Конспект урока по математике.
Программа «Школа России».
(Математика. Учебник для 2 класса. Авторы: М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова.)
Тема: «Сложение вида 45+23».
Образовательные цели: познакомиться с приёмами письменного сложения двузначных чисел, основанные на поразрядном сложении, развивать вычислительные навыки учащихся, совершенствовать представления детей о геометрических фигурах и их элементах.
Развивающие цели:
а) развитие собственно – психологических умений: умение слушать, адекватно воспринимать учебную информацию, запоминать увиденное;
б) развитие учебно – интеллектуальных умений: сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, формулировать гипотезу;
в) развитие организационно - познавательных умений: умение организовать себя на выполнение поставленной задачи, работать в команде, умение сотрудничать.
Воспитательные цели: воспитывать в детях чувство товарищества, взаимопомощи, самостоятельности, ответственности за свои поступки, расширять кругозор, словарный запас, воображение.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы:
- словесные (беседа, словесно – проблемный метод);
- наглядные (методы иллюстрации: слайдов, плакатов, схем);
- практические методы (решение задач, примеров);
- проблемно – поисковые (решение проблемы в виде мозговой атаки);
- метод формирования познавательного интереса (активизация внимания при повторении, эффект удивления).
Формы организации: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.
Система приёмов учебной работы: использование наглядности, использование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, графическая регистрация связей построением структурно – логических схем, развивающие логические задачи, использующиеся в качестве тренировочных упражнений.
Оборудование: макет глобуса, плакаты, дидактический раздаточный материал.
Ход урока.
I этап. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лилия Викторовна. Сегодня мне посчастливилось провести урок в вашем классе.
Наш урок сейчас науке посвящается,
Что математикой у нас с любовью называется.
Она поможет воспитать такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни все познать, измерить и исчислить.
-Сегодня у нас необычный урок. Мы будем познавать, вычислять, мыслить, путешествуя по нашей планете Земля. Я приглашаю в путешествие всех, кто настойчив, кто не боится цифр и вычислений и чей девиз:
(Вывешивается карточка)
Хочу всё знать.
(Дети читают хором.)
II этап. Актуализация знаний.
( На доске изображение Земли – вид из космоса.)
-А вот она и наша планета Земля. Такой её видят космонавты из космоса, такой (показываю на глобус) вы видите Землю на уроках в школе.
- И сегодня вам будет предложено много интересных заданий, после выполнения, которых наша планета превратится в цветущий сад.
- А кто будет активно работать и правильно отвечать, то к тому прилетит с цветка вот такая прекрасная бабочка.
III этап. Мотивационно – целевой.
- Мы отправляемся в наше путешествие, а на пути выполним задания.
Первое задание, которое поможет назвать тему урока.
(вывешиваю карточки)
35
33
73
приёмы
сложения
Письменные
- Посмотрите на ряд чисел.
- Как одним словом назвать все записанные числа?
- Почему они двузначные?
- Прочитайте их.
- Расположите числа в порядке убывания (дети называют – я меняю).
Определение темы урока.
-Вы смогли ответить на мои вопросы. Прочитайте. Кто же назовёт тему урока? (Ученики называют тему урока.)
Вы успешно справились с заданием. Молодцы! Вот и появился первый цветок. (На макет глобуса прикрепляется цветок, сделанный из бумаги.)
IV этап. Закрепление знаний.
а) Устный счёт.
- Отправляемся в путешествие.
- расставьте эти числа на доске в порядке возрастания.
- 15, 20, 25, 39, 54, 59, 65, 70, 71.
- Увеличьте каждое число на 1.
- Увеличьте каждое число на 10.
- Сколько десятков и единиц в каждом числе?
-Так как вы успешно справились с заданием, распустился ещё один цветок.
- Продолжаем устную работу.
Игра «Фотографы»
- Я показываю карточку с примером, а вы должны за 2 секунды сфотографировать пример взглядом и дать ответ.
86+2 95-3
40+30 60-20
57+20 78-10
-Так как вы успешно справились с заданием, распустился ещё один цветок.
- Проведём небольшую разминку – арифметический диктант:
-Запишите числа: 15, 50, 70, 100.
-Запишите число, в котором: 3дес. 8 ед.; 8 дес. 3 ед.
Проверка.
-Молодцы! И снова распустился прекрасный цветок.
