kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики по теме «Приёмы устных вычислений».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок поможет сформировать умение устно вычислять значения разности, приводя вычитаемое к круглому числу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме «Приёмы устных вычислений».»

Тема: «Приёмы устных вычислений».

Основные цели:

Метапредметные:

1) Сформировать умение применять алгоритм исправления ошибок в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

2) Сформировать умение отличать подробный образец от образца и эталона, фиксировать цель

использования образца, подробного образца и эталона на разных этапах урока и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

3) Тренировать умение применять алгоритм выполнения домашнего задания и самооценки этого умения на основе применения эталона.

4) Тренировать умение фиксировать шаги первого этапа учебной деятельности.

Предметные:

1) Сформировать умение устно вычислять значения разности, приводя вычитаемое к круглому числу.

2) Тренировать умения применять известные способы сложения и вычитания при устных вычислениях; повторить свойство вычитания: если уменьшаемое и вычитаемое увеличить на одно и то же число, разность не изменится.

3) Тренировать умение анализировать и решать составные задачи на нахождение части.


  • Оборудование

1) Демонстрационный материал:

Д−15.1 Подробный образец выполнения задания в парах;

Д−1521 Подробный образец выполнения СР.

2) Раздаточный материал:

Р−15.1 12 конвертов, в каждом из которых лежит по одной карточке для доски:




3) Презентация: слайд 1−2

  • Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

  • За 1–2 минуты до начала урока включить запись песни «Если с другом вышел в путь…»

  • Учитель до начала урока раскладывает 12 конвертов с карточками на любые 12 парт (Р−15.1).

– Ребята, как вы думаете, почему перед началом урока прозвучала именно эта песня? (Потому что эта песня о дружбе и о том, что любую работу лучше и веселее выполнять с друзьями, …)

– Какое качество надо проявлять на уроке, чтобы каждый из вас внёс свой вклад в общую работу? (Активность, терпение, …)

– У некоторых из вас на столах лежат конверты. Посмотрите, что в них. (Там лежит карточка с числом 42; а у меня карточка с числом 50; а у меня со знаком «+» и т.д.)

– Что вы можете сказать обо всех числах, которые лежат в конвертах? Какое число «лишнее»? (Мы не можем ответить на этот вопрос, так как не видим всех чисел.)

– Как мы поступим? (Надо все числа собрать вместе.)

– Прикрепите карточки с числами и знаками на доску.

  • Дети прикрепляют листы на доску магнитами.

– Теперь вы сможете ответить на мой вопрос? (Да.)

– Как пелось в песенке, во многих случаях, лишь сообща можно сделать какое-либо дело. Какое же число «лишнее»? (7 – однозначное, а остальные – двузначные; 50 – круглое, а остальные – нет.)

– Я закрою одно из «лишних» чисел – 7. Посмотрите на остальные числа и знаки. Что они вам напомнили? (Примеры на сложение и вычитание двузначных чисел; тему наших прошлых уроков.)

– Сегодня на уроке вы продолжите изучение устных приёмов вычитания двузначных чисел.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

– Откройте учебники на стр. 29, выполните № 1.

− Проанализируйте примеры. Что вы замечаете? (В первом столбике суммы, в которых первое слагаемое одинаковое, а вторые слагаемые увеличиваются на 1.)

− Что будет происходить с суммами? (Суммы будут увеличиваться на 1.)

− Найдите суммы. (89; 90; 91.)

− Что вы можете сказать о примерах второго столбика? (Уменьшаемые одинаковые, а вычитаемые уменьшаются на 1.)

− Что буде происходить с разностью? (Разность будет увеличиваться.)

− Докажите свой вывод, найдя разности. (34; 35; 36.)

− А, что вы можете сказать о примерах третьего столбика? (Уменьшаемые одинаковые, а вычитаемые – увеличиваются.)

− Что буде происходить с разностью? (Разность будет уменьшаться.)

− Докажите свой вывод, найдя разности. (20; 19; 18.)

− Какой вывод вы можете сделать? (Если в разности уменьшаемые одинаковые, а вычитаемые уменьшаются, то разность увеличивается, а если вычитаемое увеличивается, то разность уменьшается.)

