Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме «Приёмы устных вычислений».»
Тема: «Приёмы устных вычислений».
Основные цели:
Метапредметные:
1) Сформировать умение применять алгоритм исправления ошибок в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
2) Сформировать умение отличать подробный образец от образца и эталона, фиксировать цель
использования образца, подробного образца и эталона на разных этапах урока и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
3) Тренировать умение применять алгоритм выполнения домашнего задания и самооценки этого умения на основе применения эталона.
4) Тренировать умение фиксировать шаги первого этапа учебной деятельности.
Предметные:
1) Сформировать умение устно вычислять значения разности, приводя вычитаемое к круглому числу.
2) Тренировать умения применять известные способы сложения и вычитания при устных вычислениях; повторить свойство вычитания: если уменьшаемое и вычитаемое увеличить на одно и то же число, разность не изменится.
3) Тренировать умение анализировать и решать составные задачи на нахождение части.
Оборудование
1) Демонстрационный материал:
Д−15.1 Подробный образец выполнения задания в парах;
Д−1521 Подробный образец выполнения СР.
2) Раздаточный материал:
Р−15.1 12 конвертов, в каждом из которых лежит по одной карточке для доски:
3) Презентация: слайд 1−2
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
За 1–2 минуты до начала урока включить запись песни «Если с другом вышел в путь…»
Учитель до начала урока раскладывает 12 конвертов с карточками на любые 12 парт (Р−15.1).
– Ребята, как вы думаете, почему перед началом урока прозвучала именно эта песня? (Потому что эта песня о дружбе и о том, что любую работу лучше и веселее выполнять с друзьями, …)
– Какое качество надо проявлять на уроке, чтобы каждый из вас внёс свой вклад в общую работу? (Активность, терпение, …)
– У некоторых из вас на столах лежат конверты. Посмотрите, что в них. (Там лежит карточка с числом 42; а у меня карточка с числом 50; а у меня со знаком «+» и т.д.)
– Что вы можете сказать обо всех числах, которые лежат в конвертах? Какое число «лишнее»? (Мы не можем ответить на этот вопрос, так как не видим всех чисел.)
– Как мы поступим? (Надо все числа собрать вместе.)
– Прикрепите карточки с числами и знаками на доску.
Дети прикрепляют листы на доску магнитами.
– Теперь вы сможете ответить на мой вопрос? (Да.)
– Как пелось в песенке, во многих случаях, лишь сообща можно сделать какое-либо дело. Какое же число «лишнее»? (7 – однозначное, а остальные – двузначные; 50 – круглое, а остальные – нет.)
– Я закрою одно из «лишних» чисел – 7. Посмотрите на остальные числа и знаки. Что они вам напомнили? (Примеры на сложение и вычитание двузначных чисел; тему наших прошлых уроков.)
– Сегодня на уроке вы продолжите изучение устных приёмов вычитания двузначных чисел.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
– Откройте учебники на стр. 29, выполните № 1.
− Проанализируйте примеры. Что вы замечаете? (В первом столбике суммы, в которых первое слагаемое одинаковое, а вторые слагаемые увеличиваются на 1.)
− Что будет происходить с суммами? (Суммы будут увеличиваться на 1.)
− Найдите суммы. (89; 90; 91.)
− Что вы можете сказать о примерах второго столбика? (Уменьшаемые одинаковые, а вычитаемые уменьшаются на 1.)
− Что буде происходить с разностью? (Разность будет увеличиваться.)
− Докажите свой вывод, найдя разности. (34; 35; 36.)
− А, что вы можете сказать о примерах третьего столбика? (Уменьшаемые одинаковые, а вычитаемые – увеличиваются.)
− Что буде происходить с разностью? (Разность будет уменьшаться.)
− Докажите свой вывод, найдя разности. (20; 19; 18.)
− Какой вывод вы можете сделать? (Если в разности уменьшаемые одинаковые, а вычитаемые уменьшаются, то разность увеличивается, а если вычитаемое увеличивается, то разность уменьшается.)
− А теперь выполните № 2 (У), стр. 29 (работа проводится только с моделями).
− Чему равна первая разность? (Один кружок.)
− Что изменилось во второй разности? (Уменьшаемое и вычитаемое увеличилось на два кружка.)
− Чему равна вторая разность? (Один кружок.)
− Что интересного вы наблюдаете? (Разность не изменилась.)
− Какую гипотезу вы можете высказать? (Если увеличить уменьшаемое и вычитаемое на одно число, то разность не изменится.)
− Как вы думаете, а если уменьшать уменьшаемое и вычитаемое на одно число, что произойдет с разностью? (Разность не изменится.)
− А теперь откройте рабочие тетради на стр. 32, выполняем № 1 (а). Вычислите разности. (Все разности равны 3.)
− Что происходит с уменьшаемыми, вычитаемыми и разностями? (Уменьшаемые уменьшаются на 1, вычитаемые увеличиваются на 1, а разности не изменяются.)
− Какой вывод вы можете сделать? (Если уменьшаемое увеличивать, а вычитаемое уменьшать на 1, то разность не изменяется.)
− Следующее задание будет для вас новым.
− Вам надо выполнить № 1 (б). Что вы должны сделать?
− У кого нет ответа, что вы не смогли сделать? (Я не могу найти разность новым быстрым способом.)
– Что же делать? (Подумать.)
3. Выявление причины затруднения.
– Повторите, какое задание надо было выполнить? (Надо было найти разность новым, быстрым способом.)
– Почему же возникло затруднение? (Я пока не знаю новый быстрый способ для нахождения разности чисел.)
4. Проблемное объяснение нового знания.
– Так что же сегодня вы должны узнать? Какова цель вашей работы? (Узнать новый быстрый способ вычитания двузначных чисел.)
– А тема? («Новый способ устного вычитания», «Приём устного вычитания», …)
– Каким важным выводом, который вы сделали в начале урока можно воспользоваться для построения нового способа устных вычислений? (Если уменьшаемое и вычитаемое увеличить или уменьшить на одно и то же число, результат не изменится.)
– Молодцы!
– Посмотрите еще раз на пример 73 – 19. Попробуем построить новый способ вычислений. Какое число вам было бы удобнее вычесть из 73? (20.)
– Т.е. круглое число. Как же свести вычитание числа 19 к вычитанию круглого числа, чтобы разность не изменилась? (Увеличить уменьшаемое и вычитаемое на 1.)
Эту работу можно организовать в парах или группах.
− Сделайте вывод. Какой же способ вычитания двузначных чисел с переходом через разряд вы узнали? (Нужно к уменьшаемому и вычитаемому прибавить одно и то же число, чтобы вычитаемое стало круглым.)
– Попробуем записать вывод в общем виде. Заменим числа в примерах буквами.
Учитель подставляет под записанный пример буквы:
а – b =
– Что вы делали дальше? (Прибавляли к уменьшаемому и вычитаемому одно и то же число.)
– Как это показать в общем виде, что вы прибавляли одно и то же число? (Прибавить к уменьшаемому и вычитаемому одинаковую букву.)
Учитель дополняет эталон:
– Как вы узнаете, какое число надо прибавить к уменьшаемому и вычитаемому? (Мы его выбираем так, чтобы вычитаемое стало круглым.)
Закончить составление эталона:
– Зафиксируйте эталон в тетрадях для опорных конспектов.
Или раздать лист из пособия «Построй свою математику».
– Вот вы и узнали новый, более удобный, способ устного вычитания двузначных чисел с переходом через разряд. Что дальше? (Надо научиться применять новый способ.)
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
№ 3 (У), стр. 29.
Первый столбик у доски, второй столбик в парах с проверкой по подробному образцу (Д−15.1).
35 – 9 = 36 – 10 = 26; 52 – 8 = 54 – 10 = 44
+1 +1 + 2 + 2
– Пора попробовать свои силы в выполнении самостоятельной работы. Готовы?
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по подробному образцу.
– Решите примеры: № 3 (У) (третий столбик).
Проверка проводится по подробному образцу (Д−15.2):
− Что вы будете использовать при самопроверке? (Подробный образец.)
− Чем подробный образец отличается от образца?
− Как выбудете проводить самопроверку?
– Если всё верно, поставьте «+».
– Какие возникли затруднения? (…)
− Как вы должны исправить свои ошибки?
7. Включение в систему знаний и повторение.
№ 5 (У), стр. 29.
Можно провести в форме игры «Кто быстрее», группы решают уравнения устно, записывают только ответы. Самопроверка проводится фронтально, разбор только тех уравнений, где есть ошибки.
Решение: 60; 45; 80; 37; 48; 41.
№ 8 (У), стр. 30.
Измеряет каждый, согласовывают ответ в группах, записывают на листке. Листки выставляются, ответы сравниваются.
№ 4 (У), стр. 29.
Заготовка схемы подготовлена заранее на доске и дана в группы на листках. Задачу проговаривают вслух фронтально, дети «одевают» схему в группах, выставляют листки. После общего согласования хода решения запись в тетради с комментированием «цепочкой» в группе так, чтобы каждый принял участие в комментировании. Самопроверка по готовому решению на доске, сравнение результатов групп.
40 кг
12 кг
(12 + 3) кг
? кг
1) 12 + 3 = 15 (кг) за обедом
2) 12 + 15 = 27 (кг) за завтраком и обедом
3) 40 – 27 = 13 (кг)
Ответ: за ужином израсходовали 13 кг хлеба.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Какая цель стояла перед вами на сегодняшнем уроке? (Построить удобный способ устного вычитания двузначных чисел с переходом через десяток.)
– Достигли ли вы цели? Докажите. (…)
– В чём суть нового способа? (Прибавляем к уменьшаемому и вычитаемому одинаковое число так, чтобы вычитаемое стало круглым числом.)
– Какие трудности встретились? Удалось ли их преодолеть? Как?
– Над чем надо поработать?
– Когда вы планируете это делать? (При выполнении домашней работы, на уроках самостоятельной работы, …)