kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока " Доли. Обыкновенные дроби".

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                     

Цели: дать понятие доли,  обыкновенной дроби, числителя,  знаменателя и их записи; учить  читать и записывать обыкновенные дроби и применять к решению задач;  дать понятие половина, треть и четверть; развивать речь, логическое мышление, память, внимание.

 

Оборудование: компьютер, проектор, геометрические фигуры из цветного картона, ножницы, презентация к уроку, учебник “Математика” – 5  класс, Н.Я Виленкин.

Тип урока: объяснение нового материала.        

Эпиграф к уроку: слайд1

                                Без знания дробей никто не может признаться знающим арифметику.                                                                                                                                                 

                                                                           Цицерон,  древнеримский политик и философ

                                       Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: - Ребята, сегодня на уроке вы должны открыть новое знание, но как вам известно, каждое новое знание связано с тем, что мы уже изучили.

Самый первый вопрос, который изучается в курсе математики 5 класса - это натуральные числа.  Мы уже знаем, что для счета предметов применяют натуральные числа. Любое натуральное число можно записывать с помощью десяти цифр: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9. Нуль не относят к натуральным числам.

А ведь с древних времен людям приходилось не только считать предметы (для чего требовались натуральные числа), но и измерять длину, время, площадь, вести расчеты за купленные товары. Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры.

 

Слайд 2.  Итак, ребята, если вы верно найдете значения выражений и расположите однозначные ответы в порядке убывания, также

15х11=165       А                                                 

24х3=72           З

0х17=   0          И

125х8= 1000     К

64:32=  2          Л

51:17=  3          О

25х9х4=900      М

1000:125= 8      Д

-вычислите  значения выражений и расположите их в порядке возрастания, вы узнаете тему урока.

О  

 

27 * 2 =54

Р  

 

2 *100 : 4 =50

Д  

 

(46 +14) : 3 =20

И  

 

8 * 4 * 5 =160

Б  

 

( 76 – 36) *3 =120

II. Сообщение темы урока. 

  Слайд 3. “Доли. Обыкновенные дроби”.

III.  Объяснение нового материала.  

Что такое дробь? Как записывают дроби?

      В русском  языке слово «дробь» появилось в 8 веке, оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части.

В первых учебниках математики (в XVII веке) дроби так и назывались - «ломаные числа» Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии. Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка “попасть в дроби”, что означает “попасть в трудное положение”.

Но сегодня мы с вами на уроке докажем, что дроби не смогут нас поставить в трудное положение.

Вы согласны со мной? Тогда внимание на экран!

Как записывают дроби? Слайд 4-5

Равные части арбуза – это доли. Арбуз разделили на 6 долей, то одна доля – “одна шестая арбуза”, а остальная часть – 5/6. Слайд 6.

Записи вида 5/6 называют обыкновенными дробями. Числитель дроби – 5, знаменатель дроби – 6. Знаменатель дроби показывает на сколько долей делят, а числитель дроби – сколько таких долей взято. Слайд 7-8

Дроби можно изображать на координатном луче.

Длина отрезка АВ = 5см. Отрезок АВ разделили на 5 равных частей, 1 см – 1/5 отрезка АВ.

Слайд 9-10-11   Половина, треть, четверть

Самая известная доля – это, конечно, половина. Слова с приставкой «пол» можно услышать часто: полчаса, полкилометра… Разделили целое на две части – «половина». Долю   1/2  называют половина.

Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на три части – «треть».  Долю    1/3   называют «треть».

 Если целое разделили на 4 части, то долю  1/4   называют «четверть».

 

Слайд 12  Математический диктант. Запишите в виде обыкновенной дроби.

Две седьмых

Четыре девятых

Одна сотая

Шесть восьмых

Три двадцать пятых

Половина

Слайды 13-32  Игра “Доли”. 

 Слайд 33 Работа с ножницами.

У каждого из учащихся на столе квадрат из картона со стороной 4 см. Задание: разрезать квадрат на четыре равные доли любым способом.

 

Слайды 34

IV. Актуализация полученных знаний.

 Задача 1. Площадь  поля – 16 км²   Засеяли пшеницей - 11 км² , рожью -    5 км² . Какая часть поля засеяна пшеницей и какая рожью?

Задача 2. Человек прошел 2/3 дороги. Какова длина всей дороги, если он прошел 4 км?

Задача 3. Велосипедист проехал 2/9 дороги. Какова длина дороги, если он проехал 40 км?

Задача 4. На базу в Антарктиду доставили 22 собаки. Из 5/11 всех собак составили упряжку, на которой отправились в поход. Сколько собак не вошло в упряжку?

Слайды 35

Учитель: А сейчас, ребята, решая задачи, мы поиграем в «Поле чудес». Верному ответу соответствует нужная буква, в результате получится слово.

Торт разрезан на 9 кусков. Оля съела 2 из них. Какую часть торта съела Оля? (2/9).