− А теперь выполните № 2 (У), стр. 29 (работа проводится только с моделями).

− Чему равна первая разность? (Один кружок.)

− Что изменилось во второй разности? (Уменьшаемое и вычитаемое увеличилось на два кружка.)

− Чему равна вторая разность? (Один кружок.)

− Что интересного вы наблюдаете? (Разность не изменилась.)

− Какую гипотезу вы можете высказать? (Если увеличить уменьшаемое и вычитаемое на одно число, то разность не изменится.)

− Как вы думаете, а если уменьшать уменьшаемое и вычитаемое на одно число, что произойдет с разностью? (Разность не изменится.)

− А теперь откройте рабочие тетради на стр. 32, выполняем № 1 (а). Вычислите разности. (Все разности равны 3.)

− Что происходит с уменьшаемыми, вычитаемыми и разностями? (Уменьшаемые уменьшаются на 1, вычитаемые увеличиваются на 1, а разности не изменяются.)

− Какой вывод вы можете сделать? (Если уменьшаемое увеличивать, а вычитаемое уменьшать на 1, то разность не изменяется.)

− Следующее задание будет для вас новым.

− Вам надо выполнить № 1 (б). Что вы должны сделать?

− У кого нет ответа, что вы не смогли сделать? (Я не могу найти разность новым быстрым способом.)

– Что же делать? (Подумать.)

3. Выявление причины затруднения.

– Повторите, какое задание надо было выполнить? (Надо было найти разность новым, быстрым способом.)

– Почему же возникло затруднение? (Я пока не знаю новый быстрый способ для нахождения разности чисел.)

4. Проблемное объяснение нового знания.

– Так что же сегодня вы должны узнать? Какова цель вашей работы? (Узнать новый быстрый способ вычитания двузначных чисел.)

– А тема? («Новый способ устного вычитания», «Приём устного вычитания», …)

– Каким важным выводом, который вы сделали в начале урока можно воспользоваться для построения нового способа устных вычислений? (Если уменьшаемое и вычитаемое увеличить или уменьшить на одно и то же число, результат не изменится.)

– Молодцы!

– Посмотрите еще раз на пример 73 – 19. Попробуем построить новый способ вычислений. Какое число вам было бы удобнее вычесть из 73? (20.)

– Т.е. круглое число. Как же свести вычитание числа 19 к вычитанию круглого числа, чтобы разность не изменилась? (Увеличить уменьшаемое и вычитаемое на 1.)

– Какой пример получится? (74 – 20 = 54.)

  • Учитель дописывает на доске: 73 – 19 = 74 – 20 = 54.

– Примените этот способ для второго примера.

  • Эту работу можно организовать в парах или группах.

− Сделайте вывод. Какой же способ вычитания двузначных чисел с переходом через разряд вы узнали? (Нужно к уменьшаемому и вычитаемому прибавить одно и то же число, чтобы вычитаемое стало круглым.)

– Попробуем записать вывод в общем виде. Заменим числа в примерах буквами.

  • Учитель подставляет под записанный пример буквы:

аb =

– Что вы делали дальше? (Прибавляли к уменьшаемому и вычитаемому одно и то же число.)

– Как это показать в общем виде, что вы прибавляли одно и то же число? (Прибавить к уменьшаемому и вычитаемому одинаковую букву.)

  • Учитель дополняет эталон:


Как вы узнаете, какое число надо прибавить к уменьшаемому и вычитаемому? (Мы его выбираем так, чтобы вычитаемое стало круглым.)


  • Закончить составление эталона:



– Зафиксируйте эталон в тетрадях для опорных конспектов.

  • Или раздать лист из пособия «Построй свою математику».

– Вот вы и узнали новый, более удобный, способ устного вычитания двузначных чисел с переходом через разряд. Что дальше? (Надо научиться применять новый способ.)

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

3 (У), стр. 29.

  • Первый столбик у доски, второй столбик в парах с проверкой по подробному образцу (Д−15.1).

35 – 9 = 36 – 10 = 26; 52 – 8 = 54 – 10 = 44


+1 +1 + 2 + 2







– Пора попробовать свои силы в выполнении самостоятельной работы. Готовы?

