1) Сформировать опыт самостоятельного выполнения заданий, их самопроверки по образцу, выявления и коррекции ошибок на основе установления их причины («что я не умею»).
2) Тренировать на основе применения эталонов умение анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать.
Предметные:
1) Тренировать умение строить прямую с помощью линейки; использовать буквенные обозначения точек и прямых линий.
2) Тренировать умение записывать сложения и вычитания столбиком; складывать двузначные числа и двузначное число с однозначным, когда сумма является круглым числом.
Оборудование
1) Демонстрационные материалы:
Эталоны из курса «Мир деятельности», относящиеся к уроку – помощнику (уроку рефлексии).
Д-7(1).1 Цветик-семицветик (из отдельных лепестков);
Д-7(1).2 Опорный сигнал обозначения точки;
Д-7(1).3 Алгоритм построения и обозначения прямой;
Д-7(1).4 Общий алгоритм сложения и вычитания двузначных чисел;
Д-7(1).5 Алгоритм и опорный сигнал сложения двузначных чисел до круглого;
Д-7(1).6 Опорный сигнал для продолжения закономерности;
2) Раздаточный материал:
Д-7(1).1 Задания для выбора;
Д-7(1).2 Образец выполнения заданий по выбору;
Д-7(1).3 Образец для самопроверки к с.р. № 2;
Д-7(1).4 Образец выполнения дополнительных заданий.
3) Презентация: слайды 1-3.
Ход урока:
1. Мотивация к коррекционной деятельности:
Открыть на доске цветик-семицветик (Д-7(1).1, слайд 1):
На пяти лепестках:
62 + 8
36 + 14
73
51
1, 3, 5, …
На шестом с не цветной стороны – заклинание: «Лети, лети, лепесток, …». Седьмой лепесток – чистый.
– Посмотрите на доску. Что это? (Цветик-семицветик.)
– Из какой он сказки, и кто ее автор? (В. Катаев «Цветик-семицветик».)
– Вспомните, какое доброе дело помог совершить девочке Жене цветик-семицветик? (Вылечить мальчика.)
– И сегодня лепестки этого цветка, как в сказке, помогут вам преодолеть затруднения, которые остались с предыдущих уроков. Вспомните, когда лепестки совершали чудо? (Когда произносили заклинание.)
Учитель «срывает» лепесток с заклинанием.
– Сорвём один из лепестков и вспомним это заклинание.
Один ребёнок читает заклинание, остальные – хором вместе с ним.
(«Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг. Возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-моему вели.» Вели…)
– Что же вы пожелаете? (Помоги нам справиться с трудностями!)
– Скажите, а как вы это будете делать? Что будет на уроке? (Мы сначала повторим необходимый материал, потом напишем самостоятельную работу, проверим её по образцу и выясним, есть ли трудности, …)
– Посмотрите внимательно на лепестки цветка и скажите, какие же темы вы должны повторить? (Точка и прямая, сложение в пределах 100 до круглого, решение примеров в столбик, закономерности.)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
– Для начала повторим то, что вы знаете о прямой и точке.
Учитель «срывает» лепесток с изображением точки и прямой и прикрепляет его отдельно.
– Как правильно отметить точку? (Надо коснуться листа бумаги хорошо отточенным карандашом.)
– Как обозначить точку? (Заглавной латинской буквой.)
Повесить на доску эталон (Д-7(1).2):
– Что вы знаете о прямой? (Эту линию чертят по линейке, её можно продолжить в обе стороны до бесконечности, на прямой можно отложить отрезок любой длины.)
– Как начертить прямую? Вспомните алгоритм. (Надо плотно прижать линейку к листу и провести линию. Затем обозначить её латинскими буквами.)
Повесить на доску алгоритм (Д-7(1).3):
– Как можно обозначить прямую? (Одной маленькой латинской буквой или двумя большими латинскими буквами.)
– Где может находиться точка относительно прямой? (На прямой или вне её.)
– Молодцы! Вспомнили всё, что вам необходимо.
– Сорвём лепесток, на котором записан пример на вычитание в столбик.
Учитель «срывает» лепесток с примером 73 – 51, записанным в столбик, и вешает его под лепесток с точкой и прямой.
– Запишите этот пример в тетрадь.
Пример решается с комментарием с опорой на эталон.
– Каким эталоном вы пользовались? Покажите соответствующую страницу своих опорных конспектов.
Учитель вывешивает соответствующий эталон после показа его детьми (Д-7(1).4):
– Какие два лепестка вы можете «сорвать» сразу? Почему? (Лепестки с надписями «62 + 8» и «36 + 14», так как при сложении в обоих случаях получается круглое число, похожи способы вычислений.)
Учитель «срывает» лепестки с надписями «62 + 8» и «36 + 14» и вешает их под остальные лепестки.
– Запишем эти примеры в столбик и решим их, рассуждая по алгоритму (опорному сигналу).
Открыть на доске алгоритм и опорный сигнал (Д-7(1).5):
По одному у доски с объяснением, остальные – в тетрадях.
– Что еще необходимо повторить? (Закономерности.)
Вывесить эталон (Д-7(1).6):
– Восстановите по эталону, как надо действовать, чтобы обнаружить и продолжить закономерности. (Сравниваем первое и второе число и смотрим, как из первого числа получили второе. Затем проверяем своё предположение на втором и третьем числе. Если предположение верно, продолжаем закономерность.)
