Конспект урока математики по теме «Решение задач».
Конспект урока математики по теме «Решение задач».
Урок поможет сформировать опыт самостоятельного выполнения заданий, их самопроверки по образцу и подробному образцу, выявления и коррекции ошибок на основе установления их причины («что я не умею»).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме «Решение задач».»
Тема: «Решение задач».
Основные цели:
Метапредметные:
1) Сформировать опыт самостоятельного выполнения заданий, их самопроверки по образцу и подробному образцу, выявления и коррекции ошибок на основе установления их причины («что я не умею»).
2) Сформировать умение применять алгоритм исправления ошибок в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
3) Формировать у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксации собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднения и т.д.).
Предметные:
1) Тренировать умения записывать, изображать с помощью графических моделей, сравнивать трёхзначные числа; представлять их в виде суммы разрядных слагаемых.
2) Тренировать умение выполнять действия с величинами.
Оборудование
1) Демонстрационные материалы:
Эталоны из курса «Мир деятельности», относящиеся к уроку – помощнику (уроку рефлексии) и эталон самопроверки по подробному образцу, алгоритм исправления ошибок.
Д−25.1 Изображение тучки, вырезанное из бумаги. С одной стороны тучка грустная, а с другой – весёлая;
Д−25.2 Четыре капельки, вырезанные из бумаги, на которых;
Д−25.3 Эталон сравнения трёхзначных чисел (из урока 2-1-24);
Д−25.4 Эталон представления числа в виде суммы разрядных слагаемых;
Д−25.5 Образец выполнения СР № 1;
Д−25.6 Подробный образец выполнения СР № 1.
2) Раздаточный материал:
Р−25.1 Задания для выбора;
Р−25.2 Образец выполнения заданий по выбору;
Р−25.3 Подробный образец для самопроверки к с.р. № 2;
Р−25.4 Подробный образец выполнения дополнительных заданий.
3) Презентация: слайды 1−
Ход урока:
1. Мотивация к коррекционной деятельности.
Учитель включает запись грустной мелодии.
– Какое настроение передано в этой музыке? (Грустное, печальное,…)
– Именно такое настроение у нашей сегодняшней гостьи.
Открыть на доске изображение грустной тучки, под ней – капельки с темами (Слайд 1):
– Это маленькая тучка, которая грустит от того, что закончилось лето, когда она была белым пушистым облачком. Теперь никто не любуется небом, никто не сравнивает её то с птицей, то с львёнком, как любят делать это летом все дети. Она соскучилась по общению с детьми и решила прийти к вам в гости. Тучка часто заглядывала к нам в окошко и видела, как на уроках математики вы начали изучать трёхзначные числа. Некоторые задания ей показались интересными. Какие это задания? (Изображение чисел с помощью графических моделей, запись чисел в виде суммы разрядных слагаемых, сравнение чисел, решение задач.)
– Давайте порадуем тучку и посвятим урок работе с подобными заданиями, а заодно проверим, есть ли трудности в понимании этих тем.
– А как должен быть построена работа, чтобы вы смогли это выяснить? (… Надо поработать самостоятельно, а потом проверить свою работу по образцу. Если трудности есть, надо понять их причину…)
– Что нужно сделать перед выполнением самостоятельной работы? (Повторить необходимое.)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
На доске все необходимые эталоны пронумерованы (Д−25.3, Д−25.4).
№ 1 (У), стр. 48.
Задание выполняется на доске с комментарием и в тетрадях.
№ 2 (У), стр. 48.
Задание выполняется фронтально, устно.
№ 3 (У), стр. 48.
Задание выполняется на доске с комментарием и в тетрадях.
№ 4 (У), стр. 48.
Задание выполняется на доске с комментарием и в тетрадях.
− Какой эталон вы использовали при выполнении задания?
№ 5 (У), стр. 48.
Задание выполняется на доске с комментарием и в тетрадях.
– Отлично! Я уверена, что вы с успехом справитесь с самостоятельной работой.
Для самостоятельной работы предлагается выполнить № 1 (РТ), стр. 45. Время выполнения ≈ 5–6 минут.
