kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики по теме «Приёмы устных вычислений».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок поможет сформировать умение устно вычислять значения разности, приводя вычитаемое к круглому числу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме «Приёмы устных вычислений».»

Тема: «Приёмы устных вычислений».

Основные цели:

Метапредметные:

1) Сформировать умение применять алгоритм исправления ошибок в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

2) Сформировать умение отличать подробный образец от образца и эталона, фиксировать цель

использования образца, подробного образца и эталона на разных этапах урока и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

3) Тренировать умение применять алгоритм выполнения домашнего задания и самооценки этого умения на основе применения эталона.

4) Тренировать умение фиксировать шаги первого этапа учебной деятельности.

Предметные:

1) Сформировать умение устно вычислять значения разности, приводя вычитаемое к круглому числу.

2) Тренировать умения применять известные способы сложения и вычитания при устных вычислениях; повторить свойство вычитания: если уменьшаемое и вычитаемое увеличить на одно и то же число, разность не изменится.

3) Тренировать умение анализировать и решать составные задачи на нахождение части.


  • Оборудование

1) Демонстрационный материал:

Д−15.1 Подробный образец выполнения задания в парах;

Д−1521 Подробный образец выполнения СР.

2) Раздаточный материал:

Р−15.1 12 конвертов, в каждом из которых лежит по одной карточке для доски:




3) Презентация: слайд 1−2

  • Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

  • За 1–2 минуты до начала урока включить запись песни «Если с другом вышел в путь…»

  • Учитель до начала урока раскладывает 12 конвертов с карточками на любые 12 парт (Р−15.1).

– Ребята, как вы думаете, почему перед началом урока прозвучала именно эта песня? (Потому что эта песня о дружбе и о том, что любую работу лучше и веселее выполнять с друзьями, …)

– Какое качество надо проявлять на уроке, чтобы каждый из вас внёс свой вклад в общую работу? (Активность, терпение, …)

– У некоторых из вас на столах лежат конверты. Посмотрите, что в них. (Там лежит карточка с числом 42; а у меня карточка с числом 50; а у меня со знаком «+» и т.д.)

– Что вы можете сказать обо всех числах, которые лежат в конвертах? Какое число «лишнее»? (Мы не можем ответить на этот вопрос, так как не видим всех чисел.)

– Как мы поступим? (Надо все числа собрать вместе.)

– Прикрепите карточки с числами и знаками на доску.

  • Дети прикрепляют листы на доску магнитами.

– Теперь вы сможете ответить на мой вопрос? (Да.)

– Как пелось в песенке, во многих случаях, лишь сообща можно сделать какое-либо дело. Какое же число «лишнее»? (7 – однозначное, а остальные – двузначные; 50 – круглое, а остальные – нет.)

– Я закрою одно из «лишних» чисел – 7. Посмотрите на остальные числа и знаки. Что они вам напомнили? (Примеры на сложение и вычитание двузначных чисел; тему наших прошлых уроков.)

– Сегодня на уроке вы продолжите изучение устных приёмов вычитания двузначных чисел.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

– Откройте учебники на стр. 29, выполните № 1.

− Проанализируйте примеры. Что вы замечаете? (В первом столбике суммы, в которых первое слагаемое одинаковое, а вторые слагаемые увеличиваются на 1.)

− Что будет происходить с суммами? (Суммы будут увеличиваться на 1.)

− Найдите суммы. (89; 90; 91.)

− Что вы можете сказать о примерах второго столбика? (Уменьшаемые одинаковые, а вычитаемые уменьшаются на 1.)

− Что буде происходить с разностью? (Разность будет увеличиваться.)

− Докажите свой вывод, найдя разности. (34; 35; 36.)

− А, что вы можете сказать о примерах третьего столбика? (Уменьшаемые одинаковые, а вычитаемые – увеличиваются.)

− Что буде происходить с разностью? (Разность будет уменьшаться.)

− Докажите свой вывод, найдя разности. (20; 19; 18.)

− Какой вывод вы можете сделать? (Если в разности уменьшаемые одинаковые, а вычитаемые уменьшаются, то разность увеличивается, а если вычитаемое увеличивается, то разность уменьшается.)

