Конспект урока математики на тему "Площади и объемы"
Урок – викторина.
Формулы. Площади и объемы.
- Закрепить знания учащихся по теме площади и объемы. ( Учащиеся должны усвоить формулы s= a*b , S= a 2 .V= a*b*c V=a 3 )
- Прививать умения и навыки применения формул в решении текстовых задач, учить использовать полученные знания на практике жизни.
- Развивать:
- навыки логического и аналитического мышление;
- Внимание, память;
- навыки устного вычисления.
- Воспитывать:
- творческую инициативу и самостоятельность;
- товарищество, взаимоуважение, сплоченность;
- интерес к предмету.
I Орг. момент.
а) Приветствие.
б) Объявление цели урока.
У. - Ребята, сегодня у нас необычный урок, это урок-викторина. На этом уроке мы с вами закрепим знания по теме площади и объема.
- Итак, делимся на 3 команды. 1 ряд это первая команда. 2 ряд – вторая команда, 3ряд – 3 команда. А наши уважаемые гости будут жюри.(похлопаем им)
в) Объявление плана урока.(Написан на доске.)
План урока:
1. Проверяй-ка. (Проверка д. з. )
2. Заморочки из бочки.
3. Математический диктант.(работа в парах)
4. Хитрые примеры.(работа в группе)
5. Проверь себя. (самостоятельная работа)
Конкурс капитанов
Во время 1и2 этапа урока решает 1 капитан.
3-2капитан.
4-3 капитан.
II Проверка домашнего задания. Капитан первой команды выходит к интерактивной доске и показывает решение д/р.
1. Найдите площадь пола и объем своей комнаты.
2. Для чего людям надо знать площадь своего дома, земельного участка и объемы. (Варианты ответов: по площади дома платят квартплату за отопление. По площади земельного участка платят земельные налоги. И т. Д.)
III Устные упражнения
Найдите нужную карточку и составьте формулу :
- Формулу нахождения пути. S=V*t
- Формулу нахождения площади прямоугольника со сторонами а и в. S= a*b
- Формулу нахождения периметра прямоугольника со сторонами а и в.
= (+)*2
- Формулу площади квадрата со стороной а. S = a 2
- Формулу периметра квадрата со стороной а. P = 4*a
- Формулу объема прямоугольного параллелепипеда. V= a*b*c
- Формулу объема куба. V=a 3
- В одном литре сколько кубических дециметров и кубических сантиметров?
1 л = 1 дм 3 = 1000 см 3.
- Сколько квадратных метров в одном гектаре и в одной сотке.
1 га = 10000 м 2, 1 а = 100 м 2.
- Найдите по формуле пути S, если V=90км/ч и t=3 ч. (90*3=270км)
- Найдите по формуле периметр прямоугольника, если а=25 см и в=35 см. (25+35)*2=60*2=120 см
- Найдите площадь квадрата со стороной 7 м. (7 2 =49 м 2 )
- Найдите площадь прямоугольника со сторонами 20 м и 5 м. (20*5=100 м 2)
- Найдите объем прямоугольного параллелепипеда, если а=11 дм, в=6 дм, с=5 дм. (11*6*5=330 дм 3 )
- Площадь прямоугольника 64 см 2 . Чему равна сторона квадрата, имеющего такую же площадь, что и прямоугольник? (8 )
- Выразите в квадратных метрах 47 соток. ( 4 700 м 2 )
- Найдите объем куба, который вы приготовили на уроке труда. Какое измерение я вам задала? 6 см. 6 3 =6*6*6=36*6 = 216 см 3.
Учитель: Эти кубы ученики приготовили для учеников других школ. Ребята подарите гостям ваши кубы.
Ребята для чего нам нужны эти формулы? ( для решения задач)
А теперь проверим домашнее задание. (На интерактивной доске
1. Найдите площадь пола и объем своей комнаты.
2. Для чего людям надо знать площадь своего дома, земельного участка и объемы. (Варианты ответов: по площади дома платят квартплату за отопление. По площади земельного участка платят земельные налоги. И т. Д.)
