I. Организационный момент | -Здравствуйте, ребята, садитесь. Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. - Я желаю вам сегодня на уроке удачи, точных расчетов и вычислений, новых открытий. | -Приветствуют учителя. |
II. Актуализация знаний. | Устный счет. -Сосчитайте от 36 до 45, от 78 до 85, от 89 до 100. - А сейчас на доске запишем значения следующих выражений. – Найдите разность чисел 70 и 40. – Первое слагаемое – 70, второе – 20. Найдите сумму. – Уменьшите 60 на 10. – На сколько 60 меньше 80? – Уменьшаемое – 50, вычитаемое – 10. Найдите разность. – Найдите сумму чисел 40 и 30. - Что общего в значениях? - Что еще можно сказать об этих числах? Игра «Веселый мяч». Учитель кидает мяч и говорит вопрос или задание. Отвечает тот, кто поймал мяч. Какое число следует за числом 45, 68, 79, 98, 31? Какое число стоит перед числом 30, 78, 89, 100? Назови соседей числа 55, 69, 70, 98? Продолжите предложения. Самое большое двузначное число – это… Самое маленькое двухзначное число – это… Самое маленькое трехзначное число – это… -Сколько дм в 10 см? -Сколько мм в 3 см? Устно составить и решить задачу по рисунку. -Теперь давайте посмотрим на доску и попробуем по рисунку составить задачу. -О чем составим условие задачи? Какую будем использовать единицу длины? -Что еще нужно сделать? Какого вида задача? -Теперь мы можем решить нашу задачу? Что нужно сделать, чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? -Какой ответ получился? | -Ученики считают. -30. -90. -50. -20. -40. -70. - Круглые числа. - Они натуральные, чётные. -46, 69, 80, 99, 32. -29, 77, 88, 99. -54 и 56, 68 и 70, 69 и 71, 97 и 99. -99. -10. -100. -1 дм. -30 мм. -Составить условие. -Высота березы – 12 м, а высота рябины – 8 м. -Поставить вопрос к условию. - На сколько м береза выше рябины? (На сравнение) -Да. -Нужно от высоты березы вычесть высоту рябины 12-8. -На 4м береза выше рябины. |
III. Постановка проблемы | Проблема: - Перед уроком я попросила детей измерить ширину нашего класса. - Что у них получилось? - Почему получились разные ответы, ведь они измеряли одну и ту же ширину? - Что необходимо сделать, чтобы ответ был одинаковым? - Как вы думаете, а удобно ли измерять длину и ширину класса сантиметром и дециметром? - Как быть? Что необходимо, чтобы измерить такие большие отрезки длины? - Кто догадался, о какой единице длины идет речь? | - Разные ответы - Измерить с помощью линейки. (нет, это очень долго) (новая более крупная единица длины). (о метре) |
IV. Работа по теме урока. | Метр – это более крупная, чем сантиметр и даже дециметр, единица длины. В метрах измеряют, например, длину куска ткани или обоев, длину и ширину комнаты. – В Древней Руси в качестве единиц измерения длины применялись косая сажень (расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки), маховая сажень (расстояние между концами пальцев расставленных в стороны рук), локоть (расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки), пядь (расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев). Пословица «Семь пядей во лбу» - -Метр появился на свет в конце 18 века во Франции. Раньше существовали разные единицы измерения: дюйм, фут, миля и др. | -Слушают учителя. |
| Работа в парах. -У вас на партах лежат полоски цветной бумаги. Измерьте с помощью линейки длину полосок. - Как вы думаете, сколько понадобится таких полосок, чтобы составить 1 м? (ответы детей) - Давайте проверим. -Посмотрим на экран. -Сколько дм в линейке? -Сколько см? -Мы видим, что в 1 м = 10 дм или 100 см -Давайте запишем в тетради: 1 м = 10 дм 1 м = 100 см | -1 дм -10 дм -100 см -Записывают. |
VI. Закрепление изученного материала. | Задача-шутка. Пара лошадей пробежали 40 м. Сколько м пробежала каждая лошадь? -Откройте учебники на стр. 13. -Посмотрите на поля. Давайте еще раз проговорим чему равна новая единица длины. -Выполним задание №2. -Обратите внимание, что сравнивать можно только одинаковые единицы измерения. -Решим задачу №4. -Прочитайте условие задачи. -Поставьте вопрос. Один человек работает на доске, все остальные в тетрадях. -Что в задаче известно? -Что нужно узнать? -Решите задачу самостоятельно. Один ученик решает на доске, остальные решают в тетрадях. -Теперь давайте проверим. Поднимите руку, у кого получился другой ответ. -Самостоятельно выполним задание с вопросительным знаком. -Теперь проверьте по образцу на доске: 100см – 10см = 90см 100см – 1см = 99см -Кто выполнил все правильно, тихо встаньте. -Молодцы. -Устно решим задачу №6. -Прочитаем условие. -Как будем решать задачу? | 40 м -Открывают учебники. -Проговаривают. -1м (100см) 99см 1м (100см) 9дм (90см) 10см 1м (100см) = 100см 1дм (10см) = 100мм (10см) 1см = 10мм (1см) -Сколько страниц занимают две сказки? -Сколько страниц занимает первая сказка. -Сколько страниц занимает вторая сказка. -Решают. -Самостоятельное выполнение. -5+6=11 (лет). |