− А теперь выполните № 2 (У), стр. 29 (работа проводится только с моделями).

− Чему равна первая разность? (Один кружок.)

− Что изменилось во второй разности? (Уменьшаемое и вычитаемое увеличилось на два кружка.)

− Чему равна вторая разность? (Один кружок.)

− Что интересного вы наблюдаете? (Разность не изменилась.)

− Какую гипотезу вы можете высказать? (Если увеличить уменьшаемое и вычитаемое на одно число, то разность не изменится.)

− Как вы думаете, а если уменьшать уменьшаемое и вычитаемое на одно число, что произойдет с разностью? (Разность не изменится.)

− А теперь откройте рабочие тетради на стр. 32, выполняем № 1 (а). Вычислите разности. (Все разности равны 3.)

− Что происходит с уменьшаемыми, вычитаемыми и разностями? (Уменьшаемые уменьшаются на 1, вычитаемые увеличиваются на 1, а разности не изменяются.)

− Какой вывод вы можете сделать? (Если уменьшаемое увеличивать, а вычитаемое уменьшать на 1, то разность не изменяется.)

− Следующее задание будет для вас новым.

− Вам надо выполнить № 1 (б). Что вы должны сделать?

− У кого нет ответа, что вы не смогли сделать? (Я не могу найти разность новым быстрым способом.)

– Что же делать? (Подумать.)

3. Выявление причины затруднения.

– Повторите, какое задание надо было выполнить? (Надо было найти разность новым, быстрым способом.)

– Почему же возникло затруднение? (Я пока не знаю новый быстрый способ для нахождения разности чисел.)

4. Проблемное объяснение нового знания.

– Так что же сегодня вы должны узнать? Какова цель вашей работы? (Узнать новый быстрый способ вычитания двузначных чисел.)

– А тема? («Новый способ устного вычитания», «Приём устного вычитания», …)

– Каким важным выводом, который вы сделали в начале урока можно воспользоваться для построения нового способа устных вычислений? (Если уменьшаемое и вычитаемое увеличить или уменьшить на одно и то же число, результат не изменится.)

– Молодцы!

– Посмотрите еще раз на пример 73 – 19. Попробуем построить новый способ вычислений. Какое число вам было бы удобнее вычесть из 73? (20.)

– Т.е. круглое число. Как же свести вычитание числа 19 к вычитанию круглого числа, чтобы разность не изменилась? (Увеличить уменьшаемое и вычитаемое на 1.)

– Какой пример получится? (74 – 20 = 54.)

  • Учитель дописывает на доске: 73 – 19 = 74 – 20 = 54.

– Примените этот способ для второго примера.

  • Эту работу можно организовать в парах или группах.

− Сделайте вывод. Какой же способ вычитания двузначных чисел с переходом через разряд вы узнали? (Нужно к уменьшаемому и вычитаемому прибавить одно и то же число, чтобы вычитаемое стало круглым.)

– Попробуем записать вывод в общем виде. Заменим числа в примерах буквами.

  • Учитель подставляет под записанный пример буквы:

аb =

– Что вы делали дальше? (Прибавляли к уменьшаемому и вычитаемому одно и то же число.)

– Как это показать в общем виде, что вы прибавляли одно и то же число? (Прибавить к уменьшаемому и вычитаемому одинаковую букву.)

  • Учитель дополняет эталон:


Как вы узнаете, какое число надо прибавить к уменьшаемому и вычитаемому? (Мы его выбираем так, чтобы вычитаемое стало круглым.)


  • Закончить составление эталона:



– Зафиксируйте эталон в тетрадях для опорных конспектов.

  • Или раздать лист из пособия «Построй свою математику».

– Вот вы и узнали новый, более удобный, способ устного вычитания двузначных чисел с переходом через разряд. Что дальше? (Надо научиться применять новый способ.)

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

3 (У), стр. 29.

  • Первый столбик у доски, второй столбик в парах с проверкой по подробному образцу (Д−15.1).

35 – 9 = 36 – 10 = 26; 52 – 8 = 54 – 10 = 44


+1 +1 + 2 + 2







– Пора попробовать свои силы в выполнении самостоятельной работы. Готовы?

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по подробному образцу.

– Решите примеры: № 3 (У) (третий столбик).

  • Проверка проводится по подробному образцу (Д−15.2):







− Что вы будете использовать при самопроверке? (Подробный образец.)

− Чем подробный образец отличается от образца?

− Как выбудете проводить самопроверку?

– Если всё верно, поставьте «+».

– Какие возникли затруднения? (…)

− Как вы должны исправить свои ошибки?

7. Включение в систему знаний и повторение.

5 (У), стр. 29.

  • Можно провести в форме игры «Кто быстрее», группы решают уравнения устно, записывают только ответы. Самопроверка проводится фронтально, разбор только тех уравнений, где есть ошибки.

Решение: 60; 45; 80; 37; 48; 41.

№ 8 (У), стр. 30.

  • Измеряет каждый, согласовывают ответ в группах, записывают на листке. Листки выставляются, ответы сравниваются.

№ 4 (У), стр. 29.

  • Заготовка схемы подготовлена заранее на доске и дана в группы на листках. Задачу проговаривают вслух фронтально, дети «одевают» схему в группах, выставляют листки. После общего согласования хода решения запись в тетради с комментированием «цепочкой» в группе так, чтобы каждый принял участие в комментировании. Самопроверка по готовому решению на доске, сравнение результатов групп.

40 кг

12 кг

(12 + 3) кг

? кг





1) 12 + 3 = 15 (кг) за обедом

2) 12 + 15 = 27 (кг) за завтраком и обедом

3) 40 – 27 = 13 (кг)

Ответ: за ужином израсходовали 13 кг хлеба.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Какая цель стояла перед вами на сегодняшнем уроке? (Построить удобный способ устного вычитания двузначных чисел с переходом через десяток.)

– Достигли ли вы цели? Докажите. (…)

– В чём суть нового способа? (Прибавляем к уменьшаемому и вычитаемому одинаковое число так, чтобы вычитаемое стало круглым числом.)

– Какие трудности встретились? Удалось ли их преодолеть? Как?

– Над чем надо поработать?

– Когда вы планируете это делать? (При выполнении домашней работы, на уроках самостоятельной работы, …)

– Оцените свой вклад в общую работу.

Домашнее задание: № 3 (У) (4 столбик), стр. 29, № 3 (РТ), стр. 32, по желанию № 5 (РТ), стр. 32.

– Я хочу вам предложить закончить урок песенкой, с которой мы его начали. Дружно подпевайте!

  • Включить запись песни. Дети, если хотят, хором подпевают.

5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока математики по теме «Приёмы устных вычислений».

Автор: Кука Виктория Евгеньевна

Дата: 10.11.2018

Номер свидетельства: 484736

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Конспект урока математики по теме: "Приёмы устных вычислений для случаев вида 450 + 30, 620 – 200". "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-matiematiki-po-tiemie-priiomy-ustnykh-vychislienii-dlia-sluchaiev-vida-450-30-620-200"
    ["file_id"] => string(6) "120430"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413719758"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Конспект урока математики в 3 классе по теме "Приёмы устных вычислений, в случаях, сводимых к действиям в пределах 100""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_matematiki_v_3_klasse_po_teme_priiomy_ustnykh_vychislenii_v_sluch"
    ["file_id"] => string(6) "628497"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1679929813"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока в 3 классе по математике по теме: " Приёмы устных вычислений""
    ["seo_title"] => string(75) "konspekt_uroka_v_3_klasse_po_matematike_po_teme_priiomy_ustnykh_vychislenii"
    ["file_id"] => string(6) "593098"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1638273624"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "План конспект открытого урока по математике в 3 классе на тему: «Приёмы устных вычислений»"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_otkrytogo_uroka_po_matematike_v_3_klasse_na_temu_priiomy_ustnykh_v"
    ["file_id"] => string(6) "576731"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1616667568"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Разработка урока по математике.Тема:Сложение вида 45+23 "
    ["seo_title"] => string(61) "razrabotka-uroka-po-matiematikie-tiema-slozhieniie-vida-45-23"
    ["file_id"] => string(6) "204709"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429712697"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства