Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме "Устное народное творчество. Обобщение"»
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе.
Составила Меньших Т.В.
Тема:” Обобщение по разделу «Устное народное творчество «
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Систематизировать знания учащихся о малых фольклорных жанрах русского народного творчества и понятии «устное народное творчество», совершенствовать навык чтения;
2. Учить кратко излагать свои мысли устно и письменно;
3. Формировать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения;
4. Формировать критическое мышление, навыки работы в команде; Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Совершенствование навыков чтения. Формирование правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
1. Формирование вдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с книгой.
2. Расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире. Формирование элементов научного мировоззрения.
3. Нравственное и эстетическое воспитание школьников. Воспитание чувства гордости за свою Родину.
4. Развитие устной речи и мышления.
5. Формирование элементов литературоведческих представлений.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
— Прочитайте выразительно понравившийся отрывок из любого прочитанного произведения.
— Московский князь Дмитрий Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая, за что был прозван Донским. Откуда мы это узнали? (Из летописей)
— Богатыри», «Витязь на распутье». Кто автор этих картин и кто на них изображен?
— Он основал монастырь, посвященный Святой Троице. Кто этот человек и назовите монастырь. (Сергий Радонежский основал Свято-Троицкую Сергиеву лавру.)
— Назовите автора иконы «Троица». (Ее создал ученик Сергия Радонежского великий иконописец Андрей Рублев.)
II. Сообщение темы урока.
— Какой раздел мы изучали на наших уроках?
-Сегодня на уроке, подводя итоги работы по разделу «Устное народное творчество», мы вспомним о малых фольклорных жанрах на Руси. Давайте вспомним, как называется наука, которая изучает фольклор? (фольклористика)
— Какие виды работы включает в себя эта наука?
III. Организация восприятия и осознания нового материала.
— Одним из самых известных фольклористов России является Фёдор Иванович Буслаев, русский языковед, фольклорист. Он занимался историей русской и европейской словесности, исследовал средневековое искусство. Его книга «Народный эпос и мифология» известны во всём мире. Слайд
IV. Обобщение и систематизация знаний.
— Вспомните, что означает понятие «Устное народное творчество»? (Ответы детей: устное – из уст в уста, народное – авторство народа, творчество – создание нового).
— Какие малые фольклорные жанры мы изучали?
VI. Повторение и анализ основных понятий:
— Вспомните, что означает понятие «былина»?
-Какие былины вы знаете? (Чтение отрывков из былин, подготовленных детьми)
-Что означает понятие «пословица»? (Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом, народный афоризм).
Конкурс: «Собери пословицы»: — Я вам буду читать начало пословицы, а вы должны ее закончить. (Пословицы читаются по очереди каждой команде — ряду.) Труд человека кормит, а … (лень портит.) Раз соврал — навек … (лгуном стал.)
— Кто других не любит, … (сам себя губит.) Кончил дело — … (гуляй смело.)
— Человек от лени болеет, а … (от труда здоровеет.) Худо тому, кто … (добра не делает никому.)
— Сам потерпи, а … (другого не выдай.) Учись доброму, … (худое на ум не пойдет.)
— А чем отличаются поговорки от пословиц? Каково понятие «поговорка»?Поговорка – незаконченное образное выражение.Назовите поговорки, которые употребляют в вашей семье.
— Выражение или изображение, нуждающееся в разгадке, что это? (загадка)
Конкурс загадок о музыкальных инструментах и нотах:
1. Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах,
Зубы чёрные, педаль.
Как зовут меня? (Рояль)
2. Ящик на коленях пляшет –
То поёт, то горько плачет. (Гармошка)
3. Русским людям нравится,
Собою хороша –
Нарядная душа,
А как играть начнёт –
Народ в пляс идёт. (Балалайка)
4. По целому ты часть найди,
Две ноты вспомни, назови. (До — ля)
5. А эта нота хоть одна,
В кулинарии нам нужна. (Соль)
— На какую тему были эти загадки? (Музыкальные инструменты и ноты – музыка). Вспомните, в разделе «Устное народное творчество» встречалась ли нам музыка? На каких музыкальных инструментах играли в древней Руси? (Балалайка, гусли, гармошка и т.д.). На уроках музыки вы знакомились с русскими народными песнями. Какие жанры вы знаете?
— С незапамятных времен взрослые и дети любят их не только читать, но и смотреть и слушать. Что это за произведения? (Сказки)
1. -Составьте полное определение сказки. В этом вам помогут опорные слова: произведение; чудесное, необычное, из уст в уста.
Подумайте, не надо ли включить еще что-то в это определение?
2. – Чем отличается сказка от других произведений?
3. Кто из русских художников посвятил своё творчество русским народным сказкам, создал в технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью, свой «стиль» книжного дизайна, основанный на мотивах народных вышивок, лубка, резьбы по дереву, древнерусской миниатюры? (Иван Яковлевич Билибин).
Эти графические циклы, впечатляющие своим орнаментальным богатством, до сих пор пользуются большой популярностью среди детей и взрослых благодаря многочисленным переизданиям. Иллюстрации к каким сказкам вы видите перед собой?
Задания для проверочного теста
1 вариант
1. Выберите три литературных жанра, относящихся к устному народному творчеству:
поэма; песня; загадка;
повесть; поговорка; басня.
2. Найди пословицы о труде:
Горька работа, да сладок хлеб. Близок локоть, да не укусишь. Всяк паучок знай свой уголок. Труд человека кормит, а лень портит. Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.
3. Найди среди четверостиший скороговорку:
Раз, два, три, четыре, пять, Вышел месяц погулять. А за месяцем луна, Оставайся ты одна.
На дворе трава. На траве дрова. Раз дрова, два дрова, Три дрова.
4. Однажды мальчик Варфоломей встретил старца монаха, который помог ему выбраться из леса. И этот мальчик решил тоже стать монахом. Какое новое имя он получил и прославился на всю Русь? (Сергий Радонежский, Пересвет, князь Олег)
5. Красивая рисованная буква, с которой начинается текст в книге. (Заглавная, главная, буквица.)
VII. ТестированиЕ
2 вариант
1.Выберите три литературных жанра, относящихся к устному народному творчеству:
загадка; пословица; рассказ;
повесть; песня; юмореска.
2.Найди среди предложенных пословицы о Родине: Своя земля и в горсти мила. Лучше синица в руке, чем журавль в небе. Друг в беде — настоящий друг. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Глупа та птица, которой свое гнездо не мило. .
3. Найди среди четверостиший считалку:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел месяц погулять.
А за месяцем луна,
Оставайся ты одна.
Богат Ермошка —
У него собака да кошка.
Петушок да курочка,
Селезень да уточка.
4.Одним из первых русских летописцев был… . ( Сергий Радонежский, монах Киева- Печерского монастыря Нестор, Илья Муромец.)
5. Ими покрывались стены храма. Так называют изображения, сделанные красками на сырой штукатурке. Эти изображения рассказывали о жизни Иисуса Христа и святых. О чем речь? (Гобелены, фрески, картины)
Взаимопроверка учащихся.
VIII.Итоги урока
-Сколько малых фольклорных жанров в устном творчестве русского народа?