IV. Работа в парах. А в это время капитан 2 команды решает задачу на интерактивной доске.( текст задачи см приложение)
Математический диктант.
У.- Каждая команда зарабатывает для себя баллы. Кто решит вперед поднимает руку.
1. Периметр квадрата 24 см. Найдите сторону квадрата. (24/4=6см.)
2. Площадь квадрата 81 см 2. Чему равна сторона квадрата? (9 т.к 9*9=81)
3. Найдите по формуле пути значение скорости V, если: S= 360км t=12 ч. (360/12=30 км/ч.)
4. Высота школьного спортзала 6 м, ширина на 2 м больше высоты, а длина в 2 раза больше ширины. Найдите объем спортзала. (6+2=8 м ширина, 8*2=16 м длина, 6*8*16=48*16=768 м 3 )
5. У Эльвины в саду стоит бочок, который имеет форму квадрата с ребром 50 см. Сколько литров воды надо влить в этот бочок? (50*50*50=2500*50=125000 см 3 =125 литра воды)
Итоги.
Проверяем решение задачи 2 капитана.
Кто поделит по другому. Какие фигуры можно получить еще. А вы бы хотели покрасить ваш пол так же?
V.Работа в группах. А в это время капитан 3 команды решает задачу на интерактивной доске.( текст задачи см приложение )
У- Каждая команда получает примеры. После решения, вместо ответов подставите буквы. У вас получиться слово.
Итак, какая команда вперед найдет слово.
Упражнения:
Для 1 группы:
- Найдите по формуле S=Vt: время t, если V=12 км/с и S= 540км (540/12=45)
- Длина прямоугольного участка земли 650м, а ширина на 50м меньше. Найдите площадь участка и выразите ее в гектарах. (650-50=600м ширина, 650*600=390000 м 2 = 39 га
- Длина прямоугольного параллелепипеда 80 см, ширина 45 см, а высота на 5 см меньше ширины. Найдите объем этого параллелепипеда. ( 80*40*45=144000 см 3 ).
- Выразите в квадратных метрах 247 соток ( 24700 м 2)
- 2 3 + 3 2 (=8+9=17)
К=45
А=144
Е=247
о=39
у=24700
Г=390000
Ц=3900
Г=144
н=144000
Б=6480
с =17
Л=450
Для 2 группы:
С=45
Л=144
М=247
Ф=39
Р=24700
З=390000
В=3900
Д=144
Е=144000
Р=6480
А=17
Ф=450
Слово 1 и 3 групп - конус
2 группы – сфера.
Проверяем решение задачи 3 капитана.
VI Итог урока.
Проверь себя. Дидактические материалы по математике стр120 вариант 3 и 4)(1-3вар, 2-4вариант)
Ребята, а теперь ответьте на эти вопросы. ( всем ребятам раздаются карточки с вопросами)
Какую тему вы изучили?
Какую оценку поставите себе за урок.
Какую оценку поставили бы уроку.
Какой момент урока вам понравился больше?
Что ценного вы взяли с этого урока?
Приложение.
1 задача. Пол в игровой комнате имеет форму квадрата со стороной 12 м. Родители Алсу решили покрасить пол в 4 разных цвета. Помоги родителям девочки разделить пол на 4 одинаковые фигуры. Найди площадь каждого из получившихся фигур. Сколько литров краски одного цвета понадобится купить семье, если на 6 м 2 нужен 1 литр краски?
Решение:
- 12*12=144 м 2 площадь квадрата
- 144 : 4= 36 м 2 площадь получившихся фигур.
- 36 : 6 = 6 литров краски одного цвета понадобиться.
2 задача. Длина аквариума 90 см, ширина 60 см, а высота 55 см. Сколько литров воды надо влить в аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 10 см?
- 55-10= 45см
- 80*60*45=4800*45=216000 см 3 = 216 литров воды.
Ответ: 216л.