 500 600 700 800 900
Счёт можно провести в виде физкультминутки: хлопки в ладоши, приседания и др.
– А как нам посчитать, сколько всего сотен составляют 10 д и 30 д? (Нужно сложить сотни.)
– Верно, и в этом вам помогут … (Графические модели.)
– Как будете действовать? (Выложим одну сотню, к ней прибавим 3 сотни, получим 4 сотни.)
− Выполните № 2 (РТ), правый столбик.
Один ребёнок работает у доски, а остальные – на партах:
– Что вам это напоминает? (Сложение и вычитание однозначных чисел. Только здесь в записи примера цифрами надо добавлять по два нуля.)
– Как же складывают и вычитают круглые сотни? (Как однозначные числа, только приписываем по два нуля.)
– Вот вы и узнали много нового о Сотенке. Чем предлагаете заняться дальше? (Надо потренироваться.)
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
№ 3 (У), стр. 34
Задание выполнить устно.
№ 5 (У), стр. 35
Задание из 1 и 2 столбика выполняется у доски с проговариванием, учащиеся работают в тетрадях.
Задания 3 и 4 столбика выполняются в парах с проверкой по образцу (Д-18.6, слайд 1):
– У вас здорово всё получилось. Хотите проверить себя: поняли ли вы, как складывают и вычитают сотни?
– Что для этого надо сделать? (Поработать самостоятельно.)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
– Выполните № 6 (У), стр. 35.
– Проверьте себя по образцу.
На доску вывешивается образец выполнения задания (Д-18.7, слайда 2):
– Какие возникли затруднения? (Не воспользовались правилом сложения и вычитания круглых сотен, не знаем счёта в пределах 10, …)
– Какое правило надо помнить? (Круглые сотни складывают и вычитают как однозначные числа.)
– У кого не было ошибок, поставьте себе «+».
7. Включение в систему знаний и повторение.
– Теперь повторим решение задач, а заодно посмотрим, где нам могут пригодиться новые знания.
№ 8 (У), стр. 35.
– Прочтите задачу.
– Какие вопросы можно поставить к этому условию? (Сколько детей отдыхают в двух лагерях? На сколько больше детей отдыхает в первом лагере, чем во втором?)
– Ответим на вопрос: «Сколько детей отдыхает в двух лагерях?». Проанализируйте задачу и решите устно. (В задаче известно, что в одном лагере 600 детей, в другом – 300. Чтобы ответить на вопрос задачи, надо сложить количество детей в обоих лагерях, т.к. ищем целое: 600 + 300 = 900 детей.)
– Самостоятельно запишите решение задачи с другим вопросом: «На сколько больше детей в первом лагере, чем во втором?».
– Где же вам пригодились новые знания? (При решении задачи.)
– Где ещё в жизни нам они могут пригодиться? (…)
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Скажите, почему героем сегодняшнего урока я выбрала Десяточка? (В сотне 10 десятков, …)
– Какова была цель вашей работы на уроке? (Узнать новый разряд и модель.)
– Достигли цели? Докажите. (…)
– Что вы узнали о сотне? (Сотня – это укрупнённая единица счёта, состоящая из 10 десятков и 100 единиц.)
– Какое правило сложения и вычитания круглых сотен вы узнали? (Круглые сотни складывают и вычитают как однозначные числа, только приписывают по два нуля.)
– Как графически обозначается сотня? (В виде большого треугольника.)