В вазе лежат 13 фруктов, из них 5 бананов и 4 апельсина. Какую часть составляют бананы от всех фруктов?  (5/13).

Золушке высыпали 100 зерен пшена и 99 горошин. Какую часть от всех зерен составляют горошины? (99/199).

У бабушки было 3 собаки и 5 попугаев. Ей принесли еще 2 котят. Какую часть составляют попугаи от всех домашних любимцев бабушки? (5/10).

 (Ответ: НОТА).

Учитель: Примером фантастического применения дробей является нотная запись в музыке. Нотки бывают целые, половинные, четвертные, восьмые. Используя ноты, можно записать любое музыкальное произведение.

И пусть музыка поможет вам справиться  с творческим (интересным) заданием.

Слайд 36. Творческое задание «Корабль».

 Различные геометрические фигуры (прямоугольники, круги, треугольник)  из цветного картона, разрезать на части. Из этих частей построить корабль.

Прямоугольник, разрезанный на 8 частей – взять из них 6 долей (6/8). Это корпус корабля.

Прямоугольник, разрезанный на 4 части – взять из них 2 доли (2/4). Это мачта.

2 круга, разрезанные на половинки – взять из них 3 доли (3/2). Это паруса.

Один целый треугольник. Это встречный парус.

Правильный шестиугольник, разрезанный на 6 частей – взять 1 долю (1/6). Это флаг.

Три круга, каждый из которых разрезан на 4 части – взять 3/4 от каждого круга. Это волны.

 

 На следующем уроке мы продолжим наше путешествие в удивительную математическую страну под названием «Обыкновенные дроби» на корабле. Я желаю Вам успехов!.

V. Итоги урока.

- Расскажите, какие открытия сделали сегодня?

- Что узнали нового?

- Что называем дробью? Как записывают дробь?

- Что обозначает дробная черта?

- Как называются числа дроби? Что показывает числитель дроби? Что показывает знаменатель дроби?

- Приведите примеры дробей.

Слайд 37.

VI. Домашнее задание

п. 23 читать, ответить на вопросы (устно), № 926, 928 – решить.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " Доли. Обыкновенные дроби". »

Доли. Обыкновенные дроби.

Цели: дать понятие доли, обыкновенной дроби, числителя, знаменателя и их записи; учить читать и записывать обыкновенные дроби и применять к решению задач; дать понятие половина, треть и четверть; развивать речь, логическое мышление, память, внимание.


Оборудование: компьютер, проектор, геометрические фигуры из цветного картона, ножницы, презентация к уроку, учебник “Математика” – 5 класс, Н.Я Виленкин.

Тип урока: объяснение нового материала.

Эпиграф к уроку: слайд1

Без знания дробей никто не может признаться знающим арифметику.

Цицерон, древнеримский политик и философ

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: - Ребята, сегодня на уроке вы должны открыть новое знание, но как вам известно, каждое новое знание связано с тем, что мы уже изучили.

Самый первый вопрос, который изучается в курсе математики 5 класса - это натуральные числа. Мы уже знаем, что для счета предметов применяют натуральные числа. Любое натуральное число можно записывать с помощью десяти цифр: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9. Нуль не относят к натуральным числам.

А ведь с древних времен людям приходилось не только считать предметы (для чего требовались натуральные числа), но и измерять длину, время, площадь, вести расчеты за купленные товары. Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры.


Слайд 2. Итак, ребята, если вы верно найдете значения выражений и расположите однозначные ответы в порядке убывания, также

15х11=165 А

24х3=72 З

0х17= 0 И

125х8= 1000 К

64:32= 2 Л

51:17= 3 О

25х9х4=900 М

1000:125= 8 Д

-вычислите значения выражений и расположите их в порядке возрастания, вы узнаете тему урока.

О  


27 * 2 =54

Р  


2 *100 : 4 =50

Д  


(46 +14) : 3 =20

И  


8 * 4 * 5 =160

Б  


( 76 – 36) *3 =120

II. Сообщение темы урока.

Слайд 3. “Доли. Обыкновенные дроби”.

III. Объяснение нового материала.

Что такое дробь? Как записывают дроби?

В русском  языке слово «дробь» появилось в 8 веке, оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части.

В первых учебниках математики (в XVII веке) дроби так и назывались - «ломаные числа» Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии. Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка “попасть в дроби”, что означает “попасть в трудное положение”.

Но сегодня мы с вами на уроке докажем, что дроби не смогут нас поставить в трудное положение.

Вы согласны со мной? Тогда внимание на экран!

Как записывают дроби? Слайд 4-5

Равные части арбуза – это доли. Арбуз разделили на 6 долей, то одна доля – “одна шестая арбуза”, а остальная часть – 5/6. Слайд 6.

Записи вида 5/6 называют обыкновенными дробями. Числитель дроби – 5, знаменатель дроби – 6. Знаменатель дроби показывает на сколько долей делят, а числитель дроби – сколько таких долей взято. Слайд 7-8

Дроби можно изображать на координатном луче.

