Интегрированный урок математики и химии по теме "Решение задач на растворы"
«Только из союза двоих работающих вместе и при помощи друг друга рождаются великие вещи».
Антуан де Сент-Экзюпери(слайд 2)
Цели урока:
1. Обобщить и закрепить теоретический материал из курса математики и химии:
А) выражение процентов в виде десятичных дробей;
Б) выражение десятичных дробей в процентах;
В) понятия: растворы, примесь, а также концентрация растворов (процентное содержание растворенного вещества в растворителе).
2. закрепить навыки решения расчетных задач по математике и по химии.
3. Развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов математики и химии.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, интегрированный урок.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный метод, проблемное изложение изучаемого материала, частично-поисковый, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
ТСО и наглядность: Химические препараты и посуда, мультимедиа проектор, раздаточный материал.
Ход урока
- Организационный момент:
Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку.
Учитель математики: Здравствуйте! Две науки – математика и химия призваны сегодня на урок, чтобы объединить свои усилия в решении задач, встречающихся в КИМ различного уровня: от тематического зачета до ЕГЭ в химии и математике.
Учитель химии: Здравствуйте, ребята! Мы с вами увидим, как математические методы решения задач помогают при решении задач по химии. Запишите число в тетрадях. А чтобы сформулировать тему урока, давайте проделаем небольшой эксперимент.
II. Актуализация.
(Наливаю в 2 хим. стакана воду, добавляю в оба одинаковое количество сульфата меди.) Что получилось? (Растворы). Из чего состоит раствор? (Из растворителя и растворённого вещества). А теперь добавим в один из стаканов ещё немного сульфата меди. Что стало с окраской раствора? (Он стал более насыщенным). Следовательно, чем отличаются эти растворы? (Массовой долей вещ-ва).
Учитель математики: А с математической точки зрения - разное процентное содержание вещества.
Итак, тема урока « Решение задач на растворы»
Какова цель нашего урока? (Рассмотреть алгоритм решения задач на растворы, познакомиться с приемами решения задач в математике и химии)
- Скажите, сможем ли мы достичь целей урока? (ответы детей)
- Я тоже надеюсь, что нам всем вместе удастся добиться успеха.
Учитель математики: Сегодня мы рассмотрим этот тип задач, но так как все они тесно связаны с химией, то мы и будем их рассматривать с позиций химии и математики. Вспомним, что такое растворы, поговорим об их значении в природе, жизни и деятельности человека. Вы ещё раз убедитесь, что те вещества, о которых пойдет речь в данной теме, очень важны в жизни, в необходимости изучения свойств этих веществ и действия их на организм. И поэтому все задания, все творческие сообщения ещё раз убедят вас в единстве природы, в необходимости познания её законов, в единстве всех школьных предметов.
III. Повторение основных понятий (устно)
Учитель математики: (слайд 3-7)
- Что в математике наз. пропорцией? (равенство двух отношений)
-Сформулируйте основное свойство пропорции(в верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних членов)
- Выразить проценты в виде десятичных дробей: 19 %, 5 %, 40%.
- Запишите в процентах десятичные дроби: 0.3; 0,25; 1,15.
- Выразите в виде обыкновенной дроби: 25%=25/100=1/4; 30%=30/100=3/10; 7%= 7/100.
-Вычислите: 20 % от 70,10 % от 1,8; 6 % от 20; х % от 7;
Учитель химии: (слайд 8-17)
– Что такое массовая доля растворенного вещества? (Отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора.)
– Вспомните формулу для вычисления массовой доли растворенного вещества и производные от нее (w = m (р.в.)/m (р-ра ) ; m (р.в.)= m (р-ра) ×w ; m (р-ра) = m (р.в.)/ w )
– По какой формуле можно рассчитать массу раствора? (m(р-ра) = m (р.в.) + m (р-ля)).
-Какие растворы на нашей кухне и в домашней аптеке вы знаете ?
I V. Фронтальная письменная работа
Задача №1(слайд 18-19)
К 60 г. соли добавили 100 г. воды. Определите содержание соли в растворе (содержимость соли в %).
