развивать коммуникативные умения: самостоятельно находить необходимую информацию в тексте учебника;
развивать организационные умения: самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать и исправлять ошибки;
развивать логическое мышление речь.
3. Здоровьесберегающие:
создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность, гимнастику для глаз;
вести контроль за позой учащихся во время работы за партой.
Планируемые результаты:
Личностные
-определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
-в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
организовать и упорядочить знания;
принимать самостоятельные решения и выдвигать идеи;
отстаивать свои права.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
- учиться работать в парах, брать на себя ответственность.
Познавательные УУД:
перерабатывать полученную информацию;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Ход урока
I.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Мы урок начнем с разминки.
Выпрямляем свои спинки,
На носочках потянулись,
Вправо, влево повернулись
И друг другу улыбнулись.
Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать.
Я, рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка - залог успеха в любой работе. Пусть на уроке вам помогут ваша сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.
- Откройте тетради и запишите дату и классная работа.
II.Актуализация знаний.
Для того, чтобы познакомиться с темой сегодняшнего урока мы должны выполнить несколько заданий. Задание первое: тест.
Работа в парах. - Можете приступать к выполнению задания.
1)Выбери верный ответ
8*9
63; 72; 64; 81.
2) Произведение 5 и 8 равно:
45; 35; 40; 32.
3) На сколько надо умножить 8, чтобы получилось 48?
5; 6; 7; 8.
4) Частное 42 и 6 равно:
7; 5; 8; 9.
5) Какое из чисел не делится на 8?
40; 72; 35; 56.
6) Какое из данных чисел делится на 5?
20; 32; 36; 42.
7) Чему равно значение х в уравнении х:4=8?
2; 12; 4; 32.
8) Сколько раз по 4 содержится в числе 12?
5; 8; 3; 9.
7
3
40
64
32
72
9
6
35
20
л
н
п
с
и
а
к
е
ь
с
72 40 6 7 35 20 32 3 а п е л ь с и н Слайд 2-3
- Проверим. Правильно ли вы выполнили тест.
– Если ответы верны, то получится слово, а какое вы узнаете чуть позже.
– Вы скажете, причём тут апельсин, когда у нас математика?
– А он нам поможет назвать тему урока.
Физминутка
После работы с ноутбуком обязательно нужно дать отдохнуть нашим глазкам, шее, плечам. Зарядка для глаз – вращение по кругу, вправо-влево, вниз – вверх. Для шеи – вращение головой. Для плеч – вращение плечами, поднимаем плечи вверх, опускаем вниз.
III.Постановка темы урока.
– Задание второе. Посмотрим, как животные делили апельсин. Смотрите внимательно, после просмотра я задам вам вопросы. Слайд 4
- Как в песенке, животные называют равные части? (Дольки).
– Кто из вас был внимательным? Сколько долек было в апельсине? (Пять долек).
– Сколько долек поучил каждый? (Одну дольку апельсина).
- Как вы думаете, животные поровну разделили апельсин? (Да).
- Как по – другому, можно назвать эти равные части? (Доли).
- Сформулируйте тему урока. ( Тема урока:«Доли»).
VI. Постановка цели и задач урока.
- Как на языке математики назвать и записать, какую долю (часть) апельсина получил каждый из животных? ( Не знаем)
- Что, на ваш взгляд, нам следует узнать, чему научиться? (Научиться записывать, называть и сравнивать доли).
- В результате совместных рассуждений, мы определили цель урока. (Научиться записывать, называть и сравнивать доли).
V. Первичное усвоение новых знаний.
- Давайте, определим, что же называют долями? Для этого еще раз вспомним, как животные делили апельсин
- Сколько частей досталось каждому животному? ( По одной части).
- Что можно сказать про каждую из частей? Какие это части? (Равные).
- Значит, каждому досталось по одной равной части от целого апельсина.
- Сделайте вывод, что такое доля. (Доля – это одна или несколько равных частей целого.)
Слайд 5
(На доске появляется запись: 1 часть из 5).
В математике пишут короче: 1/5. Для записи понадобится 2 клеточки, между ними проводим черту. Число под чертой показывает, на сколько равных частей мы разделили предмет, а над чертой – сколько таких частей взяли. Читаем запись, запишите.
- Когда мы «делим» натуральные числа, то используем знак (:).
- Но в математике есть еще один знак деления, он называется, «дробная черта» - соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.
- Кто догадался, как называется данная запись? (Дробь).
- Верхняя часть дроби называется числителем, а нижняя – знаменателем.
- Что обозначает знаменатель в записи дроби? (На сколько частей разделили предмет).
- Что обозначает числитель? (Сколько частей взяли).
VI. Первичная проверка понимания
Отработка умения находить часть от целого и обозначать её дробью.
1) Практическая работа.
-Возьмите полоску бумаги длиной 6 см и согните её пополам. Сколько равных частей получилось? (Две равных части).