V Работа по теме урока.
1.Вывешиваю карточки 45 и 23
- Прочитайте первое число. (45)
-Сколько десятков и единиц? ( 4 десятка и 5 единиц.) На доске выставляю 4 треугольника и 5 кружочков.
-Назовите второе число. (23)
-Сколько десятков и единиц? (2 десятка и 3 единицы). Во втором ряду на доске выставляю 2 треугольника-десятка и 3 отдельных кружка.
-Найдите сумму этих чисел. (45 + 23)
-Как вы будите находить сумму? (Десятки складывать с десятками, единицы с единицами.)
-Это приёмы устных вычислений. А мы сегодня познакомимся с правилами письменного приёма сложения, будем учиться применять его в вычислениях.
- Для этого пример записывается так: числа записывают одно под другим столбиком так, чтобы десятки были под десятками, а единицы – под единицами, не пропуская клетки между числами, знак «+» пишем слева между слагаемыми и проводим черту под числами, под которой будет записываться
сумма 45
+23
Запомните: письменное сложение начинают с единиц.
-Сколько единиц в 1 слагаемом? (5 ) Во втором слагаемом? (3)
-Складываем единицы. Сколько получилось (8).
-Цифру 8 пишем под единицами. Теперь складываем десятки и подписываем под десятками. Прочитайте, чему равна сумма
(68).
-Правильно выполнить письменное сложение вам поможет памятка (на доску вывешиваю плакат – памятку):
1.Пишу десятки под десятками,
единицы под единицами.
2.Складываю единицы
Пишу под единицами.
3.Складываю десятки.
Пишу под десятками
4.Читаю ответ.
2. Работа по учебнику.
- Откройте учебники на стр. 4.
- Прочитайте ещё раз памятку.
- Кто сможет рассказать?
-Молодцы! Вы мне очень помогли. И снова распустился прекрасный цветок.
VI этап. Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся-
(туловище вправо, влево)
больше спать не захотел.
(туловище вперёд, назад)
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел.
(руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
(покружиться)
- Вы хорошо справились и с этими упражнениями. Цветок.
VII.Закрепление.
- Решение примеров
- А сейчас попробуем решить примеры у доски.
Примеры 1, с. 4
-Вы хорошо справились и с этим заданием. Цветок.
2. Решение задачи.
- Прочитайте задачу.
(Записываю краткую запись)
- О чём говорится в задаче? (О платье и переднике).
-Что известно? (На платье, отрезали 4 м.)
-Что сказано про передник? (Неизвестно сколько отрезали, но сказано на 3 м меньше.)
- Что нужно узнать? (сколько всего метров ситца отрезали от куска?)
Платье – 4м
Передник - ? на 3м <
Ученик решает задачу у доски.
АНАЛИЗ:
-Можем, мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет).
- Почему? (Не знаем, сколько метров отрезали на передник.)
- А можем узнать, сколько метров отрезали на передник ? (Да).
- Как? (4 -3 = 1 (м) )
- Это мы узнали, сколько отрезали на передник. Как узнать, сколько всего метров отрезали? (4 + 1 = 5)
- Может кто-то сможет записать задачу выражением?
-Молодцы! И снова распустился прекрасный цветок.
3. Самостоятельная работа
- А сейчас посмотрим, как вы усвоили новый материал. Выполним самостоятельную работу на с. 4, под чертой.
Коллективная проверка. 3 ученика читают, а остальные сверяются.
-У кого нет ошибок, поставьте простым карандашом - 5
- Я вижу, что и самостоятельно вы умеете работать.
Поэтому расцвёл снова цветок.
VIII этап. Домашнее задание.
- закрепите знания изученных приёмов вычисления и выполните задание 3 на с. 4
IX этап. Итог.
– Чему научил вас сегодняшний урок?
– Все ли вам было понятно?
– Что особенно понравилось?
– Что вызвало затруднения?
– Давайте ещё раз повторим памятку. (Читают хором)
X этап. Рефлексия.
- Итак, наш урок подошёл к концу.
- Если вам понравился урок, то поднимите смайлик с улыбкой, а если нет – грустный.
Вы очень хорошо поработали! Показали хорошие математические знания, поэтому расцвела наша планета яркими цветами. Благодарю вас за активную работу. Сегодня на уроке вам не раз приходили на помощь смекалка и сообразительность. Удачи вам!