Решение:
- найдем массу всего раствора: 60+100=160 (г)
- отсюда находим содержание соли в %: 160 г. -100%, 60 г. – х, х=60*100/160=37,5%
Ответ: в растворе 40% соли
Задача №2(слайд 20-21)
К 200г. 20% раствору соли добавили 60г. соли. Найдите концентрацию раствора.
Решение:
1) Находим массу соли в первом растворе:
200г. – 100%, х – 20%, х= 200*20/100 = 40г. соли
2) Найдем всю массу соли: 40+60=100г. соли во всем растворе
3) Находим массу нового раствора: 200+60=260г.
4) Найдем % концентрацию соли в конечном растворе:
260 – 100%, 100 – у, у=100*100/260=38,46%
Ответ: в новом растворе содержимость соли будет 38,46%.
Задача №3. (слайд 22)
К раствору, содержащему 40 г соли, добавили 200 г воды, после чего концентрация уменьшилась на 10%. Сколько воды содержал раствор и какова была его концентрация?
IV. Самостоятельная работа (Раздаются карточки)
Задача №1
Найдите концентрацию всего раствора, если к 200(г) 40% раствору добавили 300(г) 50% раствора этого вещества.
Решение: (удобно решать алгебраическим способом).
1. Найдем массу соли в каждом растворе:
I раствор – 200(г) – 40% - 200*0,40=80(г) соли.
II раствор – 300(г) – 50% - 300*0,50=150(г) соли.
Смесь: 500(г) - ? -
2. Найдем концентрацию всего раствора:
500(г) – 100%
230(г) - х-?
х=230*100:500=46% - соли содержится в новом растворе
Ответ: 46%
Задача №2.
Нужно приготовить 25% раствор серной кислоты, смешав 76% и 15% растворы. Сколько надо взять каждого раствора?
Решение: “Конверт Пирсона”:
76%
10 част.
76% раст.
25%
15%
51 част.
15% раст.
Ответ:
10 частей – 76% раствора
15 частей - 15% раствора.
Проверка:
(Открывается задняя сторона доски, ребята проверяют результаты работы своих соседей, совместно с учителями выставляют оценки)
V. Раздаются карточки с заданиями для самостоятельного решения на дом:
(задание дифференцированное, учащиеся сами выбирают, первые 3 задачи легкие, последние 4 - посложнее) (слайд 23-24)
1. К раствору, содержащему 40г. Соли, добавили 200г. воды, в результате чего концентрация уменьшилось на 10%. Сколько воды содержал раствор и каково его процентное содержание?
2. Имеется два раствора 30% и 3% перекиси водорода, нужно смешать их, чтобы получилось 12% раствор. Как их нужно взять в массовом отношении?
3. Если смешать 6 кг и 2 кг растворов серной кислоты разной концентрации, то получается 12% раствор кислоты. При смешивании двух одинаковых масс, тех же растворов, получается 15% раствор. Определить первоначальную концентрацию каждого раствора.
4. Сколько граммов воды и 6%-го раствора перекоси водорода надо добавить к 36 г 3%-го раствора перекиси водорода, чтобы получить 54г 5%-го раствора перекиси водорода?
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия (слайд 25-26)
Вернёмся к поставленным в начале урока целям. Какие из них вы выполнили? (дети отвечают) - Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданиями. Нам очень приятно было с вами работать.
Учитель химии.
– Посмотрите на содержание всех решенных сегодня задач. Что их объединяет? (Задачи на растворы.)
– Действительно, во всех задачах фигурируют водные растворы; расчеты связаны с массовой долей растворенного вещества; и если вы обратили внимание, задачи касаются разных сторон нашего быта.
Учитель математики.
– Посмотрите на эти задачи с точки зрения математики. Что их объединяет? (Задачи на проценты.)
При решении всех этих задач мы используем правило нахождения процента от числа.
Рефлексия.
«Сегодня на уроке я повторил…»
«Сегодня на уроке я узнал…»
«Сегодня на уроке я научился…»
Смогли ли вы выбрать наиболее подходящий для вас способ решения?
Будете ли вы использовать эти методы в дальнейшем и при решении заданий ЕГЭ?
Наш урок подошел к концу.
И мое настроение после урока
А свое настроение отметьте на полях тетради.
Спасибо за урок!
VII. Выставление оценок.