kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Решение задач на растворы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок математики и химии по теме "Решение задач на  растворы"

«Только из союза двоих работающих вместе и при помощи друг друга рождаются великие вещи».

                                                                   Антуан де Сент-Экзюпери(слайд 2)

Цели урока:

1. Обобщить и закрепить теоретический материал из курса математики и химии:

А) выражение процентов в виде десятичных дробей;
Б) выражение десятичных дробей в процентах;
В) понятия: растворы, примесь,  а также концентрация растворов (процентное содержание растворенного вещества в растворителе).

2. закрепить навыки решения расчетных задач по математике и по химии.

3. Развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов математики и химии.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, интегрированный урок.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный  метод, проблемное изложение изучаемого материала, частично-поисковый, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

ТСО и наглядность: Химические препараты и посуда, мультимедиа проектор, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организационный момент:

Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку.    

   Учитель математики:    Здравствуйте! Две науки – математика и химия призваны сегодня на урок, чтобы объединить свои усилия в решении задач, встречающихся в КИМ различного уровня: от тематического зачета до ЕГЭ в химии и математике.

Учитель химии: Здравствуйте, ребята! Мы с вами увидим, как математические методы решения задач помогают при решении задач по химии. Запишите число в тетрадях. А  чтобы сформулировать тему урока,  давайте проделаем небольшой эксперимент.

II.  Актуализация.

  (Наливаю в 2 хим. стакана воду, добавляю в оба одинаковое количество сульфата меди.) Что получилось? (Растворы).  Из чего состоит раствор? (Из растворителя и растворённого вещества). А теперь добавим в один из стаканов  ещё немного сульфата меди. Что стало с окраской  раствора? (Он стал более насыщенным). Следовательно, чем отличаются эти растворы? (Массовой долей вещ-ва).

Учитель математики: А с математической точки зрения - разное процентное содержание вещества.

Итак, тема урока  « Решение задач на растворы» 

Какова цель нашего урока? (Рассмотреть алгоритм решения задач на растворы, познакомиться с приемами решения задач в математике и химии)

- Скажите, сможем ли мы достичь целей урока? (ответы детей)

- Я тоже надеюсь, что нам всем вместе удастся добиться успеха.

Учитель математики: Сегодня мы рассмотрим этот тип задач, но так как все они тесно связаны с химией, то мы и будем их рассматривать с позиций химии и математики. Вспомним, что такое растворы, поговорим об их значении в природе, жизни и деятельности человека. Вы ещё раз убедитесь, что те вещества, о которых пойдет  речь в данной теме, очень важны в жизни, в необходимости изучения свойств этих веществ и действия их на организм. И поэтому все задания, все творческие сообщения ещё раз убедят вас в единстве природы, в необходимости познания её законов, в единстве всех школьных предметов.

III. Повторение основных понятий (устно)

Учитель математики: (слайд 3-7)

- Что в математике наз.  пропорцией? (равенство двух отношений)

-Сформулируйте основное свойство пропорции(в верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних членов)

- Выразить проценты в виде десятичных дробей:  19 %, 5 %, 40%.

- Запишите в процентах десятичные дроби: 0.3;  0,25; 1,15.

- Выразите  в виде обыкновенной дроби:   25%=25/100=1/4; 30%=30/100=3/10; 7%= 7/100.

 -Вычислите:  20 % от 70,10 % от 1,8; 6 % от 20; х % от 7; 

Учитель химии: (слайд 8-17)

– Что такое массовая доля растворенного вещества? (Отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора.)

– Вспомните формулу для вычисления массовой доли растворенного вещества и производные от нее (w = m (р.в.)/m (р-ра ) ; m (р.в.)= m (р-ра) ×w ; m (р-ра) = m (р.в.)/ w )

– По какой формуле можно рассчитать массу раствора? (m(р-ра) = m (р.в.) + m (р-ля)).

-Какие растворы на нашей кухне и в домашней аптеке вы знаете ?

I V. Фронтальная письменная работа

Задача №1(слайд 18-19)

К 60 г. соли добавили 100 г. воды. Определите содержание соли в растворе (содержимость соли в %).

Решение:

- найдем массу всего раствора: 60+100=160 (г)

- отсюда находим содержание соли в %: 160 г. -100%,   60 г. – х,  х=60*100/160=37,5%

Ответ: в растворе 40% соли

Задача №2(слайд 20-21)

К 200г. 20% раствору соли добавили 60г. соли. Найдите концентрацию раствора.

Решение:

1) Находим массу соли в первом растворе:

200г. – 100%,  х – 20%,     х= 200*20/100 = 40г. соли

2) Найдем всю массу соли: 40+60=100г. соли во всем растворе

3) Находим массу нового раствора: 200+60=260г.