– Наступил момент проверить себя. Готовы?
Для самостоятельной работы учащимся предлагается выполнить в рабочих тетрадях № 1, стр. 15.
В это время учитель нумерует эталоны на доске.
– Время закончилось. Проверьте свои работы по образцу.
На доску вывешивается образец выполнения самостоятельной работы № 1 (Д-7(1).6, слайд 2):
– Зафиксируйте, правильно ли вы выполнили задания, знаками «+» и «?» на полях.
– Зачем вы проверяли свою работу по образцу? (Чтобы выяснить, есть ли затруднения.)
– Вы это выяснили? (…)
– Поднимите руку, у кого есть ошибки в первом (втором, третьем) задании.
Учитель записывает на доске количество учащихся, допустивших ошибки в каждом из заданий.
3. Локализация индивидуальных затруднений.
− Что должны сделать те, кто обнаружил, что есть ошибки? (Мы должны их исправить.)
− Ребята назовите, ваше место ошибки. (Ответы детей.)
− Какие правила могут быть нарушены при выполнении задания № 1? (Обозначение прямых, …)
− Те, у кого есть ошибки в № 1, определите, какое правило нарушено у вас.
− Какие правила могут быть нарушены в № 2? (Сложение по общему правилу, счёт в пределах 10, сложение двузначных чисел до круглого с помощью графических моделей, …)
− Те, у кого есть ошибки в № 2, определите, какое правило нарушено у вас.
− Какие правила могут быть нарушены в № 3? (Способ записи столбиком, алгоритм сложения двузначных чисел в случае, когда в сумме единиц получается 10, …)
− Те, у кого есть ошибки в № 3, определите, какое правило нарушено у вас.
Итак, где и почему у вас возникли ошибки? (Ответы детей.)
Кто получил верные ответы в самостоятельной работе № 1, сделаете вывод. (У нас нет затруднений, мы все хорошо усвоили.)
4. Коррекция выявленных затруднений.
− Поставьте цель своей дальнейшей работы.
Учащиеся, допустившие ошибки, ставят цель работать над затруднениями и исправить свои ошибки, учащиеся, не допустившие ошибки, ставят цель тренироваться в решении дополнительных заданий.
Далее учитель помогает учащимся, допустившим ошибки, построить план коррекционных действий.
− Теперь вам надо исправить свои ошибки и выполнить тренировочные задания, которые я вам предложу.
− Тем, кто не допустил ошибок в самостоятельной работе, я предлагаю выполнить дополнительные задания: в рабочей тетради, стр. 15, № 3*, № 4*.
Кто выявил затруднения в самостоятельной работе, исправьте свои ошибки.
Учащиеся самостоятельно исправляют свои ошибки. В случае возникновения затруднений учащиеся обращаются к учителю за помощью.
С целью тренировки можно предложить решить задания на карточках (Р-7(1).1):
В зависимости от количества ошибившихся учащихся на данные задания, работу можно организовать фронтально у доски или самостоятельно.
В случае самостоятельного выполнения заданий на тренировку проверка организуется по образцу (Р-7(1).2):
Результатом работы на данном этапе должно быть выполнение детьми работы над ошибками и закрепление способов действий, вызвавших затруднения, при выполнении заданий для тренировки.
5. Обобщение затруднений во внешней речи.
– Посмотрите на результаты выполнения самостоятельной работы. В каких заданиях возникло наибольшее количество затруднений? (Сложение двузначных чисел в столбик, с помощью графических моделей, ..)
– Давайте повторим, как надо действовать, чтобы эти затруднения снять? (Найти ошибки, вспомнить правило (алгоритм) и применить их, чтобы исправить ошибки.)
– Проговорите еще раз для всех соответствующие способы действий. (…)
Учащиеся проговаривают в громкой речи те способы действий, в которых было допущено наибольшее количество ошибок.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
На данном этапе учащиеся проверяют свои умения выполнять задания, которые на предыдущей самостоятельной работе вызвали у них затруднение. Учащиеся выполняют задания из самостоятельной работы № 2 (№ 2 (РТ), стр. 15), которые вызвали у них затруднения, и самостоятельно сопоставляют полученное решение образцом (Р-7(1).3):
В это время дети, не допустившие ошибок, проверяют дополнительное задание по образцу (Р-7(1).4):
– Расскажите о своих успехах. Что вам удалось? (…)
7. Включение в систему знаний и повторение.
– Хорошо отработав указанные темы, займёмся повторением.
– Откройте в учебнике № 8, стр. 15. Читаем задание.
Задание можно выполнить у доски или предложить выполнить учащимся в группах или парах с последующей фронтальной проверкой.
8. Рефлексия деятельности на уроке.
– Вспомните, какое желание мы все вместе загадали, срывая первый лепесток? (Преодолеть затруднения.)
– Когда возникли затруднения? (…)
– Исполнилось ли желание? Что сделали вы, чтобы желание исполнилось? (…)
− Что вам помогало в работе?
− Какие качества ученика вам были сегодня на уроке?
– Над чем надо поработать? (…)
– Оцените свою деятельность на уроке.
– У нас остался последний лепесток. Давайте посмотрим, что на нём.
«Сорвать» последний лепесток.
(Ничего, он пустой.)
– Этот лепесток исполнит желание каждого из вас. Для этого напишите своё пожелание на отдельном листе дома, а завтра утром отдайте листок мне. Но есть одно условие: это желание должно касаться уроков математики.