Длина отрезка АВ = 5см. Отрезок АВ разделили на 5 равных частей, 1 см – 1/5 отрезка АВ.

Слайд 9-10-11 Половина, треть, четверть

Самая известная доля – это, конечно, половина. Слова с приставкой «пол» можно услышать часто: полчаса, полкилометра… Разделили целое на две части – «половина». Долю 1/2 называют половина.

Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на три части – «треть». Долю 1/3 называют «треть».

Если целое разделили на 4 части, то долю 1/4 называют «четверть».


Слайд 12 Математический диктант. Запишите в виде обыкновенной дроби.

Две седьмых

Четыре девятых

Одна сотая

Шесть восьмых

Три двадцать пятых

Половина

Слайды 13-32 Игра “Доли”.

Слайд 33 Работа с ножницами.

У каждого из учащихся на столе квадрат из картона со стороной 4 см. Задание: разрезать квадрат на четыре равные доли любым способом.


Слайды 34

IV. Актуализация полученных знаний.

Задача 1. Площадь поля – 16 км² Засеяли пшеницей - 11 км² , рожью - 5 км² . Какая часть поля засеяна пшеницей и какая рожью?

Задача 2. Человек прошел 2/3 дороги. Какова длина всей дороги, если он прошел 4 км?

Задача 3. Велосипедист проехал 2/9 дороги. Какова длина дороги, если он проехал 40 км?

Задача 4. На базу в Антарктиду доставили 22 собаки. Из 5/11 всех собак составили упряжку, на которой отправились в поход. Сколько собак не вошло в упряжку?

Слайды 35

Учитель: А сейчас, ребята, решая задачи, мы поиграем в «Поле чудес». Верному ответу соответствует нужная буква, в результате получится слово.

Торт разрезан на 9 кусков. Оля съела 2 из них. Какую часть торта съела Оля? (2/9).

В вазе лежат 13 фруктов, из них 5 бананов и 4 апельсина. Какую часть составляют бананы от всех фруктов?  (5/13).

Золушке высыпали 100 зерен пшена и 99 горошин. Какую часть от всех зерен составляют горошины? (99/199).

У бабушки было 3 собаки и 5 попугаев. Ей принесли еще 2 котят. Какую часть составляют попугаи от всех домашних любимцев бабушки? (5/10).

(Ответ: НОТА).

Учитель: Примером фантастического применения дробей является нотная запись в музыке. Нотки бывают целые, половинные, четвертные, восьмые. Используя ноты, можно записать любое музыкальное произведение.

И пусть музыка поможет вам справиться с творческим (интересным) заданием.

Слайд 36. Творческое задание «Корабль».

Различные геометрические фигуры (прямоугольники, круги, треугольник) из цветного картона, разрезать на части. Из этих частей построить корабль.

Прямоугольник, разрезанный на 8 частей – взять из них 6 долей (6/8). Это корпус корабля.

Прямоугольник, разрезанный на 4 части – взять из них 2 доли (2/4). Это мачта.

2 круга, разрезанные на половинки – взять из них 3 доли (3/2). Это паруса.

Один целый треугольник. Это встречный парус.

Правильный шестиугольник, разрезанный на 6 частей – взять 1 долю (1/6). Это флаг.

Три круга, каждый из которых разрезан на 4 части – взять 3/4 от каждого круга. Это волны.


На следующем уроке мы продолжим наше путешествие в удивительную математическую страну под названием «Обыкновенные дроби» на корабле. Я желаю Вам успехов!.

V. Итоги урока.

- Расскажите, какие открытия сделали сегодня?

- Что узнали нового?

- Что называем дробью? Как записывают дробь?

- Что обозначает дробная черта?

- Как называются числа дроби? Что показывает числитель дроби? Что показывает знаменатель дроби?

- Приведите примеры дробей.

Слайд 37.

VI. Домашнее задание

п. 23 читать, ответить на вопросы (устно), № 926, 928 – решить.



























.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока " Доли. Обыкновенные дроби".

Автор: Сафина Альфиря Магруфовна

Дата: 04.07.2014

Номер свидетельства: 109400

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Конспект урока.Доли. Обыкновенные дроби. "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-doli-obyknoviennyie-drobi-1"
    ["file_id"] => string(6) "145570"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418942537"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока «Доли.Обыкновенные дроби» "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-doli-obyknoviennyie-drobi-2"
    ["file_id"] => string(6) "230434"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442143613"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Доли. Обыкновенные дроби. "
    ["seo_title"] => string(25) "doli-obyknoviennyie-drobi"
    ["file_id"] => string(6) "105848"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402916779"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока по математике по теме "Доли. Обыкновенные дроби""
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekturokapomatiematikiepotiemiedoliobyknoviennyiedrobi"
    ["file_id"] => string(6) "280120"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453316070"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока по теме: "Доли. Обыкновенная дробь.""
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekturokapotiemiedoliobyknoviennaiadrob"
    ["file_id"] => string(6) "267778"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450456216"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства