Данный урок поможет сформировать представление о новой единице измерения длины – метре, умение сравнивать, складывать и вычитать длины отрезков, выраженных в метрах; записывать и сравнивать длины отрезков, если они заданы в различных единицах измерения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме «Метр»»
Тема: «Метр».
Основные цели:
Метапредметные:
Сформировать умение применять простейшие приемы управления своим эмоциональным состоянием и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
Предметные:
1) Сформировать представление о новой единице измерения длины – метре, умение сравнивать, складывать и вычитать длины отрезков, выраженных в метрах; записывать и сравнивать длины отрезков, если они заданы в различных единицах измерения.
2) Тренировать умение сравнивать, складывать и вычитать круглые сотни.
Оборудование
1) Демонстрационный материал:
Эталоны курса «Мир деятельности».
Д-19.1 Подробный образец выполнения заданий из домашней работы;
Д-19.6 Карточка с взаимосвязями между единицами длины;
Д-19.7Карточка с взаимосвязями между счетными единицами;
Д-19.8 Подробный образец выполнения задания в парах;
Д-19.9 Подробный образец выполнения СР.
2) Раздаточный материал:
Р-19.1 Карточки с начерченными отрезками длиной 15 см и 10 см;
Р-19.2 Модели клубочков – тесёмка длиной 2 м 1 дм, свёрнутая как серпантин;
Р-19.3 Модель дециметра.
3) Презентация: слайды 1-
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
На доске подробный образец выполнения заданий из домашней работы (Д-19.1, слайд 1-2):
68 д.
25 д.
(25 + 3) д.
? д.
1) 25 + 3 = 28 (д.) во II отряде
2) 25 + 28 = 53 (д.) в двух отрядах
3) 68 – 53 = 15 (д.)
Ответ: в III в отряде 15 детей.
– Посмотрите на подробный образец заданий из домашней работы, какое умение вы тренировали, выполняя его? (Умение складывать и вычитать сотнями, решать задачи, складывать и вычитать двузначные числа.)
– Сегодня знания, которые у вас уже есть помогут вам в изучении новой темы. А как надо действовать, чтобы научиться чему-то? (Надо попробовать сделать то, чего никогда не делал, скорее всего, не получится. Потом надо понять причину трудности, поставить цель и самому построить способ…)
– А чему вы будете учиться на уроке, подскажут вам эти три весёлых лягушонка.
Открыть на доске изображение трёх лягушат (Д-19.2, слайд 3):
– Они очень любят соревноваться по прыжкам в длину. А что такое длина? (Величина, свойство предмета, которое характеризует его протяжённость и т.д.)
– Какие единицы измерения длины вам известны? (Дециметр и сантиметр.)
– Единицам измерения длины и будет посвящён сегодняшний урок.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
– Начнём работу мы всё-таки с чисел, тем более что это вам поможет на уроке. Сосчитаем хором круглыми сотнями от 100 до 900. (100, 200, 300, …)
− Какое знание вы использовали при выполнении № 3 из домашней работы?
– Что-то лягушата наши заскучали… Вы знаете, когда они были маленькими и учились прыгать, мама-лягушка измерила и отметила на листе отрезками длину их первых прыжков.
Раздать листы с начерченными отрезками длиной 15 см и 10 см: (Р-19.1):
– Измерьте длину отрезков и узнайте, на какую длину прыгнул каждый лягушонок.
– Отрезки какой длины у вас получились? (15 см и 10 см.)
– Запишем их длину в тетрадь.
Учитель пишет на доске: 15 см; 10 см.
– Как вы измеряли длину отрезков? (Приложили линейку делением с отметкой 0 к краю отрезка и посмотрели, сколько мерок-сантиметров уложилось в отрезок.)
Вывесить на доску алгоритм измерения отрезков (Д-19.3):
– Какую ещё общепринятую единицу измерения длины вы знаете? (Дециметр.)
– Что вы о ней знаете? (В 1 дециметре 10 сантиметров.)