- Верно. Каждая часть – это половина полоски или одна вторая часть полоски.
-А как получили1/2 часть полоски? (Согнули полоску пополам и взяли только одну часть).
-Закрасьте одну такую долю полоски.
- Кто догадался, как можно найти длину половины полоски? (Измерить линейкой.
6 : 2 = 3 см).
Запись в тетради. Слайд 6
-Возьмите полоску длиной 8 см и разделите её на 4 равные части. Чтобы разделить на 4 равные части, надо знать длину 1/4 части. Как узнать длину 1/4части? ( 8 : 4 = 2 см)
- Правильно. Разделите по линейке полоску, согните и покажите мне 1/4 часть.
Запись в тетради. Слайд 7
Физминутка
2) Сравнение дробей.
Слайд 8
- Пока мы отдыхали, к нам пришли гости, и мы их будем угощать шоколадкой.
- На сколько частей нужно разделить шоколадку? (На три части).
- Какую долю получит каждый гость? (1/3)
- Запишите дробь. Проверьте себя.
- А у нас еще гости, давайте и их угостим шоколадкой.
- На сколько частей надо ее разделить? (6 детей, значит на 6 частей)
- Какую долю получит каждый гость? (1/6)
- Запишите дробь. А теперь давайте сравним доли. Поставьте знак сравнения. Какой знак вы поставили? (1/3 больше, чем 1/6)
-Объясните, почему ведь 3 меньше, чем 6? (1/3 часть больше, так как разделили всего на 3 части, а 1/6 часть меньше, потому что чем больше частей, тем меньше часть).
Вывод: чем больше частей, тем меньше доля.
- И действительно, сравните части шоколадки на рисунке. 1/3 часть размером получается больше, чем 1/6.
Слайд 9
- А теперь посмотрите, как разрезали торт. Сколько частей получилось?
- А если мы возьмем одну часть, какая это будет доля?
(Здесь в вопросе ловушка, так как доля – это равная часть, а торт разрезан на неравные части)
- Можем ли мы эти части записать дробью? (Нет, так как это не доли, доли – это равные части)
V II. Первичное закрепление.
Работа по учебнику
1. Стр. 80 №1. (уст)
– Итак, пирог разделён на 6 равных частей.
– Взяли 1 такую часть
– Это 1/6 доля пирога – И вам нужно узнать, какая доля получится, если разделить на 2 равные части каждую шестую долю пирога. – Значит, что мы должны сделать с каждой шестой? (Разделить на 2 равные части) – У вас у каждого «пирог», разделённый на 6 равных частей. – Разделите каждую шестую долю пирога на две равные части. – Сколько равных частей получили? (12) – Значит, какая доля получится? (1/12) – Сравните: какая доля больше: (1/6 или 1/12)
Вывод: чем больше частей, тем доля меньше.
2. Стр. 81 № 3.
– Прочитаем задание. – Какую фигуру надо начертить? (Квадрат). – Чему равна сторона квадрата? - Начерти в тетради квадрат, длина стороны которого 3см. Раздели его на равные части так, чтобы можно было закрасить одну девятую его часть, одну третью. - Почему именно равных? - Нужна доля, значит, части должны быть равными. - На сколько частей будем делить, чтобы получить 1/9? (На 9 частей.)
_ Сколько клеточек будет в одной девятой доле? Какой формы будет эта доля? (Квадрат). - Раскрасьте ее, подпишите внизу эту долю. - Перечертите такой же квадрат рядом, разделите его так, чтобы получить 1/3. - Кто догадался? Какой формы будет одна третья? (Прямоугольной формы). - Закрасить, подписать.
3. Самостоятельная работа. Выполнение теста.
Слайд 10-12
VIII. Задание на сообразительность.
Слайд 13
- А теперь проверим вашу сообразительность. Сыр нужно разделить на 8 частей, сделав только3 разреза. Попробуйте решить ее, можете посовещаться с соседом. Подготовьтесь для объяснения.
После выступления детей с вариантами решения, проверка по слайду.
- Какая часть сыра осталась на блюде? (половина, ½, 4/8)
Здесь учитель может подвести детей к тому, что можно брать несколько долей, если осталось 4 части из 8, то это 4/8, значит 4/8 и ½ это равные доли. Пропедевтика изучения обыкновенных дробей.
IX. Итог урока.
– Какая тема урока была?
- Какие задачи мы перед собой ставили? Что такое доля? – Как называется число, которое пишем над чертой? – Что показывает числитель? – Как называется число, которое под чертой? Что показывает знаменатель? – А ещё мы учились сравнивать доли. Какой вывод сделали?
- В завершение нашего урока я хочу вас угостить мандаринами. Но я вам дам не каждому по мандарину, а по одному на двоих. Как вы думаете, почему? (Чтобы поупражняться в делении на доли, в выборе дроби для обозначения каждой из них.
Х. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Рефлексия. Рефлексия проводится с помощью приема «Ступеньки роста».