– Проверьте свои работы по образцу.
Открыть образец на доске (Д−25.5, слайд 2-3):
– Как вы зафиксируете правильность выполнения каждого задания? (Поставим «+» или «?».)
– Что помогли вам увидеть поставленные знаки? (Где есть трудности, а где всё получилось.)
– Поднимите руку, кто допустил ошибки в задании № 1 (№ 2, № 3).
Учитель фиксирует на доске количество человек, допустивших ошибки в каждом из заданий.
№ 1 – … чел.
№ 2 – … чел.
№ 3 – … чел.
3. Локализация индивидуальных затруднений.
− С какой целью вы будете сопоставлять свои работы с подробным образцом? (Чтобы выяснить, есть ли ошибки в ходе решения заданий и если есть, то увидеть где и почему возникли затруднения.)
На доску вывешивается подробный образец выполнения каждого задания (Д−25.6, слайд 4-6):
Проверка проводится фронтально во внешней речи.
– У кого всё верно?
– Какие правила можно нарушить в № 1? (…)
– Какие ошибки можно допустить при выполнении № 2? (...)
– Какие ошибки можно допустить в № 3? (...)
– Итак, в чём причина ваших ошибок? (…)
– Что же является причиной ваших ошибок? (Нарушение правил.)
4. Коррекция выявленных затруднений.
– Какова же цель тех, у кого нет ошибок? (Мы будем выполнять более сложные задания.)
«Для украшения сарафана маме потребовалось 3 м 4 дм тесьмы, а для украшения фартука – на
13 дм. Сколько всего тесьмы потребовалось маме?
13 дм = 1 дм 3 см
3 м 4 дм + 1 дм 3 см = 3 м 5 дм 3 см
Ответ: все потребовалось 3 м 5 дм 3 см тесьмы.
Результатом работы на данном этапе должно быть выполнение детьми работы над ошибками и закрепление способов действий, вызвавших затруднения, при выполнении заданий для тренировки.
5. Обобщение затруднений во внешней речи.
– Посмотрите на результаты самостоятельной работы. В каких заданиях возникло наибольшее количество ошибок? (...)
– Какие правила необходимо было применить при выполнении этих заданий? (…)
– Проговорите ещё раз для всех эти правила. (…)
– Что дальше делать тем, у кого при выполнении самостоятельной работы № 1 были трудности? (Выполнить ещё одну самостоятельную работу.)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учащиеся выполняют задания из самостоятельной работы № 2 (№ 2 (РТ), стр. 45), которые вызвали у них затруднения, и самостоятельно сопоставляют полученное решение с подробным образцом для самопроверки (Р−25.3):
. В это время дети, не допустившие ошибок, проверяют дополнительное задание по образцу (Р-25.4):
– Расскажите о своих успехах. Что вам удалось? (…)
− Над чем вам надо еще поработать?
Перевернуть тучку обратной стороной и снять капельки (желательно незаметно для детей во время выполнения ими самостоятельной работы).
– Тучка тоже рада вашим успехам. Посмотрите, как изменилось её настроение!
7. Включение в систему знаний и повторение.
№ 7 (У), стр. 49.
Предложить выполнить в парах, Пары могут выбрать любую задачу.
8. Рефлексия деятельности на уроке.
– Чему сегодня был посвящён урок? (Повторению и выявлению затруднений по темам:...)
– При выполнении, каких заданий были затруднения?
– Удалось ли их преодолеть? Как? (Выясняли причину ошибки, повторяли правило или алгоритм, выполняли работу над ошибками.)
– Какое личное достижение сегодняшнего урока вы бы отметили?
– Посмотрите ещё раз на нашу гостью. Что удалось нам сделать своей работой на уроке? (Улучшить ей настроение…)
– Что может сделать человек, если кому-то грустно? (Поддержать, развеселить,…)
– Настроение тучки улучшилось благодаря вашим успехам. Что вы можете сказать о том, кого радуют успехи других людей? (Такого человека можно назвать добрым, настоящим другом,…)
– Что вы пожелаете тучке? (Чтобы она не грустила об ушедшем лете, ведь впереди – весёлая сверкающая снежная зима.)