Вывесить на доску карточку (Д-19.4):
1 дм = 10 см
– Длину прыжка третьего лягушонка мама не отметила на листе. Запишите в тетрадь длину его прыжка – 1 дм 2 см.
Учитель дописывает на доске, дети – в тетрадях: 15 см; 10 см; 1 дм 2 см.
– Начертите на листе отрезок длиной 1 дм 2 см.
Один с места комментирует.
(Прикладываю линейку к листу, от деления 0 провожу отрезок, равный 1 дм или 10 см и ещё 2 см. Ограничиваю отрезок с двух сторон.)
Вывесить на доску алгоритм построения отрезка заданной длины (Д-19.5):
– Выясним, кто из лягушат прыгнул дальше. Что для этого надо сделать? (Надо сравнить длины отрезков.)
– При каком условии возможно сравнение величин? (Когда они выражены в одинаковых единицах измерения.)
– В какие единицы измерения предлагаете перевести длины отрезков? (Или всё в сантиметры, или всё в дециметры и сантиметры.)
– Выполним это задание.
Один учащий выполняет задание у доски, а остальные работают в тетрадях.
– Который из лягушат прыгнул дальше всех? (Первый.)
– Ну что ж, это всё, что я выбрала для повторения. Что вы повторили? (Счёт сотнями, построение и измерение отрезков, единицы измерения длины.)
– Что будете делать дальше? (Выполнять задание для пробного действия.)
– Зачем? (Чтобы выяснить, чего мы не знаем.)
– Верно. Перед выполнением задания для пробного действия послушайте продолжение истории. Однажды мама-лягушка собралась связать лягушатам тёплые шарфы. Но сначала решила она померить длину ниток в своём клубке. Что ей для этого нужно сделать? (Выбрать мерку и измерить, можно с помощью линейки.)
– Я вам приготовила для всех одинаковые модели клубочка мамы-лягушки и мерку, которая у неё была.
Учитель раздаёт модели клубочков и модели 1 дециметра (Р-19.2, 19.3):
– Чему равна длина мерки? (1 дециметру.)
– Слушайте задание для пробного действия: измерьте длину тесёмки меркой в 1 дм.
Дети измеряют длину тесёмки, постепенно разворачивая её. Учитель ограничивает время.
– У кого нет результата?
− В чем ваше затруднение? (Я не смог измерить длину тесёмки меркой 1 дм.)
− У кого есть результат, вы можете доказать, что измерили правильно?
− В чем ваше затруднение? (Я не могу доказать, что правильно выполнил измерение.)
– Вы поняли, что у вас есть трудность. Что делать? (Подумать, почему она возникла.)
3. Выявление причины затруднения.
– Давайте думать. Чем это задание похоже на предыдущее? (В обоих заданиях надо было измерить отрезки.)
– Чем отличаются эти задания? (В предыдущем задании мы измеряли короткие отрезки, а этот – длинный.)
– Что же в задании было для вас новым? (Надо было измерить длинный отрезок.)
– Какой единицей измерения длины вы пользовались? (Дециметром.)
– Почему у вас возникло затруднение? (Мерка не удобная, а удобную мерку я не знаю.)
4. Проблемное объяснение нового знания.
– Кто знает, как называется следующая за дециметром единица измерения длины? (Метр.)
– Это – тема нашего урока: «Метр».
– Поставьте перед собой цель. (Узнать о новой единице измерения длины – метре, научиться измерять метром длины бóльших отрезков и т.д.)
– Выберем средства для того, чтобы узнать о новой единице измерения длины – метре. Как вы считаете, какая известная вам единица измерения длины вам может понадобиться? Почему? (Дециметр, так как …)
– А знание, о какой единице счёта вам может помочь? (Знания о сотне.)
– Начинаем действовать. Как вы думаете, из скольких дециметров удобно образовать новую укрупнённую единицу измерения длины? (Из 10 дециметров.)
– Почему? (10 единиц меньшего разряда при счёте и измерении обычно образуют единицу следующего разряда.)
Учитель вывешивает на доску карточку(Д-19.6):
– А сколько в одном дециметре сантиметров? (1 дм = 10 см.)
– Значит, сколько сантиметров в одном метре? (В одном метре 100 сантиметров.)
Открыть всю карточку:
1 м = 10 дм = 100 см
– Что напоминает вам соотношение единиц измерения длины. (Соотношение единиц счёта.)
Вывесить карточку с соотношением единиц счёта на доску над карточкой с соотношением единиц измерения длины (Д-19.7):
1 с = 10 д = 100
– Что же вы узнали о метре? (Это единица измерения длины, в 1 метре 10 дециметров и 100 сантиметров.)
– Для чего нужен метр? (Для измерения длинных отрезков; для измерения больших расстояний, ...)
– Что вы можете сказать о соотношении единиц счёта и единиц измерения длины? (Соотношения между единицами длины такие же, как и между единицами счёта.)
– Молодцы! Вот и нет больше затруднения.
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
– Чтобы ваши знания о метре стали более прочными, что надо сделать? (Надо научиться пользоваться новыми знаниями.)
№ 2 (РТ), стр. 37.
Задание выполняется фронтально.
3 м 1 дм 5 см
3 с 1 д 5 е
1 м 2 см
1 с 2 е
1 м 2 дм
1 с 2 д
1 дм 2 см
1 д 2 е
№ 3 (РТ), стр. 37 (1 и 2 столбик).
Задание выполняется с комментарием.
4 с 3 с 3 е
400 300 3
4 м 6 м 3 м 3 см
№ 4 (РТ), стр. 37 (1 строка).
Задание выполняется в парах с проверкой по подробному образцу (Д-19.8, слайд 4):
− У какой пары возникли затруднения?
− В чем была ваша ошибка?
− У кого все правильно?
− Что вы использовали при выполнении задания?
– Ну что ж, я думаю, пора вам проверить свои силы в преобразовании и сравнении величин. Как это сделать? (Выполнить самостоятельную работу.)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по подробному образцу.
– Выполните № 3 (РТ) (третий столбик) на стр. 37 и № 4 (РТ) (вторая строка), стр. 37.
– Проверьте себя по подробному образцу.
Открыть на доске подробный образец для самопроверки (Д-19.9, слайд 5):
– Какие возникли затруднения? (Запутались в соотношении единиц длины.)
– Повторите его. (1 м = 10 дм = 100 см.)
– У кого не было ошибок, поставьте себе «+».
7. Включение в систему знаний и повторение.
– Скажите, а где вам могут пригодиться знания о метре? (…, при решении задач.)
– Решим задачу. № 3 (а), стр. 36.
Задача решается у доски с комментарием.
? м 16 + 5 = 21 (м)
отрез. осталось Ответ: 21 м был в куске ткани.
5 м 16 м
– Прочитайте задачу.
– Проанализируйте и решите устно. (В задаче известно количество метров ткани, которое отрезали от куска и количество ткани, которое осталось. Нужно узнать, сколько ткани было в куске сначала. Чтобы ответить на вопрос задачи, надо количество метров ткани, которое осталось сложить с количеством ткани, которое отрезали, т.к. ищем целое: 16 + 5 = 21 м.)
№ 8 (уравнения) (У), стр. 37.
Предложить выполнить задание по рядам, каждый ряд решает два уравнения, проверку провести фронтально с пояснением, как выполняли.
х + 400 = 500 х – 300 = 400 700 – х = 200
х = 500 – 400 х = 400 + 300 х = 700 − 200
х = 100х = 700х = 500
600 + х = 900 800 – х = 200 х – 800 = 0
х = 900 – 600 х = 800 – 200 х = 0 + 800
х = 300х = 600х = 800
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Какая цель стояла перед вами на уроке? (Узнать новую единицу измерения длины.)
– Достигли ли вы цели? Что вы узнали? (Мы достигли цели, т.к. познакомились с метром и узнали, что в одном метре 10 дециметров и 100 сантиметров.)
– Чем помогла вам Сотенка на уроке? (Она помогла нам узнать, что соотношения единиц счёта такие же, как соотношения единиц длины.)