4) Найдем % концентрацию соли в конечном растворе:

260 – 100%,   100 – у,  у=100*100/260=38,46%

Ответ: в новом растворе содержимость соли будет 38,46%.

Задача №3. (слайд 22)

 К раствору, содержащему 40 г соли, добавили 200 г воды, после чего концентрация уменьшилась на 10%. Сколько воды содержал  раствор и какова была его концентрация?

IV. Самостоятельная работа (Раздаются карточки)

Задача №1

Найдите концентрацию всего раствора, если к 200(г) 40% раствору добавили 300(г) 50% раствора этого вещества.

Решение: (удобно решать алгебраическим способом).

1. Найдем массу соли в каждом растворе:

I раствор – 200(г) – 40% - 200*0,40=80(г) соли.

II раствор – 300(г) – 50% - 300*0,50=150(г) соли.

Смесь: 500(г) - ? -

2. Найдем концентрацию всего раствора:

500(г) – 100%

230(г) - х-?

х=230*100:500=46% - соли содержится в новом растворе

Ответ: 46%

Задача №2.

Нужно приготовить 25% раствор серной кислоты, смешав 76% и 15% растворы. Сколько надо взять каждого раствора?

Решение: “Конверт Пирсона”:

76%

10 част.

76% раст.

25%

15%

51 част.

15% раст.

Ответ:

10 частей – 76% раствора

15 частей - 15% раствора.

Проверка:

(Открывается задняя сторона доски, ребята проверяют результаты работы своих соседей, совместно с учителями выставляют оценки)

V. Раздаются карточки с заданиями для самостоятельного решения на дом:

(задание дифференцированное, учащиеся сами выбирают, первые 3 задачи легкие, последние 4 - посложнее) (слайд 23-24)

1. К раствору, содержащему 40г. Соли, добавили 200г. воды, в результате чего концентрация уменьшилось на 10%. Сколько воды содержал раствор и каково его процентное содержание?

2. Имеется два раствора 30% и 3% перекиси водорода, нужно смешать их, чтобы получилось 12% раствор. Как их нужно взять в массовом отношении?

3. Если смешать 6 кг и 2 кг растворов серной кислоты разной концентрации, то получается 12% раствор кислоты. При смешивании двух одинаковых масс, тех же растворов, получается 15% раствор. Определить первоначальную концентрацию каждого раствора.

4. Сколько граммов воды и 6%-го раствора перекоси водорода надо добавить к 36 г 3%-го раствора перекиси водорода, чтобы получить 54г  5%-го раствора перекиси водорода?

VI.  Подведение итогов урока. Рефлексия (слайд 25-26)

Вернёмся к поставленным в начале урока целям. Какие из них вы выполнили?  (дети отвечают) - Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданиями. Нам очень приятно было с вами работать.

 Учитель химии.

– Посмотрите на содержание всех решенных сегодня задач. Что их объединяет?  (Задачи на растворы.)

– Действительно, во всех задачах фигурируют водные растворы; расчеты связаны с массовой долей растворенного вещества; и если вы обратили внимание, задачи касаются разных сторон нашего быта.

Учитель математики.

– Посмотрите на эти задачи с точки зрения математики. Что их объединяет?  (Задачи на проценты.)

При решении всех этих задач  мы используем правило нахождения процента от числа.

Рефлексия. 

«Сегодня на уроке я повторил…»

«Сегодня на уроке я узнал…»

«Сегодня на уроке я научился…»

Смогли ли вы выбрать наиболее подходящий для вас способ решения?

Будете ли вы использовать эти методы в дальнейшем и при решении заданий ЕГЭ?

Наш урок подошел к концу.

 И мое настроение после урока                       

А свое настроение отметьте   на полях тетради.

Спасибо за урок!

VII. Выставление оценок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему "Решение задач на растворы" »

Интегрированный урок математики и химии по теме "Решение задач растворы"

«Только из союза двоих работающих вместе и при помощи друг друга рождаются великие вещи».

Антуан де Сент-Экзюпери(слайд 2)

Цели урока:

1. Обобщить и закрепить теоретический материал из курса математики и химии:

А) выражение процентов в виде десятичных дробей;
Б) выражение десятичных дробей в процентах;
В) понятия: растворы, примесь, а также концентрация растворов (процентное содержание растворенного вещества в растворителе).

2. закрепить навыки решения расчетных задач по математике и по химии.

3. Развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов математики и химии.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, интегрированный урок.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный  метод, проблемное изложение изучаемого материала, частично-поисковый, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

ТСО и наглядность: Химические препараты и посуда, мультимедиа проектор, раздаточный материал.


Ход урока


  1. Организационный момент:

Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку.    

   Учитель математики:    Здравствуйте! Две науки – математика и химия призваны сегодня на урок, чтобы объединить свои усилия в решении задач, встречающихся в КИМ различного уровня: от тематического зачета до ЕГЭ в химии и математике.

Учитель химии: Здравствуйте, ребята! Мы с вами увидим, как математические методы решения задач помогают при решении задач по химии. Запишите число в тетрадях. А  чтобы сформулировать тему урока,  давайте проделаем небольшой эксперимент.

II. Актуализация.

  (Наливаю в 2 хим. стакана воду, добавляю в оба одинаковое количество сульфата меди.) Что получилось? (Растворы).  Из чего состоит раствор? (Из растворителя и растворённого вещества). А теперь добавим в один из стаканов  ещё немного сульфата меди. Что стало с окраской  раствора? (Он стал более насыщенным). Следовательно, чем отличаются эти растворы? (Массовой долей вещ-ва).

Учитель математики: А с математической точки зрения - разное процентное содержание вещества.

Итак, тема урока  « Решение задач на растворы» 

Какова цель нашего урока? (Рассмотреть алгоритм решения задач на растворы, познакомиться с приемами решения задач в математике и химии)

- Скажите, сможем ли мы достичь целей урока? (ответы детей)

- Я тоже надеюсь, что нам всем вместе удастся добиться успеха.


Учитель математики: Сегодня мы рассмотрим этот тип задач, но так как все они тесно связаны с химией, то мы и будем их рассматривать с позиций химии и математики. Вспомним, что такое растворы, поговорим об их значении в природе, жизни и деятельности человека. Вы ещё раз убедитесь, что те вещества, о которых пойдет речь в данной теме, очень важны в жизни, в необходимости изучения свойств этих веществ и действия их на организм. И поэтому все задания, все творческие сообщения ещё раз убедят вас в единстве природы, в необходимости познания её законов, в единстве всех школьных предметов.

III.. Повторение основных понятий (устно)

Учитель математики: (слайд 3-7)

- Что в математике наз. пропорцией? (равенство двух отношений)

-Сформулируйте основное свойство пропорции(в верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних членов)

- Выразить проценты в виде десятичных дробей: 19 %, 5 %, 40%.

- Запишите в процентах десятичные дроби: 0.3; 0,25; 1,15.

- Выразите в виде обыкновенной дроби: 25%=25/100=1/4; 30%=30/100=3/10; 7%= 7/100.

-Вычислите: 20 % от 70,10 % от 1,8; 6 % от 20; х % от 7;

Учитель химии: (слайд 8-17)

– Что такое массовая доля растворенного вещества? (Отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора.)

– Вспомните формулу для вычисления массовой доли растворенного вещества и производные от нее (w = m (р.в.)/m (р-ра ) ; m (р.в.)= m (р-ра) ×w ; m (р-ра) = m (р.в.)/ w )

– По какой формуле можно рассчитать массу раствора? (m(р-ра) = m (р.в.) + m (р-ля)).

-Какие растворы на нашей кухне и в домашней аптеке вы знаете ?


I V. Фронтальная письменная работа

Задача №1(слайд 18-19)

К 60 г. соли добавили 100 г. воды. Определите содержание соли в растворе (содержимость соли в %).

Решение:

- найдем массу всего раствора: 60+100=160 (г)

- отсюда находим содержание соли в %: 160 г. -100%, 60 г. – х, х=60*100/160=37,5%

Ответ: в растворе 40% соли

Задача №2(слайд 20-21)

К 200г. 20% раствору соли добавили 60г. соли. Найдите концентрацию раствора.

Решение:

1) Находим массу соли в первом растворе:

200г. – 100%, х – 20%, х= 200*20/100 = 40г. соли

2) Найдем всю массу соли: 40+60=100г. соли во всем растворе

3) Находим массу нового раствора: 200+60=260г.

4) Найдем % концентрацию соли в конечном растворе:

260 – 100%, 100 – у, у=100*100/260=38,46%

Ответ: в новом растворе содержимость соли будет 38,46%.

Задача №3. (слайд 22)

 К раствору, содержащему 40 г соли, добавили 200 г воды, после чего концентрация уменьшилась на 10%. Сколько воды содержал раствор и какова была его концентрация?

IV. Самостоятельная работа (Раздаются карточки)

Задача №1

Найдите концентрацию всего раствора, если к 200(г) 40% раствору добавили 300(г) 50% раствора этого вещества.