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по подробному образцу.

– Решите примеры: № 3 (У) (третий столбик).

  • Проверка проводится по подробному образцу (Д−15.2):







− Что вы будете использовать при самопроверке? (Подробный образец.)

− Чем подробный образец отличается от образца?

− Как выбудете проводить самопроверку?

– Если всё верно, поставьте «+».

– Какие возникли затруднения? (…)

− Как вы должны исправить свои ошибки?

7. Включение в систему знаний и повторение.

5 (У), стр. 29.

  • Можно провести в форме игры «Кто быстрее», группы решают уравнения устно, записывают только ответы. Самопроверка проводится фронтально, разбор только тех уравнений, где есть ошибки.

Решение: 60; 45; 80; 37; 48; 41.

№ 8 (У), стр. 30.

  • Измеряет каждый, согласовывают ответ в группах, записывают на листке. Листки выставляются, ответы сравниваются.

№ 4 (У), стр. 29.

  • Заготовка схемы подготовлена заранее на доске и дана в группы на листках. Задачу проговаривают вслух фронтально, дети «одевают» схему в группах, выставляют листки. После общего согласования хода решения запись в тетради с комментированием «цепочкой» в группе так, чтобы каждый принял участие в комментировании. Самопроверка по готовому решению на доске, сравнение результатов групп.

40 кг

12 кг

(12 + 3) кг

? кг





1) 12 + 3 = 15 (кг) за обедом

2) 12 + 15 = 27 (кг) за завтраком и обедом

3) 40 – 27 = 13 (кг)

Ответ: за ужином израсходовали 13 кг хлеба.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Какая цель стояла перед вами на сегодняшнем уроке? (Построить удобный способ устного вычитания двузначных чисел с переходом через десяток.)

– Достигли ли вы цели? Докажите. (…)

– В чём суть нового способа? (Прибавляем к уменьшаемому и вычитаемому одинаковое число так, чтобы вычитаемое стало круглым числом.)

– Какие трудности встретились? Удалось ли их преодолеть? Как?

– Над чем надо поработать?

– Когда вы планируете это делать? (При выполнении домашней работы, на уроках самостоятельной работы, …)

– Оцените свой вклад в общую работу.

Домашнее задание: № 3 (У) (4 столбик), стр. 29, № 3 (РТ), стр. 32, по желанию № 5 (РТ), стр. 32.

– Я хочу вам предложить закончить урок песенкой, с которой мы его начали. Дружно подпевайте!

  • Включить запись песни. Дети, если хотят, хором подпевают.

5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока математики по теме «Приёмы устных вычислений».

Автор: Кука Виктория Евгеньевна

Дата: 10.11.2018

Номер свидетельства: 484736

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Конспект урока математики по теме: "Приёмы устных вычислений для случаев вида 450 + 30, 620 – 200". "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-matiematiki-po-tiemie-priiomy-ustnykh-vychislienii-dlia-sluchaiev-vida-450-30-620-200"
    ["file_id"] => string(6) "120430"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413719758"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Конспект урока математики в 3 классе по теме "Приёмы устных вычислений, в случаях, сводимых к действиям в пределах 100""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_matematiki_v_3_klasse_po_teme_priiomy_ustnykh_vychislenii_v_sluch"
    ["file_id"] => string(6) "628497"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1679929813"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока в 3 классе по математике по теме: " Приёмы устных вычислений""
    ["seo_title"] => string(75) "konspekt_uroka_v_3_klasse_po_matematike_po_teme_priiomy_ustnykh_vychislenii"
    ["file_id"] => string(6) "593098"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1638273624"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "План конспект открытого урока по математике в 3 классе на тему: «Приёмы устных вычислений»"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_otkrytogo_uroka_po_matematike_v_3_klasse_na_temu_priiomy_ustnykh_v"
    ["file_id"] => string(6) "576731"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1616667568"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Разработка урока по математике.Тема:Сложение вида 45+23 "
    ["seo_title"] => string(61) "razrabotka-uroka-po-matiematikie-tiema-slozhieniie-vida-45-23"
    ["file_id"] => string(6) "204709"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429712697"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства