Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Орг. момент. Эмоциональный настрой. |
(слайд № 1) Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. - Садимся. Открываем тетради, записываем число, классная работа… | |
II. Сообщение целей урока |
На доске четыре закрытые цели и тема урока. - Сегодня на уроке мы продолжим работу с двузначными числами (открывается первая цель на доске: повторим разрядный состав двузначных чисел), а также работу над задачами (открывается вторая цель на доске: поработаем над задачей). А над чем ещё мы будем работать, вы узнаете чуть позже. И тогда сможете назвать тему урока. (Тема на доске закрыта) - А девизом урока я выбрала пословицу: “Не стыдно не знать, стыдно не учиться”. | |
III. Актуализация опорных знаний. |
1) повторение изученного материала о двузначных числах: |
(слайд № 2) - Какие числа называем двузначными? - Какой разрядный состав имеют двузначные числа? - Запишите числа, разрядный состав которых я буду называть. Две клетки вниз, записываем в строчку. (слайд № 3) 7 десятков 5 единиц; 9 единиц 6 десятков; 7 десятков 6 единиц; 5 единиц 3 десятка; 9 десятков. - Проверим. Прочитай числа, которые ты записал. - Вы согласны с записью … ? - На экране верные числа? (слайд № 4) - Усложню вам задание. Каждое из записанных чисел уменьшите на три десятка и запишите результат ниже. - Поменяйтесь тетрадями и проверьте карандашом работу соседа. - А вот и верные значения на экране. - Поднимите руки те, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы! - И последнее задание. Каждое из полученных чисел увеличьте на один десяток и запишите ниже. - Проверьте друг у друга по эталону на экране. - Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок. Молодцы! - Что мы сейчас повторили? - Посмотрите на свою работу и оцените шкалой на полях свои знания. | - двузначными называем числа, в записи которых используют два знака(цифры). - Единицы, десятки 75, 69, 76, 35, 90 45, 39, 46, 5, 60 55, 49, 56,15,70 - Десятичный состав чисел, увеличение и уменьшение цифры разряда. |
2) выявление цели деятельности на уроке: |
- Продолжаем наш урок. Какие величины нам известны? (слайд № 5) - А с какой величиной мы будем сегодня работать, вы догадаетесь сами, когда посмотрите отрывок из мультфильма “38 попугаев”. (слайд № 6) (Просмотр отрывка) - О какой величине идёт речь? - Какие мерки использовали герои м/ф, чтобы определить длину удава? (слайд № 7) - А в математике используют такие мерки? - Так вот, ребята, нам надо сегодня определить, с помощью какой единицы длины удобнее измерить длину удава. (На доске открывается одна из скрытых целей: узнаем, с помощью какой единицы длины удобнее измерить длину удава). - А чтобы нам было удобно, удав прислал нам своё изображение в полную длину. (На стене прикреплено изображение удава длиной 3 метра 8 дециметров) | - Масса, длина, время. - О длине. - Попугая, мартышку, слонёнка. - Нет. |
3) меры длины на Руси: |
- Ребята, на Руси существовали старинные единицы измерения длины. Может мы найдём удобную единицу для измерения длины удава?! (слайды с № 8 по № 13) - Будем ли мы иметь точное представление о длине удава, пользуясь этими мерами длины? - Да, мы можем измерить длину удава в данных марках. Но точное представление о длине иметь не будем, так как эти мерки устаревшие и требуют долгого преобразования в современные единицы длины. | Дети у доски рассказывают о пяди, вершке, локте, аршине, сажени и показывают их величину. Дети высказывают свои предположения. |
4) повторение изученных единиц измерения длины, возникновение проблемной ситуации: |
- Чтобы иметь единое представление о длине предметов, была введена метрическая система измерения, т.е. единицы измерения длины, которыми пользуются все современные люди. - Какие единицы мы уже знаем? - Расскажите всё, что вы знаете об этих единицах. (слайды № 14-15) - Давайте попробуем измерить длину удава в этих единицах. Начнём с сантиметров. Удобно нам будет? - Да. Так мы до вечера будем измерять. Попробуем дециметром. - Удобно это делать? Почему? - Что же делать? | - Сантиметр, дециметр. (Дети показывают на линейках и рассказывают: 1 дм =10 см).(Дети высказываются) (Выполняем измерения с моделями дециметра) - Нет. Мерки слишком малы. |
IV. Сообщение основной цели урока: |
- Нам понадобится новая единица измерения длины, больше, чем сантиметр и дециметр. И это основная цель нашего урока: познакомиться с новой единицей измерения длины. (На доске открывается последняя цель урока: познакомимся с новой единицей измерения длины) - Тема нашего урока: “Единица измерения длины – метр”. (слайд № 15) | (Дети определяют тему урока) |
V. Знакомство с новой единицей измерения – метром. |
1) модель метра, соотношение единиц измерения длины: |
- Перед вами новая единица измерения длины – называется она метр. (На доске вывешивается модель метра, разделённая на дециметры) - Сокращение значения метра записывается так: 1 м. Запишите у себя в тетради. - Кто догадался, на какие по величине мерки разбита модель метра. Посчитайте, сколько их? - В одном метре 10 дециметров. Запишем и постараемся запомнить это соотношение. (1м = 10 дм) (слайд № 15) - Может быть кто-нибудь догадался, сколько в 1 метре сантиметров? - Давайте посмотрим: если в 1дм 10 см, а в 1м 10 дм, то в 1м – 100см. Запишем это соотношение. (1м = 1 дм = 100 см) - В жизни часто приходится преобразовывать единицы длины из крупных в мелкие и наоборот. Попробуем это сделать. | (Предположения детей: дециметр, 10 дм) (Высказывания детей) |
2. Физ.минутка: зарядка для глаз. (слайды № 16, 17, 18) |
3) преобразование единиц измерения длины: |
(слайд № 19) - Преобразуем вместе: (на доске и в тетрадях) 7 м =….(= 70 дм = 700см.) Попробуйте сами. (У доски выполняют дети) 300см =…дм =…м | Дети работают у доски и в тетради. |
4) первичное закрепление материала: |
- Хотите сами попробовать свои силы? - Будем работать в парах. Выполните задание на листочках – преобразуйте единицы. Если задание выполните верно, то сможете сложить слово по полученным ответам. Ключ внизу под заданием. (слайд № 20) - Какое слово у вас получилось? - Кто получил слово МЕТР, поставьте плюсик на полях. | (Дети работают в парах на листочках) |
4) знакомство с измерительными приборами: |
- Для измерения метрами есть свои измерительные приборы: это метровая линейка, портняжный сантиметр и рулетка. (Демонстрация приборов. Слайд № 21) - Ребята, хочу вас предупредить, что детям пользоваться рулеткой опасно, так как о её металлические острые края можно сильно пораниться или поранить кого-нибудь. Пожалуйста, не берите и не играйте рулеткой. А где пользуются чаще всего этим прибором? | - На строительстве, при ремонтных работах. |
5) измерение с помощью метровой линейки: |
- Давайте попробуем измерить длину удава с помощью метровой линейки. - Сколько раз мы отложили полных метров? - Но удав ещё не закончился. Что же делать? - Сколько дециметров? - Какова же длина удава? - Запишем в тетради, а … на доске. - Как можно преобразовать это значение? - Кто же догадается: если длина удава 38 дм, то какова же длина шага попугая? | Выводятся двое обучающихся, которые под руководством учителя производят замер. Три метра отложили, четвёртый – неполный. - Три. - Дальше будем измерять дециметрами. Ещё один человек выходит и показывает процесс. - Восемь. - 3 метра 8 дециметров. - 3м 8дм = 380 см = 38 дм (Записываем на доске) - Длина шага попугая – 1дм. |
VI. Закрепление изученного материала. Решение текстовой задачи. |
- Подумайте, ребята, а что ещё удобнее будет измерять метрами? - В задаче 333 нам предлагают найти высоту яблони. Прочитаем задачу. (слайд № 22) - О чём речь в задаче? - В чём её измеряют? - О каких деревьях говорится в задаче? - Высота какого дерева известна в задаче? - Что вам известно о высоте берёзы? - Что вы можете сказать о высоте яблони? - Прочитайте ещё раз условие задачи и определите, какая таблица записи условия подходит. - Кто может определить тип задачи? (слайд № 23) - Мы не будем писать словами краткую запись условие задачи, так как нам помогает таблица, но выполним схему. - Сколько отрезков будем чертить? Почему? - Какой отрезок будет длиннее? Почему? - Запишите решение в тетрадях. - Подумайте, как можно изменить вопрос задачи, чтобы она стала составной? | (Высказывания детей) - О высоте деревьев. - В метрах. - О берёзе и яблоне. - Известна высота берёзы. - Что она 9 м и она на 4 м выше, чем яблоня. - Она неизвестна, но если берёза на 4 м выше, значит яблоня на 4 м ниже. (Дети выбирают таблицу-опору) - Это простая задача на уменьшение числа на несколько единиц в косвенной форме. (У доски ребёнок выполняет чертёж) - Два. Потому что два дерева. - Тот, который будет обозначать высоту берёзы. (Дети высказывают предположения) |
VII. Итог урока. Рефлексия. |
(слайд № 24) - Посмотрите на цели урока. Как вы считаете, какие проблему мы сегодня решили? - Мы замечательно сегодня поработали, а итог урока подведём небольшим тестом. Возьмите листочки и карандаши, подчёркивайте верный ответ: (слайд № 25) 1. С какой величиной работали? а) масса; б) длина; в) время. 2. Что не является единицей измерения длины? а) сантиметр; б) метр; в) диаметр; г) дециметр. 3. В какой единице удобнее измерить путь от “маленькой” школы до “большой”? а) в дециметрах; б) в сантиметрах; в) в метрах. 4. В какой единице удобнее измерить длину крышки стола? а) в дециметрах; б) в сантиметрах; в) в метрах. - Проверим. (На экране остаются только верные ответы). Оцените свою работу. - Как вы думаете, нам достаточно было времени, чтобы усвоить новую единицу измерения длины? - Подумайте, чем же мы будем заниматься на следующих уроках? - Как вы относитесь к сегодняшнему уроку? Покажите “смайликом” на листочке. - Я тоже хочу оценить вашу работу … (оценивание) (слайд № 26) | (Высказывания детей) (Дети выполняют тест) |
VIII. Домашнее задание. |