Решение: (удобно решать алгебраическим способом).

1. Найдем массу соли в каждом растворе:

I раствор – 200(г) – 40% -- 200*0,40=80(г) соли .

II раствор – 300(г) – 50% - 300*0,50=150(г) соли.

Смесь: 500(г) - ? -

2. Найдем концентрацию всего раствора:

500(г) – 100%

230(г) - х-?

х=230*100:500=46% - соли содержится в новом растворе

Ответ: 46%

Задача №2.

Нужно приготовить 25% раствор серной кислоты, смешав 76% и 15% растворы. Сколько надо взять каждого раствора?

Решение: “Конверт Пирсона”:

76%

 

10 част.

76% раст.

 

25%

 

 

15%

 

51 част.

15% раст.

Ответ:

10 частей – 76% раствора

15 частей - 15% раствора.

Проверка:

(Открывается задняя сторона доски, ребята проверяют результаты работы своих соседей, совместно с учителями выставляют оценки)


V. Раздаются карточки с заданиями для самостоятельного решения на дом:

(задание дифференцированное, учащиеся сами выбирают, первые 3 задачи легкие, последние 4 - посложнее) (слайд 23-24)

1. К раствору, содержащему 40г. Соли, добавили 200г. воды, в результате чего концентрация уменьшилось на 10%. Сколько воды содержал раствор и каково его процентное содержание?

2. Имеется два раствора 30% и 3% перекиси водорода, нужно смешать их, чтобы получилось 12% раствор. Как их нужно взять в массовом отношении?

3. Если смешать 6 кг и 2 кг растворов серной кислоты разной концентрации, то получается 12% раствор кислоты. При смешивании двух одинаковых масс, тех же растворов, получается 15% раствор. Определить первоначальную концентрацию каждого раствора.

4. Сколько граммов воды и 6%-го раствора перекоси водорода надо добавить к 36 г 3%-го раствора перекиси водорода, чтобы получить 54г 5%-го раствора перекиси водорода?

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия (слайд 25-26)

Вернёмся к поставленным в начале урока целям. Какие из них вы выполнили?  (дети отвечают) - Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданиями. Нам очень приятно было с вами работать.

 Учитель химии.

– Посмотрите на содержание всех решенных сегодня задач. Что их объединяет?  (Задачи на растворы.)

– Действительно, во всех задачах фигурируют водные растворы; расчеты связаны с массовой долей растворенного вещества; и если вы обратили внимание, задачи касаются разных сторон нашего быта.

Учитель математики.

– Посмотрите на эти задачи с точки зрения математики. Что их объединяет?  (Задачи на проценты.)

При решении всех этих задач  мы используем правило нахождения процента от числа.

Рефлексия. 

«Сегодня на уроке я повторил…»

«Сегодня на уроке я узнал…»

«Сегодня на уроке я научился…»

Смогли ли вы выбрать наиболее подходящий для вас способ решения?

Будете ли вы использовать эти методы в дальнейшем и при решении заданий ЕГЭ?

Наш урок подошел к концу.

 И мое настроение после урока                       

А свое настроение отметьте   на полях тетради.

Спасибо за урок!

VII. Выставление оценок.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
конспект урока на тему "Решение задач на растворы"

Автор: Белхароева Хава Макшариповна

Дата: 13.07.2015

Номер свидетельства: 222732

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(272) "Технологическая карта и конспект интегрированного урока в 9 классе по теме: Систематизация и обобщение знаний по решению задач на растворы и сплавы."
    ["seo_title"] => string(172) "tiekhnologhichieskaia-karta-i-konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-v-9-klassie-po-tiemie-sistiematizatsiia-i-obobshchieniie-znanii-po-rieshieniiu-zadach-na-rastvory-i-splavy"
    ["file_id"] => string(6) "300582"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456759801"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока на тему: "Решение задач на сплавы, растворы и смеси" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rieshieniie-zadach-na-splavy-rastvory-i-smiesi"
    ["file_id"] => string(6) "113393"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410087679"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Конспект урока "Гидролиз солей" "
    ["seo_title"] => string(31) "konspiekt-uroka-gidroliz-soliei"
    ["file_id"] => string(6) "219346"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434123822"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока математики по теме: "Задачи на смеси и сплавы" для 7 класса "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-matiematiki-po-tiemie-zadachi-na-smiesi-i-splavy-dlia-7-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "117696"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412870165"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока "Решение задач спомощью систем уравнении". Математика. 9 класс "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-rieshieniie-zadach-spomoshch-iu-sistiem-uravnienii-matiematika-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "196820"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428127501"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства